Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Наука в ее историческом развитии



История науки

Истоки науки ввиде определенных систем рациональных знаний восходят к глубокой древности. Египтяне, например, умели производить арифметические действия с дробями, а шумеры – решать квадратные уравнения с двумя неизвестными. Однако это еще не было наукой: древневосточные ученые ничего не доказывали и ничего не объясняли. Они просто использовали интеллектуальные схемы и приемы (сформировавшиеся в ходе многовековой практики предшественников) для решения конкретных задач по принципу: «возьми то-то, сделай так-то – и ты получишь искомый результат» и не задумывались над вопросом «Почему? ». Эту ограниченность мышления древневосточных ученых подметили и быстро исправили греки. Для них знания были важны не только для практики, но и сами по себе – как игра ума. Такого рода отношение к знаниям позволило им ставить и исследовать проблемы в общем виде, т. е. теоретически. Теория – этотакая форма представления знаний, которая дает системное, рациональное и объективное объяснение явлений действительности, их связей и отношений. Создание теории было одним из важнейших достижений древнегреческого гения.

Первоначально древнегреческая наука развивалась в лоне философии. В школах Пифагора, Платона, Аристотеля кроме собственно философских, обсуждались и конкретные научные проблемы. К периоду античности относится выдвижение трех фундаментальных идей, ставших программными для всего последующего развития науки. Первая – это гипотеза Парменида об отсутствии в мире пустоты; другая, противоположная ей, – учение Демокрита об атомах и пустоте. Эти, казалось бы, исключающие друг друга идеи были восприняты современной физикой и нашли отражение в атомистической теории вещества и квантово-волновой теории поля. А третья касалась представлений о месте Земли в солнечной системе. Опережая на тысячелетия свое время, Аристарх Самосский сформулировал гелиоцентрическую гипотезу. Ее истинность была обоснована, как известно, в середине ХV в. Н. Коперником.

Постепенно, в течение IV—I вв. до н.э. наука начинает превращаться в самостоятельную познавательную силу. Она отделяется от философии и дифференцируется на конкретные дисциплины — математику, астрономию, географию, логику, механику, а также историю, риторику, филологию и др. Достижения античных ученых (Евдокса, Евклида, Гиппократа, Геродота, Фукидида, Эратосфена, Аристарха, Архимеда) навсегда стали достоянием мировой культуры. Однако особое место среди них принадлежит геометрии Евклида. Она стала своеобразным эталоном построения научно-теоретического знания и оказала огромное влияние на мышление ученых последующих эпох.

Примечателен в данной связи такой факт: после изобретения книгопечатания (середина XV в.) «Начала» Евклида (15 книг) в различных странах переиздавались более 1000 раз. Тут с ними может конкурировать только Библия.

Сами древние греки свои научные изыскания рассматривали в качестве уточнения и дополнения к философским представлениям о мире и редко использовали их для решения конкретных практических задач (Архимед был одним из немногих исключений). В этом заключается своеобразие и, вместе с тем, ограниченность античной науки.

В период средневековья уровень научной мысли опускается почти до нуля и начинает подниматься вновь лишь в эпоху Возрождения. Именно в это время происходит фундаментальное переосмысление человеком своего собственного образа и места в мире. Он начинает рассматривать себя в качестве свободного творца, полем деятельности которого является весь мир. Бурная творческая деятельность, которая охватила общество, нашла реализацию в искусстве, Великих географических открытиях, технических изобретениях, Реформации, пересмотре тысячелетних представлений о строении Вселенной и человеке.

На волне кардинальных изменений в жизни и мировоззрении общества, происшедших в XV и XVI вв., родилась современная наука (XVII в.). Ее «крестным отцом» принято считать Г. Галилея (1564–1643). Новая классическая наука, в отличие от древнегреческой, стала ориентироваться не просто на описание действительности, а на открытие и установление законов природы. Свои выводы (в виде математических уравнений) она начала основывать на опыте, эксперименте. И. Ньютон (1643–1727), подчеркивая значение эмпирических фактов для построении своего учения о физической природе, любил повторять: «домыслов не сочиняю». Еще одним важнейшим отличием новоевропейской науки от древнегреческой было то, что ученые Нового времени смысл своих научных занятий усматривали в возможности использовать полученные знания на практике. Недаром тогда возник афоризм: «Знание – сила». Появление науки в виде экспериментального есте­ствознания дало человеку в руки мощный инструмент для реализации своих устремлений и идеалов. Этот процесс ускорился и стал практикоориентированным в связи с возникновением технических наук. Очень скоро (уже в XVIII—XIX вв.) научные открытия, материализуясь в технике производства, оружии, транспорте, средствах связи, предметах быта и т. д., начали кардинальным образом менять не только образ жизни людей, общества и государства, но и облик планеты в целом. Результатом стало формирование нового типа человеческой цивилизации – индустриальной цивилизации.

Важнейшая особенность классической науки – стремление к объективной истине, выработке и постоянному уточнению, обновлению знаний. Причем наиболее масштабно этот процесс происходит в периоды так называемых научных революций. Революции в науке случаются тогда, когда какие-либо факты не поддаются объяснению с помощью старых теорий. Так, например, обстояло дело в физике на рубеже XIX—XX вв. В таких случаях ученые создают новые теории, которые позволяют «снимать» указанные противоречия. А в итоге – старая картина мира уступает место новой.

Научная картина мира – это гносеологический образ фрагмента реальности, который формируется концептуальными средствами данной науки. Но не всякой науки, а тех, которые называются фундаментальными. Среди них – физика, химия, биология, социолоия и др. Поэтому выделяют физическую, химическую, биологическую и т.д. картины мира. Но и среди них есть такая, которая лежит в основе остальных. Это – физическая картина мира.

Самым существенным в такой картине являются представления о наиболее фундаментальных свойствах Вселенной – атомах, элементарных частицах, вакууме, пространстве, времени, развитии, типах взаимодействий и т. п. Ядром классической науки XVII–XIX вв. была физика. Согласно ее представлениям, мир состоит из неделимых атомов, движущихся в пустоте и взаимодействующих друг с другом по законам механики. Эти законы вечны и неизменны. Поэтому теоретически возможно рассчитать и предсказать все, что было, есть и будет. В истории классической науки выделяют три сменивших одна другую картины мира: механистическую, термодинамическую и электродинамическую.

Человек со своим сознанием, однако, не вполне вписывался в эти схемы миропонимания. Его физическое бытие подчиняется законам окружающего мира, а вот «внутренний мир» – нет. Не находя себе места в общем порядке вещей, человек оказался как бы стоящим над миром. Таким статусом наделяла его и почти двухтысячелетняя традиция христианского человекознания. А благодаря науке он получил в руки инструмент самореализации. Соответственно такому миропониманию он и действовал, мало заботясь о последствиях, тем более, что успехи индустриализации завораживали.

На рубеже Х1Х–ХХ вв. в физике были обнаружены новые факты, попытка объяснить которые привела к созданию новой физики, а вместе с ней и неклассической науки. В ее проблемное поле вошли микро- и мегаобъекты, а итогом познания открывшихся измерений бытия стал отказ от прежней научной картины мира и формирование двух автономных, хотя и взаимосвязанных (пока не ясно каким образом) картин реальности – квантовомеханической и релятивистской. Соответственно оказались пересмотренными и многие прежние представления о наиболее фундаментальных свойствах Вселенной, а также принципы ее познания и объяснения. Обратим внимание только на один из них: в методологии научного познании утвердился принцип дополнительности. Он означает, что в процессе познания для воспроизведения целостности объекта необходимо применять взаимоисключающие, «дополнительные» классы понятий и теорий, каждый(ая) из которых справедлив(а) при определенных условиях. Например, при определенных условиях эксперимента элементарная частица может обнаруживать свойства корпускулы, а при других – волновые свойства. Этот факт и обусловил появление двух взаимодополняющих вариантов квантовой механики – матричной и волновой. Данная познавательная установка явилась весьма плодотворной для изучения и понимания других сложных динамических объектов, в т.ч. биологических и социальных систем.

Новейшая революция в науке приходится на последнюю треть ХХ ст. Итогом ее является становление постнеклассической науки, а признанный ее лидер – синергетика. Синергетика – наука о сложных, самоорганизующихся и саморазвивающихся системах. Она представляет собой несомненную новость в горизонте научного мышления, способе восприятия и интерпретации универсума и познающего субъекта. Она ставит в центр познания многие маргинальные идеи и интуиции, обитавшие прежде на периферии научного мышления, в частности, представления о многомерности мира, неравновесности, самоорганизации, неопределённости, случайности и, особо подчеркнём, роли Отдельного События, Отдельного Факта. Обращение науки к исследованию сверхсложных самоорганизующихся систем наполняет эти понятия новым содержанием и смыслом. Так, отдельное, случайное – это не исчезающе малые величины, которыми можно без ущерба для понимания сущности пренебречь, а онтологически значимые феномены универсума. Углубляющиеся научные знания о мире и их опредмечивание влечет за собой модернизацию «второй природы». Сегодня в повестке дня – формирование шестого технологического уклада, в основе которого био-, нано-, космические технологии.

Особое значение в контексте сказанного следует обратить на социальную и моральную ответственность ученых перед обществом за результаты их исследований. Наука по мере развертывания научно-технического прогресса делает человека всё более существенным фактором космической эволюции; он берет на себя ответственность не только за биосферу, Землю, солнечную систему, но и Космос. А это уже принципиально новое измерение бытия Homo sapiens в мире. Оно требует кардинальной перестройки ментальности человека, понимания им его взаимосвязи с окружающей действительностью и возможных последствий своих действий.

Принимая на себя ответственность за целое (универсум), человек тем самым реализует высшую ступень собственной свободы, очерчивая границы своей гордыни и произвола. Включение ценностного измерения в структуру научного сознания (субъекта научной деятельности) определяет принципиальное различие между наукой индустриальной и постиндустриальной эпохи.

40. (40=39) Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь