Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философские представления Киевской Руси (XI-XIII вв.). Становление русской средневековой



философии в XIV-XVII веках. Философские направления русской философии XVIII века:

«философия разума» (М. Ломоносов, А. Кантемир, В. Татищев); «философия веры» (русское

масонство), «философия чувства» (М. Щербатов, Н. Карамзин, А.Н. Радищев).

Основные отличительные признаки русской философии

Конечно, Россия ориентировалась на западную культуру, поэтому приняла христианство, но христианство было принято ею в восточном варианте. Таким образом проявляется стремление сохранить дистанцию в отношении культурной и религиозной традиции, характерной для Западной Европы. Позднее введение христианства на Руси и сочетание христианских и языческих элементов в культуре привели к тому, что христианское миропонимание явилось не столько незыблемой основой жизни, сколько проблемой, от решения которой зависел смысл жизни отдельного человека и всей нации. Но это проблема не может быть решена окончательно. Итак, первая черта русской философии – искание скрытого смысла христианских идей.

Вторая черта – выдвижение на первый план двух тесно взаимосвязанных проблем: а) проблемы сущности и смысла человеческого бытия; б) проблемы смысла и закономерностей истории.

Третья черта – дуализм в понимании мира, человека и истории.

Человек: с одной стороны, укоренен в вечном, духовном бытии, непосредственно связан с богом;

с другой стороны, принадлежит материальному, временному бытию.

Западная философия пришла к целостному представлению о человеке, снимающего противоречия двух начал его бытия. В русской философии акцентировалось внимание на глубине и радикальности этого противоречия, которое снимается только в эсхатологической перспективе развития мира и человеческого общества. Все это вело к усилению этической проблематики и сближением этики с онтологией и философией истории.

Таким образом, западная диалектика отличается от русской. В западной философии диалектика – рационалистична, в ней главное – закономерное взаимодействие противоположностей, разрешающееся в их синтезе. В русской философии диалектика – иррационалистична, в ней противоречия воспринимаются как абсолютные, не способные к гармоничному синтезу. Поэтому выявление противоречий не приводит к их сглаживанию, а более остро обозначает трагизм человеческого существования.

Период Киевской Руси (Х1 — Х111 вв.).

К числу наиболее значительных произведений и учений периода Киевской Руси относятся «Слово'о законе и благодати» митрополита Иллариона (XI в.), которое поднимает вопросы философии истории, и «Послание митрополита Никифора Владимиру Мономаху» (XII в.)-первый трактат на Руси, посвященный проблемам гносеологии.

Петровские преобразования конца XVII — начала ХЧШ в. привели
к тому, что в XVIII в. произошло значительное сближение русской
культуры с западноевропейской. В частности, это нашло свое выраже-
ние в развитии идей просветителей на русской почве. К числу видней-
ших русских просветителей могут быть отнесены М.В. Ломоносов,
Н.И. Новиков и А.Н. Радищев.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) - крупнейший
русский ученый-естествоиспытатель 18в. По своим философским воззрениям Ломоносов был деистом ньюто-
новского типа, а значит, допуская сотворение мира Богом, считал, что
Бог более не вмешивается в дела природы, поэтому Ломоносов был
склонен к материалистическому объяснению природы. Все природные тела состоят из мельчайших частиц, которые он называл не корпуску-
лами, как Ньютон, а как Лейбниц — монадами или иногда атомами. Но
в отличие от Лейбница эти монады он считал материальными'. Ломо-
носов развил свой вариант учения о первичных и вторичных каче-
ствах', обосновал закон сохранения вещества и движения.

Татищев, Васиний Никитич (1686-1750)Вся литературная деятельность Татищева, включая и труды по истории и географии, преследовала публицистические задачи: польза общества была его главною целью. Татищев был сознательным утилитаристом. Мировоззрение его изложено в его «Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищ». Основной идеей этого мировоззрения была модная в то время идея естественного права, естественной морали, естественной религии, заимствованная Татищевым у Пуфендорфа и Вальха. Высшая цель, или «истинное благополучие», по этому воззрению, заключается в полном равновесии душевных сил, в «спокойствии души и совести», достигаемом путём развития ума «полезною» наукою. К последней Татищев относил медицину, экономию, законоучение и философию.

Радищев Александр Ни-
колаевич
(1749 — 1802) — видный русский писатель,
философ, политический мыслитель. еревод книги Мабли «Размышления о грече-
ской истории и причинах благоденствия и нещастия греков» (1773);
ода «Вольность» (начало 1880-х); «Житие Ф.В. Ушакова» (1789);
«Письма к другу, жительствующему в Тобольске» (1782); «Путеше-
ствие из Петербурга в Москву» (1790); «О человеке, его смертности
и бессмертии» (написана в 1791 — 1797, опубликована в 1809); ода
«Осм-надцатое столетие» (написана в 1790-е гг.); Философские воззрения. По философским воззрениям Радищева
можно отнести к деистам. Важнейшее его философское сочинение-
это написанная им в ссылке книга «О человеке, его смертности и бес-
смертии». В духе рационализма Просвещения он в этой работе рас-
сматривал различные аргументы в пользу смертности (в первой поло-
вине книги) и бессмертия (во второй половине) человеческой души.
Читателю предлагается самому выбрать ту точку зрения, которая ему
представляется более убедительной. Однако о выборе самого Радище-
ва можно в определенной степени судить по концовке книги с призы-
вом верить в то, что «вечность не есть мечта».

2.. Материалистическое понимание истории (теория общественно-экономической формации К.Маркса).

Сущность открытого Карлом Марксом материалистического понимания истории принято выражать тезисом: " общественное бытие определяет общественное сознание" - это взгляд на историю, согласно которому «материальные», или экономические, факторы играли главную роль в определении исторических перемен. Под общественным бытием при этом понимается вся материальная жизнь общества. Категорией " общественное сознание" в марксизме обозначают духовную жизнь общества. Материалистическое понимание истории считается философским открытием К.Маркса. Это значит, что до него, т.е. до середины XIX в., в философии безраздельно господствовала противоположная позиция - идеалистическое понимание истории. К.Маркс же заостряет внимание на источнике идейных мотивов деятельности людей. Сами-то эти мотивы как появляются? Ответ К. Маркса гласит: их появление обусловлено материальными условиями жизни людей. Отсюда следует, что исторический процесс объективен, т.е. не зависит от воли и желания людей.
Материалистическое понимание истории предполагает рассмотрение общества как социального организма, как единой социальной системы, источник развития и формирования которой заключается прежде всего в ней самой, а не находится вовне.
Теория общества, основанием которой является материалистическое понимание истории, признает действие многих факторов. Производственные отношения – это базис, но на ход исторического развития воздействуют политические формы классовой борьбы и ее результата – государственный строй и т.п., правовые формы, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения (надстройка).
Обосновывая материалистическое понимание истории, К.Маркс и Ф.Энгельс подчеркивали основной принцип, а именно, что развитие исторического процесса обусловлено способом производства материальных благ и, прежде всего, производительными силами; что с их изменением меняется способ производства, а вместе со способом производства – все экономические отношения, а затем и вся надстройка общества.
Анализ производственных отношений дал им возможность подметить повторяемость явлений общественной жизни; объединить явления и процессы, происходящие в разных странах, понятием общественной формации.
С созданием теории общественных формаций, разработанной Марксом, появилась возможность рассматривать каждую стадию общественного развития в ее реальной целостности как особый социальный организм. Общественная формация – основа того общественного бытия, которое, с одной стороны, определяет сознание, характер содержания социальной деятельности людей, а с другой, - сама является ее результатом. Переход от одной общественной формации к другой объясняется теорией конфликта, высшим проявлением которого является классовая борьба и социальная революция.
У Маркса речь идет о предметно-преобразующей деятельности самих людей, в ходе которой они изменяют и мир, и самих себя. Процесс изменения людьми мира и процесс изменения самих людей есть исторический процесс. Поэтому люди – продукты истории, а не Бога и не Природы. Таково основное положение того воззрения, которое сам Маркс называл материалистическим пониманием истории.
Если еще более кратко сформулировать суть материалистического понимания истории, то она состоит в том, что Маркс нашел «в истории развития труда ключ к пониманию всей истории общества». У Гегеля труд – это только «средний термин» умозаключения от одной идеи к другой, а Маркс делает труд главным аргументом исторического развития.
Единство природы и человека нужно искать не в природе самой по себе, а в переработке природы человеком, то есть в промышленности, в труде. Поэтому понимание сущности труда дает ключ и к пониманию человека, и к пониманию природы

Согласно Марксу, свобода и необходимость – это связанные между собой моменты исторического процесса, самой деятельности людей. И, согласно этому пониманию, человек ни в коем случае не есть пассивный продукт обстоятельств, как считали французские материалисты. Ведь обстоятельства меняются самими людьми.

Билет 27


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 962; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь