Истоки древнегреческой философии: милетская школа, пифагорейский союз, элейская школа,
Атомистическая школа, учение Гераклита. Антропоцентризм и этический рационализм Сократа.
Древнегреческая философия, зародившись на основе мифологии
долго сохраняла с ней связь. В частности, на протяжении всей истории
античной философии в значительной степени сохранилась терминоло-
гия, пришедшая из мифологии. Так, имена богов использовались для
обозначения различных природных и социальных сил; любовь имено-
валась Эросом или Афродитой (земной или небесной), мудрость-
Афиной, поддержание космического порядка связывалось с Эриния-
ми — богинями мщения и т.д.
Первой философской школой Древней Греции стала Милетская школа. Милет — город в Ионии (западный район Малой Азии), находящийся на перекрестке дорог между Западом и Востоком.
Фалес -древнегреческий мудрец, которого многие ав-
торы называют первым философом Древней Греции. Первым в Греции предсказал полное солнечное затмение (для Ионии),
ввел календарь из 365 дней. разделенных на 12 тридцатидневных месяцев,
оставшиеся 5 дней были помещены в конец года (такой же календарь был
в Египте). Именно Фалесу
принадлежит знаменитое изречение: «Познай самого себя».
Основные труды. «О началах», «О солнцестоянии», «О равноден-
ствия», «Морская астрология» — ни одна из работ не сохранилась.
Философские воззрения,. Фалес был стихийным
материалистом, первоначалом бытия считал воду. Вода — разумна и «божественна». Мир полон богов, все существующее является одушев-
ленным, именно боги и души — источники движения и
самодвижения тел, например магнит имеет душу потому, что он притя-
гивает железо.
Все возникло из воды, из нее все начи-
нается и в нее все возвращается. Земля — плоская и плавает на воде,
Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды.
Божеством космоса является разум (логос) — сын Зевса.
Анаксимандр. (ок. 610-
546 гг. до н.э.) — древнегреческий мудрец, Ученик Фа-
леса.
Анаксимандр изобрел солнечные часы (гномон), первым в Греции со-
ставил географическую карту и соорудил модель небесной сферы {гло-
бус), он занимался математикой и дал общий очерк геометрии.
Основные труды. «О природе», «Карта земли», «Глобус» — ни
одна из работ не сохранилась.
Первоначало. Первоосновой мира
Анаксимандр считал апейрон — вечное («не знающее старости»),
неопределенное и беспредельное материальное начало.
Космогония и космология. Из апейрона выделяются две пары про-
тивоположностей: горячее и холодное, влажное и сухое; их комбина-
ции порождают четыре основные стихии, из которых состоит все в
мире: Воздух, Вода, Огонь, Земля.
Пифагорейский союз , созданный Пифагором, был научно-
философской школой и политическим объединением. Это была закры-
тая организация, а учение его — тайным. В него принимали только свободных людей, причем и мужчин, и
женщин, но только тех, кто прошел многолетнюю проверку и подготов-
ку (в том числе испытание длительным молчанием). Имущество у пи-
фагорейцев было общим. Существовали многочисленные требования к
образу жизни, ограничения в еде и т.п. Пифагорейцы стремились к по-
беде над низменными страстями, высоко ценили дружбу.
У пифагорейцев много время уделялось психотренингу, развитию
памяти и умственных способностей. Важнейшее место в их жизни за-
нимали занятия наукой. Философские воззрения пифагорейцев весьма разнообразны. Об-
щим для большинства из них является понимание числа как первоос-
новы мира. Для многих пифагорейцев характерна мистика чисел.
Элейская школа. Школа получила свое название от г. Элея, где в основном жили и работали ее крупнейшие представители: Ксенофан, Парменид, Зенон. Элеаты первыми попытались рационально объяснить мир, исполь-
зуя философские понятия предельной общности, такие как бытие,
небытие, движение. Если все предшествующие философы всего
лишь декларировали свои взгляды на мир, то элеаты (особенно Парме-
нид и Зенон) первыми попытались рационально обосновать и даже до-
казать свои идеи. У элеатов первых появилась оценка чувственного
телесного мира как неистинного и иллюзорного ему был проти-
вопоставлен «истинный», умопостигаемый мир.
Атомизм. Основоположником атомизма считается Левкипп, но о нем почти ничего не известно. Поэтому под древнегреческим атомизмом прежде всего имеется в виду учение Демокрита. Известно, что Демокрит написал около 70 сочи-
нений по различным областям знаний, но ни одно из них до нас не до-
шло. Проблемы атомизма излагались в трудах «Большой домострой.,
«Малый домострой» и др.
Первоначалами бытия
являются атомы и пустота, в которой находятся и движутся атомы.
Атомы (букв. «неделимые») — это мельчайшие, неделимые частицы
вещества. Каждый атом вечен и неизменен, атомы не возникают и не
исчезают. Количество атомов бесконечно. Они различаются величи-
ной, формой и
положением в пространстве. Атомы подвижны, парят и «пляшут» в
пустоте, подобно пылинкам, видимым в солнечном луче.
Все существующие в мире вещи состоят из атомов и пустоты. Воз-
никновение и уничтожение вещей — результат сцепления и разделения
атомов. Все вещи со временем погибают, а составляющие их атомы про-
должают существовать. Четыре традиционные стихии Демокрит считал
«средними ступенями», из которых складывается все остальное. Воздух, вода и земля состоят из атомов различных форм, а огонь — только из
шарообразных.
Сами по себе атомы
лишены таких качеств, как цвет, запах, тепло и т.п. Все эти качества-
результат восприятия атомов нашими органами чувств. Ведь то, гово-
рит Демокрит, «то один человек воспринимает как сладкое, другой мо-
жет воспринимать как горькое. Отсюда необходимо проводить разли-
чие между первичными, т.е. объективно существующими, свойствами
атомов (форма, величина, положение в пространстве) и вторичными-
нашим субъективным восприятием этих первичных свойств.
Демокрит был основоположником механистическо-
го детерминизма.Ничто, происходящее в мире., не возникает беспри-
чинно, все появляется в силу необходимости (ведь все происходящее в
мире — это результат движения, столкновения, сцепления и т.п. ато-
мов). Случайность придумали люди для оправдания собственного не-
вежества.
Живое возникает из неживого
без вмешательства богов и без какой-то цели. Из земли и влаги заро-
дились сначала земноводные животные, а потом — сухопутные. Не-
жизнеспособные существа (слепые и глухие, безногие и безрукие) по-
гибали, уцелели только жизнеспособные; они дали потомство; среди
этих последних существ оказались и люди.
Источник движения для людей и животных — душа; она, как и все
остальное. состоит из атомов (шарообразных, как обладающих наи-
большей подвижностью). Со смертью тела душа распадается и поги-
бает.
Гераклит. (ок. 544 — 480 гг.
до н.э.) — древнегреческий мудрец. Родился и жил в г. Эфесе, поэтому его часто называют Гераклит Эфес-
ский. Несмотря на то что он принадлежал к царско-жреческому роду,
жил бедно, и одиноко.
Основные труды. «О природе» — сохранилось около 130 фраг-
ментов.
Первоначалом всего су-
щего Гераклит считал огонь. Огонь является материальным, вечным и
живым, более того — он разумен, ему присущ Логос.
Огонь никем не сотворен, но он подчиняется мировому закону, «мерой
вспыхивая и мерой угасая».
Принципиальная особенность мира состоит в его по-
стоянной изменчивости: «все течет», «нельзя дважды войти в одну
и ту же реку». В этом Гераклит противостоит большинству античных
философов, которые считали, что «истинное бытие» является вечным и
неизменным (пифагорейцы, элеаты и др.). Существенное изменение по
Гераклиту — это изменение в свою противоположность (холодное на-
гревается, горячее остывает). Противоположности существуют в един-
стве и в вечной борьбе («борьба — отец всего и царь над всем»).
Все в мире возникает из огня, и это
«путь вниз» и недостаток огня. По мнению Гераклита,
космос не вечен, «путь вниз» сменяется «путем наверх», и тогда весь
мир сгорает в мировом пожаре, который есть одновременно и мировой
(так как огонь живой и разумный).
Сократ.
Первый философ-афинянин Сократ — младший современник Демокрита. Сократ интересен не только своим учением, но и своей жизнью, поскольку его жизнь была воплощением его учения. Сократ оказал огромное влияние на античную и мировую философию.
Основные труды. Сократ за свою жизнь не написал ни одного
произведения (из принципа).
Учение Сократа известно нам только
из работ его учеников, но они излагали его по-разному. К числу досто-
верных сведений могут быть отнесены следующие.
Сократ первым стал утверждать, что основная задача философии
состоит в познании человека, а не природы. Сократ — сторонник учения о переселении душ.
На основании имеющихся данных невозможно точно определить,
был ли сам Сократ идеалистом. Но в методе Сократа заложена воз-
можность идеализма, которая была реализована его учеником Пла-
тоном. Сократ разработал учение о добродетели, согласно которому людей
делает добродетельными знание того, что есть добро и есть зло:
• храбрость — это знание того, как преодолевать свой страх;
• справедливость — это знание того того, как выполнять законы:
божественные и человеческие;
• умеренность — это знание того, как обуздывать свои страсти.
Эта учение подверглось критике уже в античности (Аристотель и др.).
Сократ оказал громадное влияние на всю последу-
ющую философию, став образцом «мудреца» и «гражданина». Ряд ero учени-
ков стали основателями собственных философских школ, относящихся к различным философским направлениям