Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Происхождение и сущность сознания. Проблема идеального.
СОЗНАНИЕ — важнейшая категория философии, обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личностной) и общественной. Понимание сущности сознания находится в прямой зависимости от решения вопроса о взаимоотношении духа и природы, материи и сознания. Признание первичности идеального ведет к превращению сознания в самостоятельную сущность, творящую мир. Такой подход выражен в период античности в философии Платона; в Средневековье — в христианской философии (носителем высшего сознания является Бог), в немецкой классической философии — во взглядах Ге1еля. В материалистической философии сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним, как осознанное бытие, как отношение «Я|» к «не-Я». Решение проблемы сознания предполагает и выяснение предпосылок его возникновения. Их можно усматривать в свойстве отражения, лежащего в фундаменте материи, свойстве, родственном сознанию. Непосредственной основой сознания является трудовая деятельность. Сознание неотделимо от деятельности, оно возникает в процессе труда, развивается и обогащается под воздействием социокультурной реальности. Определяющую роль играет практика. Сознание прежде всего есть знание, которое составляет его сердцевину. Поэтому правомерно определение сознания как субъективного образа объективного мира. Это, далее, есть способность человека, обладающего знанием, выделять себя из окружающего мира и противопоставлять себя ему как субъекта объекту. Сознание — это и целеполагающая деятельность, то сеть предварительное мысленное построение образа самой деятельности и получаемого в ходе ее определенного результата. Содержание сознания реализуется через деятельность человека. Поэтому оно выступает в виде замысла и идеи. Идея — это не только знание, но и планирование того, что должно быть, это есть понятие, ориентированное на практическую реализацию. Практическая реализация замысла, цели, понятия предполагает наличие погрешностей, а также воли. Потребности и воля — важнейшие компоненты сознания. Взаимодействие с миром порождает у человека как носителя сознания и определенное к нему отношение. Это выражается не только в мысленных оценках, но и эмоциях, чувствах. Процесс познания затрагивает все стороны внутреннего мира человека — погрешности, интересы, чувства, волю. Важную роль играет память. Память, позволяющая сохранять опыт, перекидывает мостик между прошлым и настоящим, а также между настоящим, прошлым и будущим. Поскольку предметом сознания является не только внешний мир. но и сам субъект, носитель сознания, постольку существенным моментом сознания является самосознание. Самосознание — это осознание человеком своей деятельности, мыслей, чувств, интересов, потребностей. Развитой формой самосознания является теоретическая рефлексия, посредством которой через систему понятий раскрывается социальная природа субъекта. Существует и личностная рефлексия как проявление глубоких раздумий человека о смысле собственного бытия, его нравственной насыщенности. Самосознание способствует развитию субьекта, его рационально-нравственному совершенствованию. Сознание внутренне связано с бессознательным. Бессознательное часто (например во фрейдизме) резко противопоставляем сознательному, ему отводится решающая роль в жизни человека. Но существует и иная трактовка, исходящая из приоритета сознательного. Бессознательное не отгорожено непроходимой стеной or сознания. Его можно рассматривать как продукт сознательной деятельности. То, что ранее находилось в сфере сознания, переходит в бессознательное. В свою очередь, бессознательное, существующее в глубинах психики человека, способно вновь превращаться в формы сознания. Мышление, логика и язык. Мышление- это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и от-крытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе се анализа и деятельно-сти. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного восприятия и выходит далеко за границы ее деятельности. Формами логического мышления являются: 1. Понятия- это мысль, в которой отражаются общие, существенные и специфические признаки предметов и яв-лений. Содержание понятий раскрывается в суждениях,, которые выражаются в словесной форме, устной или письменной. 2. Суждение- это отражение связей между предметами и явлениями действительности, а также между их свой-ствами и признаками. Суждения утверждают или отрицают эти связи. Суждения могут быть: Об-щие.Частные.Единичные. Суждения образуются двумя способами: непосредственно (в них выражается то, что воспринимается) и опосре-дованно (путем умозаключений или рассуждений). 3. Умозаключение- это такая связь между суждениями, в результате которой мы получаем другое суждение, из-влекаемое из содержания исходных понятий. Простейшая форма умозаключения- это силлогизм, т.е. выводы частного из общих посылок. В силлогизмах заключены готовые продукты мышления. Умозаключения о принад-лежности данному предмету определенного признака на основе его свойств и сходства с другими предметами называется аналогией. Кроме форм мышления существует и сам мыслительный процесс, в ходе которого получаются данные продукты (силлогизм, аналогия и т.п.). Психология изучает и эти мыслительные процессы. Бывают традиционные задачи, при которых можно обойтись не привлекая новых форм мышления, а бывают проблемные ситуации, которые надо решать на основе новых малоосознанных впечатлений. Психологи выделяют 4 этапа решения и расчленения задач: 1. Подготовка- обзор проблемы, сбор информации по ней. 2.Инкубация- поиски решения, когда задача вызре-вает. 3.Озарение (инсайт) решение приходит внезапно, неожиданно, но оно новое, нестандартное. 4.Разработка решения- оценивается логика, основательность, происходит проверка решения. Если это решение не доказано, то человек опять переходит к 1 -ому этапу. Человек познает природу с помощью мышления, а полученные им знания находят свое выражение в языке. Та-ким образом, мышление и язык – это инструменты познания. Однако человек неизбежно обладает макромышле-нием и макроязыком. И с этими макроинструментами он пытается исследовать микро- и мегаобласти окружаю-щего мира. Получается, что инструмент познания не соответствует его объектам. Приведем аналогию: вам пред-лагают покрасить шестнадцатиэтажный дом… акварельной кисточкой или, наоборот, – нарисовать маленькую акварельную картинку размером 5х5 сантиметров с помощью… малярного валика. Понятно, что и в том и в дру-гом случае ничего не получится именно по причине несоответствия объектов и направленных на них инструмен-тов. Здесь могут возразить, что существует универсальный язык для описания каких угодно объектов – язык ма-тематики, который, будучи предельно абстрактным, вполне может быть одним из эффективных инструментов для освоения микро- и мегамира. Однако и божественная (как говорили древние философы) математика родом из привычного нам макромира, ведь она родилась из практических потребностей и интересов, которые, конечно же, имеют макроприроду Природа и функции языка выражают глубинную социальную родовую сущность человека. Язык - одно из важ-нейших средств развития индивидуальности и сущности человека. Различают естественные, стихийные, возни-кающие в ходе формирования и развития человеческого общества, и искусственные, специально создаваемые для целей познания, управления техникой и т.д. языки. Искусственные языки возникают и развиваются на ос-нове естественных языков. Основные уровни и формы познания. Проблема истины. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы