Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философское учение о материи. Современная наука о единстве и многообразии мира.



Материя — первооснова бытия, она бесконечна в пространстве и времени и не зависит от нашего сознания. Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Существует и другая точка зрения, согласно нужно отказаться от представления о материи как субстанции - гносеологический признак материи. Материализм понимает материю как единственно существующую субстанцию. Она несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна. Материя обладает следующими свойствами: конечностью и бесконечностью, прерывностью и непрерывностью, системностью, массой и энергией и т. д. Но важнейшими свойствами являются: пространство; время; движение как способ существования материи. Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность обуславливают движение материи, которое является основным способом её существования. Общие свойства пространства и времени: объективность, всеобщность. Понятие материи прошло несколько этапов в своём историческом развитии: этап наглядно - чувственного её представления. Всё существующее считалось модификацией этих стихий. Этап вещественно-субстратного представления о материи. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, в том числе свойством неделимости. Этап философско-гносеологического представления о материи. Постановка вопроса о материи как субстанции может стимулировать разработку общенаучных понятий. Невозможно, к примеру, полно раскрыть причинность без обращения к физическим взаимодействиям, понятиям " вещество", " энергия" и др. Для раскрытия собственно философских понятий необходимо привлечение понятий, касающихся всей природы. Очень важно, например, установить критерии физического существования, в том числе с целью отграничения " материального" от теологических феноменов. В не меньшей степени это касается также связей философии с психологией, социологией, гуманитарными науками. Марксизм при рассмотрении вопроса о единстве мира исходит из того, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и что движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени.

20.Проблема бытия в философии. Многообразие форм бытия. Проблема бытия – важнейшая проблема философии. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей– я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзестенционазизме философия отождествляется с полной свободой. Формы бытия: 1.Бытие вещей. «Первая» природа существует до, вне и совершенно независимо от сознания человека, независимо от его воли и субъективных желаний. «Первая» природа является реальностью объективной и первичной. Человек не удовлетворенный тем, что ему дает «первая» природа, соединяя свой труд с веществом природы, создает «вторую» природную – комплексную реальность. Она также объективна, воплощает в себе, опредмечивает человеческие идеи, цели. 2.Бытие человека. Бытие отдельного человека – единство тела и духа. Существование человека не надприродное, но и не только природно-телесное. Специфика существования человека в переплетении, взаимодействии трех разных бытийственных измерений заключается в том, что: а)отдельный человек реально существует как данная мыслящая и чувствующая вещь (тело); б)человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo Sapiens и взятая на данном витке его эволюции; в)человек существует как социально-историческое существо. 3.Бытие духовное. Различают два вида. Индивидуализированное духовное бытие включает в себя сознание и бессознательное. Результаты деятельности сознания и вообще духовной деятельности конкретного человека могут отделяться от него самого, и тогда возникает объективированное духовное бытие. Оно материализуется в словах, звуках, знаках естественного и искусственного языков (книги, формулы, ноты и звучание музыкальных инструментов) 4.Бытие социальное. Включает в себя и материальную и духовную жизнь общества (общественное бытие и общественное сознание). Основу социального бытия состовляет практика как специфически человеческий способ бытие в мире, суть которого в преобразовании материального мира как природного, так и социального.

1Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на природное бытие во всем его многообразии, и материальное бытие, созданное человеком;

2Материальное бытие человека, в котором можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа;

3Духовное бытие. Включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность;

4Бытие общества или иначе, социальное бытие.

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Три закона диалектики, их характеристика.

Диалектика - это формальная логика в развитии. В отличие от простого материализма, этот способ мышления на некотором этапе признаёт и идеализм. Связи и зависимости, существующие между предметами и явлениями, изучаются различными науками. В поле зрения каждой из них находятся определенные предметы и явления, а следовательно, и определенные связи между ними. Всякая наука, изучая многообразие связей предметов и явлений, вычленяет прежде всего те из них, которые наиболее важны для данных предметов и явлений, которые управляют происходящими в них процессами. Эти связи называются законами.

«Три закона диалектики»:

1 Закон единства и борьбы противоположностей ( Энгельс определяет категории качества, количества и меры. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Количество есть определенность, «безразличная для бытия» — внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. То есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Классическим примером перехода от количественных изменений к качественным являются превращения лёд — вода — пар.

2 Закон перехода количественных изменений в качественные ( Основой всякого развития, с точки зрения Энгельса, является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность. Другой стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимоотрицании.

3 Закон отрицания отрицания (по Энгельсу, результат определенного цикла процесса развития и его направленность. Процесс развития, движения носит поступательно-повторяемый характер. Поступательность и повторяемость придает цикличности спиралевидную форму. Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления первоначального уничтожения старого качества, после переосмысления его и принятия в какой-то мере того, или чего-нибудь из того, что было накоплено на предшествующей ступени. Т.о., каждый виток процесса развития становится иным по своему содержанию и направлению, развитие продвигается закручиванием. Логическое отрицание отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении, оно равнозначно утвердительному.)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь