Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Искусство - специфическое духовно-практическое освоение мира, состоящее из различных его видов, родов, жанров, типов.
Виды искусства (литература, живопись, архитектура, киноискусство и др.); различные жанры искусства (поэма и роман (в литературе), портрет и натюрморт(в живописи) и др.); роды искусства (эпический и лирический и т.п.); типы искусства (барокко, реализм, модернизм и т.п.) образуют искусство как относительно самостоятельное общественное явление, которое имеет особые закономерности функционирования и развития. Эти закономерности связаны с ценностями прекрасного и безобразного, средством их реализации является художественный образ. Задачу постижения наиболее общих закономерностей функционирования и развития искусства берет на себя такая философская наука как эстетика, которая может тесно соприкасаться с искусствоведением. Искусствоведение (искусствознание) – наука, раскрывающая закономерности функционирования и развития различных видов искусства (ее отрасли музыковедение (теория музыки), литературоведение и т.п.). Ставя перед собой задачу раскрыть наиболее общие законы искусства, искусствоведение возвышается до проблематики эстетики как философской науки. Термин «эстетика» появился сравнительно поздно – только в философии Нового времени, когда уже сложилась традиция делить духовный мир отдельного человека на три части: 1) разум, 2) волю, 3) чувства. В то время сфера разума считалась предметом изучения логики, воли – этики, а для обозначения учения о чувствах термина не было. Немецкий философ эпохи Просвещения Александр Баумгартен (1714–1762) первым предложил называть философскую науку о чувствах эстетикой. Термин « эстетика » происходит от греч. слов «эстезис» (ощущение, чувственное восприятие). Этимологически термин «эстетика» обозначает философскую науку о человеческой чувственности. Предложивший этот термин А.Баумгартен был солидарен со своим предшественником, выдающимся немецким философом Нового времени Г. Лейбницем (1646–1716), полагавшим, что вполне возможна не только философия истин разума (логика и математика), но и истин факта, в том числе фактов человеческой души. По мнению Баумгартена, чувственность – такая высшая форма души, которая уже возвышает ее до высот духа, способом существования которого является искусство, в котором обобщаются до статуса универсальных эмоции (чувства) конкретного человека. Эстетика, как философия человеческой чувственности возможна только в том случае, если при этом она одновременно является и философией искусства. Специфика философского подхода к искусству заключается в изучении в нем не отдельного и уникального, того, например, что отличает музыку от живописи и т.п., но наиболее общих принципов и законов существования и развития искусства в целом. Материал искусства – сырье и данные для эстетических обобщений и аргументации. Объектом изучения эстетической науки является эмоциональное, оценочно-ценностное, духовно-практическое отношение человека к миру. Свой объект эстетика изучает с позиций ценностей прекрасного и безобразного. Следовательно, предметом изучения эстетики как особой философской науки является прекрасное и безобразное, создаваемое как в искусстве в целом, так и в эмоциональных отношениях человека к миру и, более широко, в других сферах человеческой жизни. В наши дни в формировании духовного мира человека и общества велика роль не только искусства, в котором производство прекрасного и безобразного становится относительно самостоятельной и в известном смысле высшей целью художественного творчества, но и дизайна (англ. design – проект, рисунок) – формирования функциональных качеств среды обитания человека с позиций прекрасного, а также знания об этом формировании (технической эстетики). Эстетика – философская наука, которая изучает прекрасное и безобразное в сфере художественного и технического творчества (искусства и дизайна), раскрывает универсальные основания эмоционального отношения человеку к миру. Эстетическая наука выполняет мировоззренческую функцию, обобщая наши представления о прекрасном и безобразном в искусстве, технике, жизни. Она выполняет также методологическую функцию, являясь теоретической основой развития искусства и искусствознания, художественной критики и дизайна, эмоционально пристрастного обустройства человеческой среды обитания. Эстетика как философская наука выполняет и другие функции – воспитательную, развлекательную и т.п.Различные функции искусства в нем могут абсолютизироваться, выдвигаться на передний план, подчиняя себе все его другие функции. Например, искусство, как средство развлечения называется китчем. Впервые слово «китч» использовал немецкий философ Ф. Карпфен в 1925 г. для обозначения класса антиэстетических предметов. Позже данным словом стали обозначать различные безвкусные (от нем. kitsch – халтура) и нефункциональные (от англ. for the kitchen – для кухни), дешевые (ср. нем. verkitschen – удешевлять) безделушки и подарки. Написанная в соответствии с принципами китча картина или книга обычно была ориентирована на то, чтобы дать человеку отдохнуть, не подвергая его при этом сильным переживаниям и волнениям. Пользуется известностью следующая формула китча – « ЭМЭМ ». Входящие в нее четыре буквы означают соответственно: немного э стетики, немного м елодраматизма (трогательности), немного э ротизма и немного м истицизма (таинственности). В основе ценности прекрасного лежит эстетический идеал, который по своему содержанию являются представлением об особенностях душевности и духовности человека.Он является обобщением душевных и духовных качеств человека (его доброты, честности, отзывчивости, мужества, святости, законопослушания и т.п.), их объединением (синтезом) и идеализацией, показывая нам, каким должен быть идущий по пути ценностей добра, истины, справедливости и т.п., и т.д. человек.Форма эстетического идеала представлена в его каноне, или системе нормативов, раскрывающих представления о наиболее общих закономерностях чувственно-эмоционального мира человека. Канон обычно делится на два подвида: содержательный и формальный. Содержательные стороны канона являются как бы априорной (т.е. вне- и(или) доопытной) установкой носителя эстетического идеала на оценку: 1) вида; 2) жанра (в живописи, например, натюрморта или пейзажа); 3) сюжета некоторой человеческой эмоции. Содержание канона эстетического идеала указывает нам, на какую сторону бытия обычный человек или художник обращает преимущественное внимание. В сюжете картины это, в частности, проявляется в том, сосредотачивается ли художник на движении мира, или, наоборот, обращает свои взоры на его покой. Например, согласно эстетическому идеалу классицизма, художнику следовало преимущественное внимание обращать на покой, тогда как в живописи импрессионизма его внимание ориентировалось на движение, изменчивость окружающего мира и самого человека. Искусство является не единственной, но важнейшей сферой реализации эстетического идеала. В нем следование содержательным и формальным требованиям идеала является действием особого рода – ритуалом. В основе ритуала (лат. ritualis – обрядовый) – символического поведения, подчиненного требованиям некоторого канона, обычно лежит превращение идеала в художественный образ. Формой реализации и воспроизведения ритуала в искусстве зачастую оказываются разнообразные художественные манифесты, а также превращенные в идолы программные произведения, превращенные в культовые, или как сегодня говорят, знаковые, находящиеся на слуху, разрекламированные в СМИ выставки, произведения искусства, искусствоведческие трактаты и т.п. Эстетический идеал требует жертв, поскольку не может существовать и воспроизводиться без своих сторонников, поклонников, приверженцев, фанов.
Идея Бога имеет фундаментальное значение во многих мировых религиях. Бог – Абсолютное начало, от которого зависит все конечное, в том числе и человек. Высшим способом его постижения является откровение. Откровение, – так поясняет его действие С.Л. Франк, реализуется тогда, когда «в составе нашей жизни встречаются … моменты, которые сознаются не как наши собственные порождения, а как нечто, вступающее, иногда бурно вторгающееся в наши глубины извне, из какой-то иной, чем мы сами, сферы бытия».[29] Откровение – способ получения духовного знания, который еще не гарантирует его ценности. В христианской религии обращается внимание на откровение Бога, а в Священном Писании говорится: «Не всякому духу верьте, но испытывайте – от Бога ли они» (Ин. 4: 1). В структуре религии как сложного духовного и социального явления обычно выделяют: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. Важнейшей религиозной организацией является церковь (букв. – божий дом). В современной литературе сложились разные классификации религий по тем или иным критериям, признакам. С учетом историко-стадиальных этапов развития этносов выделяются, например, национальные и мировые религии. Из существующих в наши дни к национальным обычно относят даосизм, индуизм, иудаизм, синтоизм и др. Национальным религиям присуща ритуализация душевного и духовного мира людей посредством особой обрядности, особая система предписаний и запретов, отделяющих представителей данных религий и конкретных этносов от последователей других религий и представителей иных этносов. Мировые религии – буддизм, христианство, ислам - исторически связаны с национальными, но существенно отличны от них. Они появились в эпохи великих исторических поворотов, в условиях складывания «мировых империй». В мировых религиях, так или иначе, нашел отражение образ жизни больших регионов, различных классов, сословий, каст, племен, народностей. Мировым религиям свойственна пропагандистская активность, их проповедь носит межэтнический космополитический характер, обращена к представителям разных социальных групп. Духовенство во многих религиях (и национальных, и мировых) монополизировало функции правового воспитания и морального самосохранения человека (раввины, муллы). Нередко на эту роль претендуют и представители нетрадиционных религий и культов. В современном мире нетрадиционные религии и культы- новые религиозные движения и группы, возникшие в 60-70-е годы XX века и получившие распространения в США, Западной Европе и других регионах мира, появились в результате крупных формационных, цивилизационных и культурных перемен, ослабления позиций традиционных религий. Разочарование в официальных ценностях потребительского общества, чувство одиночества и утрата смысла – важные социально-психологические условия поиска новой системы ценностей, новой науки жизни в нетрадиционных религиях. Их последователями чаще всего является молодежь. Для того, чтобы самостоятельно разобраться в особенностях данных религий, ей жизненно необходимо обладать философской культурой, сформировать которую у себя можно лишь в процессе самостоятельного и длительного изучения философии вообще, философии религии в частности. Философия религии изучает предельные основания теоретического понимания Бога (Абсолюта) и его практического понимания как связи Бога (Абсолюта) с жизнью человека. В философии религии предельные основания последней связывались с различными закономерностями. Например, согласно Ксенофану, человек создает Бога по своему образу и подобию. В философии религии И. Канта развивалась идея о том, что религия – закон надежды, живущий в нас, мораль, обращенная к познанию Бога. Наоборот, в философии религии Л. Фейербаха религия рассматривалась как отчуждение от человека его сущности. По оценке атеиста К. Маркса – «религия – опиум народа». В философии религии Г. Спенсера религия была почитанием предков, а по мнению Э. Дюркгейма, религия – система верований и обрядов, относящихся к священным вещам, объединяющая людей в единую общину (церковь). Как форма духовного опыта человечества религия близка к философии и нередко конкурирует с ней в споре о душе и духовной жизни людей. Вместе с тем философия всегда была и остается в наши дни важнейшим элементом культуры, концентрированным выражением духовности. Это проявляется и в современной философской рефлексии ценностных приоритетов ХХI столетия. 50.(49=50) Индивидуальное и общественное сознание. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы