Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Материалистическое понятие истории. Понимание общественного бытия и общественного сознания.



Это не помешало историческому материализму стать одной из теоретических систем, наиболее догматических, замкнутых и претендующих на универсальные объяснения. Принцип редукции, сведения духовного к материальному, объяснение всей социальной жизни из материальных ее аспектов, дополняется в историческом материализме указанием на необходимость учета обратного воздействия сознания на бытие. Главные постулаты материалистического понимания истории, многозначны и тавтологичны. Даже такие базовые понятия, как “материальное” и “бытие”, чрезвычайно многозначны и туманны. Маркс исследовал не одностороннее воздействие базиса на надстройку, а взаимодействие экономических и неэкономических институтов и взаимодействие последних между собой.

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ. Обществ. бытие — это материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие вместе со становлением человеч. общества и существующие независимо от обществ. Сознания. Обществ. сознание — духовная сторона историч. процесса — представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определ. внутр. структурой, включающей различные уровни. Историч. материализм исходит из того, что обществ. сознание, как и сознание вообще, есть отражение бытия. Т. е., обществ. сознание в качестве самостоят. целостности оказывает активное обратное влияние на обществ. бытие и всю обществ. жизнь. Оно служит одним из необходимых факторов и условий решения встающих перед обществом проб-лем. Сила его воздействия зависит от полноты и точности отражения в обществ. сознании реальных закономерностей и потребностей обществ. развития, от конкретных условий и объективных возможностей изменения обществ. бытия, от связи сознания с практич. деятельностью. Роль обществ. сознания в практич. деятельности масс особенно возрастает в условиях социализма. Поскольку развитие социализма связано с познанием и использованием объективных экономич. и социальных закономерностей, то в этих условиях значительно расширяются возможности сознат. воздействия на обществ. бытие, достижения сознательно поставленных целей общества.

25.Взаимодействие общества и природы. Критика географического направления в социальной философии. Частью мира является человек. С материальным миром, с природой у него сложились определенные связи и отношения. Без природы и вне природы человек не существует и существовать не может. Природа же может существовать и без человека. И, как известно, так оно довольно длительное время и было, природа существовала, не зная не только человека, но и жизни вообще. Человек появился на определенном этапе эволюции природы как продукт ее развития. Породив человека, природа вместе с тем сохранила за собой материальные основы его существования. Человек находится в постоянном контакте с природой, в зависимости от нее. Без этого контакта с природой, с миром он не может поддерживать состояние жизни, он просто умрет. Таким образом, физическая жизнь человека неразрывно связана с природой, с материальным миром.
Природа - совокупность естественных условий существования человеческого общества, на которую прямо или косвенно воздействует человечество.
- Природа - I - преобразованные человеком экосистемы (поля, сады и т.п.) не способные к самоподдержанию в течении длительного времени.
- Природа - II - искусственно созданные системы окружающей человека среды (урбокомплексы, внутриквартирные и т.п.) не способные к самоподдержанию даже в относительно короткие промежутки времени.
- Природа - III - (дикая природа) участки природы, не нарушенные хозяйственной деятельностью человека, т.е. на которые человек влияет лишь как биологическое существо.
Природные ресурсы - это природные объекты и явления, которые человек использует в процессе труда.
Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Кроме этого, природа в своем многообразии стимулирует развитие общества, поскольку освоение ее богатств способствует общественному совершенствованию.
Во втором случае, общество выступает условием изменения сложившихся естественно-природных комплексов и созидания новых. Воздействие общества на природу представляет собой единство разрушения и созидания.
Основные формы взаимодействия общества и природы:
- природопользование - использование полезных свойств природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека;
- охрана окружающей природной среды (ОПС) - сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов ОПС;
- обеспечение экобезопасности - защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.
Правовая защита природы

29.Обществосоциологический закон об определяющей роли материального производства в жизни общества. Теория факторов и экономического материализма. Законы об определенной роли в жизни общества: Почему материальное производство является определяющим в развитии общества. Состояние материального производства определяется удельным весом естественных и демографических процессов в жизни общества, 2. Производство материальных благ – необходимое условие, предпосылка для удовлетворения материальных потребностей людей. 3. Материальное производство является предпосылкой и для удовлетворения духовных потребностей. 4. Материальное производство выступает предпосылкой и основой для зарождения, возникновения, развития у чел. новых потребностей. Вывод: В процессе материал. производства человечество создает новую соц. среду, создается новый чел. с новыми потребностями. Взаимосвязь между матер. производством и другими сторонами общества является объективной. Она существует не зависимо от того знают о ней люди или нет. Она устойчива и повторяема в развитии общества. Матер. производство является определяющей стороной в жизни всех народов, на всех этапах их развития. Экономический материализм и теория факторов. . материализм. — Так называется социологическая теория, главным тезисом которой служит обоснование всего культурного и социального развития исключительно на одном экономическом факторе. Теория факторов - социологическая идея, говорящая о том, что общественное развитие определяется взаимодействием многих факторов: экономики, науки, техники, религии, морали и т.д.; в разные периоды развития общества ведущим является какой-то один из таких факторов или их группа. Напр., в Средние века социальная жизнь определялась прежде всего религией и традицией; в индустриальном обществе ведущим фактором является развитие науки и техники. Теория сложилась в кон. 19 — нач. 20 в. как реакция на неудачные попытки объяснить общественное развитие решающим воздействием какого-то одного, остающегося постоянным Эта теория социальной теорией не является, а представляет собой только общую, рекомендацию по построению теории социального развития. Не будучи научной теорией, она не способна служить основанием ни для объяснения (предсказания) социальных явлений, ни для их понимания.

38.Относительная самостоятельность развития общественного сознания. Идеализм и вульгарный социологизм по этому вопросу. Общественное сознание определяется общественным бытием, но в то же время обладает относительной самостоятельностью, которая проявляется в разных планах:
1) оно имеет внутреннюю логику развития и поэтому может отставать от уровня общественного бытия или опережать его;
2) оно обладает преемственностью и активно воздействует на общественное бытие;
3) разные стороны общественного сознания развиваются неравномерно – одни быстрее, другие медленнее.
Идеалисты абсолютизируют самостоятельность общественного сознания, отрывают его от общественного бытия. Другая крайность – вульгарный материализм – отрицает относительную самостоятельность общественного сознания, прямо и непосредственно выводя его из общественного бытия.

36.Субъекты истории. Народ и выдающаяся личность их роль в истории. Субъекты истории – это народ, нация, масса, толпа, социальные классы, выдающиеся личности. Обычно, термин «народ» используют в трех смыслах. Во-первых, данное понятие охватывает всех людей, населяющих какую-либо страну. Во-вторых, народ – это трудящиеся, создающие материальные и духовные ценности и неприсваивающие чужой труд. В-третьих, народ – организованное целое, имеющее единую психологию (менталитет), культуру, традиции, обычаи, единую территорию, общие экономические связи и т.д. Это устойчивая общность людей со своими «этническими» интересами. Нация есть совокупность людей, имеющих одно общее отечество. Массы – ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения Толпа есть нечто неорганизованное, случайное скопление людей, руководствующихся не столько разумом, сколько чувствами и эмоциями, в ней доминирует стадное сознание Представления о том, что именно личность творит мировую историю, базировались на идеалистическом понимании развития человеческого общества, согласно которому идеи правят миром Существуют разные точки зрения по поводу того, кого считать выдающейся личностью. Прежде всего, следует подчеркнуть, что великими людьми не рождаются, ими становятся. Сам человек должен обладать гениальным умом, выдающимися чертами, необходимыми для выполнения больших и ответственных задач. Роль личности в истории зависит также и от того, какое политическое и социальное положение она занимает в обществе. В значительной мере роль личности определяется и состоянием цивилизованности общества, политической культурой народа.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь