Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет философии, круг ее проблем и роль в обществе.



Предмет философии, круг ее проблем и роль в обществе.

Философия (греч.) – любовь к мудрости.

Основание возникновения Ф. – некая экзистенциональная потребность, т.е. необходимость составить общую картину мира со своей точки зрения, а не абстрактную (безличную). Эта общая картина, центром которой является «Я» человека, называется мировоззрением.

Исторически в процессе формирования человечества (возраст Ч. – 40 т. лет) сменилось 3 главенствующие формы мировоззрения:

· Мифологическое (миф воспринимается на веру, не требует подтверждений и доказательств и базируется на силе общественного мнения, предрассудков или идеологической пропаганды; в мифе 90% фантастики и 10% интуитивного понимания мира)

· Религиозное (отличается от мифологического тем, что из множества мифов выбирается лишь несколько; миф творится стихийно, бессознательно; религиозный миф обрабатывается идеологами общества применительно к задачам и потребностям того государства, где эта религия господствует)

· Философское (философия базируется не на религии, но на научном способе мышления)

Предмет философии: не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Предмет философии:

1. Онтология (что такое бытие? ) 2. Гносеология (Что такое истина? учение о познании) 3. Методология (с помощью каких методов человек познает мир? ) 4. Логика (каковы правильные формы и законы мышления? ) 5. Антропология (что такое человек? ) 6. Этика (как человек должен жить? учение о морали) 7. Эстетик а (что такое красота? ) 8. Социология (что такое общество? ) 9. Аксиология (что такое ценности? ) 10. История ф.

Роль в обществе: Ф. удовлетворяет духовную потребность человека в том, чтобы иметь целостное представление о мире. Ф. решает вопросы о том, что же такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-нибудь смысл и разумную цель, имеет ли какую-нибудь цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла.

Разрешение этих проблем лежит в области философского мышления. Поэтому роль философии в обществе очень велика.

 

2. Истор. типы мировоззр.: мифология, религия, философия и наука.

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопр. наз. мировоззренч. Ч-к может опир. на жиз. опыт и здрав. смысл, на веру в сверхъест. или на науч. знания. Это зав. от типа мир-я. М. - это система обобщ. взглядов на мир, на место в нем ч-ка и его отн-е к этому миру, а также осн-ные на этих взгл. убеждения, чувства, идеалы, к-рые опред. жизн. позицию ч-ка, принципы повед. и ценностн. ориентации. Взгляды - опред. совок. знаний, выраж-х в представл. и понятиях: они сост. основу мир-я. Эти общ. полож. и принципы превр. в убеждения - особ. сост. знаний, хар-ся тверд. увер-стью. Мир-е полож. и принц. содерж. оценку явл-й дейст-сти, опр. жизн. поз. ч-ка. М. вкл. настроения, чувства, переж., сост. эмоц.-псих. основу. 2 стороны м-я: эмоц.-псих./рац. Идеалы - компонент м-я, духовн. ориентир, придает осмысл. и целеустр. чел-ской деят-сти. Знания, ставшие убежд-ми - основа м-я. Сущ. м. ч-ка/о-ва. Личн. м. - зав. от хар-ра, соц. гр. В о-ве формир. общечел. ценности - единые для всех людей идеи гуманизма, нравств. принц., эстетич. и др. критерии. Т.О. можно гов. о мировоззр. всего о-ва на опр. этапе истор. р-я. Мифолог. мировоззр.: формир. на ранних стадиях разв-я о-ва. Первая попытка ч-ка объясн. происх. и устр-во мира, появл. людей, жив., причины стихийн. явл., опр. свое место. Мифы связ. с обрядами, обычаями, содерж. нравств. нормы и эстетич. предст-я, сочет. реальн. и фантазии, мысли и чувства. В мифах ч-к не выдел. себя из прир. Религиозн. мировоззр. отлич. от миф. верой в сущ-е сверхъест. сил и их главенств. роль в мирозд. и жизни людей. Раздваив. мир на земной/небесн. Вера в сверхъест. - основа. Религ. вера проявл. в поклонении высшим силам, позднее формир. образ единого Бога. Ф. мировоззр. ориент. на рациональн. объясн. мира. Общие предствал. о прир., о-ве, ч-ке станов. предм. теор. рассм. и логич. анализа. Ф. мир-е унаслед. от миф. и рел. совок. вопр. о происх. мира, его строении, месте ч-ка и т.п., но отл. логич. упорядоч. сист. знаний, хар-ся стремл. теор-ски обоснов. положения и принципы. В ф.м. входят тж. обобщ. экон., полит., правов. и ест.науч. предст., нравств., эстетич., религ./атеист. принципы, воззр., идеалы.

Предпосылки возникновения философии. Мифология и философия.

Способы мышления:

Мифолог.: персонифициров сущ-ва (боги, природ стихии). Миф восприним на веру, не треб док-в и подтверж-ний и базир на силе общ мнения, прерассудках, идеолог пропаганды. В мифе 90% фантастики и 10% интуитив понимания мира. На ур первобыт-ти чел-во жило 34-35 тыс лет. А цивилиз процессы нач в Африке 5-6 тыс лет.

Философский: не базир на религии, а на науч способе мышления возникла только в европе, в др регионах мира господ форма- религ –филос. Мышление освоб от оков религии, основ на науч подходе-секулярное. А освоб мышления и бытия людей от влияния религии- секуляризация. Секуляр мышление в основе им науч мышление.

Философия Др Греции нач формир в 7-6 вв до н.э.. С 1 стор она в каком-то смысле явно продолжением мифологии, т.к. пытается по своему решить многие старые проблемы устр-ва природы и общ-ва, первонач поставлен в мифах. С др- Ф противоположна М, т.к. предлагает новые принципы объяснения мира, отриц старый- мифол взгляд. Мифол мышление обуслов- незнанием законов природы, слит-тью отдел лич0ти со своим коллективом- «оборотничесская логика». (Лосев). В это время Ч еще не находит в вещах ничего закономерного, устоячивого, твердо определенного. Для такого сознания каж вещь м приобретать св-ва любой др вещи, превращ в любую др вещь (боги) принцип- « все во всем», «все есть все». Мир лишен всякой опред-ти. Однако, постепенно в М формир более определен образы со своим собтвен содержанием. Повседнев практика, хоз деят-ть приводят Ч к мысли что все закономерно, определенно. Наблюдения за реал явлениями (день-ночь, времена года) заставили греков задаваться вопросами: сущ ли какой-то закон, управл миром и стоящ выше произвола богов? Сущ ли единая оющая осовавсех явлений действит-ти? Как Ч м понять и изучить окр мир? Этот преход чел мышления на новую стадию развития- от мифол понимания мира к филос- произошел благ начавемуся поиску ответов на все эти вопросы. Отвечая на эти вопросы дргреч Ф нач формир нов стиль мышления. В послед он б назван- научным. Первые фил-фы: сущ единый мировой закон, управл всеми вещами- ЛОГОС. Похожее представление возникло и в китае- ДАО. На основе Логоса соверш все изменения в природе, ему подчинены все явления и развитие.

Философия в отличие от мифологии представляет собой рациональное постижение мира в форме категорий, таких как бытие, материя, сущее и т.д. Одним из основных вопросов философии явл. вопрос о сущности мира.

.

Философия Древнего Востока

1) Особенности формирования, основные направления, школы и категории древнеиндийской Ф.: Упанишады, Джайзидизм, Буддизм.

Зарожд. В 6в. До н.э. в таких цивил-х как Др.индия, др.китай, др, Греция.В Индии Ф. развив-ют 2 высшие касты: брахманы и кшатрии.Общим теорит-м источником Ф. на Вост. И на Зап. Выступ. Мифология.В Индиитакой источник-ВЕДЫ.Треть Вед впервые нач. решать фундамент-е Ф. вопросы. С самого начала Ф. ориентир-на на религию.Развитие индийской философии можно разделить примерно на 6 главных этапов.

1. Доисторический и мифологический – эпоха первобытных верований.

2. Эпоха вторжения дравидов (2000 г. до н.э.)

3. Ведический период (1500 до 700 до н.э.), когда были составлены Веды.

4. Эпический период (800 – 200г до н.э.),

5. Эпоха сутр, 400 – 500 г. до н.э., Сутр – речения, которые легко заучивать.

6. Эпоха толкований (400 – 1700), когда основные школы формируются на основе тщательных толкований различных сутр. Главной фигурой здесь становиться Санкара.?

5 индуистских школ:

1.Ньяя (основатель Гаутама).Отстаивала строго логические правила суждения. (Ньяя – определение верного слова). В действителности они занимались в основном, самим познанием

2.Вайшешика (Канада).Утверждала, что физическая реальность состоит из невидимых, неразрушимых атомов.

3.Санкхья (Капила).Отстаивала дуалистическую концепцию Вселенной. Отделение истинного Я, от того, каким оно кажется. 4.Йога.Эта школа считает двигателем вселенной персонального бога. Разработанная йогой система медитации – это реальный практический путь к достижению Просветления.).

5.Веданта. Означает “окончание Вед”, Адвайта – монизм, согласно которому реальность едина и неделима. Все, что существует есть Бог. Джайнизм. Эта школа была основана Вардхаманом Махавирой (599-527 до н.э.). В основе ее абсолютное уважение к жизни, а также отрицание насилия, или Ахинса. Все души равны и, следовательно, должны быть в равной мере защищены Буддизм. Буддистское учение основано на том, что называют 3 Алмазами буддизма: Будда, Драхма и Сангха. Жизнь самого Будды – это первый алмаз, и история поисков им истины.

Будда жил с 536 по 476 г до н.э. и в конце жизни достиг Просветления, сидя под деревом. Его пробуждение привело ко второму алмазу – Дхарме. Тритий алмаз, Сангха – это в сущности сама буддистская организация, монастырь. Это способ регуляции веры.

Марксистская философия

1. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения — марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине ХХ вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.

2. Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:

• предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. — Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);

• бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

• крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

• нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 — 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

• кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

3. Главными произведениями основателей марксизма являются:

• " Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;

• " Капитал" К. Маркса;

• " Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса;

• " Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса;

• " Святое семейство" и " Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Энгельса;

• " Диалектика природы" Ф. Энгельса;

• " Анти-Дюринг" Ф. Энгельса;

• " Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Ф. Энгельса;

• " Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса.

4. Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов — диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).

5. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм). Суть исторического материализма в следующем:

• на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);

• производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

• указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

• базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

• в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации — первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский

• способ производства - особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество — общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

• рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

• уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

6. Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются

следующие понятия:

• средства производства;

• отчуждение;

• прибавочная стоимость;

• эксплуатация человека человеком.

Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, - так называемая " рабочая сила".

В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар - средства производства - сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качестве наемной рабочей силы за заработную плату.

Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.

Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых:

• будет ликвидирована частная собственность на средства производства;

• будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;

• частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной);

• произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.

7. В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с " головы на ноги". Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

• основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

• сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

• материя находится в постоянном движении и развитии;

• Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

• материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

• важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;

• развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Основные законы диалектики.

Законы диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии.

Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности.

Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:

1) Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность.

2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.

3) Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики.

 

Рассмотрим три основополагающих закона диалектики:

--- Закон единства и борьба противоположностей,

--- закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,

--- закон отрицания отрицания.

1) Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивость характеризуют диалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения и методологии познанания и действия. Противоречивость бытия познается лучше тогда, когда мы знаем что такое противоречие. Противоречие представляет собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той, или иной системы или между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил.

Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой.

Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимо–исключающие и взаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса). Формула " Единства и борьбы" противоположностей выражает напряженное взаимодействие " полярных" свойств, изложений движения, развития. " Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни тождественны с собой и тем не мение отличаются от самих себя благодаря

усвоению и выделению веществ, благодаря знанию, образованию и отмиранию клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции -словом, благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений

которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию, в виде жизненных фаз: эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть".

Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего и вообще любой объект в частности, можно расценивать их как соединение двух гипотетических начал - мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой

точки зрения - анатомической, психологической, Философской - есть подвижный результат двух начал.

Противоречие - выражает внутренний источник всякого развития, движения. Познание внутреннего ( сущностного ) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики. " Диалектика есть изучение противоречия в самой сущностей предметов"

" Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих (взаимно друг друга обуславливающих), т.е. взаимодействующих противоположностей". " Единство тождества и различия - такова диалектическая форма противоречия"

Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие стороны диалектического противоречия. Противоположности, по словам Гегеля, " имеют против себя" не просто иное, а " свое иное ".

2) Диалектическое отрицание включает в себя триединный процесс:

1) деструкции (разрушения, преодоления, изживания ), прежнего;

2) кумуляции (накопление, суммирование ) - (частичного сохранения, препятственности, трансляции );

3) конструкции (формирования, создания нового).

Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость, поступаемость.

Примеры диалектического отрицания в истории России:

1.Переход от языческой веры к православной - Крещение Руси - это поворот к Западу отрицанием Востока.

2. Татаро-монгольское иго -переход от феодального Запада к азиатскому Востоку.

3. Петровские реформы - ориентировка России с Востока на Запад.

4. Революция 1917 года -вектор времени снова направляется с Запада на Восток.

5. Идет перестройка - признаки идеализации Запада.

3)Закон количественных и качественных изменений имеет категории:

1. Качество-это совокупность свойств, указываемых на то, что представляет собой вещь, чем она является.

1. Количество-это совокупность свойств, характеризующих величину вещи, ее размеры.

2. Качество -такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.

2. Количество-характеристика по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство

которых, означает ее качество.

Мышление, логика и язык.

Мышление- это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и от-крытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе се анализа и деятельно-сти. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного восприятия и выходит далеко за границы ее деятельности.

Формами логического мышления являются:

1. Понятия- это мысль, в которой отражаются общие, существенные и специфические признаки предметов и яв-лений. Содержание понятий раскрывается в суждениях,, которые выражаются в словесной форме, устной или письменной.

2. Суждение- это отражение связей между предметами и явлениями действительности, а также между их свой-ствами и признаками. Суждения утверждают или отрицают эти связи. Суждения могут быть: Об-щие.Частные.Единичные.

Суждения образуются двумя способами: непосредственно (в них выражается то, что воспринимается) и опосре-дованно (путем умозаключений или рассуждений).

3. Умозаключение- это такая связь между суждениями, в результате которой мы получаем другое суждение, из-влекаемое из содержания исходных понятий. Простейшая форма умозаключения- это силлогизм, т.е. выводы частного из общих посылок. В силлогизмах заключены готовые продукты мышления. Умозаключения о принад-лежности данному предмету определенного признака на основе его свойств и сходства с другими предметами называется аналогией.

Кроме форм мышления существует и сам мыслительный процесс, в ходе которого получаются данные продукты (силлогизм, аналогия и т.п.). Психология изучает и эти мыслительные процессы.

Бывают традиционные задачи, при которых можно обойтись не привлекая новых форм мышления, а бывают проблемные ситуации, которые надо решать на основе новых малоосознанных впечатлений.

Психологи выделяют 4 этапа решения и расчленения задач:

1. Подготовка- обзор проблемы, сбор информации по ней. 2.Инкубация- поиски решения, когда задача вызре-вает. 3.Озарение (инсайт) решение приходит внезапно, неожиданно, но оно новое, нестандартное. 4.Разработка решения- оценивается логика, основательность, происходит проверка решения. Если это решение не доказано, то человек опять переходит к 1 -ому этапу.

Человек познает природу с помощью мышления, а полученные им знания находят свое выражение в языке. Та-ким образом, мышление и язык – это инструменты познания. Однако человек неизбежно обладает макромышле-нием и макроязыком. И с этими макроинструментами он пытается исследовать микро- и мегаобласти окружаю-щего мира. Получается, что инструмент познания не соответствует его объектам. Приведем аналогию: вам пред-лагают покрасить шестнадцатиэтажный дом… акварельной кисточкой или, наоборот, – нарисовать маленькую акварельную картинку размером 5х5 сантиметров с помощью… малярного валика. Понятно, что и в том и в дру-гом случае ничего не получится именно по причине несоответствия объектов и направленных на них инструмен-тов. Здесь могут возразить, что существует универсальный язык для описания каких угодно объектов – язык ма-тематики, который, будучи предельно абстрактным, вполне может быть одним из эффективных инструментов для освоения микро- и мегамира. Однако и божественная (как говорили древние философы) математика родом из привычного нам макромира, ведь она родилась из практических потребностей и интересов, которые, конечно же, имеют макроприроду

Природа и функции языка выражают глубинную социальную родовую сущность человека. Язык - одно из важ-нейших средств развития индивидуальности и сущности человека. Различают естественные, стихийные, возни-кающие в ходе формирования и развития человеческого общества, и искусственные, специально создаваемые для целей познания, управления техникой и т.д. языки. Искусственные языки возникают и развиваются на ос-нове естественных языков.

Чувственная и логическая.

Чувственная сторона имеет своим исходным элементом ощущения, связана с непосредственными органами чувств. Является отражением реальности. На базе ощущений складываются и более сложные формы: восприятие, представление - устойчивый образ который сохраняется и при отсутствии контакта с предметом. Представление по всем своим признакам - есть высшая форма чувственного познания, содержащая в себе основы для перехода к другой познавательной способности человека - " рациональной".

В этом познании выделяют такие формы: понятие, суждение, умозаключение (иногда сюда включают гипотезы, теории, методы)

. Понятие - это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей.

Суждение есть отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Это форма мысли, в которой по средствам связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем либо. На базе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод). Рациональная способность (как, в прочем и чувственная - на уровне представлений) связана с мышлением.

Сенсуализм возвышает чувственную познавательную способность. Его представители: Протагор, Эпикур, Гоббс, Локк, Юм, Фейербах. Противоположную линию в философии проводили рационалисты (рационализм): Парменид, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель. Они признавали разум основой - познания и поведения людей, выражая тотальное недоверие к чувствам как источнику достоверной первичной информации. Рациональное познание в своём взаимодействии с практикой способно преодолевать недостатки чувственного постижения действительности и обеспечивать фактически безграничное, поступательное развитие знания.

 

Наука и философия техники.

Н и Т станов основой и орг-ции пр-ва и основой дух жизни. Осмысление природыТ и роли ее в жизни Ч нач еще в 19 в, но огром масштабов достиг лишь в 20 в.1-ый кто сыграл огром роль Т в жизни общ-ва- Освальд Шпенглер «Закат Европы». Он показ, что господ-во Т ведет к перерождению европ культуры, она вступ в кризисную фазу своего сущ-ния-цивилизация. 30-40-е годы –Н.А.Бердяев в ряде статей и эссе показ двойствен (амбивалентную) роль Т. Он гов: «Машина- послед любовь чел-ва и под влиянием этой любви Ч готов изменить свою жизнь». Т облегчает жизнь Ч, дает ему господ-во над природой, мощь. Т подчиняет себеЧ, заставляя его меняться не в лучшую сторону. Она обедняет внутр мир Ч.

40-50-е гг- нем Хайдеггер делает попытку понять происх-ние Т и Н. Он утв, что Т и Н укоренены в самом бытии, они органопроекция во вне чел органов и способ-тей. Т проектир деят-ть чел рук и реализует разум Ч в вещах.

60-е гг- Ростоу, Арон предприним попытку дать нов попытку периодизации чел истории на основе развития Т: традицион; индустр; постиндустр.

Традицион общ-во: в нем ведущ роль играет сектор хоз-ва-с/х. В соц-полит сфере доминир землевлад-цы, феодалы, дух-во. Основа идеологии-религия.

Индустриал общ-во: (16-17вв): ведущая сфера хоз-ва- машинно-фабрич пр-во, а господ слои – рабочие и буржуазия, владельцы капитала и СП. В дух жизни нач доминир Н.

В сер 20 в: постинд общ-во.Лишь в части европ мира (Зап Европа и США) В нем ведущ роль переходит к информац технологиям. Господ слои- предста-ли науч-техн деят-ти, ученые, управляющие- меритократия- люди заслуги. В дух жизни господ наука.

Предмет философии, круг ее проблем и роль в обществе.

Философия (греч.) – любовь к мудрости.

Основание возникновения Ф. – некая экзистенциональная потребность, т.е. необходимость составить общую картину мира со своей точки зрения, а не абстрактную (безличную). Эта общая картина, центром которой является «Я» человека, называется мировоззрением.

Исторически в процессе формирования человечества (возраст Ч. – 40 т. лет) сменилось 3 главенствующие формы мировоззрения:

· Мифологическое (миф воспринимается на веру, не требует подтверждений и доказательств и базируется на силе общественного мнения, предрассудков или идеологической пропаганды; в мифе 90% фантастики и 10% интуитивного понимания мира)

· Религиозное (отличается от мифологического тем, что из множества мифов выбирается лишь несколько; миф творится стихийно, бессознательно; религиозный миф обрабатывается идеологами общества применительно к задачам и потребностям того государства, где эта религия господствует)

· Философское (философия базируется не на религии, но на научном способе мышления)

Предмет философии: не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Предмет философии:

1. Онтология (что такое бытие? ) 2. Гносеология (Что такое истина? учение о познании) 3. Методология (с помощью каких методов человек познает мир? ) 4. Логика (каковы правильные формы и законы мышления? ) 5. Антропология (что такое человек? ) 6. Этика (как человек должен жить? учение о морали) 7. Эстетик а (что такое красота? ) 8. Социология (что такое общество? ) 9. Аксиология (что такое ценности? ) 10. История ф.

Роль в обществе: Ф. удовлетворяет духовную потребность человека в том, чтобы иметь целостное представление о мире. Ф. решает вопросы о том, что же такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-нибудь смысл и разумную цель, имеет ли какую-нибудь цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла.

Разрешение этих проблем лежит в области философского мышления. Поэтому роль философии в обществе очень велика.

 

2. Истор. типы мировоззр.: мифология, религия, философия и наука.

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопр. наз. мировоззренч. Ч-к может опир. на жиз. опыт и здрав. смысл, на веру в сверхъест. или на науч. знания. Это зав. от типа мир-я. М. - это система обобщ. взглядов на мир, на место в нем ч-ка и его отн-е к этому миру, а также осн-ные на этих взгл. убеждения, чувства, идеалы, к-рые опред. жизн. позицию ч-ка, принципы повед. и ценностн. ориентации. Взгляды - опред. совок. знаний, выраж-х в представл. и понятиях: они сост. основу мир-я. Эти общ. полож. и принципы превр. в убеждения - особ. сост. знаний, хар-ся тверд. увер-стью. Мир-е полож. и принц. содерж. оценку явл-й дейст-сти, опр. жизн. поз. ч-ка. М. вкл. настроения, чувства, переж., сост. эмоц.-псих. основу. 2 стороны м-я: эмоц.-псих./рац. Идеалы - компонент м-я, духовн. ориентир, придает осмысл. и целеустр. чел-ской деят-сти. Знания, ставшие убежд-ми - основа м-я. Сущ. м. ч-ка/о-ва. Личн. м. - зав. от хар-ра, соц. гр. В о-ве формир. общечел. ценности - единые для всех людей идеи гуманизма, нравств. принц., эстетич. и др. критерии. Т.О. можно гов. о мировоззр. всего о-ва на опр. этапе истор. р-я. Мифолог. мировоззр.: формир. на ранних стадиях разв-я о-ва. Первая попытка ч-ка объясн. происх. и устр-во мира, появл. людей, жив., причины стихийн. явл., опр. свое место. Мифы связ. с обрядами, обычаями, содерж. нравств. нормы и эстетич. предст-я, сочет. реальн. и фантазии, мысли и чувства. В мифах ч-к не выдел. себя из прир. Религиозн. мировоззр. отлич. от миф. верой в сущ-е сверхъест. сил и их главенств. роль в мирозд. и жизни людей. Раздваив. мир на земной/небесн. Вера в сверхъест. - основа. Религ. вера проявл. в поклонении высшим силам, позднее формир. образ единого Бога. Ф. мировоззр. ориент. на рациональн. объясн. мира. Общие предствал. о прир., о-ве, ч-ке станов. предм. теор. рассм. и логич. анализа. Ф. мир-е унаслед. от миф. и рел. совок. вопр. о происх. мира, его строении, месте ч-ка и т.п., но отл. логич. упорядоч. сист. знаний, хар-ся стремл. теор-ски обоснов. положения и принципы. В ф.м. входят тж. обобщ. экон., полит., правов. и ест.науч. предст., нравств., эстетич., религ./атеист. принципы, воззр., идеалы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 902; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.111 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь