Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема истины в философии и ее интерпретация. Особенности научной истины
Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Такое определение дается в словаре «Современная философия». Однако, всегда ли употребляется такое определение? Споры, которые все еще ведутся вокруг понятия истины носят не терминологический, а мировоззренческий характер. Чаще выделяются следующие основные концепции истины: соответствия (корреспонденции), когеренции и прагматичности (практичности). Наиболее известной концепцией истины является концепция соответствия (корреспонденции) знания действительности, или классическая теория истины, идущая от Платона, Аристотеля, а также разрабатываемая Гегелем, Фейербахом, Марксом и др. Одно из первых определений истины в европейской теории познания принадлежит Аристотелю. «Говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно есть, - значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и не-сущее не есть, значит говорить истинное». Классической концепции свойственен гносеологический оптимизм, уверенность в том, что человек может осуществить адекватное воспроизведение действительности в форме знания. Позже в марксистской философии понимание истины как соответствия знания действительности было дополнено указанием на роль практики в этом процессе. Согласно классической концепции истина - это соответствие наших знаний объективной действительности, которое устанавливается общественно-исторической практикой. Однако эту концепцию истины сложно называть непогрешимой, т.к. возник ряд трудностей. Ее сторонники полагали, что: действительность, которая является предметом познания, не зависит ни от субъекта, ни от условий среды; мысли, знание могут быть легко приведены в однозначное соответствие с действительностью; имеется интуитивно ясный критерий, позволяющий установить, соответствует ли знание реальности; истина непротиворечива. Все эти постулаты нуждались в критическом переосмыслении. Попытки совершенствования классической концепции привели к формированию диалектико-материалистической концепции истины, а также к семантическому определению истины логиком А. Тарским. Диалектико-материалистическая концепция истины базировалась на принципах активного отражения действительности признания объективности истины, а также на раскрытии механизмов процесса постижения истины. Истина, раз она является отражением объективного мира, включает в себя содержание, не зависящее от человека и человечества. По форме наши знания субъективны, они представляют собой продукт познавательной деятельности. По содержанию же истины объективны - это содержание есть отраженная реальность, а сама реальность не зависит от человека. Поэтому всякая истина представляет собой объективную истину. Признавать объективную истину значит признавать, что мир существует независимо от нас, объективно и что наше знание способно адекватно отразить мир.Если принцип объективности характеризует истину со стороны ее содержания, то механизмы процесса достижения объективной истины передаются через диалектику абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина - неполное, приблизительно верное знание об объекте. И абсолютная, и относительная истины включают в себя момент объективности. Признание объективности истины приводит к выводу - внутри относительной истины должна содержаться абсолютная истина. Также одним из принципов диалектического понимания истины - ее конкретность. Это такое свойство истины, которое основано на знании реальных связей и закономерностей объекта, учете условий, места, времени, в котором сформулированы истины. Главным, решающим критерием истины является практика, т.е. материальная предметно-чувственная деятельность человека, направленная на реальное преобразование мира - природного и социального. Разумеется, этот критерий тоже не абсолютен. Практика носит всегда конкретно-исторический характер, развивается, совершенствуется, конкретизируется. Одной из попыток совершенствования классической концепции является семантическое определение истины, данное А. Тарским в его работе «Понятие истины в формализованных языках». Тарский считал, что любая реконструированная формулировка понятия истины должна соответствовать классическому ее определению и отвечать двум требованиям: материальной адекватности и формальной непротиворечивости. Когерентная концепция считает знание истинным в том случае, если оно внутренне самосогласованно, логически непротиворечиво. Причем в одних случаях этот признак рассматривается как единственный критерий истины (О. Нейрат), в других же истина понимается как соответствие знаний действительности, но критерием этого соответствия выступает их внутренняя непротиворечивость (Н. Решер). Главная проблема этой концепции состоит в том, что самосогласованность и непротиворечивость знания далеко не всегда означает его совпадение с реальностью. Практический опыт взаимодействия с действительностью утрачивает свое значение в качестве контрольной инстанции. Вместе с тем принцип когерентности успешно используется в математике. Прагматическая концепция исходит из функционального понимания истины, ее эффективности и полезности для достижения целей субъекта (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи и др.) Как писал Джемс: «Истиной прагматизм признает то, - и это единственный его критерий истины - что лучше всего " работает" на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни». Он отмечал, что именно в этом и заключается для истины согласие с действительностью. Истина выступает мерой адаптации действительности к человеческим потребностям и интересам. Однако возникает вопрос субъективизации истины, ведь каждый может считать истинным то, что привело его к намеченной цели, даже ложь. Тогда можно назвать справедливым принцип «Цель оправдывает средства» с его зачастую антигуманной направленностью. Достоинство концепции прагматизма в ее реалистичности, жизненном подходе. На современном этапе рассмотренные концепции можно считать дополняющими друг друга, поскольку они фиксируют внимание на разных аспектах истинного знания: его связи с реальностью (классическая концепция), строения и организации (когерентная), операционном значении (прагматическая). Распространен принцип множественности истинных определений, относящихся к одному явлению. Современное понимание истины все еще дополняется новыми подходами и принципами. Современная гносеология оперирует и такими понятиями как «степень истины», «частичная истина», «приблизительная истина», «правдоподобие», «вероятность», «менее и более ложные суждения». Понятие же абсолютной истины в философии разработано недостаточно, за исключением метафизической, идеалистической ее ветви, где абсолютная истина, как правило, соотносится с представлением о Боге как исходной творящей и созидающей силе. Выделяют также понятие научной истины, поскольку наряду с научными истинами существуют истины, принадлежащие обыденному знанию. Как отмечает Э. М. Чудинов, различие между этими двумя видами знания - обыденным и научным является существенным. Обыденное знание сводится к констатации явлений и корреляции между ними. Научное же знание ориентировано на исследование закономерностей. Научные истины связаны с теоретической формой отображения мира. Ученые понимают истину как главную цель научных исследований. Научная истина - это знание, которое отвечает требованиям двоякого рода: во-первых, оно соответствует ряду критериев научности. Из всех признаков научности истины можно выделить основные: специфические формы системности знания, которыми пользуется наука, и проверяемость научного знания. Именно они имеют основополагающее значение для понимания специфики научной истины и тех ее проблем, которые выдвигает современная наука.
42. Сущность и содержание процесса познания. Взаимосвязь субъекта и объекта в процессе познания. Теория познания Потребность в знаниях — одна из неотъемлемых характеристик человека. Вся история человечества может быть представлена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний — от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования информации в компьютерной сети. Современный этап развития общества обычно рассматривается как переход от индустриального общества (основанного на производстве товаров) к обществу постиндустриальному, или информационному (основанному на производстве и распределении знания). В информационном обществе ценность знаний и способов их получения постоянно увеличивается: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информации исчисляется терабайтами. В таких условиях проблемы познания приобретают все большую значимость. Наиболее общие вопросы познания разрабатываются разделом философии, который называется гносеологией (от греч. gnosis — знание + logos — учение), или теорией познания. Познание в целом — творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знании о мире. Часто познание требует от человека убежденности в своей правоте и особого мужества: многие ученые за свои идеи шли в тюрьмы и на костры. Таким образом, познание имеет социальную природу: оно обусловлено внутренними потребностями общества, целями, ценностями, убеждениями людей. Так как познание является деятельностью, оно имеет общие черты с другими видами деятельности — трудом, обучением, игрой, общением и т.д. Поэтому в познании можно выделить элементы, характерные для любого вида деятельности, — потребность, мотив, цель, средства, результат. Познавательная потребность является одной из важнейших в структуре потребностей человека и выражена в любопытстве, стремлении к пониманию, духовных исканиях и т.д. Стремление к неизвестному, попытки объяснить непонятное — необходимый элемент жизни человека. Мотивы познания разнообразны и, как правило, практичны: мы пытаемся узнать что-то о предмете для того, чтобы понять, как его можно использовать или как добиться более эффективного его использования. Но мотивы могут быть и теоретическими: человек часто получает удовольствие просто от решения запутанной интеллектуальной проблемы или открытия чего-то нового. Цель познания - получение достоверных знаний об исследуемых предметах, явлениях, о мире в целом. В конечном счете познавательная деятельность направлена на достижение истины. Истина в классическом понимании есть соответствие знаний о действительности самой действительности. Средства познании в науке именуются методами исследования. В их числе можно назвать наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, анализ и т.д. (ниже они будут рассмотрены подробно). Действия в процессе познания также многообразны. Например, в научном познании принята такая последовательность действий: выдвижение проблемы, постановка гипотезы, выбор методов, изучение проблемы, выработка теории. Результат познания — это собственно знания о предмете: его внешних и внутренних характеристиках, свойствах, элементах, связях, историческом развитии и т.п. Отметим, что иногда можно достичь результата, не ставя перед собой осознанных целей поиска истины. Знания могут быть побочным следствием другой деятельности. Н ап ри мер, представления о свойствах разных материалов можно получать в процессе труда или игры. Поэтому можно говорить, что познавательная деятельность вплетена во все другие формы деятельности. Философия познания В системе многообразных форм отношения человека к миру важное место занимает познание или приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе. Познание — это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. “ Гносеология ” — слово греческого происхождения (гнозис — знание и логос — слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а также на многие другие. В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г. Совершенствование средств познания — неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый план и становится определяющей в развитии философской мысли. Вначале познание выступает в наивных, порой весьма примитивных формах, т.е. существует как обыденное познание. Его функция не утратила своего значения до сих пор. По мере развития человеческой практики, совершенствования навыков и умения людей в постижении реального мира важнейшим средством не только познания, но и материального производства становится наука. Выявляются принципы научного познания, которые легли в основу формирования и организации научного мышления. При этом выделяются общефилософские принципы, распространяющиеся как на мир в целом, так и на сферу познания (отношение человеческого познания к миру), принципы специального научного мышления и принципы специальных научных теорий. Одним из самых мощных факторов, преобразующих жизнь общества, в XX в. стала наука (подробнее о науке как форме общественного сознания речь пойдет в теме 5). Это, в свою очередь, превратило ее саму в объект тщательного и скрупулезного изучения. Развернулся широкий фронт исследований, в центре которых оказалась познавательная деятельность человека и общества. Психология научного творчества, логика науки, социология науки, история науки, наконец, науковедение — таков лишь краткий перечень специальных дисциплин, изучающих различные отрасли и формы познания. Не осталась в стороне и философия, образовав широкую сферу, получившую название философия науки (включив в себя ряд подразделов: философия биологии, философия физики, философия математики). |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы