Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Как было сказано, объективная реальность включает в себя материальные явления.
В развитии представлений о материи можно выделить три основных этапа: 1) античный, 2) механистический, 3) диалектико-материалистический. 1. Античный материализм дает наивно-стихийное представление о материи. Под материей понимался тот субстрат (материал), из которого все состоит и в который все превращается. Эти представления о материи развивали древнегреческие философы - представители Милетской школы (VI в. до н.э.): Фалес, Анаксимандр, Анаксимеп. Так, Фалес началом всего считал воду. Анаксимандр говорил, что основой всего служит неопределенное вещество апейрон. Анаксимен утверждал, что все причины вещей заключены в беспредельном воздухе. Другой древнегреческий философ - Гераклит (VI - V в. до н.э.) основой всего существующего считал огонь. В античной философии также возникло учение о материи как о совокупности мелких и неделимых частиц вещества - атомов. Авторами этого учения были древнегреческие философы Левкипп и Демокрит (V - IV вв. до н. э.). Они говорили, что все тела состоят из атомов, которые бесчисленны числом и бесконечны по форме. Сам термин «материя» раннегреческими философами не употреблялся, в переводе с латыни «материя» значит «вещество». 2. Механистический материализм это материализм Нового 3. Диалектико-материалистическое понимание материи формируется Суть кризиса в следующем: во второй половине XIX в. совершаются выдающиеся открытия в физике, которые нарушают сложившиеся представления о материи и материальности мира. Это открытие электрона английским ученым Томсоном, радиоактивности французским ученым Беккерелем и создание планетарной модели атома английским ученым Резерфордом. Указанные открытия показали, что атом делим и имеет сложное строение, а также наряду с веществом существует электромагнитное поле. Старые представления о материи рухнули, создалось впечатление, что исчезает сама материя. Все это потребовало нового, более широкого философского определения материи. Оно было дано В.И.Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1908): Материя - это объективная реальность, данная человеку в его ощущениях. Это определение имеет онтологическую и гносеологическую стороны, которые связаны с двумя основными признаками материи: 1) существование вне и независимо от сознания в качестве объективной реальности (онтологическая сторона); 2) принципиальная познаваемость с помощью ощущений (гносеологическая сторона). Диалектико-материалистический подход к пониманию материи имел свое мировоззренческое и методологическое значение в научном познании XX века
Понятие " материя", отражая предельно общие свойства объективного мира, является субстанцией. Не существует материи вообще, как не существует человека, предмета, цвета. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, она есть причина самой себя. Все эти свойства неотделимы от материи и поэтому называются атрибутами. Атрибутами материи являются: движение, пространство, время. Действительно, материя немыслима без движения, точно так же, как движение немыслимо без материи. Если есть движение, то это движение " чего-то" конкретного, а не движение вообще или " само по себе", движение " ничего". Но движение – это есть всякое изменение, а покой есть понятие относительное, частный случай движения, его момент. Движение поэтому абсолютно. Движение существует в различных формах: механической, физической, химической, биологической, социальной. Особой формой движения и изменения является развитие. Развитие это такое количественное и качественное изменение объекта или его состояние, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью. Пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов. Специфическими свойствами пространства можно назвать характеристики различных материальных систем: симметрия и ассиметрия, их форма и размеры, расстояние между элементами мира, границы между ними. Время – это всеобщая, объективная форма существования материи, выражающая длительность процессов бытия и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов материальных систем и процессов. Время характеризуется тем, что оно одновременно, ассиметрично и необратимо. Правда, современная физика доказала, что время тесно связанно с пространственными характеристиками материальной системы, что оно зависит, например, от скорости движения, от характера в структуре этой системы, от мощности гравитационных полей и т.д. Проявление времени и пространства различно в различных формах движения. Поэтому в последнее время выделяют различные типы времени: биологическое, психологическое, социальное
Бытие как все реально существующее наряду с явлениями объективной реальности содержит явления субъективной реальности. Центральным компонентом субъективной реальности является сознание человека. Кроме того, субъективная реальность включает бессознательные психические процессы. В целом субъективная реальность выступает как внутренний мир человека, в отличие от внешнего, объективного мира. Следует подчеркнуть, что сознание существует не менее реально, чем материя, однако представляет собой другой вид реальности. Философское понимание сознания связано с решением проблемы соотношения двух видов реальности - сознания и материи: 1) Как относится сознание к внешнему материальному миру? 2) Как относится сознание к материальному мозгу? На эти вопросы в истории философии по-разному отвечали представители идеализма и материализма. В целом для идеализма характерно признание независимого существования сознания в виде субстанции или самостоятельной сущности, от которой зависит существование предметных форм мира. При этом идеалисты указывают на идеальный (т.е. бестелесный, невещественный, нематериальный) характер сознания и не связывают его происхождение с материальным мозгом. Объективные идеалисты (Платон, Аквинский, Гегель) утверждают, что сознание является частью или проявлением над природной мировой духовной субстанции. Объективно-идеалистическое понимание сознания служит основой религиозного понимания души человека. Субъективные идеалисты (Беркли, Мах, Авенариус) считают, что сознание выступает в качестве субстанциальной основы субъекта и определяет характер или существование материальных предметов и явлений. Близким к объективно-идеалистическому пониманию сознания является дуалистическая концепция сознания. Согласно дуалистам (Декарт, Кант) сознание существует как самостоятельная субстанция наряду с материальной субстанцией. Так, Рене Декарт говорил, что есть субстанция протяженная, но не мыслящая - это материя, и есть субстанция мыслящая, но не протяженная -это мышление (сознание). В XIX веке дуалистическое понимание сознания получило форму психофизического параллелизма, согласно которому ряды психических и физиологических процессов существуют параллельно и не связаны между собой причинно-следственными отношениями. Материализм в целом всегда связывал существование сознания с материей, рассматривал сознание как свойство материи, указывал на связь между работой материального мозга и сознанием. Древнегреческие материалисты упрощенно понимали сознание как нечто вещественное. Демокрит говорил, что сознание состоит из особого сорта атомов, представляет собой соединение огня и воздуха, «теплое дыхание». В эпоху Возрождения в рамках материализма получает развитие гилозоистическое понимание сознания. Согласно гилозоизму (с греч. - живое вещество) способностью ощущать или мыслить обладают все формы материи. Представители гилозоизма: раннегреческие философы, Дж.Бруно, Спиноза, Дидро и др. Например, нидерландский философ XVII в. Спиноза утверждал, что камень мыслит. А французский философ XVIII в. Дидро говорил: " И камень ощущает". В рамках метафизического материализма в XIX в. возникло вульгарно-материалистическое понимание сознания. Представители вульгарного материализма (физиологи Бюхнер, Фогт, Молешотт, философ Дицген) рассматривали сознание только как следствие физиологических процессов, не учитывали его социальную сущность. Они отождествляли сознание с материей, считали, что сознание не идеально, а материально. Например, Фогт утверждал, что мозг вырабатывает мысли так же, как печень выделяет желчь. Современные варианты вульгарного материализма: мысль это электромагнитное поле, или биополе, или х-лучи. На эти представления порой опирается парапсихология — учение о передаче мысли на расстояние. Понимание происхождения сознания и его сущности материалистическая диалектика связывает с теорией отражения. Согласно этой теории, вся материя обладает свойством, родственным ощущению, - это свойство отражения. Отражение - это такое всеобщее свойство материи, которое характеризуется как изменение объектов в результате их взаимодействия между собой, причем эти изменения соответствуют характеру взаимодействующих объектов. Результатом отражения служат отпечатки, следы и т.п. изменения в структуре объектов взаимодействия. Формы отражения материи в целом соответствуют основным формам движения материи. Различают формы отражения в неживой, живой природе и обществе. В неживой природе - это механическая, физическая и химическая формы отражения. В живой природе - низшим живым организмам присущи такие формы отражения, как раздражимость и чувствительность; более сложные живые существа обладают ощущением. Нервная система является еще более сложной формой отражения живого. Психическое отражение внешнего мира возникает на основе нервной системы у высших животных. Им присущи чувственные формы отражения - ощущение, восприятие, представление в виде идеальных образов и даже зачатки интеллектуальной деятельности (например, у высокоразвитых обезьян). В человеческом обществе возникает высшая форма психического отражения действительности. Здесь наряду с чувственным отражением мира (подобное есть и у животных) наблюдается и рациональное отражение в виде мышления. Формы мышления - понятия, суждения, умозаключения и др. Диалектическое единство чувственного и рационального отражения действительности и составляет сознание человека. Согласно трудовой теории, разработанной Фридрихом Энгельсом на основе эволюционной теории Дарвина, сознание человека формировалось в течение длительного исторического времени в процессе совместной трудовой деятельности людей. Особую роль в формировании сознания играли речь, язык как средство коммуникации между членами трудового коллектива и как форма хранения и передачи накопленного знания. Таким образом, становление сознания человека проходило в структуре формирующихся общественных отношений, поэтому сознание имеет социальную, общественно-историческую сущность. Социальная сущность сознания проявляется, в частности, в том, что сознание ребенка формируется только среди людей (многочисленные случаи с " маугли", лишенными человеческого языка и сознания, говорят об этом). Вся сложность понимания сознания, его изучения связана с его идеальным характером. Если язык есть знаковая система, а знак материален, то сознание существует в виде образов, а они идеальны. Образ идеален и имеет отражательную природу. Согласно немецкому философу рубежа XIX - XX в., представителю феноменологии Эдмонду Гуссерлю, идеальное сознание человека обладает иптенциональностью. В соответствии с идеалистической установкой Гуссерля сущность сознания раскрывается при его очистке от всего, что связано с материальным миром (" феноменологическая редукция" ), тогда остается неразложимое единство сознания, освобожденного от любых социальных и психологических характеристик. Это и есть интенционалъностъ как чистая направленность на предмет. Идеальный характер сознания проявляется в следующем. 1. Сознание не обладает никакими физическими, материальными свойствами, поэтому его в принципе нельзя воспринять с помощью органов чувств и нельзя непосредственно зафиксировать с помощью приборов. 2. Идеальные образы сознания имеют предметный характер, т.е. они 3. Идеальные образы сознания объективированы, т.е. возникают 4. Идеальность сознания проявляется в субъективном характере, т.е. 5. Идеальные образы сознания, будучи отражением внешнего мира, обладают творческой активностью, они могут опережать естественное
Проблемы познания рассматриваются в специальном разделе философского знания, который называется гносеология (от греч. гносео -познание), или иначе, теория познания. Гносеология изучает общие законы познания мира, анализирует ступени процесса познания, его формы и методы, выясняет что такое истина и каковы критерии истинности наших знаний. Теорию познания также называют эпистемологией. Как известно, большинство философов признает познаваемость мира; к их числу относятся все материалисты, а также многие идеалисты. Независимо от того, какую философскую позицию занимают философы при исследовании процессов познания, они обязательно в структуре познавательных отношений выделяют два основных элемента: 1) объект познания (гносеологический объект); 2) субъект познания (гносеологический субъект). Конкретное понимание объекта, субъекта познания и характера их взаимоотношений зависит от философского направления, которого придерживается тот или иной философ. 1. Домарксовский материализм исходил из того, что процесс познания - Второй принцип домарксовской гносеологии - " гносеологическая робинзонада" ', согласно этому принципу субъект познания понимается как отдельный индивид, оторванный от общества и лишенный социальной сущности. Гносеологический субъект, подобно Робинзону Крузо, в одиночку познает окружающий мир. Третий принцип этой гносеологии говорит о характере отношения между субъектом и объектом познания. Игнорирование общественно-исторической практики, активного воздействия человека на природу с помощью орудий труда приводит к выводу, что человек и природа находятся без посредников, " с глазу на глаз". 2. В идеалистических теориях познания в целом: 1) отрицалось понимание процесса познания как отражения; 2) подчеркивался активный характер субъекта познания; 3) практика понималась как чистая духовная деятельность. В объективном идеализме вместо принципа отражения выдвигался принцип припоминания. Так, древнегреческий философ Платон утверждал: для того чтобы познать мир, надо закрыть глаза, заткнуть уши и придаться воспоминаниям о том мире идеальных сущностей, в котором пребывала душа человека до его рождения. С точки зрения немецкого философа Гегеля, познание - это диалектический процесс исторического воспоминания. При этом субъект познания имеет социальную сущность. В субъективном идеализме также отрицается принцип отражения, вместо него выдвигается принцип беспредпосылочной гносеологии, который предполагает, что гносеологический объект не существует независимо от гносеологического субъекта. На рубеже XIX - XX вв. швейцарский философ Авенариус развивал теорию принципиальной координации между объектом и субъектом познания (" нет объекта без субъекта" ). Родоначальник феноменологии немецкий философ Эдмунд Гуссерль (XIX - XX вв.) хотя и говорил, что сознание не создает объект, однако считал, что сознание обладает объектом и основой познания служит феноменологическая редукция, очищающая субъективное сознание от реальности окружающего мира
Философы и ученые XVII - XVIII вв. (Декарт, Лейбниц, Кант и др.) совершили эпистемологический (от лат. - знание) поворот в философии, сосредоточив внимание на проблемах познания. Общую проблему этого времени ясно выразил немецкий философ Иммануил Кант: почему существующее знание имеет достоверный, всеобщий и необходимый характер? Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо изучить структуру познавательных возможностей человека. В процессах познания обычно выделяют два основных уровня отражения действительности: чувственную ступень и рациональную ступень познания (живое созерцание и абстрактное мышление). Поскольку процесс познания есть процесс накопления знания, а знание есть способ существования идеального сознания, то чувственное и рациональное отражение существуют в виде идеальных образов. Чувственное и рациональное отражение действительности имеет свои определенные формы. Основные формы чувственного отражения ощущение, восприятие, представление. Основные формы рационального отражения - понятие, суждение, умозаключение. Сначала дадим определения формам чувственного отражения. Ощущение - это простейший чувственный образ отдельных свойств предметов и явлений. Ощущение есть результат воздействия предметов объективной реальности на органы чувств (их пять). Примеры ощущений: белый, сладкий, шероховатый. Восприятие - это целостный чувственный образ предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Восприятие -есть синтез отдельных ощущений. Представление - это чувственный образ предметов и явлений, которые в данный момент не действуют на органы чувств; эти образы воспроизводятся по памяти. В отличие от животных чувства человека пронизаны мыслью, пропитаны пониманием. Теперь определим формы рационального отражения (или иначе - абстрактного, логического мышления). Понятие - логическая форма (или форма мышления), в которой отражаются общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений. Суждение - это логическая форма, отражающая в сознании человека наличие или отсутствие какого-либо свойства предмета, его связи с другими предметами. Иначе говоря, суждение - это логическая форма, в которой что-то утверждается или что-то отрицается. Умозаключение - это форма мышления, в которой из одних суждений выводят другие, новые суждения. Умозаключение является мощным средством научного познания. Формально-логическим вариантом умозаключения является силлогизм, он включает большую и малую посылки, из которых выводится заключение. Пример: Большая посылка: Все студенты вуза должны сдавать экзамен по философии. Малая посылка: Васильев - студент. Заключение: Васильев должен сдавать экзамен по философии. Процесс познания сопряжен' с творчеством, т.е. созданием нового. В научном и техническом творчестве существенную роль играют воображение и интуиция. Интуиция - способность непосредственного постижения истины без предварительного логического рассуждения. За этой способностью стоят накопленный опыт, приобретенные раньше знания. Воображение - способность человеческого сознания создавать новые чувственные или мысленные образы на основе полученных от действительности впечатлений. Разновидностью творческого воображения является фантазия. Фантазия - это нереальное сочетание реальных элементов. Следует отметить, что в истории гносеологии иногда рассматривалось не два, а три основных уровня познавательной способности человека. Так, Иммануил Кант выделял чувственность как способность к ощущениям, рассудок — способность к понятиям и суждениям и разум как способность к умозаключениям, ведущим к " идеям". Кант полагал, что формальными предпосылками достоверного знания, организующими научный опыт, служат априорные (т.е. внеопытные) формы чувственного созерцания действительности (пространство и время) и рассудка (причинность и др.). В то же время разум, обладающий идеями души, космоса и Бога, сам запутывается в противоречиях - антиномиях чистого разума. Он не может дать определенный ответ на вопросы о сущности мира: его вечности и бесконечности, пределах его делимости, его сотворимости Богом и др. На эти вопросы не дает ответа и чувственный опыт в силу своей принципиальной ограниченности. С позиций материалистической диалектики, антиномии разума обусловлены диалектическим характером самого мира и его познания
В истории философии чувственный и рациональный моменты познания метафизически противопоставлялись друг другу. В результате в гносеологии сложились два противоположных философских направления, которые абсолютизировали эти моменты познания - эмпиризм и рационализм. Согласно эмпиризму (от греч. empiria - опыт) все познание выводится из чувственного опыта (эмпирии). Предшественником европейского эпиризма считается Демокрит. Представители эмпиризма: Ф.Бэкон, Дж.Локк, Дж.Ст.Милль и др. К эмпиризму близок сенсуализм. Сенсуализм - это философское воззрение, согласно которому источником познания являются ощущения, а содержание знаний в конечном счете сводится к элементам чувственного познания. Среди представителей сенсуализма есть и материалисты (Дж.Локк, Л.Фейербах и др.), и идеалисты (Ц.Беркли, Д.Юм и др.). Формула сенсуализма (и эмпиризма): «Нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве» (Дж. Локк). Согласно рационализму (от лат. ratio - разум) источником познания и критерием его истинности служит разум (мышление). Родоначальником европейского рационализма считается Платон. Представители рационализма: Декарт, Спиноза, Лейбниц и др. Античный рационализм чувственное отражение называл " темным". По Лейбницу, чувственность есть лишь толчок для деятельности врожденных идей (теорию которых разрабатывал Декарт). К формуле сенсуализма (и эмпиризма) рационализм добавляет фразу: " кроме самого интеллекта ". Преодолеть односторонность эмпиризма и рационализма и соединить их первым попытался Кант: знание возникает в результате синтеза чувственных форм (ощущений) и априорных категорий рассудка. С точки зрения диалектического материализма, чувственное и рациональное, живое созерцание и абстрактное мышление - два разнокачественных уровня отражения действительности, два необходимых и неразрывно связанных момента единого процесса познания. Если чувственная ступень познания отражает явления, то рациональная ступень позволяет познать сущность вещей, понять внутренние законы их существования
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы