Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Диалектика как философская теория развития; исторические формы диалектики



Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а так­же основанный на этом учении метод мышления и действия.

Долгое время счит, что мир неизменен: звезды всегда неподвижны, постоянны материки, океаны, горы, реки, климат, растения и животные, люди. Представле­ния об изменчивости универсума открыли путь к утверж­дению Д.

Выдающ диалек-ом явл-ся Гераклит. Он утверждал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Природа представл непрерывный поток изменений, мир есть процесс.

Существует мнение, что термин «диалектика» впервые примен Сократ. Он назвал свой метод обнаружения ис­тины в диалоге путем столкновения и согласования раз­личных, часто противоположных суждений диалектикой.

Платон представил диалектику как метод анализа и син­теза понятий.

Аристотель трактовал диалектику не только как метод умо­зрит познания, но и как метод изучения единичных вещей и предметов. Он ввел термин «противо­положности». Аристотель 1ым создал систему логики, глав­ную задачу котор видел в установлении правил получе­ния достоверных выводов из определенных посылок. Школа стоиков различала в логике риторику и диалектику (науку правильно спо­рить при помощи рассуждений). Древнекитайский софист Хуэй Ши высказал ряд диалектич суждений: «Все вещи тождественны и различны», «Самое большое не имеет внешней границы, а самое маленькое не имеет предела внутри себя» и др.

Диалектика как искусство спора развивалась в средние века. П. Абеляр учил, что цель знания - истина, а диал-ка есть искусство для различения истины и лжи. Прие­мы столкновения мнений распр на анализ про­тивоборствующих взглядов, направлений мысли.

Утверждению диалектики препятствовала идея круговорота. Христианское мировоззрение, выдвинув представле­ние о направлен-ти во времени, так же, как наука и фил, способствовало преодолению идеи круговорота.

Вторая трудность в утверждении диалектики закл. в абсолютизации покоя, прерывности объектов бы­тия, что зафиксировано в фил рассуждениях.

Обогащение концепции диалектики связано с выдви­жением Вольтером и. Руссо идеи историч развития, включающего этапы революцион преобра­зований.Немец классич фил подняла статус диа­лектики до уровня научно-рац фил метода.

И. Кант, рассуждая о диалектике разума, внес вклад в развитие субъективной Д. мышления.

Целостную концепцию развития с позиций объектив­ного идеализма разработал Гегель, приведший в систему понятийный аппарат Д. Понятия у него гибкие, выражают развитие мира.

Гегель развил концепцию форм диал-ки: резониру­ющей (мышление субъекта, кот. обнаруживает проти­воречия в предмете); негативной (диал-ка стремится сделать шатким все, что счит-ся прочно установлен­ным); позитивной (диал-ка созидания).

Гегелем выделены идеи универсальной связи явлений, единства противоположн и раз­вития через диалектич отрицания. Источник разви­тия заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логич, духов природу. Гегель доказывал относительное единство диал-ки, логики и теории познания.

У Маркса диал-ка выступает в 2 различных, но взаимосвяз формах — объективной и субъективной, т.е. в виде диал-ки развития самого объекта, а также отраженных ее аналогов в сознании по­знающего субъекта. Субъективная диал-ка выступает как логика и гносеология. Энгельс предупреждал, что законы диал-ки — не шаб­лон, а методологич принцип, способствующий орга­низации умственной работы исследователя.

Т.о. Д. как инструмент познания выполняет прежде всего регулятивные функции, проблематизирует жизненные ситуации, предупреждает человека о грозящих трудностях будущего, но не дает готовых ответов.

32.Основные принципы диалектики

Диалектика (греч. — искусство вести беседу)— теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Принцип – это сложная, концентрированная форма знания, аккумулировавшая в себе основную направленность исследования, т.е. это основные начала, определяющие характеристику исследуемого материала. К основным принципам диалектики относят:
Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в многочисленных видах движения его ведущую форму – развитие (что движется, то развивается). Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимым). Развитие аккумулирует в себе особенности всех 3-х видов движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата к исходной точке), преемственность (связь нового и старого), направленность.

Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития, он раскрывает условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего. Само развертывание противоречия как основное содержание принципа развития есть особая форма связи противоположностей.

Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество. В гегелевской диалектике этот принцип воплотился (как принцип тождества мышления и бытия) со всей возможной последовательностью.
В материалистической диалектике возникли трудности с его применением. Его другая формулировка – единство диалектики объективной, диалектики природы и диалектики субъективной, диалектики мышления. В такой формулировке различие разных форм диалектики признается, но не раскрывается. Когда же появляются названия трех различных теоретических дисциплин – диалектики, логики и теории познания, то становится очевидным и существование развития в различных формах:
- диалектика изучает проявление развития в природе (диалектика объективного);
- логика изучает особенности развития в человеческом мышлении;
- теория познания пытается связать диалектику объективную и субъективную с помощью принципа отражения.

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному аккумулируют в себе познавательную возможность законов и категорий диалектики, он организует процесс познания. «Абстрактное» и «конкретное» имеют несколько значений. Чаще всего в повседневности абстрактное понимают как синоним понятийности, в отличие от чувственности, образности, которая, соответственно, и есть конкретное. Кроме того, абстрактное – это отвлечение от ряда несущественных свойств и выделение основных. В этом смысле познание всегда абстрактно, поскольку оно обобщает, отвлекается от индивидуального. Конкретное, соотносимое с так понимаемым абстрактным, есть сама объективная действительность, где существенное и несущественное не разделены.
Абстрактное и конкретное как этапы познавательного процесса имеют другой смысл. Конкретное - это отражение объективной действительности в системе понятий, это теоретическое воспроизведение единства проявлений, свойств, связей предмета. Абстрактное – это вырванное из общей связи, общей логики развития предмета, воспроизведение какой-то одной его сторон и противопоставляющее одну сторону другим. Высшая форма конкретного – научная теория, типичное проявление абстрактного – «житейские» суждения. Познание происходит как движение от конкретного в действительности и конкретному в познании.

Принцип единства логического и исторического помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании. Логическое – это теоретическое воспроизведение закономерностей реального развития. Историческое – процесс развертывания действительности во времени.

Диалектика и синергетика

Всвязи с развитием синерге­тики позиции диалектики усилились. Термин " синергетика", обозначающий новое направление междисциплинарных исследований в науке, которое вобрало в се­бя основные наработки не только диалектики, но и текстологии, общей теории систем, и т.п. ввел Хакен. Основоположники синергетики Пригожин, Майнцер и др.

Синергетика рассматр. системы, существование, само­действие которых поддерживается постоянным обменом с внеш­ней средой, веществом, энергией и информацией.

Развитие в сфере неорганических, биологических и социальных явлений вы­ступает как преодоление противоположности между порядком и хаосом, как рост степени синтеза порядка и хаоса, как стремле­ние к максимальной устойчивости.

Синергетика преимущественно обращена к макросоциальным процессам и общим тенденциям развития общества, где суммиро­ваны личностные решения и акты выбора индивидов. Она приме­нима к коллективным, массовым процессам, где один или некото­рое число детерминирующих факторов м.б. выделено для изучения.

Предметом синергетики является также человек во всём многообразии его культурных, психологических, антропологических и социологических измерений.

Синергетика дает возможность прояснить тот или иной аспект соц. жизни в зависимости от конкретных задач исследования. Это м.б., например, поли­тическая ориентация индивидов (подать или не подать свой голос за определенного кандидата), финансовое решение (продать или купить определенные акции) и др.

Трудно­сти приложения синергетики к социальной жизни заключаются в том, что с переходом на более высокие уровни организации воз­растает количество факторов, которые участвуют в детерминации изучаемого социального явления, при этом недос­таточно учитывается роль сознательного фактора духовной и идеологической сферы, возможности отдельного человека в слож­ной динамике социума.

В обществе проблемы решаются самим человеком, и если при этом он владеет диалектической культурой мышления, то имеется больше шансов на успешность его практических действий. Диалек­тика как инструмент познания выполняет прежде всего регулятивные функции, проблематизирует жизненные ситуации, предупреж­дает человека о грозящих трудностях будущего, но не дает гото­вых ответов.

Когда первоначально родоначальник этого научного направления Г. Хакен применил термин " синергетика", то он добавил следующее пояснение - " си­нергетика - учение о взаимодействии ".

Основные положения, раскрывающие сущность синергетики, по Г.Хакену.

1. Исслед. системы сост. из неск. или многих одинак. или разнородных частей, кот. нах. во взаимод. др. с др.

2. Эти системы называют нелинейными.

3. При рассмотрении физич., химич. и биологич. систем речь идет об открытых системах.

4. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям.

5. Системы м.б. нестабильными.

6. Происходят качественные изменения.

7. В этих системах наблюдаются новые качества.

8. Возникают пространств., временные, пространственно-времен­ные или функциональные структуры.

9. Структуры могут быть упорядоченными или хаотическими.

10. Во многих случаях возможна математизация.

Сопоставление диалектики и синергетики лишь в наиболее существенных аспектах:

1. Объектом диалектики и синергетики является весь мир во всех его проявлениях.

2. Предметом диалектики служат всеобщие законы мироздания так же, как предметом синергетики – законы самоорганизации мира.

3. Диалектика и синергетика рассматривают мир как единое целое, как самоорганизующуюся систему. Единство мира отражено в диалектике в принципе «единство в многообразии». Согласно диалектике, с исследования взаимодействия начинается и заканчивается познание.

Если сравнить содержательные элементы диалектики и синергетики, то следует заметить, что это не противоположные научные теории, объясняю­щие сущность взаимодействия и развития. Их можно считать дополняющими друг друга.


34. Законы и категории диалектики

Законы диалектики выражают формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления. В этих законах конкретизируются ее основные категории в их историческом становлении и соотношении.

Подзаконами диалектики подразумевают 3 основных закона:

закон единства и борьбы противоположностей (отвеч на? почему происход развитие. Утверждает, что осн. источник развития явления - его внутр противоречия), закон взаимного перехода количества и качества (на? как происход развитие. Любое изменен происходящее с явлением рано или поздно нарушает его меру и вызывает переход явления в новое состояние: кипение воды, облысение, взросление). Закон показывает, как осуществляется возникновение нового. закон отрицания отрицания (закон преемственности или развития по спирали)(на? в каком направлении идет развитие. Любое развитие - это с одной стороны движение вперед, а с др. - повторение на новой основе отд. свойств прежних качеств.

В качестве элементов диалектики большинство ее категорий выступает не по одиночке, а парами: причина и следствие, сущность и явление и т.д. Такие категории назыв соотносительными, парными. Следует подчеркнуть, что законы и категории очень тесно связаны: каждый закон есть определенная взаимосвязь категории.

Сущность и явление - категории, отражающее формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение предмета, внешние формы его существования. Категории сущности и явления всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в явлении. Явления динамичны, изменчивы, а сущность образует нечто сохран-ся во всех изменениях.

Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования содержания.

Необходимость и случайность. При определенных условиях необходимость – вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся отношений действительности, основных направлений ее развития. Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий.

Причина и следствие. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. П. и с. могут меняться местами: следствие может стать причиной другого следствия.

Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении.

Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность.

Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.

Единичное, особенное и всеобщее

Единичное — определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей данного качества, рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к миру в целом по их качественной определенности.

Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов — единичного и всеобщего.

Категория всеобщего - есть отражение реально всеобщего, т. е. объективного единства многообразных явлений природы и общества, в сознании человека. Объективно В. отражается в мышлении в форме системы понятий, определений. Абстрактно В., выделенное путем сравнения из массы единичных и особенных явлений, играет в познании важную, но ограниченную роль.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь