Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эволюция представлений о природе в философии и науке



Одной из сфер бытия, значит. частью материальной объективной реальности выст. природа.
В древности силы природы персонифицировались в образах богов, чел ощущал свою слабость в противостоянии им.
В античном мышлении природа понималась как подвижное целое, а чел как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согла­сии с природой. Начали складываться натуралистич теории, преувеличивавшие зависимость общ-ва от природы (Платон, Аристотель). Для обозначения упорядочен­ного единства мира, в противополож Хаосу, Пифагор ввел понятие космоса, главным свойством кот. считалась гармо­ния сфер. В религиозно-идеалистич фил космос ли­бо увязывался с творцом, либо рассматривался пантеистически.
В средневековье природа ставилась ниже, чем чел, ибо последний мыслился как образ и подобие Бога, как венец творе­ния и царь природы.
В эпоху Возрождения чел в природе открыл для се­бя красоту. Подчеркивалось единство чел и приро­ды. Эта идея была развита в Новое время.
Монтескье считал, что общественно-политич устройство гос, религиозные и иные представления, форма семьи, обычаи людей, законы их развитияопределяются харак­тером поверхности Земли, почвой и особенно климатом.
Шеллинг утверждал идею продуктивности природы, писал о ступенях восхождения ее форм, о многообразии причин в природе.
В природе, по­лагал Гегель, сочетаются необходимости и случайности, она есть порождение в лоне внутренней идеи, восходит «по ступеням развития».
Мечников предпринял попытку рассм-ть стар­товые позиции развития цивилизаций в завис-ти от особенностей гидросферы.
Классики марксизма подчеркивали связь природы и общ-ва, указывали на целенаправленный хар-р воз­действия на природу, предупр-ли, что при этом нель­зя преувеличивать сознательное начало.
Маркс выделил: а ) естественные источники средств жизни человека (дикие растения, плоды, животные и т.д.); б ) естественные богатства, являющиеся предмета­ми труда (уголь, нефть, энергия падающей воды, ветра и пр.). 1ый вид богатств особенно важен для старта ци­вилизации, а второй - для высокоразвитого общ-ва.
Возник-ие земной жизни - закономерный результат предшествующей эволюции нашей планеты как элемента Космо­са (хотя конкретные условия для появления жизни на планете Земля могут возникать в природе случайным образом).
Проблему единства человека с космосом обсуждали космисты 19-20 вв. Современный человек, по мнению К. Циолковского, не является завершающим звеном эволюции. Разум и творчество поднимут человека в кос­мос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство.
В. Вернадский считал, что земная жизнь уникальна, она есть необходимое орудие удержания и преобразования на планете космической (прежде всего солнечной) энергии, а наделенный разумом человек ответственен за сохранение жизни.
А. Чижев­ский обнаружил, что биологические и психологические стороны земной жизни связаны с физическими явления­ми космоса: каждая живая клетка реагирует на «косми­ческую информацию». Само появление жизни на Земле - продукт деятельности всего

космоса.

Философская мысль отмечает двойственную роль при­роды по отношению к человеку. Сила природы слепа, пи­сал Н. Ф. Федоров, пока мы неразумны. На заре XX в. природа рассматривалась А. Богдановым как враг и в то же время полный таинственного очарования друг человека. По мнению ученого, необходимым допол­нением «товарищеского сотрудничества» становится со­трудничество с природой.

36 природа как среда обитания человека; взаимодействие общества и природы

Анализируя понятия бытия, материи, мы вкладываем в их содержание все то, что существует в мире. Природа (П) тесно связана с предшествующими двумя категориями.

П. имеет два значения:

1. все существующее, материя и ее многообразные формы. В это понятие входит человек, общество, духовный и внутренний мир человека.

2. (в узком смысле) совокупность естественных и искусственных условий, в которых проходит жизнь человека и общества – геобиоциноз.

Выделяют первичную и вторичную природу.

Первичная П. – то, что существовало и существует до и независимо от сознания человека, объективная реальность, без которой невозможно существование человека, его жизнедеятельности.

Вторичная П. – создана умом и руками человека по подобию первичной природы. Создается через процесс труда. Представляет единство как природного так и духовного начала.

Понятии П. включает как неживые так и живые элементы. Разграничение между живой и неживой П. является своеобразным мерилом философских знаний. В истории познания одни говорили, что мир полностью одушевлен (пантеизм – полное одушевление), другие – мир представляет собой сложное образование и существуют две формы: живая и неживая, между которыми существует относительная граница.

На определенном этапе развития природы возникло системное образование – общество. Природа как система старше системы Общество. История природы насчитывает миллиарды лет. А история человека – миллионы. Между Природой и Человеком разница – миллиарды. Между Обществом и Человеком – тысячелетия.

Природа представляет собой условия жизни человека и общества – определенное сочетание воздуха, вода, питание. Уникальными качествами земной среды являются: строение солнечной системы, расстояние Земли от Солнца, умеренные размеры Земли. В естественнонаучном понимании Природа состоит из определенных сфер: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера.

В условиях выделения качеств жизни рассматривается два подхода:

1. уникальность природных качеств жизни (существует точка зрения, что эти качества могут быть реализованы только на планете Земля)

2. универсальность (эти условия могут быть и на других планетах. Этот подход основывается на бесконечности и неисчерпаемости материи и бытия, позволяет допускать существование разумной жизни на других планетах).

Процесс эволюции природы породил человека, а затем и общество. Дарвин в теории «Естественный отбор» описал и доказал эволюцию биологического мира до появления человека. Морган описал становление человека и общества как социального аспекта развития. Энгельс вскрыл причину, по которой происходит этот процесс развития. Причина – труд человека, как целенаправленная деятельность. Труд – основа процесса формирования человека и общественных отношений.

Понятие общества моложе понятия природы. Общество и человек – суть порождения природы. Они возникают и развиваются в природе. Общество и природа – не только противоположные, но и тесно связанные понятия. В конце 20 в. Возникло понятие природа-общество.

Общество, человек взаимодействуют не со всей природой в целом, но непосредственно только с определенной частью. В процессе развития человека эта часть природы постоянно расширяется. С появлением человека. Общества природа вступила в новый этап своего развития, стала испытывать антропологическое влияние – влияние человеческой деятельности, ее результата.

Выделяют следующие исторические этапы взаимодействия человека и природы:

1. этап первоначального отношения человека и природы (палеолит, неолит, первобытное общество). Природа сильно воздействовала на человека: климат, природные стихии. Поэтому человек сильно зависел от природы.

2. человек постепенно «отвоевывает» у природы приоритет (16-19 в.) Могущество человека возрастает, а природы уменьшается. Это период машинных революций.

3. НТР. Период взрывоопасного влияния человека на природу. Планетарный масштаб связан с выходом человека в ближайший космос.

В истории развития природы и общества особое место отводилось понятию «географическая среда». Земное, природное окружение общества получило название геогр. среда или геосреда. Геосреда – то пространство, в котором зародилось человечество, развивалось и взаимодействовало с природой. Ее роль оценивалась неоднозначно. Одни ученые отрицали влияние геосреды на общество. Другие считали ее основной причиной развития общества.

Термин биосфера был введен фр. ученым Ламарком. Существует несколько определений биосферы:

1. совокупность всех организмов

2. оболочка Земли, включающая живые организмы и среду их обитания

3. результат исторического взаимодействия живого и неживого.

Уровни биосферы: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционный, биогеоценотический.

Понятие ноосферы было введено Шарлем Леруа. Вернадский и Шарден использовали его в своих философских концепциях. Шарден видел под ноосферой коллективный разум, сознание, которое будет управлять развитием самой биосферы. Вернадский считал, что ноосфера – новый этап в развитии природы и биосферы, который является определенным гармоническим сочетанием во взаимодействии природы и общества.

 

37 коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации

 

 

Впервые с концепцией коэволюции природы и общества, ко­торая должна была выстроить оптимальное соотношение инте­ресов социума и биосферы, выступил в 1968 г. Н. Тимофеев-Ре­совский. С тех пор эта тема становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества. Идея ко­эволюции используется во всех работах, исследующих пробле­му «общество-природа», а также при создании кибернетичес­ких моделей развития биосферы. При обсуждении синтетичес­кого характера

исследований коэволюции приходят к выводу, что здесь необходимы совместные усилия естествоиспытателей и всех гуманитариев - вплоть до поэтов. Вне такого синтеза нельзя понять человека во всем драматизме его отношений с ос­тальной природой, а без этого понимания невозможно создать реально функционирующую стратегию взаимодействия приро­ды и общества (Н. Моисеев). Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособле­ния ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. В концентрированном виде она выражает исторический опыт человечества, содержащий в се­бе определенные регламентации и императивы социоприродного взаимодействия. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшаф­тов природы, ее разнообразных живых организмов, самого чело­века и всей жизни на планете. В начале XX в. А. Швейцер сфор­мулировал базовый принцип культуры - принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как индивидуума, так и общества. Развивая идеи А. Швейцера, гово­рят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфе- ра - это область бытия, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не толь­ко в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле. Проблема устойчивого развития системы «общество-приро­да». Цель стратегии устойчивого развития - обеспечить выжива­ние человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного социоприродного развития. Ее реализация состоит в согласова­нии задач социально-экономического развития, сохранения окру­жающей среды и природных ресурсов для удовлетворения пот­ребностей современных и будущих поколений. Для этого разрабо­таны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический им­ператив, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», что при­звано способствовать положительной динамике изменения важ­нейших взаимосвязанных индикаторов в триаде «человек-хозяй­ство-природа».


38 учение о человеке в структуре философского знания

Философия формулирует проблему в изучении человека. Осуществляет интеграцию знания различных наук. Разрабатывает методологию исследования сложного объекта – человек. Она регулирует через систему ценностей изучение человека и мира, в котором он живёт.

В конце 20 века и в начале 21 века актуализировалась проблема сохранения и развития жизнедеятельности человека на планете Земля. Для ее решения необходимо освоение системы знания о человеке и современном обществе, в основе которых лежат фундаментальные философские учения.

Философское постижение человека началось ещё в древности в различных мифологических, религиозных и натуралистических представлениях. По мнению древних, человек содержит в себе все элементы или стихии космоса: состоит из тела и души, которые рассматривались как два аспекта единой реальности в учении Аристотеля или как две разнородные субстанции в учении Платона.

Философские учения о человеке развивалось в двух направлениях. В западной философии человек обращен к его окружению, взаимодействуя с которым он преобразует мир. В восточной философии человек более обращен к высшим, неличностным ценностям.

Согласно религиозным представлениям, человек есть тварь божья, которая будет прощена, если полюбит врагов своих.

Русские религиозные философы к. 19 – н. 20 веков В.С. Соловьев, Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский и другие различали религию темную, т. е. слепую веру от религии светлой, обращенной к человеку. Они разработали принципы всеединства человека с космосом, принцип жизни богочеловека. Бог и человек как высшие ценности. Дух человека должен освободить мир от гибели и распада, сохранить всю полноту бытия.

В 1995 г. в России был создан союз антропософских врачей. Это одно из религиозно-философских направлений в медицине, в котором врачи, осознавая всю ответственность перед духовным миром, выступают против духовного насилия над человеком.

По мере развития науки менялся взгляд на человека. Представление о человеке как о божьей твари сменилось представлением о человеке как существе разумном. Но что определяет его развитие? Биологическая природа? Социальные условия жизни?

 

Биологизаторские концепции человека в философии и медицине на Западе наиболее ярко представлены в евгенике (гр. слово в переводе означает породистый) и социобиологии. Эти учения опирались на достижения генетики, утверждая, что человек несовершенное существо и его можно улучшить с помощью изменения наследственности. Медицина восприняла эту идею с целью борьбы с врожденными заболеваниями. Сегодня благодаря развитию этих идей уже можно говорить об управляемой биологической эволюции. В связи с этим встают вопросы о контроле над будущим человека, о ценностях как регуляторах жизни человечества.

Социобиология направлена на изучение биологических основ поведения живых существ в том, числе и человека. Сегодня она представляет собой комплекс теорий о взаимодействии в природе человека природных и социальных составляющих.

 

Подводя итог, следует отметить, что современная наука рассматривает человека как систему, которая представляет единство физического, духовного, природного и социального, наследственного и пожизненно приобретенного. Однако для изучения феномена человека недостаточно фиксации его существования как многоуровневой системы.

В науке второй половины 20 века актуализировалась необходимость интеграции научного знания о человеке. Человек – это единство процессов, которые идут на различных уровнях его существования. Врач рассматривает человека в единстве его биологической, психологической и социальных структур. На этой основе развивается профилактика заболеваний, клиническая и социальная медицина.

 

Новая научная концепция в философии и медицине рассматривает человека как саморегулирующуюся систему в общей системе социальных ценностей. При этом на биологическом уровне человек рассматривается как индивид, а на социальном как активный объект истории общественного развития.

 

39 проблема антропогенеза в философии и науке

С античности начала развиваться философская мысль. Философские построения обычно основаны на некой первоначальной аксиоме, от которой путём логических или умозрительных умозаключений исследователь приходит к неким выводам. Относительно происхождения человека часть философов более склоняется к религиозной традиции, часть – к научным воззрениям, зачастую философская мысль черпает вдохновение из религии, а стройность построений заимствует у науки. Собственно вопрос происхождения обычно мало занимает философов и детали процесса они чаще опускают, больше они говорят о месте человека во Вселенной, его значении и предназначении.

Античные авторы уделяли возникновению человека сравнительно мало внимания, занимаясь в основном более глобальными проблемами. В любом случае, человек всегда рассматривался как нечто совершенно отличное от мира животных. Впрочем, Лукреций Кар (I в.до н.э.) написал целую поэму о естественном происхождении человека – " О природе вещей":

...Так как в полях еще много тепла оставалось и влаги,
То повсеместно, где только к тому представлялось удобство,
Выросли некие матки, корнями к земле прикрепившись,
Кои раскрылись, когда их зародыши в зрелую пору
От мокроты захотели бежать и нуждались в дыханьи...

Начиная с XVIII века до современности, вопрос о природе человека стал весьма популярным у философов, возникли оригинальные взгляды на эту проблему.

Наиболее интересно трактует вопросы эволюции довольно разнородное направление, называемое глобальный эволюционизм. Согласно ему, весь мир представляет собой единую систему, развивающуюся по одним законам. Человек является частью мира и занимает в нем вполне определённое место. Согласно разным вариантам глобального эволюционизма, место это или достаточно скромное, или, напротив, центральное и ведущее. Представителями глобального эволюционизма являются К.М. Бэр, П. Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев.

В 1834 г. К.М. Бэр сформулировал " всеобщий закон природы", гласящий, что материя развивается от низших форм к высшим. В приложении к человеку это означало, что он произошел от неких низших животных и в процессе длительного эволюционного процесса достиг современного уровня. Идею непрерывного усложнения Вселенной активно развивали в первой половине XX века П. Тейяр де Шарден и В.И. Вернадский. Различаются в их трудах движущие силы этого процесса – потусторонний мыслящий центр у П. Тейяра де Шардена и силы природы у В.И. Вернадского. Согласно им, венцом эволюции материи – космогенеза – является антропогенез. Венцом антропогенеза является возникновение ноосферы – мыслящей оболочки планеты с отделением мыслящего духа от своей материальной основы.

Согласно концепции Н.Н. Моисеева (1990), Вселенная представляет собой суперсистему, включающую в себя множество подсистем. Человек в ходе эволюции достиг уровня, когда прекратилось совершенствование морфологии индивидов, но начался отбор социальных групп – популяций, племён и народов. Совершенствование Вселенной в целом и человеческого общества в частности является процессом самопроизвольным. Как и К.М. Бэр, Н.Н. Моисеев считает процесс эволюции мира направленным, идущим от простого к сложному. Движущей силой является отбор систем на устойчивость к воздействиям внешней среды.

Относительно деталей процесса эволюции человека сторонники глобального эволюционизма склоняются к научной точке зрения. И П. Тейяр де Шарден, и Н.Н. Моисеев, кроме направленности эволюционного процесса, признают большое значение для процесса происхождения человека естественного отбора и конкуренции.

 

40 проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке

 

1. Феномен человека в научном и философском его понимании
«Антропологический поворот» в философии ХХ в., сделавший человека центральной темой философских исканий. Своеобразие научного подхода к человеку: наука по возможности отвлекается от решения вопросов о смысле человеческого бытия, о ценностных ориентациях. Наука акцентирует только один из возможных срезов человеческого существования. Определяя человека, философия конкретизирует его как точку пересечения различных проекций бытия, вбирающего в себя одновременно природные, социальные и культурные характеристики, где, по словам М. Шелера, человек выступает одновременно какмикрокосм, микротеос и микросоциум.
Классической в философии считается триадичная модель человека, предполагающая его рассмотрение в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух. Идея тела в философии отсылает к природным основаниям человеческого бытия. Душа здесь – это особая жизненная энергия тела, которая, будучи сама бессмертна, очерчивает сроки земного существования человека. Понятие дух обращено к описанию не столько индивидуального, сколько общего, и даже всеобщего в человеке.
Понятия тела, души и духа конкретизируют философскую идею человека относительно таких основных координат его бытия, как природа, Бог и общество. Они составляют как бы «внутренние» проекции категорий микрокосма, микротеоса и микросоциума, описывая возможную структуру человеческого «Я».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 856; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь