Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Правосознание и право, их соотношение. Задачи создания в обществе правового государства ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Право является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования изменяются по мере развития самого общества – носителя правосознания. В свою очередь, правосознание есть одна из форм общественного сознания, представляющая собой сложную систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям и поведению людей в сфере права. Правосознание формируется на фоне сложившихся в обществе реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества. Все они в совокупности подвергаются анализу и оценке. Следовательно, правосознание не только отражает действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений общественной жизни, которые объективно нуждаются в правовой регламентации. На основе правовых установок и ценностных ориентации, сопоставления своего поведения с правовыми установлениями осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению. Соотношение права и правосознанияВо-первых, правосознание представляет духовную предпосылку правотворчества. Законы, указы и другие нормативные акты, издаваемые государственными органами и должностными лицами, являются продуктом сознательной деятельности людей. Прежде чем создать тот или иной нормативный акт, люди должны иметь ясное представление об общих целях и задачах правового регулирования, понимать необходимость его принятия, умело формулировать его текстуальное содержание. Все это предполагает профессиональное правосознание лиц, уполномоченных от имени общества осуществлять правотворчество. Во-вторых, правосознание составляет непосредственное содержание государственной воли общества, образующей сущность права. В-третьих, правосознание является исходной основой исполнения и соблюдения норм права в точном соответствии с их смыслом. Если нормативные акты отражают потребности общества и соответствуют его представлениям о справедливости и необходимости их создания, то, руководствуясь своим правосознанием, люди сообразовывают свое поведение с требованиями норм права. В-четвертых, правосознание представляет исходную основу правильного применения норм права уполномоченными на то должностными лицами и органами государства. 41.Нравственность как форма общественного сознанияМораль (нравственность) есть особая форма общественного сознания, представленная совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности. Мораль – совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, принципов, убеждений и основанных на них норм поведения, регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающим. Структура морали богаче и включает в себя так же психологические моменты - эмоции, переживания и т.п. Как форма общественного сознания мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытно-общественном строе. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали - продукт исторического развития человечества. Они сформировались в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей. На развитие морали оказывают воздействие социально-политические отношения, другие формы общественного сознания. Моральные принципы и нормы в значительной мере определяются так же социально - экономическими условиями жизни общества. В развитии человечества отмечается нравственный прогресс, возрастание нравственной культуры. Принципы морали - это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в вид же норм, регулирующих поведение людей в определенных жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. 42.Искусство его структура и функция в обществе. Иску́ cство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. 43.Наука, ее роль в жизни общества. Пути превращения науки в непосредственную производительную силу. Нау́ ка — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. В качестве главных функций науки в жизни общества отметим: 1познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой -- познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, 2мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель -- разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания; 3производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство инноваций, новых технологий, форм организации 4культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. На современном этапе своего развития Н.-т. р. характеризуется следующими основными чертами. 1) Превращением науки в непосредственную производительную силу в результате слияния воедино переворотов в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до её производственного воплощения 44.Религия как форма общественного сознания. Гносеологические и социальные корни религии.Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, и оно подчинено конкретным общественно-историческим условиям. Религиозное сознание являлось ведущей формой общественного сознания в течение более, чем двух тысячелетий, вплоть до эпохи Просвещения. С развитием науки, философии, правосознания, морали, религия значительно уступает свои позиции. Религия не случайное явление в культуре человечества, а закономерно возникшая форма осознания человечеством окружающего мира и самого себя. Религия является отражением (хотя и фантастически) окружающей действительности, поэтому она развивается и изменяется одновременно с изменением самой жизни. Религиозное сознание как элемент в структуре религии взаимосвязано с другими ее элементами: религиозной деятельностью, отношениями и организациями. Как форма общественного сознания религиозное сознание находится во взаимодействии с другими его формам, и прежде всего такими, как нравственное сознание, эстетическое, правовое. Религиозное сознание специфично. Ему присуще прежде всего вера, эмоциональность, символичность, чувственная наглядность, соединение реального содержания с иллюзиями, диалогичность (диалог с Богом), знание религиозной лексики, воображение, фантазия. В структуре религиозного сознания важнейшим компонентом являются религиозные чувства. Религиозные чувства - это прежде всего эмоциональное отношение верующих к признаваемому объекту(Богу), ко всему, что связано с ним: местам, действиям, связям, друг к другу, и к миру в целом. Многие гносеологические корни религии являются общими для всякого илюзорного ложного сознания, будь то религия, идеалистическая философия или иная форма превратного сознания. Суть гносеологических корней всякого ложного сознания, связанных с познавательными процессами, можно сформулировать так: они состоят в абсолютизировании, раздувании субъективной стороны человеческого познания. Социальные корни религии — это те объективные условия общественной жизни, которые необходимо рождают и воспроизводят религиозные верования. Одни из этих условий связаны с отношениями людей к природе, другие — с отношениями между людьми.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы