Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Натурфилософия и диалектика Возрождения.
Философия эпохи возрождения - философия нового класса - капитализма, класса более прогрессивного чем класс феодалов. Новый класс нуждается в новой философии. И его запросам отвечало прежде всего материалистическое мировоззрение. Вся идея философии Возрождения противостоит схоластике средневековья. Поддержкой тому служат многочисленные научные открытия того времени: открытие кровообращения и нервной системы, открытие Америки и др. цивилизаций и мн. др. В эпоху возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Однако в понимании природы, также как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику. Эта специфика прежде всего сказывается в том, что природа трактуется пантеистически. Николай Кузанский (1401-1464) - один из характерных представителей ренессансной философии, " последний философ средневековья и первый философ эпохи Возрождения". Как и большинство философов своего времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. У Платона и неоплатоников единое характеризуется через противоположность " иному", не-единому. Кузанский, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что " единому ничто не противоположно". А отсюда он делает характерный вывод: " единое есть все" - формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано Бруно. Эта формула неприменима для христианского теизма, принципиально отличающего творение (" все" ) от творца (" единого" ); но, что не менее важно, она отличается от концепции неоплатоников, которые никогда не отождествляли единое со " всем". Т.о. появляется новый, возрожденческий подход к проблемам онтологии. Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть. Кузанский называет его " максимумом"; единое же - это " минимум". Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей - максимума и минимума. Этот методологический принцип делает Кузанского родоначальником новоевропейской диалектики. По отношению к строению мира Кузанский говорит, что центр и окружность космоса - это Бог, а потому, хотя мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут. Разрушая конечный космос античной и средневековой науки, в центре которого находится неподвижная земля, Кузанский, тем самым, подготавливает коперниканскую революцию в астрономии. Вслед за Кузанским Коперник (1473-1543) пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему. Согласно его учению, Земля, во-первых вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи. Во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира. Вслед за Кузанским Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична. Характерная для Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, творца с творением. Эту тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548-1600), создав последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму. Джордано Бруно также опирался на гелиоцентрическую астрономию Коперника. Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос. Снимая, далее, границу между творцом и творением, Бруно разрушает и традиционную противоположность формы как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного, с другой. Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось Богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущем именно форме. Природа, согласно Бруно, есть " Бог в вещах". Развитие философии Возрождения подготовило почву для появления выдающихся ученых, внесших большой вклад в развитие науки. Характерным представителем является Галилео Галилей (1564-1642), являющийся одним из основателей современного экспериментально-теоретического естествознания, заложивший основы классической механики. В гносеологии он развивал идею безграничности " экстенсивного" познания природы, отмечая в то же время возможность достижения абс. истины, т.е. " интенсивного" познания. Исходным пунктом познания, по Галилею, является чувственный опыт, который, однако, сам по себе не дает достоверного знания. Оно достигается планомерным реальным или мысленным экспериментированием, опирающимся на строгое количественно-математическое описание. Галилей выделял два основных метода экспериментального исследования природы. Аналитическим методом " резолюции" с использованием средств математики, абстракций идеализации и предельного перехода выделяются элементы реальности не доступные непосредственному восприятию (напр., мгновенная скорость, движение по инрции). Далее на основе синтетически-дедуктивного метода " композиции" строится теоретическая схема, объясняющая явление и подтверждающая ранее выдвинутые предположения. Достоверное знание в итоге реализуется в объясняющей теоретической схеме как единство синтетического и аналитического, чувственного и абстрактного. Выводы по Егорову: 1. Новый тип мышления - материалистический. 2. Философская мысль становится светской. 3. Предметом философии становится реальная жизнь людей. 4. Впервые в рассмотрение попадает воля человека. Меняется статус самого человек. Человек возрождения это человек созидающий, активный, творческий свободный в своих поступках, свободный от догматов церкви. 15. Социально-политические учения Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла) Начиная с 15 века происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения или Ренессанса. Эти изменения сопровождались существенными пере менами в умонастроениях, которые прежде всего были связаны с процессом освобождения от религии и церковных институтов. Самостоятельность по отношению к церкви приобретает не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия. Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Воз рожденье - эпохой художественно-эстетической. В центре внимания античной философии была природно-космическая жизнь, в средние века - бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек, поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность и, в отличие от средневекового общества, представляет не тот или иной союз, а самого себя и все заслуги он приписывает не союзу, а самому себе. Разносторонность - идеал человека эпохи Ренессанса. В отличие от средневекового мастера, который принадлежал к цеху и достигал мастерства именно в своей сфере, ренессансный мастер вынужден сам отстаивать свою честь и интересы и высшую заслугу видит именно во всесторонности своих знаний и умений. В эпоху Возрождения человек становится творцом своей судьбы. Бог дал человеку свободную волю и он должен сам решать свою судьбу, определить свое место в мире. Человек - не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от других природных существ. Он господин над всей природой, то есть по мере того как человек становится творцом собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой. В эпоху Возрождения возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху становится своеобразие и уникальность каждого индивидуума. Непохожесть на других становится важнейшим признаком великой личности. Нередко можно встретить утверждение, что в это время впервые формируется понятие личности как таковой. Это в самом деле верно, если мы отождествляем понятие личности с понятием индивидуальности, хотя на самом деле их следует различать. Индивидуальность - категория эстетическая, в то время как личность категория - нравственно-этическая. Если мы рассматриваем человека с точки зрения того, как и чем он отличается о других, то мы смотрим как бы извне, глазом художника; к поступкам человека мы прикладываем толь ко один критерий - его оригинальность. Что же касается личности, то в ней главное другое: способность различать добро и зло и поступать в соответствии с этим разделением. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности - способность нести ответственность за свои поступки. и далеко не всегда обогащение индивидуальности совпадает с развитием и углублением человеческой личности: эстетический и нравственно-этический аспекты развития могут существенно между собой расходится. Поэтому богатое развитие индивидуальности в эту эпоху нередко сопровождалось крайностями индивидуализма; самоценность индивидуальности означает абсолютизацию эстетического подхода к человеку. Макиавелли Николло ди Бернардо (1469- 1527) - итал. мыслитель и идеолог зарождающейся буржуазии. Общество, по М., развивается не по воле бога, а в силу естественных причин. В основе развития истории лежат " материальный интерес" и сила. М. отмечал противоположность интересов народных масс и правящих классов, выступал за создание сильного национального государства, свободного от феодальных междоусобиц, способного подавлять народные волнения. В политической борьбе считал допустимым во имя великих целей пренебрегать законами морали и применять любые средства, оправдывал жестокость и вероломство правителей в их борьбе за власть. Его заслуга в том, что стал одним из первых рассматривать государство человеческими глазами и выводить его законы из разума и опыта, а не из теологии. Мор Томас (1478-1535) - один из основоположников утопического социализма, гуманист-рационалист эпохи Возрождения. Выходец из буржуазной Среды, он занимал высший государст. Пост в Англии (1529-32). Был казнен по приказу короля. Его главное произведение - " Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии" (1516). М. дал разверну тую критику строя, основанного на частной собственности, социально- политических отношений в Англии его времени и изображение строя, при ко тором господствует общественная собственность; он впервые последовательно изложил идею обобществления производства, связав с ней идеи коммунистической организации труда и распределения. Большое значение он придавал разностороннему развитию человека, соединению теоретического образования с трудом; последнее - зародыш социалистических взглядов в области воспитания. Переход к новому строю мечтал осуществить мирным путем. Кампанелла Томмазо или до пострига - Джованни Доменико (1568-1639) - итальянский философ, один из представителей раннего утопического коммунизма. К. выступал против схоластики и развивал передо вые для того времени идеи сенсуализма и деизма, которые сочетались у него с увлечением магией и астрологией. Преследовался инквизицией. К. мечтал о единстве и благоденствии человечества. В 1602 году написал утопию " Город Солнца" - об идеальном обществе, в котором отсутствует частная собственность, всеобщий труд гарантирует изобилие, но существует строгая регламентация быта, а власть жрецов носит теократический характер. Свой коммунистический идеал он обосновывал велением разума и законами природы. Макиавелли Николо Макиавелли отвергает идею божественного управления светскими государствами. Он считает, что основной движущий компонент общества эгоистическая природа человека. Человек действует активно благодаря своим потребностям. Человек имеет право на собственность и только с ней он имеет значение в обществе. Любая идея пуста если она не отражает потребностей людей. Макиавелли - создатель социальной философии. Философии которую он при меняет к построению и жизни государства. Взаимоотношения между людьми в государстве и между государствами строятся им на основе обобщенных экономических, личностных интересов членов общества от крестьянина до короля без всякого участия божественной воли. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 842; Нарушение авторского права страницы