Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Диалектические идеи возникли в древней философии как на Востоке, так и на Западе.



Само слово «философия» происходит от двух греческих слов «philia» -люблю и «sophia» - мудрость и буквально означает любовь к мудрости. Считается, что это понятие в употребление ввел древнегреческий философ и математик Пифагор ( VI в. до н.э.).

Какое место занимает философия в жизни общества, в системе культуры?

Жизнь человеческого общества протекает в двух сферах - материальной и духовной.

Материальная жизнь включает в себя взаимодействие между обществом и окружающей природой, материальное производство, социально-политическую деятельность людей, научно-экспериментальную и практико-техническую деятельность, материальную сторону семейно-бытовых отношений людей.

Духовная жизнь общества содержит семь основных форм:

1) политическое сознание;

2) правовое сознание;

3) нравственное сознание;

4) эстетическое сознание;

5) науку как форму общественного сознания (частнонаучное знание);

6) религиозное сознание (ему противостоит атеистическое сознание);

7) философию как форму общественного сознания.

Таким образом, философия является специфической формой духовной жизни общества, формой общественного сознания.

Культура объединяет две указанные сферы; культура - это все то, что создано человеком, в отличие от того, что дано природой. Различают материальную и духовную культуру.

Философия как форма общественного сознания занимает особое место в структуре человеческой культуры: она является синтетической формой общественного сознания. С одной стороны, философия вбирает в себя весь опыт социальной практики людей, с другой стороны, философия является квинтэссенцией (концентрированным выражением) духовной культуры.

Философия интегративная форма духовной деятельности. Она объединяет и обобщает разнокачественное знание (научное, политическое, нравственное и др.).

Философия имеет общие границы с другими формами культуры (политикой, правом, моралью, искусством, религией, наукой) и потому она несет на себе их печать. В многогранности философии источник ее многоликости, которая, однако, не устраняет ее специфики.

Философия нацелена на изучение всеобщего качественно-содержательного аспекта бытия и познания. Познавательная направленность философии на мир, общество, человека и сознание роднит ее с наукой.

При этом частные науки (физика, химия, биология, социология, психология и др.) изучают свойства и законы отдельных областей и уровней действительности. А философия пытается понять мир в целом, выявить его универсальные свойства и отношения, а также источники самого знания и все это через призму человеческого восприятия.

Философия выступает в качестве мировоззренческой науки. Она имеет «связь с научным знанием и мировоззрением. Философия и мировоззрение взаимосвязаны между собой, но их следует различать.

Мировоззрение - это совокупность взглядов, представлений и убеждений об окружающем мире в целом и о месте человека в этом мире. Носителями мировоззрения являются отдельный человек, социальная группа, общество в целом, специфика мировоззрения в том, что оно включает в себя убеждения, которые являются эмоционально-психологическим компонентом, побуждающим к действию.

Философия служит общетеоретическим ядром мировоззрения.

В целом философия выполняет рефлексивную функцию по отношению к духовной деятельности людей, выступает самосознанием культуры, служит живой душой культуры.

 

 

Зачатки философского знания возникают примерно 5 тысяч лет назад в Древнем Вавилоне и Древнем Египте. Философия как форма общественного сознания складывается позже - в VI - V вв. до н.э. в трех культурах: Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции.

Наиболее развитые формы в Древнем мире обрела греческая философия. В целом философия вырастает из религиозно-мифологического отношения к миру и противостоит этому мировоззрению. Характерными чертами возникающей философии, которые отличают ее от религии и мифологии и роднят с наукой, являются:

1. Рациональное отношение к миру и жизни человека.

2.Понятийная (категориальная) форма отражения действительности.

3. Теоретический уровень мышления.

4. Постановка проблем и попытка их решения.

5. Критическое отношение ко всем суждениям и высказываниям.

Философия возникает в период формирования рабовладельческого общества, когда происходит отделение умственного труда от физического. Бурное развитие философского знания в Древней Греции связывается с тем, что в это время там получает развитие рабовладельческая демократия, которая создает условия для свободной полемики.

Философское знание о мире формируется одновременно и в единстве с зарождающимся частнонаучным знанием. Поэтому философские представления на этом этапе сложно отделить от математических, астрономических, географических и других представлений (философами-учеными античности были Фалес, Пифагор, Демокрит, Аристотель и др.). Философия этого периода выступает как знание обо всем существующем знание. Это состояние философии и зарождающейся науки считается синкретичным, т.е. нерасчлененным, единым.

В своем развитии философия прошла ряд качественных этапов, что позволяет говорить об определенной периодизации истории философии: это древняя (индийская, китайская, античная греческая) философия, . Средневековая, эпохи возрождения и нового времени, французского просвещения, классическая немецкая, марксистская, русская религиозная (или русский космизм) и новейшая (современная).

С развитием науки и философии формируются их собственные предметы изучения. На протяжении столетий от философии " отпочковываются" математика, физика, химия, биология, в XIX веке - социология, психология, языкознание.

Предмет философии включает в себя следующие основные проблемы:

1. Проблема существования мира в целом и его формообразований,
отношение между бытием и небытием.

2. Выявление всеобщих, универсальных свойств и закономерностей
действительности.

3. Проблема соотношения материальных и духовных явлений, материи
и сознания.

4. Изучение закономерностей познавательной деятельности, ее форм,
способов, методологии.

5. Исследование общих законов и форм человеческого мышления.

6. Выяснение происхождения и сущности человека, цели и назначения
человеческого существования.

7. Определение сущности и общих закономерностей человеческого
общества.

8. Проблема ценностных отношений между человеком, обществом

и природой

 

 

С предметом философии тесно связана структура философского знания - совокупность взаимосвязанных разделов (учений) философии со сто­роны теории, метода и приложений.

 

Структура философского знания

 

Онтология - философское учение о бытии вообще, его видах и атрибутах (всеобщих, неотъемлемых свойствах).

Гносеология - философское учение о познании, его закономерностях, формах и средствах, истине и ее критериях.

Логика - философское учение о формах и законах человеческого мышления (в настоящее время существует как самостоятельная наука).

Философская антропология - философское учение о происхождении и сущности человека, смысле его жизни.

Социальная философия - философское учение о человеческом обществе в целом, его общих законах и перспективах развития.

Аксиология - философское учение о ценностях, их роли в жизни человека и общества.

Экологическая философия - философское учение о взаимосвязи общества и природы, человека и космоса (сформировалась в последней четверти XX в.)

Этика - философская наука о нравственности (с античности ее называют практической философией).

Эстетика - философская наука о прекрасном (древнейший раздел философии).

Методология - философское учение о методах познания и преобразо­вания действительности; совокупность методологических принципов.

На разных этапах развития философии различные учения (разделы) выходили на передний край, становились ведущими. Скажем, со времен Аристотеля преобладала онтологическая (метафизическая) проблематика, в новое время (особенно после работ Канта) возобладала гносеология, в современной философии проблемы этих разделов тесно переплетаются в феноменологии и экзистенциализме на основе интересов философской антропологии.

Функции философии в обществе выражают назначение философии. Функции философии в науке и общественной жизни в целом вытекают из ее предмета и структуры.

Основные функции философии:

1) мировоззренческая,

2) гносеологическая,

3) логическая,

4) методологическая,

5) воспитательно-образовательная.

 

 

Еще древние философы обратили внимание на то, что все существующие явления можно разделить на два принципиально различных вида. Это материальные и духовные (идеальные) явления. И те, и другие - виды бытия. Материальные явления существуют вне и независимо от сознания человека, идеальные явления связаны с сознанием человека, с его психической деятельностью.

Проблема соотношения материальных и духовных (идеальных) явлений получила название основного вопроса философии. Решение основного вопроса философии имеет смысл после определенного решения исходной философской проблемы, т.е. после того, как признано, что бытие существует.

Итак, дадим общую формулировку основного вопроса философии.

Основной вопрос философии (ОВФ) - это вопрос об отношении сознания к материи, духовных явлений к материальным.

ОВФ имеет две стороны (два подвопроса).

Первая сторона ОВФ - это вопрос о том, что является первичным: сознание или материя, духовные или материальные явления.

Вторая сторона ОКФ -это вопрос о познаваемости мира, иначе - это вопрос о том, способно ли сознание, мышление верно отразить материальный мир. Познаваем ли мир?

 

 

1. В зависимости от решения первой стороны ОВФ философы делятся на два больших философских направления: материализм и идеализм. В чем их отличие?

Материалисты считают, что первичной, изначальной является материя по отношению к сознанию, или иначе - материальные явления порождают сознание, духовные (идеальные) явления. В этом суть материализма.

Представители материализма:

школа чарваки, Левкипп (древнеиндийская философия, середина
I тыс. до н.э.);

Демокрит (древнегреческий философ, V - IV вв. до н. э.);

Фрэнсис Бэкон (английский философ, XVI - XVII вв.);

Дидро (французский философ-просветитель, XVIII в.);

Фейербах (немецкий философ, XIX в.) в книге «Сущность христианства» (1841) и др. утверждал вечный и бесконечный характер природы, доказывал, что дух есть лишь высший продукт материи;

марксисты (Маркс, Энгельс, их последователи, XIX - XX вв.).

Идеалисты считают, что первичными, изначальными являются духовные, идеальные явления по отношению к материальным, или иначе -сознание, дух определяет существование материальных явлений.

Различают две разновидности идеализма - субъективный и объективный идеализм.

Субъективные идеалисты за начальное, определяющее берут сознание человека, идеальное начало субъекта.

Представители:

Беркли (английский епископ, философ, XVIII в.);

Фихте (немецкий философ, XVIII - XIX вв.);

Мах (австрийский физик, XIX в.);

Гуссерль (немецкий философ, XIX - XX вв.) и др. феноменологи (XX в.);

экзистенциалисты (немецкие, французские и др., XX в.).

Именно с Джорджа Беркли сторонников субъективного идеализма начали называть идеалистами (это сделали французские философы-просветители). Он утверждал, что весь мир есть совокупность человеческих ощущений (" существовать значит быть воспринимаемым" ). Материя -- это ложное, абстрактное понятие. Чтобы уйти от солипсизма, признающего в мире существование сознания единственного человека, Беркли говорил, что источником согласованных ощущений (" идей" ) всех людей является Бог.

Объективные идеалисты утверждают, что первичным является нечеловеческое, мировое сознание, сверхъестественное духовное начало. Представители:

Платон (древнегреческий философ, V - IV вв. до н. э.);
Фома Аквинский (итальянский философ, XIII в.);

Гегель (немецкий философ, XVIII - XIX вв.);

неотомисты (итальянские, английские и др., XX в.).
Родоначальником европейского объективного идеализма считают Платона, который полагал, что природно-человеческий мир является воплощением духовного мира образов — эйдосов: мир вещей подобен тени на белой стене, отбрасываемой пламенем свечи, - миром вечных идеальных сущностей.

Объективный идеализм является философской основой религии, средневековые теологи на Западе и Востоке не раз ссылались на идеалис­тическую философию Платона и его последователей - неоплатоников.

В истории философии о различении материализма и идеализма, материалистов и идеалистов говорили Лейбниц, Беркли, французские просветители XVIII в., В.Соловьев, марксисты и др. философы, признающие одно первоначало, называются монистами.

Есть монисты-материалисты и монисты-идеалисты - это последовательные материалисты или идеалисты (например, Энгельс и Гегель). Кроме них, существуют философы, которые считают, что в основе мира лежат два независимых друг от друга начала - это дуалисты. Представители дуализма:

Декарт (французский математик и философ, XVII в.);

Кант (немецкий ученый и философ, XVIII в.).

Так, согласно Иммануилу Канту, наряду с объективным миром вещей существуют внеопытные формы сознания человека.

Также выделяются плюралисты, признающие множество независимых первоначал (немецкий математик и философ XVII в. Г. Лейбниц, английский философ XX в. К.Поппер и др.). Например, Готлиб Лейбниц создал «Монадологию» - умение, согласно которому мир образован бесконечным множеством духовных первоэлементов -монад.

2. При решении второй стороны ОВФ философы делятся на гносео­логических оптимистов, агностиков и скептиков.

Гносеологические оптимисты - это философы, признающие принци­пиальную познаваемость мира и его законов. Их большинство, к ним относятся все последовательные материалисты, а также многие идеалисты (среди них, например, Гегель).

Агностики - это философы, которые отрицают познаваемость мира и его законов. Как правило, среди них субъективные идеалисты (но не все). Представители:

Юм (английский философ, XVIII в.);

Кант (немецкий философ, XVIII в.).

Если Иммануил Кант отрицал познаваемость сущности вещей (" вещь в себе" ), которые существуют в объективном мире, то Давид Юм вообще отрицал возможность ответить на вопрос, существует ли внешний мир.

Скептики - философы, которые выражают сомнение в способности человека познать окружающий мир, достигнуть истинного знания. Представители:

софисты (древнегреческие философы);

Секст Эмпирик ( греческий философ и врач, III в.);

Декарт (французский математик и философ, XVII в.).

Рене Декарт говорил, что все предшествующее знание должно быть подвергнуто сомнению: «Не подлежит сомнению только то, что я сомневаюсь».

Наряду с исходной философской проблемой и основным вопросом философии есть еще один важный вопрос: " Каков мир? " Этот вопрос распадается на два вопроса.

1. Взаимосвязан мир в своих частях или разобщен?

2. Изменяется мир, развивается или неизменен?

В зависимости от ответов находится и метод познания этого мира. Что же такое метод познания?

Метод - это совокупность приемов, способов изучения объекта. Философский метод - это путь, направление познания мира. Говоря о роли метода в научном познании, Ф.Бэкон сравнивал его со светильником, освещающим дорогу путника в ночи.

Метод познания должен соответствовать природе исследуемого объекта. Метод вырастает из знаний об объекте исследования, поэтому метод тесно связан с теорией. Философский метод познания должен отвечать характеру, сущности познаваемого мира, что выясняется при решении вопроса: " Каков мир? " Этот вопрос делит философов на диалектиков и метафизиков (антидиалектиков).

Диалектики, отвечая на этот вопрос, формулируют два основных принципа:

1. Принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности предметов
и явлений.

2. Принцип всеобщности движения и развития.

При этом предполагается, что источник развития коренится в самих предметах, в их внутренней противоречивости. Представители диалектики.

Гераклит (древнегреческий философ, VI - V вв. до н. э.) говорил:

«Все течет, все изменяется. В воды одной и той же реки нельзя войти дважды». «Борьба - отец всего». Свойства переходят в противоположность: холодное в теплое, жизнь в смерть и пр.

Георг Гегель (немецкий философ, XVIII - XIX вв.) в работе «Наука
логики» (1816) в наиболее полной и систематической форме воспроизвел
совокупность диалектических категорий и исследовал содержание основных
законов диалектики: 1) закон перехода количества в качество; 2) закон
тождества (противоречия); 3) закон отрицания.

Гегель создал идеалистическую диалектику, согласно которой развивается не природа, а духовное начало - абсолютная идея.

Маркс, Энгельс и др. представители марксистской философии
(XIX - XX вв.), в свою очередь, разработали материалистическую диалектику, согласно которой способностью к саморазвитию обладает сам материальный мир. Применение диалектики к социальным системам и человеку в XX в. проведено представителями франкфуртской школы (Адорно, Маркузе, Фромм). Так, Т.Адорно в книге «Негативная диалектика» называет диалектику способом выявления противоречий в реальности. В негативной диалектике отрицание рассматривается как логика распада.

В соответствии с диалектическим пониманием мира формулировался и диалектический метод познания и преобразования действительности.

Другое понимание мира и другие ответы на вопрос " Каков мир? ", другой метод познания давали философы, стоящие на антидиалектических позициях. Этих философов со времен Гегеля (XIX в.) называют метафизиками.*

Метафизики, в отличие от диалектиков, не признают два указанных выше диалектических принципа. Для метафизиков мир фрагментарен, его части органически не связаны между собой, мир в целом статичен и неизменен; если же происходят изменения, то они носят только количественный, а не качественный характер, внутренняя противоречивость предметов отрицается,

Представители метафизики:

Древнегреческий философ Парменид (VI - V вв. до н.э.) утверждал: «Бытие неподвижно. Движение иллюзорно». Идеи Парменида пытался развивать его ученик Зенон (V в. до н.э.), который свои воззрения на мир сформулировал в виде трудноразрешимых проблем - апорий.

* Исходное значение понятия «метафизика» (от греч.) - " то, что идет после физики". Метафизикой изначально была названа " первая философия" Аристотеля - учение об умозрительно постигаемых началах бытия, о мире как целом. С XIX в. метафизикой стали называть и метод познания вечных и неизменных сущностей мира.

Апория Зенона «Стрела»:

Если пространство и время имеют предел делимости, т.е. далее неделимые отрезки, то траектория полета стрелы складывается из участков, в каждом из которых стрела покоится. Отсюда сумма состояний покоя дает результат: «Летящая стрела покоится».

Пытаясь доказать кажущийся характер реального движения, Зенон фактически доказывал его противоречивый, диалектический характер. Здесь диалектика дает о себе знать вопреки метафизике.

В новое время, начиная с XVI - XVII вв., происходит бурное развитие частных наук, их отпочкование от философии, для естествоиспытателей и философов мир как бы распался на отдельные невзаимосвязанные области. Философские учения Ф.Бэкона, Гоббса, Локка и др. в целом носят недиалектический характер. Подавляющее число материалистов вплоть до Фейербаха (XIX в.) развивали метафизический стиль мышления, использовали метафизическую методологию.

Итак, наиболее широкими направлениями в философии следует считать парадигмы философии бытия и небытия, материализм и идеализм, гносеологический оптимизм, агностицизм и скептицизм, диалектику и метафизику, кроме того, следует назвать рационализм и эмпиризм (сенсуализм).

Закон отрицания отрицания

Основными категориями закона отрицания отрицания являются понятия " диалектическое отрицание" и " отрицание отрицания".

Диалектическим отрицанием называется всякое реальное изменение, ведущее к переходу в новое качество. Диалектическое отрицание характеризуется:

1) внутренней закономерностью (имманентностью);

2) отбрасыванием старого, отжившего;

3) преемственностью, связью с предшествующим состоянием;

4) переходом от низшего к высшему;

5) переходом как бы в свою противоположность.

Диалектическое отрицание следует отличать от метафизического понимания отрицания.С точки зрения метафизиков, отрицать - значит отбросить, уничтожить, игнорировать предшествующую стадию развития. (Таковы взгляды анархистов на государство, пролеткульта на культурное наследие прошлого.)

В процессе развития вслед за первым диалектическим отрицанием идет второе диалектическое отрицание. Это и есть отрицание отрицания. Второе отрицание приводит к завершению цикла развития. Таким образом, цикл развития, как правило, состоит из трех фаз:

1) начальное состояние;

2) отрицание начального состояния, переход в новое качество, как бы
противоположное начальному;

3) отрицание нового качественного состояния, переход в новейшее качество, как бы противоположное новому, а следовательно, якобы возврат к первоначальному состоянию, но на более высоком уровне.

Далее трехфазностъ цикла может повторяться. Примеры циклов:

1) в периодической системе элементов Менделеева: неметалл — металл -
неметалл;

2) в биологии: зерно - стебель - колос;

3) в философии: наивный материализм и стихийная диалектика древних -
механистический и метафизический материализм - диалектический мате­риализм.

В целом процесс развития принимает спиралеобразный характер.

Таким образом, закон отрицания отрицания характеризуется:

1) ярко выраженной преемственностью,

2) поступательностью,

3) спиралевидностью.

Этот закон нацеливает на поиск соответствия между новыми и старыми научными теориями, требует бережного отношения к культуре предшествующих поколений.

Закон отрицания отрицания интегрирует все три основных закона диалектики, показывает их единство, т.к. диалектическое отрицание соответствует разрешению противоречия и качественному скачку, - все это разные стороны единого процесса развития

 

Особенности метафизического понимания мира, основанного на неразвитом естествознании XVII-XVIII вв., можно свести к трем главным чертам:

1. Вещи рассматриваются как обособленные друг от друга, без взаимосвязи и взаимопереходов. Так, согласно взглядам великих биологов К. Линнея (1707-1778) и Ж. Кювье (1769-1832), биологические виды абсолютно статичны: одни виды не могут возникать из других или каким-либо образом изменяться.

2. Вещи неизменны в своей сущности, они подвержены только несущественным внешним изменениям, но не могут развиваться. Идею неподвижности и неизменности бытия впервые обосновал, как известно, Парменид. Согласно Копернику, Солнечная система вечно остается одной и той же — вопрос о ее возникновении и возможных изменениях в будущем вообще не обсуждается. Картина мира в классической механике И. Ньютона тоже метафизична: отдельные предметы, из которых состоит Вселенная, движутся по законам механики, могут сталкиваться и передавать друг другу энергию, но весь мир в целом никак не изменяется. Метафизический стиль мышления распространяется из классической механики на область экономики. Основоположник английской классической политической экономии Адам Смит (1723-1790) описывал современное ему буржуазное общество как систему, находящуюся в постоянном движении: товары производятся, продаются и потребляются, разделение труда повышает его производительность, рынок регулируется конкуренцией и т. п. Но это движение оказывается не развитием всей системы от одних состояний к другим, а неким топтанием на месте, движением «в никуда». Ничего качественно нового не возникает, и создается впечатление, что капитализм эпохи свободной конкуренции может существовать не изменяясь бесконечно долго. Реальная история показала, что это совсем не так.

3. Наконец, метафизическая картина мира представляет вещи лишенными внутренних противоречий, не видит в каждом явлении борьбы противоположностей, которую заметил еще Гераклит. Поэтому движущие силы, источник изменения вещей остаются для метафизически мыслящих ученых непонятными. Так, Ж. Б. Ламарк (1744-1829) считал, что развитием биологических видов управляет некая жизненная сила, о которой он ничего не мог сказать по существу. Развертывание противоречий живого стал изучать только Ч. Дарвин. В XIX в. метафизический стиль мышления начинает постепенно вытесняться из философии, естествознания и гуманитарных наук и заменяться диалектическим.

 

Понимание происхождения сознания и его сущности материалистическая диалектика связывает с теорией отражения. Согласно этой теории, вся материя обладает свойством, родственным ощущению, - это свойство отражения.

Отражение - это такое всеобщее свойство материи, которое характеризуется как изменение объектов в результате их взаимодействия между собой, причем эти изменения соответствуют характеру взаимодействующих объектов. Результатом отражения служат отпечатки, следы и т.п. изменения в структуре объектов взаимодействия. Формы отражения материи в целом соответствуют основным формам движения материи.

Различают формы отражения в неживой, живой природе и обществе.

В неживой природе - это механическая, физическая и химическая формы отражения.

В живой природе - низшим живым организмам присущи такие формы отражения, как раздражимость и чувствительность; более сложные живые существа обладают ощущением. Нервная система является еще более сложной формой отражения живого. Психическое отражение внешнего мира возникает на основе нервной системы у высших животных. Им присущи чувственные формы отражения - ощущение, восприятие, представление в виде идеальных образов и даже зачатки интеллектуальной деятельности (например, у высокоразвитых обезьян).

В человеческом обществе возникает высшая форма психического

отражения действительности. Здесь наряду с чувственным отражением мира

(подобное есть и у животных) наблюдается и рациональное отражение в виде

мышления. Формы мышления - понятия, суждения, умозаключения и др.

Диалектическое единство чувственного и рационального отражения

действительности и составляет сознание человека.

Согласно трудовой теории, разработанной Фридрихом Энгельсом на основе эволюционной теории Дарвина, сознание человека формировалось в течение длительного исторического времени в процессе совместной трудовой деятельности людей. Особую роль в формировании сознания играли речь, язык как средство коммуникации между членами трудового коллектива и как форма хранения и передачи накопленного знания.

Таким образом, становление сознания человека проходило в структуре формирующихся общественных отношений, поэтому сознание имеет социальную, общественно-историческую сущность. Социальная сущность сознания проявляется, в частности, в том, что сознание ребенка формируется только среди людей (многочисленные случаи с " маугли", лишенными человеческого языка и сознания, говорят об этом).

Вся сложность понимания сознания, его изучения связана с его идеальным характером. Если язык есть знаковая система, а знак материален, то сознание существует в виде образов, а они идеальны. Образ идеален и имеет отражательную природу.

Согласно немецкому философу рубежа XIX - XX в., представителю феноменологии Эдмонду Гуссерлю, идеальное сознание человека обладает иптенциональностью. В соответствии с идеалистической установкой Гуссерля сущность сознания раскрывается при его очистке от всего, что связано с материальным миром (" феноменологическая редукция" ), тогда остается неразложимое единство сознания, освобожденного от любых социальных и психологических характеристик. Это и есть интенционалъностъ как чистая направленность на предмет.

Идеальный характер сознания проявляется в следующем.

1. Сознание не обладает никакими физическими, материальными свойст­вами, поэтому его в принципе нельзя воспринять с помощью органов чувств и нельзя непосредственно зафиксировать с помощью приборов.

2. Идеальные образы сознания имеют предметный характер, т.е. они
воспроизводят не физиологические состояния мозга, а дают целостную модель
отображаемых объектов.

3. Идеальные образы сознания объективированы, т.е. возникают
в мозгу человека, а воспринимаются как существующие вне головы. Это
свойство сознания есть результат длительного эволюционного приспособления
животных и человека к окружающей среде обитания.

4. Идеальность сознания проявляется в субъективном характере, т.е.
сознание глубоко интимно, оно дано каждому человеку только лично, как его
внутренний мир..

5. Идеальные образы сознания, будучи отражением внешнего мира,

обладают творческой активностью, они могут опережать естественное
возникновение или искусственное создание предметов и явлений из субстрата
объективной реальности

 

 

Проблемы познания рассматриваются в специальном разделе философского знания, который называется гносеология (от греч. гносео -познание), или иначе, теория познания. Гносеология изучает общие законы познания мира, анализирует ступени процесса познания, его формы и методы, выясняет что такое истина и каковы критерии истинности наших знаний. Теорию познания также называют эпистемологией.

Как известно, большинство философов признает познаваемость мира; к их числу относятся все материалисты, а также многие идеалисты. Независимо от того, какую философскую позицию занимают философы при исследовании процессов познания, они обязательно в структуре познавательных отношений выделяют два основных элемента:

1) объект познания (гносеологический объект);

2) субъект познания (гносеологический субъект).

Конкретное понимание объекта, субъекта познания и характера их взаимоотношений зависит от философского направления, которого придерживается тот или иной философ.

1. Домарксовский материализм исходил из того, что процесс познания -
это отражение субъектом объекта. Первая материалистическая гносео­логическая концепция - концепция " мягкого воска". Согласно этой концепции
объект воздействует на субъект и оставляет в нем отпечатки, иначе говоря -
субъект, подобно воску, пассивно отражает объект. При этом сознание
человека выступает в качестве " чистой доски", на которой природа пишет свои письмена. Таким образом, первый принцип этой гносеологии - принцип пассивного отражения.

Второй принцип домарксовской гносеологии - " гносеологическая робинзонада" ', согласно этому принципу субъект познания понимается как отдельный индивид, оторванный от общества и лишенный социальной сущности. Гносеологический субъект, подобно Робинзону Крузо, в одиночку познает окружающий мир.

Третий принцип этой гносеологии говорит о характере отношения между субъектом и объектом познания. Игнорирование общественно-исторической практики, активного воздействия человека на природу с помощью орудий труда приводит к выводу, что человек и природа находятся без посредников, " с глазу на глаз".

2. В идеалистических теориях познания в целом:

1) отрицалось понимание процесса познания как отражения;

2) подчеркивался активный характер субъекта познания;

3) практика понималась как чистая духовная деятельность.

В объективном идеализме вместо принципа отражения выдвигался принцип припоминания. Так, древнегреческий философ Платон утверждал: для того чтобы познать мир, надо закрыть глаза, заткнуть уши и придаться воспоминаниям о том мире идеальных сущностей, в котором пребывала душа человека до его рождения. С точки зрения немецкого философа Гегеля, познание - это диалектический процесс исторического воспоминания. При этом субъект познания имеет социальную сущность.

В субъективном идеализме также отрицается принцип отражения, вместо него выдвигается принцип беспредпосылочной гносеологии, который предполагает, что гносеологический объект не существует независимо от гносеологического субъекта. На рубеже XIX - XX вв. швейцарский философ Авенариус развивал теорию принципиальной координации между объектом и субъектом познания (" нет объекта без субъекта" ).

Родоначальник феноменологии немецкий философ Эдмунд Гуссерль (XIX - XX вв.) хотя и говорил, что сознание не создает объект, однако считал, что сознание обладает объектом и основой познания служит феноменологическая редукция, очищающая субъективное сознание от реальности окружающего мира

 

Философы и ученые XVII - XVIII вв. (Декарт, Лейбниц, Кант и др.) совершили эпистемологический (от лат. - знание) поворот в философии, сосредоточив внимание на проблемах познания. Общую проблему этого времени ясно выразил немецкий философ Иммануил Кант: почему существующее знание имеет достоверный, всеобщий и необходимый характер? Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо изучить структуру познавательных возможностей человека.

В процессах познания обычно выделяют два основных уровня отражения действительности: чувственную ступень и рациональную ступень познания (живое созерцание и абстрактное мышление).

Поскольку процесс познания есть процесс накопления знания, а знание есть способ существования идеального сознания, то чувственное и ра­циональное отражение существуют в виде идеальных образов.

Чувственное и рациональное отражение действительности имеет свои определенные формы. Основные формы чувственного отражения ощущение, восприятие, представление. Основные формы рационального отражения - понятие, суждение, умозаключение.

Сначала дадим определения формам чувственного отражения.

Ощущение - это простейший чувственный образ отдельных свойств предметов и явлений. Ощущение есть результат воздействия предметов объективной реальности на органы чувств (их пять). Примеры ощущений: белый, сладкий, шероховатый.

Восприятие - это целостный чувственный образ предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Восприятие -есть синтез отдельных ощущений.

Представление - это чувственный образ предметов и явлений, которые в данный момент не действуют на органы чувств; эти образы воспроизводятся по памяти.

В отличие от животных чувства человека пронизаны мыслью, пропитаны пониманием.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.125 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь