Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные стратегии осмысления проблемы человека в философии
Соответственно акцентам на природно-телесных, индивидуально-психологических или социокультурных аспектах понимания человека, можно говорить о: натурализаторской, экзистенциально-персоналистской, рационалистической исоциологизаторской версиях.
41. Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения: 1) описание способов данности вещей в сознании (описание феномена сознания); 2) объяснение возможности самого сознания, т.е. самого феномена. Начиная с философии античности до Нового времени, указанные уровни не различались, а потому считалось, что если описаны способы, каким вещи существуют в сознании, то тем исчерпан вопрос о природе сознания. В XXвеке философы выделили вопрос о возможности сознания в самостоятельный. Представления о сознании тесно связано с господствующими мировоззренческими установками, а потому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени сформировали различное понимание сознания. В развитии классической философии сложилось несколько традиций осмысления проблемы сознания. Истоки исторически первого субстанционального подхода к анализу сознания, трактующего его как внутренний духовный мир человека, уходят в античность (Платон, Аристотель). В рамках этого подхода в философии Нового времени сознание предстает в качестве замкнутой в себе субъективности, особой субстанции (Г. Лейбниц, Р. Декарт). Субстанциональный подход, несмотря на свою ограниченность, позволил выявить сложную структуру субъективной реальности, мира идеальных феноменов. Натуралистически-функциональный подход к анализу сознания берет свое начало в философии Нового времени. Согласно этому подходу, развивавшемуся метафизическим материализмом (Ж. Ламетри, П. Гольбах, П. Кабанис) и опиравшимся на достижения физиологии и медицины, сознание - это особая функция мозга человека, благодаря которой он оказывается в состоянии познавать окружающий мир и самого себя. В границах натуралистического подхода была поставлена психофизиологическая проблема, но не были учтены связи человеческого сознания с миром культуры, его социальная обусловленность. Социокультурный подход к детерминации сознания представлен в истории философии двумя версиями. Первая из них разработана в немецкой классической философии (И. Кант, Ф. Гегель), выявившей влияние мира культуры на формирование феноменов индивидуального сознания (воли, воображения, ценностей) и разграничившей индивидуальное и надиндивидуальное сознание. Вторая версия этого подхода была заявлена философией марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс), не признававшей субстанциональности сознания. В рамках диалектико-материалистической философии была детально проанализирована проблема генезиса и развития сознания под воздействием социокультурных факторов и выявлены механизмы связи наиндивидуального (общественного) сознания со сферой практически--предметной деятельности людей. Постклассические варианты философского осмысления проблемы сознания заданы главным образом в рамках экзистенциально-феноменологической и психоаналитической традиций. Первая из них ( Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр) в трактовке сознания отказывается от характерной для философской классики оппозиции “субъект--объект” и исходит из рассмотрения субъективности как специфического бытия. Для нее в мире имеет место не мышление о бытии, а бытие мышления. Феноменологию интересует не бытие предметов как таковых, а многообразие способов их данности, явления себя человеку. Психоаналитическая традиция (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) поставила перед философией проблему бессознательного, т.е. проблему существования скрытых детерминат сознания, не представленных в нем самом. Наряду с признанием персонального бессознательного, она ввела представление о коллективном бессознательном, символизирующем наследие опыта предшествующих поколений людей в индивидуальной психике человека. («оно» - бессозн. психич. процессы, «я» - сознание, «сверх я» - моральн. нормы, законы, принятые в обществе) Современное модельно-концептуальное представление о сознании призвано синтезировать содержательные аспекты анализа проблемы сознания, которые получили обоснование в процессе исторической динамики философского и естественнонаучного знания. Естественно, что такая обобщенная модель носит в значительной мере конвенциональный характер и не может претендовать на статус конструкта, абсолютно изоморфного реальному человеческому сознаниюудничества» становится сотрудничество с природой. 42 сознание и эволюция форм отражения Сознание - итог длительного развития материальной действительности. Развитие такого св-ва материи как отражение.Отражение - всеобщее св- во материи, способность матер. явлений, процессов воспроизводить в своих св-вах особенности др. явл. в процессе взаимодействии с ними. Отражение в своем развити проходит ряд этапов: 1) Отражение в неживой природе 2) В живой 3) На соц. уровне. Отражение в неживой природе - мех., физ., хим. изменения; это простое запечатление. Бывает до психологическое и психологическое. До психологическое - это раздражимость и чувствительность. Психологическое - ощущение восприятие и представления. Ощущение - это элементарная исходная клеточка психоотражения на основе которой возникают представления и восприятия. Ощущение - это отражение одного св-ва предмета с помощью одного органа чувств. В процессе эволюции у животных формируется нервная сис-ма и способность к инстинктивному поведению. В процессе дальнейшей эволюции появляется индивидуальное изменчивое поведение у высших животных, появл. навыки и индивид. опыт, появл. и восприятие. - это отражение совокупности св-в предмета с помощью всех органов чувств, возникновение целостного образа предмета. По мере увеличения головного мозга и усложнения его строения у животных появл. представление.
43. Основные свойства и структура сознания; индивидуальное и общественное сознание(C.) Переход от биолог. приспособления к среде на социальное ее преобразование менял основную функцию отражения: из программы, обеспечивающей приспособительную биолог. активность она на уровне C. превращается в программу, управляющую, на основе воли, общественно-трудовой деятельностью. Возник-ние C. связано с формированием культуры, с необходимостью закрепления навыков, способов, норм практически-преобразовательной общ-ой деятельности людей. C. выполняет функции оценки ситуации, социальной памяти человечества, обобщения и воспроизводства на основе информационного отражения накопленного опыта. Сознание -целостная мыслительно-эмоционально-ценностно-волевая жизнь. В процессе функц-ния C. проявляет основные свои свойства. (1). Оно универсально, т.е. потенциально способно отражать любые свойства предметов, вовлекаемых, в деятельность. (2). C. обладает свойством объективности, т е. отражения вещей и процессов такими, как они есть в действительности (3). Объективность C. сочетается с его субъективностью. Отражение тех или иных вещей и процессов есть не только реакция на ситуацию, но и личностная собственная интерпретация этой ситуации. Различные люди одну и ту же информацию воспринимают и используют по разному, в зависимости от исторических условий, интересов, жизненного опыта, нравственных, социокупьтурных. и мировоззренческих установок, наличного багажа знаний, эстетической зрелости, творческих способностей. (4). C. присуща способность целеполагания, предварительного создания идеального проекта будущего результата. Через C. человек проектирует свой способ бытия в мире. (5). C. потенциально " заряжено" творчеством, ибо отражение направлено на преобразование мира, создание нового А для этого необходимо конструктивное изображение того, чего в реальности еще нет, но в соответствии с объективными законами этой реальности может быть создано.Творчески-активный характер C. проявляется в ею избирательности Изменяют и создают новую реальность не духовные компоненты сознания сами по себе, а человеческие действия, пронизанные идеями, целями. (6) C. обладает неразрывной связью с языком. Посредством языка C. раскрывает себя и свою работу. Язык выполняет познават. и коммуникат. (общение) функции, фиксирует всеобщность вещей и людей, а также предметные различия и смыслы, уникальность своего " я". Основными уровнями C. являются: осознание, подсознание, надсознание и самопознание. Осознание связано с пониманием, формулирует цели и гипотезы, выражается в отчетливой форме, позволяет человеку выявить объективное место предметов среди других вещей, направлять ход деятельности, контролировать спою психику и поведение, анализировать собственное систематизировано, это готовые знания, ценности, представления и нормы, которые влияют на нашу жизнь, но не подвергаются рефлексии Теоретическое C. выступает как отражение существенных связей и закономерностей действительности. Теоретические знания систематизированы, нацелены на выяснение истины, хранятся и передаются в знаковой форме - научных текстах, формулах, чертежах. Различаютсядва уровня общественного C. — общественная психология и идеология. C. на уровне психологии отражает поверхностную сторону действительности, не поднимается до научных обобщений. Общественная психология включает в себя чувства и настроения людей, сопровождающие любую общественную идею. Оба уровня C. взаимодополняют друг друга. Решающую роль играют условия жизни, способствующие формированию положительно: общественной психологии, ориентированной на порядочность, сохранение и оздоровление природы и т.д. Общественная идеология в идеале должна подвергать критическому анализу возможные альтернативы и обосновывать преимущества определенного образа жизни. Структура общественного C. выражается также через его формы. В современном мире роль духовности возрастает. Происходит интеграция и дифференциация форм общественного C. Они взаимообогащаются, перекрещиваются, имеется преемственность в их развитии. Любая форма общественного C. разворачивается в единстве - соответствующими культурой, воспитанием, поведением и деятельностью человека, а степень выраженности той или иной формы C. зависит от развитости объектов, ограждаемых данным сознанием. Индивидуальное сознание — субъективный образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и психических особенностей. 44 мышление и язык неразрывно связанные между собой явления – первое как высшая форма отражения действительности, а второе – как материальная форма осуществления мыслит. деятельности. Посредством языка мысли отд. людей превращаются из их личного достояния в обществ. достояние, в духовное богатство всего общества. Человек может выражать свои мысли многими способами (мимикой, жестами, поступками, музыкальными звуками, рисунками и красками, чертежами, формулами и т.д.), однако универсальным средством выражения мысли является язык. В языке человек фиксирует свою мысль и благодаря этому имеет возможность подвергать ее анализу как вне его лежащий объект. Он служит средством понимания не только чужих, но и своих собств. мыслей. Выражая свои мысли, человек тем самым отчетливее уясняет их сам. Слово существенно для мышления и в силу того, что оно является материальной формой существования знания, что в нем откладываются, объективируются и через него актуализируются знания, посредством к-рых человек во все возрастающей мере осознает окружающую действительность и самого себя. Посредством языка происходит переход от восприятия к понятиям, осуществляется формирование обобщенной мысли, протекает процесс оперирования понятиями. Без обобщающей роли языка человек не мог бы приобрести способность обозревать бесконечное многообразие отдельных вещей окружающего мира. "...В языке есть только общее... Всякое слово (речь) уже о б о б щ а е т... Чувства показывают реальность; мысль и слово – общее" (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 272, 269). Связь между мышлением и языком не механическая, а органическая: их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Не только язык не существует вне мышления, но и мысли, " идеи не существуют оторванно от языка"
45. Сознание и бессознательное, самосознание. Материльная фил-я рассматр-ет сознание в его сочетании с материей, с отражением как ее свойством. Возникновение сознания связано с формированием культуры, с необходимостью закрепления навыков, способов, норм практической деятельности людей. Сознание – особое сост-е чел-ка, в кот. Ему доступен и мир и он сам. Функции созн-я: -идеальность – способ освоения человеком мира, когда объекты осваиваются первонач-но без физического на них воздействия.-идеальное созн-е дополн-ся свойством интонциональности. Идеаторность-способность сознания творить и воспроизводить идеи.-сознание универсально т.е. потенциально способно отражать любые свойства предметов вовлекаемых в деятельность.Сознание обладает свойством объективности, т.е. отражение вещей и процессов такими какие они есть в действительности.-объективность сознания сочет. с его субъективностью- отражение тех или иных вещей и процессов- способность целеполагаться т.е.предварительное создание идеального проекта будущего результата, через сознание чел-к проектирует свой способ бытия.-сознание потенциально заряжено творчеством; -сознание обладает неразрывной связью с языком, кот.выступ. матер-е формы выраж. матер. сознания. Сознание контролирует лишь часть психики. Сложнейшая система физиологического жизнеобеспечения организма управляется бессознательно. Проблемой бессознательного занимались Б.Спиноза, Г.Гегель, К Маркс, З.Фрейд. Преодоление бессознательного ( один из главных его источников есть стихийное разделение труда) может произойти, по Марксу, только в ходе общественных изменений. Практика, однако, продемонстрировала огромную трудность установлении полного контроля со стороны людей за делами в обществе, З.Фрейд (подробнее см. 3.2) к бессознательному относил, прежде всего, психологические и биологические потребности людей, вызывающие неосознаваемые переживания. С точки зрения материалистической философии первый уровень бессознательного — неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением наиболее простых нужд и потребностей тела. Это обеспечивает большую скорость и точность операций (например, в производственном процессе, спорте, балете); высвобождает сферу сознания для решения творческих операций. Второй уровень бессознательного — процессы и состояния, до определенной поры остающиеся неосознанными (рождение мысли, образа и последующее осознание их, различные переживания, например, от тревожных, болезненных впечатлений и т.д.). Третий уровень бессознательного -- некоторые процессы художественной, научной, философской и иной интуиции. В, ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину): 1сознание отличия себя от остального мира; 2 сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности; 3 сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки; 4 социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности. В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятие человека, когда еще в раннем детстве формируется у ребенка целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. 46. Познание как предмет философского анализа. Споры ведутся не вокруг того, как создать теорию мира или теорию бытия, но о том, что из себя может представлять теория познания. Право теоретического описания мира ф-фы передают физикам, химикам и биологам, оставляя за собой темы объекта, субъекта, предмета и метода, истины и заблуждения. Центральными фигурами формирования новоевропейской теории познания считаются Декарт, Локк, Юм и Кант. Вопрос о познаваемости мира превращается в гл. предмет спора.Во многом интерес к построению ф-ой теории познания был обусловлен наступлением новой эпохи - эпохи научной и технической революции. Данная эпоха начинается с девиза «Знание –сила». Автор данного девиза англичанин Ф. Бэкон выступил против умозрительного хар-ра прежней ф-ии, заявив, что знание должно опираться на опыт и расширять чел-ое могущество в его использовании природы. В это же время итальянец Г. Галилей реализует программу Пифагора и Платона, создавая математическое естествознание. Сфера несовершенной и изменчивой материи описывается с помощью совершенных и неизменных чисел и фигур. В основе математического естествознания - экспериментальное исследование св-в природы с целью ее математизации. Последователи Галилея И. Ньютон, Г. Лейбниц и др. заложили основы новоевропейской науки, в основе к-ой лежит уподобление природных процессов механическим устройствам.2ым существенным моментом модернистской ф-ии явилась так называемая картезианская парадигма. Ее создатель Р. Декарт провозгласил тезис " Cogito, ergo sum" (Мыслю, следовательно, существую).Для философии Нового времени характерна борьба 2х гносеологических концепций: рационализма и эмпиризма .Одно из направлений - рационализм (от лат. ratio-разум) - выдвигает на 1ый план логические основания науки. Гл.источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, к-ые якобы изначально присущи чел-ку или явл-ся его врожденными способностями. Но ответить на?, каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окружающем мире, что гарантирует истину, рационализм не может. Наиболее яркими представителями рационализма в то время были Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и ряд других мыслителей.Др. ф-ое направление - эмпиризм (от гр. empiria -опыт) утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Бэкон, Т. Гоббс и Дж. Локк. Кант разрешил спор рационалистов и сенсуалистов, доказав, что источником чел-их утверждений о мире не явл-ся ни разум, ни чувства. По Канту, источником знаний явл-ся активный познающий субъект, синтезирующий чувственное содержание ощущений с рассудочными формами. Согласно новоевропейскому пониманию природы познавательного отношения, индивид должен наложить на свою деят-ть, направленную на получение нового знания существенные ограничения методического хар-ра. Тогда он «превращается» из обычного чел-ка в познающий субъект. 47. Структура и основные характеристики познавательного процесса. В античной философии были сформулированы глубокие идеи о соотношении знания и предмета, знания и мнения, истины и заблуждения, о диалектике как методе познания. " Все люди от природы стремятся к знанию". Принцип познаваемости является выводом из всей истории познания и практики человечества. Познание - взаимодействие между субъектом и объектом. Вещи, процессы, явления (в том числе духовные), на которые направлена познавательная активность людей, есть объект познания*. Субъектом познания выступает отдельный индивид, та или иная социальная общность, общество в целом, обладающие способностями к эвристической деятельности и располагающие определенными средствами и методами познания. Цель познания -обеспечение моделей и программ, управляющих освоением объекта в соответствии с потребностями субъекта.Суть познания составляет адекватное воспроизведение, отражение действительности, позволяющее человеку ориентироваться в мире и преобразовывать этот мир, а также совершенствовать самого себя. Современное состояние философской и естественнонаучной мысли различает отражение как процесс и отражение как результат, учитывает не только созерцательно-отражательный, но и активно-преобразующий характер познания. Диалектика объективного мира обусловливает диалектический характер познания. Сложность процесса познания обусловлена тем, что познание всегда субъективно-объективно, что форма проявления и сущность вещей не совпадают. К тому же накопление новых данных приходит в несоответствие с прежними представлениями и теориями. Это ведет к уточнению прежних теорий или замене старых теорий новыми, соответствующими новым данным науки и практики.Структура и динамика познавательного процесса.Формы познавательного процесса многообразны. Самая древняя форма познания -мифологическая, со способностью к обобщениям, классификациям и логическому анализу. С мифологией генетически связаны религиозное, художественно-образное и философское познание. Параллельно развивалось обыденно-практическое познание -получение элементарных сведений о повседневной жизни, практике людей и игровое познание, способствовавшее становлению культуры, удовлетворению любознательности, формированию определенных навыков общения. На более зрелой ступени общества возникло научное познание.Чувственное познание служит фундаментом всякого знания, непосредственно соединяет человека с внешним миром, осуществляется посредством органов чувств (зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса), которые есть продукт биологической и социальной эволюции человека. С позиций материалистической науки механизм познания включает воспринимающие рецепторы (органы чувств), передающие нервы - проводники и отделы мозга.Основные формы рационального мышления - понятие, суждение и умозаключение.Познание предполагает наличие некоторой общей основы, на которой происходит взаимосвязь и взаимодействие между субъектом и объектом. Познание возникло и функционирует постольку, поскольку обслуживает определенным образом процесс жизнедеятельности людей, т. е. имеет социальную ценность. Итак, практическое и познавательное освоение человеком мира неразрывно сопряжено с его ценностным освоением. Знание в неявном виде всегда содержит в себе определенную систему прагматических правил. Помимо чувственного отражения, абстрактного мышления и практики, познавательный процесс включает в себя различные формы психической деятельности: волю, желания, нормы, ценностное отношение к отображаемой действительности, выражающееся через призму интересов человека. Познание осуществляется в обрамлении осознания и неосознанной деятельности, творчества и интуиции, веры и знания. 48. Познание как творчество; роль воображения и интуиции в познавательном процессе. Творчество есть принятие нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве создается нечто оригинальное, развиваются способности и мастерство человека. Творческая деятельность, полагал Ф. Шеллинг, есть единство свободы и принуждения, сознания и бессознательного. Оно предполагает волю, интеллект, эмоции.В творчестве есть и негативные моменты - возможности хао-тизации мысли и соответственно действий. Отсюда вытекает необходимость скептицизма, здравого смысла, взвешенной оценки мыслей и поступков. Хотя в творчестве присутствует бессознательный элемент, оно не противоположно рациональности*, а является ее естественным и необходимым дополнением. Рациональное - фундамент, условие для проявления творчества. Имеются разные уровни творчества. Новое для индивида не всегда является новым для общества. Учитывается историческая значимость полученных результатов. Положительная творческая деятельность субъективна по форме(осуществл. человеком) и объективна по содержанию(опирается на конструктивные процессы объективного мира). Важнейшим из механизмов творчества является интуиция. Демокрит и Платон рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. В. С. Соловьев указывал, что интуиция - непосредственное усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного, нравственно доброго или прекрасного. У Фрейда – это скрытый, бессознательный первопринип творчества.Интуиция достаточно часто проявляется в науке, искусстве, политике, шахматах и т. п. Известны многие ученые, сделавшие открытия посредством интуиции (Архимед, Ньютон, Броун, Кекуле и др.). Пуанкаре нашел важное математическое доказательство во время прогулки по берегу озера. Общими чертами интуиции являются: непосредственность (решение задачи без логического выведения); неосознанность путей получения результата; внезапность (озарение). Ф. Ж. Кюри отметил, что часто открытие бывало делом случая. Интуиция близка таким состояниям, как вдохновение, духовное видение, откровение, имеет истоки в бессознательном слое психики человека. Считается, что преобладание правополушарного типа мышления у человека является предпосылкой для развития творческой интуиции. А. Бергсон, связывая интуицию с инстинктом, полагал, что она присуща художественной модели познания, тогда как в науке господствуют интеллект, логика, анализ. Однако и интуиция также опирается на рефлексию. Накапливая в памяти образы и абстракции, комбинируя и перерабатывая их, включая волю, человек может прийти к более-менее четкому осознанию задачи. Необходимыми условиями формирования интуитивного решения выступают: а) основательное знание материала, фундаментальная профессиональная подготовка авторов решения; б) наличие поисковой ситуации (проблем-цости); в) поисковая доминанта (на основе непрерывных попыток решить проблему, задачу); г) подсказка (аналогия). Интуиция сопряжена с возможностью ошибок. Поэтому необходимо тщательно проверять интуитивные решения, обращаясь к логике. Человек как субъект действия не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Чтобы преобразовывать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно, в представлении. Психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением. 49. Познание как постижение истины; истина и заблуждение Классическое понимание истины, ставшее традиционным, идет от Платона и Аристотеля, которые определяли истину как соответствие наших знаний действительности. В древнем Китае пробовали подойти к характеристике познания как процесса раскрытия причинности, выявления сходства и различия явлений, разделения вещей по родам. Выдвигались правила проверки истинности знаний: " основание", под которым имелись в виду опыт и суждения древних мудрецов; " источник", т. е. факты, которые слышали и видели простолюдины; " применимость", т. е. практическую пользу. Истина представляет собой теоретическую форму разрешения противоречия между субъектом и объектом. Выделяют основные концепции истины: соответствия(корреспонденции) – многие ситуации и процессы слишком сложны и не поддаются прямому наблюдению для сопоставления утверждений с действительностью, когеренции – какое-то утверждение счит. истинным, если оно получено по строгим логическим правилам из др. предположений, ранее признанных истинными(эту конц. развивали Лейбниц, Спиноза, Нейрат и Гемпель) и прагматичности – связь истины с практикой(марксизм). В отличие от метафизического материализма, представляющего истину в виде одноразового акта, раскрывающего сразу и до конца сущность постигаемого предмета, диалектический материализм рассматривает истину как исторически обусловленный процесс, т.е. с каждым новым открытием полнота объективной истины возрастает. Между относительной и абсолютной истиной нет непереходимой грани. Каждая относительная истина - ступенька, приближающая нас к абсолютной истине, содержит в себе долю абсолютной.В человеческой деятельности знания могут оцениваться как " полезные" и " бесполезные". В качестве истины прагматизм (Ч. С. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи) признает лишь то, что лучше всего позволяет приспособиться к жизни. Конечно, полезность и истинность знаний совпадают далеко не всегда (при субъективной, идеологически истолкованной полезности каких-то представлений). Вместе с тем, подход к мышлению в зависимости от того, служит ли оно действию, жизненной практике, имеет некоторые основания. Например, утверждение о необходимости преодоления в нашем обществе тоталитарных форм жизни адекватно (т. е. верно, истинно) отражает объективную тенденцию прогрессивного движения цивилизации и одновременно отвечает потребностям подавляющего большинства народа (т. е. полезно). В этом аспекте можно говорить о такой модели истины, как прагматическая. Помимо эмпирических (опыт, практика) и внеэмпирических (логические, теоретические), имеются еще и такие критерии истины, как простота, красота, внутреннее совершенство знания. Все 3 концепции истины дополняют друг друга, комбинируют элементы каждой из них. В реальном процессе познания нет истины в чистом виде, совершенно свободном от моментов неистины, т.е. заблуждения. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее Сторон. Ложь, в отличие от заблуждения и ошибки, считает В. С. Соловьев, обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине. 50 возникновение и развитие науки, ее функции
Ориентация на изучение объективного мира вещей и вещественных отно-шений в качестве функции науки выдвигала задачу познания с целью переделки и преобразования природы. В 18-19 веках значительно сильнее подчеркивалась связь науки с практикой, её общественная полезность. Наука, превратившись в отрасль массового производства – индустрию знаний, стала, как предвидел К.Маркс, производительной силой общества. 51 структура и динамика научного познания Выделяют следующие формы вненаучного знания: • донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного; • ненаучное- несистематическое знание, находится в противоречии с существующей научной картиной мира; «лженаучное — как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. • квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения (лысенковщина). • антинаучное — как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. (средство Макропулюса), ос-но опулярно в периоды нестабильности. • псевдонаучное знание спекулирует на совокупности популярных теорий, ( чудовище Лох-Несс). Все формы научного знания могут быть отнесены к двум основным уровням организации знания: эмпирическому и теоретическому. Достаточно четкая фиксация этих уровней была осуществлена уже в позитивизме 30-х годов. Разграничение касалось средств исследовани, специфики методов и характера предмета исследования. *Различие средств исследования. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом, предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы и другие средства реального наблюдения и эксперимента. В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. Объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. 52 феномен научной революции Историческими примерами научной революции могут служить переход от средневековых представлений о Космосе к механистической картине мира на основе математической физики 16—18 вв., переход к эволюционной теории происхождения и развития биологических видов, возникновение электродинамической картины мира (19 в.), создание квантоворелятивистской физики в нач. 20 в. и др. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 764; Нарушение авторского права страницы