Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Слафянофилы и западники в духовной жизни России начало 19-ого века.
Этапы русской религиозной философии: - Первый период охватывает 30-е и 40-е годы, середина XIX века. Этот период стоит под знаком влияния на русскую мысль германского идеализма, и связан больше всего с именами А. Хомякова и И. Киреевского, которыми была заложена основа современной религиозной философии и начертана ее программа. - Второй период совпадает с последней четвертью XIX века. В центре тут - Вл. Соловьев, кроме того - Достоевский и Л. Толстой, К. Леонтьев, Н. Федоров и другие. В этот период Вл. Соловьевым была создана первая в истории русской мысли философская система. - Третий период захватывает конец XIX века, но совпадает более всего с тем временем начала XX века, за которым уже утвердилось имя русского культурного ренессанса. Он связан с целой плеядой имен: братьев С. Н. и Е. Н. Трубецких, В. В. Розанова, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, П. БЭто время выхода двух знаменитых сборников - " Проблем идеализма" и " Вех", основания и активной деятельности религиозно-философских обществ в Петербурге, Москве и Киеве, время " духовной битвы", по слову о. Серпы Булгакова, против безбожного и материалистического миросозерцания значительных кругов тогдашней русской интеллигенции. Это годы подготовки целого ряда религиозно-философских систем. - Четвертый период - период эмиграции, начинающийся после революции 1917 года, которая внесла в русское сознание новые мотивы и критерии. Славянофилы (Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы): фундаментом мировоззрения является православие.Социальный идеал-монархия.Идеал нравственного мира человека они связывали с христианской общиной.Пропаганда людей альтруизма, а так же соединений православного и российского патриотизма.Они выступали против христианского права, но главными были принципы революционной борьбы, принципы классового мира и эволюционного прогресса путем реформ.Были споры: одни тревобали создания собственной религии, а другие аппелировали к религии Запада. Продолжателями являлись представители русской религиозной философии. Западники (Греновский, Чичерин, Корм, Герцен): фундаментом мировоззрения является установка на науку как развитие естествознания, а религия ставится под сомнение. Социальный идеал-демократия.Идеал человека-установка на разумный эгоизм(развитие предпринимательства). Главное внимание западники сосредотачивали на общественно-политической борьбе, но к идее революции относились очень осторожно. В среде западников наметился раскол, связанный с отношением к религии: одни атеисты, а другие тяготели к религии.Скептически относились к роли православия и не видели в нем основу для будущего развития России.Филосовские вопросы их не интересовали.Для них как и для славянофилов характерно теоретически освоить историю России в сравнении с Европой, осуждение крепостного права, самодержавия, отрицали философское сдержательство. 17.Материализм и диалектика русских революционеров-демократов.МАТЕРИАЛИЗМ РУССКИХ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ДЕМОКРАТОВ — философское направление периода падения крепостного права в России. Его представители — Белинский, Герцен, Огарев, Чернышевский, Добролюбов, Антонович, Писарев, Шелгунов и др. Их мировоззрение представляет собой попытку преодолеть буржуазную философию с позиций революционной крестьянской демократии. В теории познания мыслители-демократы исходили из принципа познаваемости мира, отвергали агностицизм и субъективизм. Так, Герцен в «Письмах об изучении природы» не только обрисовал специфику и диалектику постижения Действительности в понятиях, по и поставил вопрос об объективной основе логических форм мышления. По Чернышевскому, лишь диалектика выбивала почву из-под ног у т. наз. «субъективного мышления». Благодаря диалектике «вместо прежних односторонних понятий о предмете, мало-помалу являлось полное, всестороннее исследование и составлялось живое понятие о всех действительных качествах предмета». Революция 1848—49 гг. в Европе явилась для русских революционных демократов, особенно для Чернышевского, исходным моментом в преодолении идеалистического понимания общества. Исторические события показали им, что общество расколото на враждебные «сословия», борьба между к-рыми ведется прежде всего из-за материальных интересов. В столкновении эксплуататоров и эксплуатируемых, «дармоедов» и «простолюдинов» они увидели главную движущую силу социального развития. Вслед за Фейербахом русские революционные демократы исходили из индивида как первичной предметной реальности, несущей в себе все свойства «человеческого». Однако старое воззрение на «жизнь отдельного человека» и общества в целом уже не удовлетворяло русских материалистов. По мнению Чернышевского, в жизни человека чрезвычайно важную роль играет «материальный быт», к-рый выступает в качестве «коренной причины почти всех явлений и в других высших сферах жизни». 18. Русская религиозная философия 19-ого начала 20-ого веков. Оригинальные поиски русской философской мысли продолжались на протяжении ХVI - ХVIII вв. Эти поиски проходили в атмосфере противоборства двух тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития Европейской культуры. Представители этой тенденции считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь. Идеологию западников поддерживали такие авторитетные мыслители и общественные деятели как В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен.СЛАВЯНОФИЛЬСТВО Славянофильство как одно из главных направлений политической и философской мысли ХIХ в. оставило заметный след в духовной истории страны. Славянофилы создали социологическую и философскую концепции, в которых придали своеобразную форму русскому национальному самосознанию. Они поставили проблемы России и Запада, особого пути России, общины и государства, положили основание русской религиозно-идеалистической философии второй половины XIX в. Главная фокусирующая задача славянофильства заключена в поисках места культуры русского народа в системе культур Запада и Востока. 19. Марксистская философия. Основные идеи философской концепции Маркса и Энгельса. ксистская философия, и в этом одна из ее специфических черт, возникшая как составная более широкого учения - марксизма. К его слогу, кроме философского учения, входит также теория экономического развития общества - политическая экономия и теория социально-политического развития-- " научный коммунизм". Эти три слогу нового мировоззрения внутренне взаимосвязанные, дополняют одна одну и понять философское учение марксизма можно лишь в контексте их взаимосвязи и взаимодействия. Марксизм - одна из немногих попыток в истории человечества даты целостное понимание объективного мира и места и роли человека в нем, показать взаимосвязь материального и духовного миров, объективной и субъективного, природы и общества, раскрыть законы развития природы, общества и человеческого мышления. Причем, - это попытка объяснить и изменить мир на практике согласно сформулированным целей и идеалам вместе с тем. Возникновение марксизма было детерминировано конкретными социально-экономическими и политическими предпосылками. В конце XVIII ст. в Англии, к тому времени экономические страны Европы, начался промышленный переворот, который в XIX ст. охватил другие европейские государства. Возрастал объем промышленного производства, строились новые фабрики, увеличивалась численность наемных работников. На смену феодализма широким фронтом шел капитализм. Формировались новые классы - буржуазия и пролетариат. Все более сильной становилась эксплуатация нанимаемой работы со стороны буржуазии, бездна между богатством и бедностью. В среде рабочего класса возрастает неудовольствие состоянием дел. Постепенно оно перерастает в забастовки, организованные выступления против существующего экономического и политического порядка |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы