Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Государство как важнейший компонент политической организации общества



Проблемы государства серьезно изучали в философии древнего мира (Конфуцием, Лао-цзы, Платоном, Аристотелем), тщательно исследовались в философии средних веков (Августином, Фомой Аквинским), были предметом специального внимания в философии Нового времени. Например, в философии нового времени оживленно обсуждалась проблема происхождения государства, сложилось представление о том, что государство – сведение воль отдельных людей в единую волю, ее «олицетворение» (Т. Гоббс). Согласно Дж. Локку, государство возникает для обеспечения гарантии сохранения естественных прав человека на жизнь, свободу и собственность. С этой точки зрения власть государства абсолютной быть не может и обязательно должна быть разделена. Согласно Гегелю, государство является высшей ступенью развития объективного духа.

В неклассической философии были сформированы и другие представления о государстве. Согласно В.И. Ленину, «государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».[27] В этом определении предпосылкой государства является разделение общества на антагонистические классы. В работе «Анархия, государственность и утопия» (1974), современный американский ученый Р. Нозик развивал представления о неклассовом характере государства. Государство, по его мнению, возникает в результате эволюции «защитной ассоциации», целью которой является обеспечение личной безопасности путем введения в оборот общеобязательных норм. На основе защитных ассоциаций возникают защитные агенства, в которых функции обеспечения безопасности выполняют уже профессионалы, т.е. люди, получающие за данную деятельность плату. Только тогда, когда защитное агенство начинает защищать не только своих клиентов, а и других людей, т.е. распространяет свою юрисдикцию на определенную территорию и возникает государство в собственном смысле этого слова. В наши дни проблемы государства специально рассматриваются в политической науке, где они обычно соотносятся с понятиями политическая организация (система) общества. В рамках классической философии использовалось не понятие политическая организация, а политическое общество. Тем самым обращалось внимание на то, что человек является существом политическим (Аристотель), что политика – не только сознание, но и сознательная деятельность людей, особый класс отношений между людьми (обычно, вокруг власти) и социальных институтов.

 

Понятие государства
Государство центральный институт политической организации общества , обладающий верховной властью на определенной территории, имеющий исключительное право издавать общеобя­зательные законы и использовать в необходимых случаях наси­лие. Это институт отличается от гражданского обще­ства. Он имеет, наделенный властными полномочиями аппарат управления с особым слоем государственных служащих.

Основными признаками госу­дарства обычно считаются следующие: территория, население, власть, суверенитет, мо­нопольное право на применение принуждения, монопольные права на издание законов, взимание налогов и сборов.

Государство выполняет внутренние и внешние функции (табл. ).

Таблица

Функции государства

Вид функций Содержание
1. Внутренние функции · обеспечение социально-поли­тической стабильности, безопасности и порядка; · регулирование экономических процессов, поддержание общих правил хозяй­ствования; · развитие средств связи, дорог и других средств обес­печения жизнедеятельности всего общества; · социальные, куль­турно-образовательные функции; охрана окружающей среды.
2. Внешние функции · обеспечение национальной безопасности; · отстаивание государственных интересов в международных отно­шениях; · развитие сотрудничества (экономического, военного, культурного и т. п.) с другими государствами.

 

 

В политической философии обычно различается содержание и форма государства. Форма государства характеризуется:

· его типом (он может выделяться и по формационным (рабовладельческое, буржуазное и т.п.), и по цивилизационным основаниям);

· способом организации верховной власти (республика, монархия, конституционная монархия);

· устройством (унитарное государство, конфедерация, федерация);

· способом реализации верховной власти, или политическим режимом ( авторитарный, тоталитарный, демократический).

В демократическом, правовом государстве главным субъектом государственного управления является народ, выбирающий представителей в органы власти. Государство действует от имени народа и выступает как консолидирующий субъект управления, при этом создавая для управления свои органы (парламент, правительство, суды).

Общество с точки зрения философии управления рассматривается как объект государственно-управляющего воздействия, т.е. управляемая система.

Государственное управление
Государственное управление – это целенаправленное воздействие государства на общественные процессы и явления, отношения и деятельность людей. Оно представляет собой разновидность социального управления, особого рода социальную деятельность, осуществляемую на профессиональных началах органами государственного управления и должностными лицами.

Природу и специфику государственного управления определяет следующее:

· субъект управления. В качестве субъекта целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий выступает государство. Характер государственного управления в конкретное историческое время определяется характером, конституционными основами государства;

· нормативно-правовая форма управления. Государственное управление опирается на законы и представляет собой способ реализации государственной власти. Законы, иные основные, общие, типовые решения, правила, нормы, установленные государственной властью, являются общеобязательными, обеспечиваются авторитетом и силой государства;

· специфический характер и объем охватываемых управлением общественных явлений. В центре внимания государственного управления лежат решения общих (публичных) дел, согласование действий всех граждан, защита совместного (публичного) интереса, удовлетворение потребностей общества, а не отдельных граждан и социальных групп;

· комплексный характер методов и средств государственного воздействия. В нем используются не только правовые, политические, экономические методы (регулирование, согласование, убеждение, стимулирование), но и методы принуждения.

Природа государственного управления вытекает из его особой социальной функции, направленной на упорядочение процессов развития в интересах всего общества путем согласования разнообразных требований, нужд и форм деятельности, где государственный аппарат выступает действенным механизмом воплощения публичной власти и обеспечивает осуществление государственной политики через систему административных учреждений.

Государственная власть и управление в своей основе имеет правовую и политическую легитимность, а в реализации – силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения.

Все вышеизложенное определяет рассмотрение государственного управления в широком и узком смысле.

В широком смысле государственное управление означает непосредственное осуществление государственной власти: принятие политико-государственных решений и их реализацию, контроль над соблюдением в обществе правозаконности и правосудия.

В узком смысле под государственным управлением обычно понимается административная, исполнительно-распорядительная деятельность органов государственного управления, которая направлена на регулирование процессов, явлений, отношений, связанных с жизнедеятельностью общества, и осуществляется на профессиональной основе.

Необходимость государственного управления обусловлена теми же причинами, которые связаны с созданием самого государства: с необходимостью регулирования отношений, явлений, процессов, протекающих в обществе, преодолением возникающих конфликтов, решением проблемы социального неравенства и т.д. Она следует из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и соблюдение гарантий, основных социальных прав, поддержание общественного порядка.

Общественная обусловленность государственного управления вытекает из его практики как сложной организационной системы, функционирование которой направленно на удовлетворение потребностей граждан. Тем самым государственное управление является актом государственного вмешательства, вторгаясь в ткань общества и определяясь общественными отношениями (как материальными, так и культурными). При этом следует отметить, что масштабы государственного управления имеют определенные границы, которые определяются:

· характером объекта управления,

· естественными правами человека,

· реальными возможностями самого общества,

· а также уровнем развития системы государственного управления и возможностями государства.

Возможности государственного управления определяются:

· волей и силой государственной власти;

· уровнем развития и отлаженностью системы государственного управления;

· располагаемыми ресурсами, а также особенностями взаимодействия с другими субъектами политической жизни общества.

 

Правовое государство и гражданское общество
Важнейшими предпосылками и одновременно следствием демократического политического режима выступают гражданское общество и правовое государство.

Правовым называется государство, в котором реализуется приоритет закона, права. Правовое государство должно, прежде всего, отвечать таким требованиям как:

· верховенство закона, права, что должно обеспечиваться Конституцией, судебной системой, органами контроля и правопорядка;

· разделение властей (законодательная, исполнительная и судебная).

В правовом государстве обычно действуют три ветви власти:

· законодательная, издающая законы;

· исполнительная, осуществляющая управление на основании изданных законов;

· судебная, контролирующая соблюдение законов и осуществляющая правосудие.

Разделение властей сложилось уже на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов. Первое крупное разделение власти повлекло за собой разделение политической и религиозной властей – власти государства (кесаря) и церкви. Соперничество между ними длилось веками.

В светском государстве разделение профессиональных функций власти началось также достаточно рано. В нем осуществлялось разделение власти между центральным и местным управлением, и власть различных уровней выполняла неодинаковые функции.

Принцип разделения властей предполагает наличие в государственной власти системы сдержек и противовесов. Смысл этих сдержек в том, что каждая ветвь власти не только уравновешивает, но и ограничивает другие ветви власти. Элементами этой системы являются: срочность полномочий должностных лиц; право вето на законопроекты; право роспуска парламента; независимость судейского корпуса и т.д.

Идея гражданского общества восходит к античности, в частности, к политико-философской концепции Цицерона, интересовавшегося отличием собственно гражданина от простого обывателя. В дальнейшем эта проблема разрабатывалась Т.Гоббсом, Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегелем и К. Марксом и др.

Гражданское общество – сфера реализации частных интересов и потребностей – индивидуальных и групповых. Государство в сочетании с гражданским обществом выступает как выразитель всеобщей воли и призвано обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественно-политической жизни.

Согласно М. Веберу, идея гражданского общества — это познавательная абстракция, идеальный тип и в этом высказывании имеется определенная толика истины. Важнее обратить внимание на другое. Данная идея помогает лучше понять особенности совместной жизнедеятельности людей. Ее суть заключается в оптимальном сочетании трех основных элементов: власти, общества и человека. При этом предполагается, что осуществляющее власть государство должно быть правовым, а его деятельность основана на принципе верховенства закона. В свете данного принципа в обществе должны выстраиваться развитые разветвленные горизонтальные связи; складываться всевозможные союзы и ассоциации, массовые движения, политические партии; реализовываться процесс децентрализации власти и развития местного самоуправления.

Наиболее важные структурные компоненты гражданского общества:

· в экономической сфере – частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные организации, создаваемые гражданами по собственной инициативе;

· в социально-политической сфере – органы самоуправления (создаваемые по месту жительства, работы, учебы), политические партии, общественные объединения, организации и движения;

· в сфере духовной – негосударственные институты (церковь и др.), средства массовой информации, добровольные творческие союзы (художников, литераторов, ученых и т.д.).

В развитом гражданском обществе индивид взаимодействует с государством не прямо, так сказать, не один на один, а в составе соответствующего общественного гражданского института, т.е. опосредованно.

Гражданское общество и правовое государство – неразрывно связанные системы современного демократического общества; они взаимно предполагают друг друга и немыслимы, невозможны одно без другого. В них особые требования предъявляются и к гражданину. Граждане должны быть дисциплинированы не в силу страха, а благодаря сознательности, глубокой внутренней убежденности, они добросовестно выполняют свои обязанности и ревностно защищают свои права, непримиримы к коррупции, взяточничеству и т.д. Иными словами, они – люди с высоким правосознанием, нравственной, политической и правовой, философской культурой. Следовательно, о том, насколько развито или не развито гражданское общество, можно судить по степени активности граждан и их добровольных объединений.

В классической философии была четко поставлена актуальная и сегодня проблема становления гражданского общества и его взаимоотношений с государством. Существуют различные интерпретации данной проблемы - от либертаристской, абсолютизирующей роль гражданского общества (согласно которой - " государство - ночной сторож" ) и анархистской, согласно которой " государство - зло для свободы индивида и свободных ассоциаций людей", до умеренно этатистской (концепция ассимиляции гражданского общества государством в философии Г. Гегеля) и абсолютно этатистской (апологии неограниченной монархии в концепции Т. Гоббса).

Гражданское общество охватывает относительно независимую от государства сферу коллективной и индивидуальной жизнедеятельности людей, включающей негосударственные политические ассоциации, хозяйственно-экономические структуры, негосударственные институты и образования, СМИ, религиозные организации и т.п. Государство (правовое) и гражданское общество (развитое) призваны существовать как бы исходя из презумпции дополнительности, предполагающей конкуренцию влияния на общество и совместную деятельность на его благо.

В современной политической философии один из возможных механизмов взаимоотношений государства и гражданского общества раскрывается в концепции коммуникативного действия Ю. Хабермаса.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь