Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие общественного прогресса ввели в домарксистской социологии французские материалисты. Что понимается под общественным прогрессом? ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Прогресс - это движение вперед, изменение от низшего к высшему. Применительно к обществу прогресс есть поступательное движение общества, его восходящее развитие. Движение, противоположное прогрессу, называется регрессом. Возникает вопрос, возможно ли вообще говорить об общественном прогрессе человеческого общества в целом, наблюдается ли постоянное восхождение человечества по качественным ступеням " вверх", и если " да", то каковы критерии этого прогрессивного восхождения. В качестве критериев общественного прогресса назывались как материальные факторы (степень развития производительных сил, уровень материального благосостояния народа и др.), так и факторы духовного порядка (дух свободы, возможности духовного развития личности и пр.), или смешанного порядка - снятие форм отчуждения, мера свободного времени (Маркс) и др. Между тем, история человеческого общества сложна и противоречива, поэтому уместен и более общий вопрос: существует ли вообще генеральная линия общественного развития, общая направленность человеческой истории? В социальной философии, в философии истории сложились два противоположных направления понимания закономерностей социального бытия: Г) концепции циклических исторических круговоротов; 2) концепции единого мирового исторического процесса. 1. В рамках буржуазной философии и социологии XX в. получили распространение концепции циклического развития общества. Идеи локальных исторических циклов разрабатывали итальянский философ Дж. Вико, русский философ Н. Данилевский, отечественные мыслители Я Сорокин и Я. Гумилев, немецкий философ истории и культуры О. Шпенглер, английский историк и философ А, Тойнби и др. Наибольшей популярностью и последовательностью обладала концепция Освальда Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы» (1914). Во-первых, он выделил 8 основных уникальных культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, культуру майя, а также пробуждающуюся русско-сибирскую культуру. Во-вторых, он считал, что каждая уникальная культура подчиняется жесткому биологическому ритму, с фазами ее развития: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и " закат". В пределах общего " цикла" эволюции каждая культура проходит два этапа: 1) этап восхождения культуры; 2) этап ее угасания. Цивилизация, с точки зрения Шпенглера, это этап " окостенения" органической жизни культуры и ее распад, что сопровождается мировыми войнами. Аналогичных взглядов на историю человечества придерживался Арнольд Тойнби, разработавший теорию циклических кругооборотов. По Тойнби, всемирная история слагается из совокупности относительно замкнутых локальных цивилизаций, он их насчитывал от 21 до 13 (кроме второстепенных). Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой. Цивилизации отличаются ведущими в них религиями (буддизм, христианство, ислам и др.), и общий прогресс человечества заключается в духовном совершенствовании и сближении на основе слияния мировых религий в единую. 2. Концепции единой мировой истории развивали французский философ Вольтер, немецкий философ Гегель, марксисты и др. Разрабатывая идею общественного прогресса, представители французского Просвещения XVIII в. утверждали: «Золотой век человечества не позади, а впереди». Вольтер говорил: «Разум всегда восторжествует», а Кондорсе провозгласил: «Способность человеческого рода к совершенству безгранична». Классическая концепция единого исторического процесса была дана в гражданском обществе». Карл Маркс представил развитие человеческого общества как естественно-исторический процесс в виде закономерной последовательности смены общественно-экономических формаций. При этом общественно-экономическая формация (ОЭФ) понимается как определенная историческая ступень в развитии общества. Марксистская теория выделила в истории человечества пять основных ступеней поступательного развития ОЭФ: 1) первобытнообщинная; 2) рабовладельческая; 3) феодальная; 4) капиталистическая; 5) коммунистическая. Каждая из ОЭФ есть шаг по пути общественного прогресса. Это магистральная линия развития человечества, некая объективная общественная закономерность всемирной истории, в основе которой лежит объективное развитие способов общественного производства
Марксистская концепция человека начала складываться во второй половине XIX в. в трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса, которые исходили из трудовой теории антропосоциогенеза. Проблема природы (происхождения) человека решалась на основе эволюционной теории Дарвина и представлений о естественно-историческом процессе формирования человека в складывающемся обществе. Возникновение сознания человека происходило на основе трудовой деятельности и в связи с развитием языка (см. в кн.: Ф. Энгельса «Диалектика природы», статья «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»). К основным понятиям марксистской концепции человека относятся: " человек", " индивид", " личность", " индивидуальность". Человек - это родовое название мыслящего существа (Homo sapiens -человек разумный). Это понятие указывает на отличия человека от животного: наличие сознания, обладание членораздельной речью (языком), изготовление орудий труда, ответственность за свои поступки и др. Человек имеет биосоциальную природу, т.к., с одной стороны, он вышел из животного мира, с другой стороны - сформировался в обществе; он имеет биологическую, телесную организацию и социальную (общественную) сущность. К.Маркс в работе «Тезисы о Фейербахе» говорил: «...Сущность человека не есть абстракт,... она есть совокупность всех общественных отношений». С точки зрения марксизма, в человеке господствующими являются социальные черты, а не биологические, ведущим является сознание, а не бессознательное. Индивид - это человек как единичный представитель человеческого рода. В это понятие особенности реальной жизнедеятельности человека не входят. Личность - это конкретный человек с присущими ему социальными и индивидуальными чертами. Характер личности главным образом определяется социальным окружением: каково общество - такова и личность. Индивидуальность - это те специфические черты, которые присущи данному человеку, которые отличают его от других людей. В советской философии получил распространение деятедьностный подход к пониманию человеческой личности (психолог/1 Н. Леонтьев и др.). Сущность этого подхода заключается в том, что личность формируется и проявляется в различных сферах, деятельности: материально-производственной, общественно-политической, духовной и др. Социальная деятельность является всеобщим, универсальным признаком личности. Богатство личности выступает как богатство ее действительных отношений. В условиях тоталитарной системы марксистская теория человека сталкивалась с противоречиями реального социализма. Общественный идеал марксизма - коммунистическое общество, в котором " свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". Цель этого общества: снятие всех форм отчуждения человека, раскрепощение его сущностных сил, максимальная самореализация человека, всестороннее гармоничное развитие способностей человека на благо всего общества (К.Маркс). Перестройка советского общества привела к отказу от марксистской концепции человека как государственной доктрины
Родоначальник фрейдистской концепции личности австрийский психиатр конца XIX - первый половины XX в. Зигмунд Фрейд. В отличие от марксизма в концепции Фрейда ведущую роль в человеке играют не рациональные мотивы, а влечения, переживания, эмоции. Свою концепцию человека Фрейд создавал в рамках так называемого психоанализа, или иначе - науки о бессознательных психических процессах. В его творчестве выделяют два этапа. Первый этап связан с такими работами конца XIX в., как «Исследование об истерии» и «Толкование сновидений», в которых Фрейд обобщил свои психотерапевтические исследования по методике " свободных ассоциаций" (вместо гипноза) и скрытой символики сновидений. На этой основе он представил структуру человеческой личности, состоящей из трех уровней. Бессознательный -- нижний уровень, предсознательный -- средний уровень, сознательный - верхний уровень. По мнению Фрейда, бессознательное человека наполнено сексуальной энергией - " либидо" (лат. влечение). Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, которые налагает общество. Сознание находится в состоянии постоянного конфликта, антагонизма с бессознательным, подавляя его сексуальные влечения. Либидо является мощным мотивом деятельности человека. Так или иначе либидо прорывается сквозь цензуру сознания различными обходными путями, принимая символическую форму в виде обмолвок, описок, шуток, каламбуров и т.п., также - симптомов истерии, амнезии, катарсиса и пр. В конечном счете вся история человеческой культуры, которая включает обычаи, мифы, памятники литературы, искусства, науки, - все это есть прорыв и перевоплощение сексуальных сил. Анализируя произведения литературы и искусства (Леонардо да Винчи, Шекспира, Гофмана, Гете и др.), Фрейд отмечает в них проявление " эдипова комплекса", согласно которому в детстве у человека существуют сексуальные влечения к своим родителям; последние сдерживаются системой воспитания и загоняются в область бессознательного. Второй этап творчества Фрейда связан с его работами 20-х годов XX в.: «По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Оно» и др. После первой мировой войны он присоединяет к половому инстинкту еще инстинкт самосохранения и инстинкт разрушения в качестве основных побудительных сил поведения человека. На этом этапе Фрейд создает усовершенствованную концепцию структуры личности, которая включает в себя три компонента: Ид (Оно), Эго (Я), Супер-Эго (Сверх-Я). Эго зажато с двух сторон и постоянно пребывает в состоянии конфликта, от которого спасается с помощью вытеснения, сублимации, рационализации. Вытеснение - непроизвольное устранение из сознания в область бессознательного запретных чувств, мырлей, стремлений к действию. Сублимация - один из механизмов, посредством которых запретная сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество. Таким образом, согласно Фрейду, психический фактор оказывается определяющим для законов как телесной, так и общественной жизни. Идеи о роли бессознательного в жизни человека развивал швейцарский психиатр и культуролог Карл Юнг, основоположник аналитической психологии. Он утверждал, что " личное бессознательное" опирается на " коллективное бессознательное", воплощенное в образах-схемах предельной степени общности - архетипах (личность и тень, мужское и женское, герои мифов и литературные герои - Дон Кихот, Дон Жуан и др.). Архетипы, являясь суммарным опытом многих поколений, организуют все психические процессы индивида
В экзистенциализме, получившем широкое распространение на Западе в капиталистических странах, проблема человека является главной. Для представителей экзистенциализма основным вопросом философии служит вопрос о жизни и смерти человека, о самоубийстве и т.п. Предшественниками экзистенциализма считаются датский философ и теолог XIX в. Кьеркегор (" бытие дает страх и отчаяние" ) и немецкий философ XIX в. Ф.Ницше (" освободить жизнь от подавляющего гнета разума" ). Экзистенциализм возник в начале XX в. в России (Бердяев, Шестов), после первой мировой войны получил распространение в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер ), а во время второй мировой войны перешел во Францию (Сартр, Камю, Марсель). В рамках экзистенциализма различают религиозное и атеистическое крыло. Среда распространения экзистенциализма творческая интеллигенция: поэты, писатели, художники, приверженцы экспрессионизма в искусстве. Экзистенциализм, или философия существования, - одно из ирра-ционалистических направлений в философии. Понятие " экзистенция" (от лат. exsistentia ~ существование) в этой философии играет особую роль. Исходным для экзистенциалистов является не существование мира вещей, а существование человека. Существование человека предшествует его сущности, которую человек " лепит" сам. Экзистенция человека - это нечто вроде его души. Экзистенция неуловима и не может быть познана: чем больше ее изучаешь, тем труднее ее понять. В силу своей иррациональности человек никогда не знает, чего он хочет; он не может понять себя и других и вследствие этого всегда одинок. Жизнь человека полна трагизма. Экзистенциалистская концепция человека имеет субъективно-идеалистический характер: мир таков, каков человек, каковы его субъективные переживания. Различают " неподлинное" существование человека, когда он находится в зависимости от внешних условий природы и общества, и " подлинное" существование человека, когда он освобождается от внешних условий и ему открывается его экзистенция. Это так называемые " пограничные ситуации": перед лицом смерти, страдания, чувство глубокой вины и раскаяния, религиозного экстаза, душевное заболевание. Лишь в пограничной ситуации человек обретает истинную свободу, выбирает сам свои поступки и действия. Одиночество человека в мире ощущается им как страх перед лицом Ничто, которое только и может открыть человеку бытие, привести его к свободе (см. кн.: М.Хайдеггер «Время и Бытие»; Ж.-П.Сартр «Бытие и Ничто»). • Понятия " здесь-бытие", " бытие-в-мире", " бытие-к-смерти" и др., введенные немецким экзистенциалистом Мартином Хайдеггером для характеристики бытия человека, позволили сблизить позиции онтологии, гносеологии и философской антропологии
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы