Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные гносеологические направления



НАПРАВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
1.Эмпиризм (сенсуализм) Источник истинного знания – чувственные данные и эмпирический опыт. «В разуме нет ничего, чего бы ранее не было в чувствах» Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Беркли, Д.Юм
2. Рационализм Разум – основа познания и критерий истины. «В разуме нет ничего, кроме самого разума» Платон, Р.Декат, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, Г.Гегель

 

Безусловно, в этих гносеологических подходах есть некое рациональное зерно. Но ни один из них в отдельности не давал верного понимания особенностей познавательного процесса. Трансцендентальный подход Канта к этой проблеме позволил лучше уяснить особенности функционирования человеческого сознания, его структуру. Однако он не дал ответа на вопрос о генезисе априорных форм познания. Внеисторизм Канта пытался преодолеть Гегель, рассматривая процесс познания в контексте саморазвития абсолютной идеи, в том числе различные формы ее объективации в истории и культуре. И в этом его большая заслуга. Вместе с тем вопрос о соответствии знаний человека объективной реальности остался неразрешенным, поскольку природа, по Гегелю, не развивается во времени, но лишь разнообразится.

В гносеологии марксизма познание рассматривается в контексте социально-исторической деятельности людей. Знания являются отражением объективной реальности. Однако это отражение является не буквальным, зеркальным, как полагали, например, французские материалисты ХVIII в., а, 1) опосредованным социокультурной практикой и 2) представляет собой результат активной творческой, конструктивной деятельности сознания человека. Познание (и знания) всегда обусловлено: технико-технологическим способом производства, другими формами культуры, идеологией государства, групповыми интересами, традициями и т.д. Данные положения диалектико-материалистической гносеологии представляют собой серьезное обогащение теории познания. Однако следует понимать, что познание – многоуровневый процесс. В нем можно различать (в схематичном приближении) два уровня: индивидуальный – осуществляющийся в рамках жизнедеятельности конкретного индивидуума и родовой – развертывающийся в рамках развития всего человечества. Так вот, в марксистской гносеологии разработку и обоснование получил преимущественно второй уровень познания.

В современной гносеологии исследуются механизмы:

· формирования идеальных образов; взаимосвязь и взаимодействие различных типов реальности (физической, физиологической, психологической, социальной, культурной, знаково-символической, семантической и т.п.) в процессе познания;

· формы существования и представления знаний, способы их декодирования и др.

Данные современных наук о человеке, языке, мышлении позволяют выделить в гносеологической проблематике еще один аспект. Он связан с функциональной ассиметрией полушарий головного мозга человека. Согласно этим данным левополушарная часть мозга ответственна за логический строй мышления, аналитические способности человека, тогда как правополушарная обеспечивает эмоциональное и образное восприятие действительное, проявление творческих способностей человека.

Основные формы чувственного и рационального познания.

Структура и процесс познания

 

Структура познания: уровни и формы

Дальнейшая конкретизация понимания природы субъект-объектного отношения предполагает анализ структуры и основных характеристик познавательного процесса. В самом общем плане познавательный процесс осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях: чувственном, рациональном (логическом) и интуитивном. В связи со сказанным заметим, что подобная экспликация структуры познавательного процесса возможна лишь in abstracto. В жизнедеятельности конкретного индивида названные уровни познания функционируют как системное единство, взаимопроникая и взаимообусловливая друг друга. С учетом данного замечания рассмотрим их в «чистом» виде.

Чувственное познание обеспечивает непосредственную связь субъекта с объектом познания, приспособление индивида к окружающей среде и является основой обыденного сознания и представлений здравого смысла.

Оно имеет три основных формы: ощущение, восприятие и представление. В ощущениях фиксируются отдельные признаки вещей (зрительные, слуховые, тактильные и т.п. – красный, тихий, шершавый, высокий и др.). Восприятие обеспечивает формирование в сознании человека целостного образа предмета (красная роза, приятная мелодия, вкусный суп и т.д.). Обратим внимание: ощущение и восприятие актуализируются в момент непосредственного контакта органов чувств с предметами и явлениями окружающей среды. А вот представление – это такая форма чувственного познания, которая «работает» без такого контакта. Это происходит благодаря памяти, позволяющей воспроизводить в сознании опыт прошлого и которая обеспечивает непрерывность самосознания человека, его способность к самоидентификации. Есть у представления и еще один важный механизм, благодаря которому оказывается возможным моделировать будущее и реконструировать настоящее. Это воображение.

Рациональное мышление представляет собой своего рода «надстройку» над чувственным познанием. Причем в данном случае речь идет не о профанном разуме, который есть у каждого человеческого существа, а о специфически подготовленном и образованном разуме. Разуме, который способен отличить мнение от истины, и который знает, каким образом ее можно обрести. Так вот, рациональное познание (т.е. функционирование специально подготовленного, образованного разума) представляет собой процесс опосредованного познания действительности. Его рабочими инструментами являются логика и абстракции (понятия) различных уровней обобщения. Общими формамилогического мышления являются понятие, суждение и умозаключение. А результатом деятельности становится постижение глубинных, сущностных характеристик вещей, их связей и отношений, которые фиксируются в категориях, теориях, гипотезах теоретического разума.

 

Третий уровень познания – интуитивный. Интуиция является одной из важнейших, но в то же время и загадочных форм постижения действительности. Ее особенность заключается в том, что она приходит как озарение, мгновенно, и дает человеку ясное видение и понимание способов решения проблемы без участия разума и чувств. Интуиция многогранна и может проявляться в самых различных формах и видах человеческой деятельности. Различают интуицию практическую, художественно-образную, интеллектуальную, мистическую.

 

Познание как постижение истины. Диалектика абсолютной и относительной истины.

Проблема истины в познании

 

 

Истина

Наши знания многообразны и разноценны. И не все из них являются истинными. Существуют и недостоверные знания (мнения, догадки, предположения, фантазии, суеверия). В состав научных знаний входят гипотезы, в том числе в виде «сумасшедших идей» (Н. Бор), конкурирующие теории. Еще неизвестно, каких знаний у общества больше.

Сами вещи или человеческие действия – не истинны и не ложны.Истинной может быть только наша мысль об этих предметах, но при условии, что она соответствует (корреспондирует) действительности. Так впервые была поставлена и сформулирована проблема истины как достоверного и адекватного знания о действительности в античной философии. Платон по этому поводу утверждал: „...тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, – лжет".

Тем не менее говорить об истине не просто. Во-первых, потому, что предметы бывают разными, в том числе и очень сложными, и находиться в многообразных связях с другими предметами. Во-вторых, эти предметы могут изменяться сами с течением времени или обнаруживать разные свойства при изменении их связей с другими вещами. Например, всем известно, что вода закипает при 100 °С. Это утверждение физики и оно является объективной истиной . Что это значит? А то, что фактуальная достоверность (содержание) данного высказывания не зависит ни от отдельного субъекта, ни от человечества в целом. Однако известно и то, что в горах со снижением атмосферного давления температура кипения воды понижается. Получается, что сама объективная истина может и должна уточняться, что она справедлива лишь для определенных условий. Тем самым всякая истина конкретна , ане абстрактна . И мысль верная в одном случае, может в другое время и в ином месте оказаться заблуждением. Более того, поскольку наши знания об окружающей действительности не могут быть полными и исчерпывающими, то истина оказывается также и относительной. Так, у современного человечества есть определенная сумма знаний о биосфере. Однако множество происходящих в ней процессов пока не поддается пониманию и предсказанию. Отсюда тяжкие последствия цунами, извержений вулканов, землетрясений. Сегодня царит полная неопределенность в оценках учеными факта потеплением климата и возможных последствий. Изучение биосферы продолжается.

Существуют различные трактовки истины (см. табл.). С развитием науки в орбиту ее исследований вовлекаются все более сложные объекты, в том числе те, которые существуют в «единичном издании» – Вселенная, биосфера, социум, а также явления микромира, суперсложные системные образования типа человек-техника-природа и т.д. Математики, физики-теоретики создают такие знаковые конструкции, которые образуют свои особые, виртуальные миры, об онтологических коррелятах которых до процедуры интерпретации (если она оказывается возможной) ничего не известно. Относительно знаний подобного рода сложно говорить насколько они соответствуют действительности. Поэтому классическая (корреспондентская) теория истины в современной эпистемологии дополняется конвенциональной (основанной на соглашении, согласии ученых), а также прагматической концепцией, связывающую истинность наших знаний с практическим результатом, пользой. Некоторые историки науки и философы вообще отказывают ей в праве на существование, мол, «все относительно». Это релятивистская точка зрения. Существуют также такие области научного познания, где вообще не существует никакой наглядности, например, математика. Тем не менее математические знания могут быть также истинными или ложными. Однако критерий их различения здесь иной – логический (табл. ).

Таблица

Интерпретации истины

  ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТИНЫ   корреспондентская;
конвенциональная;
прагматическая;
релятивистская;
диалектико-материалистическая.

 

Вместе с тем относительность и конкретность объективной истины было бы ошибкой трактовать как отсутствие в наших знаниях чего-либо абсолютного. Истина — это не отдельное высказывание, а система точных и верных мыслей, все время углубляющихся в процессе познания. То, что в познании истинно, — сохраня­ется, удостоверяется опытом и общественно-исторической практикой, образуя неопровержимые крупицы человеческого знания. Особый вклад к эту сокровищницу вносит наука. Научная истина специфицируется тем, что: а) ее высказывания (знания) являются объективными, соответствуют реалиям исследуемой предметной области; 2) она должна согласовываться с принятыми в науке нормами, критериями и идеалами познания. Из суммы подобных истины постепенно скла­дывается наше все более достоверное понимание действительности. Лишь в этом контексте допустимо выражение „абсолютная истина". Это ценностно-регулятивный идеал познания. К нему (как ко всякому идеалу) человечество может только стремиться, но никогда не сможет достичь полного и исчерпывающего познания мира в силу несопоставимости человека и Вселенной.

Тем не менее наука и философия идут этим путем, преодолевая сомнения и возражения скептиков и агностиков, утверждающих, что человеку недоступно знание сущности вещей. Истинность научных знаний измеряется и постоянно подтверждается прогрессом техники и технологии, культуры и всей общественно-исторической практикой людей.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 891; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь