Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные



Основными категориями закона взаимного перехода количественных изменении в качественные являются понятия " качество", " количество", " мера", " скачок".

Гегель определяет качество следующим образом. Качество - это тождественная с наличным бытием определенность предмета. Иначе говоря, качество есть граница существования данного предмета, это " лицо" предмета, отличающее его от другого предмета. Качество - внутренняя определенность предмета. Примеры разнокачественных вещей: камень и вода, животное и человек.

Качество проявляется через свойства и служит интегративной характеристикой предмета, выражающейся через совокупность его свойств. Качество зависит от: 1) состава предмета; 2) его структуры (строения); 3) энергетических характеристик.

Например, алмаз и графит имеют одинаковый состав (молекулы
углерода), но различную структуру в результате они образуют разнокачественные кристаллы.

С качественной определенностью предмета тесно связана его количественная определенность. Количественная определенность предмета более или менее безразлична к природе предмета. Количество есть безразличная к наличному бытию определенность предмета (Гегель).

Количество проявляется как число, величина, размер, объем, интенсивность и т.п.

Неразрывная взаимосвязь качественной и количественной определенности предмета выражается категорией мера. Мера - это тот интервал количественных изменений, в рамках которого еще не происходит коренного изменения качества предмета. Так, мерой воды является температурный интервал от 0 до 100° С (при нормальном атмосферном давлении), в пределах которого вода остается жидкостью.

Качественно различные структурные уровни материи (элементарные частицы, атомы, молекулы, вещество, живые организмы и т.п.) или исторические этапы развития общества представляют " узловую линию мер" (Гегель).

В процессе развития количественные накопления неизбежно приводят к изменению качественного состояния объекта. Применительно к жизненным ситуациям Гегель говорил: «Состояние или действие, доведенное до крайности, превращается в свою противоположность» (ср. пословицу: «Лучшее - враг хорошего»).

Всякий переход количественных изменений в качественные называется скачком. Скачок - это перерыв постепенности в развитии. Скачки бывают быстрые и медленные, революционные и эволюционные.

Закон единства и взаимодействия (борьбы) противоположностей

Основными категориями закона единства и взаимодействия (борьбы) противоположностей являются понятия " тождество", " различие", " противоположности", " противоречие".

Тождество - это такое отношение вещи к себе самой и к другим вещам, которое характеризуется совпадением сторон и свойств. Различают абсолютное (абстрактное) и конкретное тождество.

Абсолютное тождество предполагает полное совпадение всех сторон и свойств объектов. В объективной реальности абсолютное тождество не существует, однако существует конкретное тождество, т.е. тождество, включающее в себя моменты различия.

Различие - это такое отношение вещи к себе самой и к другим вещам, которое характеризуется несовпадением сторон и свойств. Различия бывают несущественные и существенные, они могут переходить друг в друга. Из существенных различий вырастают противоположности.

Противоположности -это различия, доведенные до крайности. Диалектические противоположности не существуют друг без друга, предполагают друг друга, взаимообусловливают друг друга и в то же время взаимоисключают друг друга, находятся в борьбе. Примеры: положительный и отрицательный электрические заряды, северный и южный магнитный полюса, притяжение и отталкивание, мужское и женское начало.

Единство и взаимодействие диалектических противоположностей составляет противоречие. Любой объект включает в себя пары таких противоположностей. Существование и развитие объектов обусловлено их неоднородностью, противоречивостью.

Внутренние противоречия выступают в качестве источников, движущих сил саморазвития этих объектов. Противоречия в процессе своего развития проходят определенные стадии от зарождения до разрешения противоречий.

Закон отрицания отрицания

Основными категориями закона отрицания отрицания являются понятия " диалектическое отрицание" и " отрицание отрицания".

Диалектическим отрицанием называется всякое реальное изменение, ведущее к переходу в новое качество. Диалектическое отрицание характеризуется:

1) внутренней закономерностью (имманентностью);

2) отбрасыванием старого, отжившего;

3) преемственностью, связью с предшествующим состоянием;

4) переходом от низшего к высшему;

5) переходом как бы в свою противоположность.

Диалектическое отрицание следует отличать от метафизического понимания отрицания.С точки зрения метафизиков, отрицать - значит отбросить, уничтожить, игнорировать предшествующую стадию развития. (Таковы взгляды анархистов на государство, пролеткульта на культурное наследие прошлого.)

В процессе развития вслед за первым диалектическим отрицанием идет второе диалектическое отрицание. Это и есть отрицание отрицания. Второе отрицание приводит к завершению цикла развития. Таким образом, цикл развития, как правило, состоит из трех фаз:

1) начальное состояние;

2) отрицание начального состояния, переход в новое качество, как бы
противоположное начальному;

3) отрицание нового качественного состояния, переход в новейшее качество, как бы противоположное новому, а следовательно, якобы возврат к первоначальному состоянию, но на более высоком уровне.

Далее трехфазностъ цикла может повторяться. Примеры циклов:

1) в периодической системе элементов Менделеева: неметалл — металл -
неметалл;

2) в биологии: зерно - стебель - колос;

3) в философии: наивный материализм и стихийная диалектика древних -
механистический и метафизический материализм - диалектический мате­риализм.

В целом процесс развития принимает спиралеобразный характер.

Таким образом, закон отрицания отрицания характеризуется:

1) ярко выраженной преемственностью,

2) поступательностью,

3) спиралевидностью.

Этот закон нацеливает на поиск соответствия между новыми и старыми научными теориями, требует бережного отношения к культуре предшествующих поколений.

Закон отрицания отрицания интегрирует все три основных закона диалектики, показывает их единство, т.к. диалектическое отрицание соответствует разрешению противоречия и качественному скачку, - все это разные стороны единого процесса развития

 

Особенности метафизического понимания мира, основанного на неразвитом естествознании XVII-XVIII вв., можно свести к трем главным чертам:

1. Вещи рассматриваются как обособленные друг от друга, без взаимосвязи и взаимопереходов. Так, согласно взглядам великих биологов К. Линнея (1707-1778) и Ж. Кювье (1769-1832), биологические виды абсолютно статичны: одни виды не могут возникать из других или каким-либо образом изменяться.

2. Вещи неизменны в своей сущности, они подвержены только несущественным внешним изменениям, но не могут развиваться. Идею неподвижности и неизменности бытия впервые обосновал, как известно, Парменид. Согласно Копернику, Солнечная система вечно остается одной и той же — вопрос о ее возникновении и возможных изменениях в будущем вообще не обсуждается. Картина мира в классической механике И. Ньютона тоже метафизична: отдельные предметы, из которых состоит Вселенная, движутся по законам механики, могут сталкиваться и передавать друг другу энергию, но весь мир в целом никак не изменяется. Метафизический стиль мышления распространяется из классической механики на область экономики. Основоположник английской классической политической экономии Адам Смит (1723-1790) описывал современное ему буржуазное общество как систему, находящуюся в постоянном движении: товары производятся, продаются и потребляются, разделение труда повышает его производительность, рынок регулируется конкуренцией и т. п. Но это движение оказывается не развитием всей системы от одних состояний к другим, а неким топтанием на месте, движением «в никуда». Ничего качественно нового не возникает, и создается впечатление, что капитализм эпохи свободной конкуренции может существовать не изменяясь бесконечно долго. Реальная история показала, что это совсем не так.

3. Наконец, метафизическая картина мира представляет вещи лишенными внутренних противоречий, не видит в каждом явлении борьбы противоположностей, которую заметил еще Гераклит. Поэтому движущие силы, источник изменения вещей остаются для метафизически мыслящих ученых непонятными. Так, Ж. Б. Ламарк (1744-1829) считал, что развитием биологических видов управляет некая жизненная сила, о которой он ничего не мог сказать по существу. Развертывание противоречий живого стал изучать только Ч. Дарвин. В XIX в. метафизический стиль мышления начинает постепенно вытесняться из философии, естествознания и гуманитарных наук и заменяться диалектическим.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1099; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь