Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Объективный идеализм Платона. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Система объективного идеализма Платона. Разработаны все основные части: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, космология, психология. Идеальное начало - идея (эйрос) порождает все многообразие вещей. Вещи являются лишь бледным отражением идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются. Только идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания. Идеи образуют иерархию. Выше всего стоит идея красоты и добра. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни. Объективный идеализм - идеи существуют вне и независимо от человека. Идеи существуют в специальном пространстве. Если у Демокpита атомы, то у Платона - мир идей (нет какой-то главной идеи). Учение Гераклита о борьбе противоположностей - все течет, все меняется. С точки зрения Платона мир идей обладает таким же статусом. Идеи вечны, неразрушимы. В основе вещей лежат числовые отношения. Он не относил числа и пропорции к вещам. Круг на песке - идея круга. По рисунку мы можем исследовать математические закономерности идеи. Платон всю математику относил к небу. Пещера: единственная реальность - тени на стене пещеры. Один человек освободился, увидел все устройство мира, если бы он вернулся в пещеру, то не смог бы никого убедить. Миp идей - вещи, их отношение, но убедить в этом никого нельзя. Таким образом, и знание можно понимать отличным от Платона образом. Реальным знанием является познание идей. Пpи восприятии - установка на разум. Знание априорно (доопытное знание). Человек - это прежде всего условное начало. Душа (появляющаяся при рождении) есть отражение идеи души. 23. Основные направления современной зарубежной философии. Классич. Ф была ориентирована на познание природы и об-ва с целью их преобр-я. Она утв., что с помощью науки можно достичь идеального об-ва. Историч. развитие поколебало веру в силу разума в достижении об-го прогресса. Новые идеи: 1)изучение жизни отдельного Ч, а не больших чел-х общностей, 2)движение от свободного, разумного Ч к Ч зажатому в тиски эк., политики, религии, 3)Сознание Ч и общества не явл. независ., они-объекты манипуляции со стор. разл партий, авторитетов, 4)разделение науки и Ф. Сциентизм (наукой можно решить все проблемы) и антисциентизм (НТП – зло). Можно ли остановить гибель чел-ва? Надо сформировать новые кач-ва Ч: глобал-ть мышлен., love к справедливости и неприятие насилия. В 20в происх. возврат к мистико-религиозной Ф к оккультным наукам(алхимия, астрология), возр. интерес к паро-нормальным явл. Фрейдизм(психоанализ). Феноменология (Гусерль). Надо начать изучение с сознания(т.к. реальность доступна только через него). Сознание-не ср-во исслед-я мира, а осн. предмет Ф. Выделив чистое сознание мы поймем сущность сознания вообще. Ч считает объекты не зависящими от сознания, но это не так. До любой науки был опыт, кот явл. ист. всех теор. Мы думаем, что иссл. 1-чные образования, но это не так. Задача Ф показать как рождаются 2-чные образования. Чтобы перейти от анализа конкретных предметов к анализу сущности исп. способ «Эпоха», а то что ост. – «чистое сознание». Объек-й реальности нет. Ф Жизни. Ж – первич. реальность. Ж нах-ся в постоянном движ. и противоречии-> наука неэф-на в познании Ж. Наука и рассудок разлагают явл. Ж на отдельн. части. Наука может выяснить связи между ними-> изменить мир в пользу Ч. Но сущ-ть Ч нельзя понять с пом. разума. Разум всегда нацелен, а Ж выше всякой цели-> осн. методом познания явл. интуиция и т.п. Осн. ценности Ж: стремление к Ж, отсутствие страха смерти, воля к власти. Ф-я Антропология. Вопр. о месте Ч в мироздании. Ч может осв-ся от биологич. потр., выйти за lim биологич. проги. У Ч есть свое Я. Ч различает добро и зло. Ч способен понимать, предвидеть будущее(Гелен). Экзистенцианализм. Прагматизм. Интересы Ч определяют его познание. Наука – инструмент осуществ. интересов людей. Неопозитивизм. Неотомизм. Единство веры и знания. Герменевтика. Цель – осмысление культуры. .48. Основные проблемы философии истории. В философии истории последняя предстает в виде целостного процесса, связывающего воедино прошлое, настоящее и будущее. Но таким исторический процесс можно увидеть только в том случае, когда ему придана концептуальная оформленность, когда он устремлен, хотя бы в теории, к такому будущему состоянию, которое философ признает за конечную цель, неважно, в абсолютном смысле или в относительном. Философия истории, таким образом, вопреки ее названию, обращена равным образом от настоящего как в прошлое, так и в будущее. Философия истории как теоретическое знание начинается с идеи истории. Откуда она берется? Отдельные намеки на нее, различные аспекты постоянно обсуждаются в различных сферах культуры общества. Философия призвана уловить эти умонастроения, составляющие самосознание определенной эпохи, и выразить в теоретической форме, в виде философского текста. Философия выражает духовные, идеальные устремления конкретного общества или цивилизации, которым она пытается придать теоретическую форму, т. е. логически последовательно и упорядочение изложить смысл истории, который принимает для себя страна или цивилизация. Философия истории выходит за рамки научно достоверного знания в сферу духовных исканий и свободы. Выходит с тем, чтобы, опираясь на исторический опыт и традиции, научное знание и искусство, все богатство культуры, выдвинуть и обосновать идеал совершенного устройства общества, будущего, к которому, по мысли философа, устремлена история и реализации которого люди должны всемерно содействовать. Вообще говоря, социальные катастрофы, особенно в XX в., как правило, случаются с теми обществами, у которых, в силу ряда причин, не было развитого исторического самосознания. Историческое сознание общества по структуре сходно с сознанием отдельной личности. Оно обращено не только в прошлое, но в будущее, включает целеполагание и формулировку задач, постоянную рефлексию над ними. Философию истории характеризуют две важнейшие черты: идея будущего и идея развития. Все, что наделено природой качеством живого, имеет цель, направленную в будущее. Только живое обладает опережающим отражением действительности, способностью к целеполаганию и предвидению действий или событий. Будущее — это конкретная цель для любого существа, человека, общества. Но будущее — это и идеальная модель совершенного общества или совершенного человека, моральных норм, складывающихся в отношениях между людьми. Будущее как идеал определяет иерархию человеческих или общественных целей. Потеря будущего как идеала, а тем более конкретных целей означает потерю смысла жизни. Отсюда один шаг до самоубийства, которое могут совершать как люди, так и отдельные общества. Если общество желает нормально и успешно развиваться, оно должно непрерывно заниматься будущим, постоянно его обсуждать во всех сферах культуры и духовного творчества. Так в последние столетия живет западное общество. Но об этом позже. Другая характерная черта философско-исторического знания — идея развития. Как объяснительный принцип она приходит в социально-философскую мысль не сразу. Античная мысль, например, не знает линейного времени, направленности исторического процесса. В ней господствует идея круговорота, возвращения общества к когда-то утраченному идеалу, к золотому веку. Динамическая природа западной цивилизации, обусловленная новым взглядом на человека как на практическое существо, удовлетворяющее свои потребности в ходе активного воздействия на природу, приводит в XIX в. к появлению идеи исторического прогресса, линейно-поступательного развития человечества по мере развития материального производства, индустриальной цивилизации. Согласно этой идее, социальная действительность меняется в результате активной деятельности людей, а история творится человеком. Это было важным завоеванием западной общественной мысли. Во второй половине XX в. в связи с угрозой глобальной катастрофы эта идея была поставлена под сомнение. В мировой общественной мысли стал доминировать цивилизационный подход к анализу исторического процесса, согласно которому на место принципа линейно-поступательного прогресса всего человечества должно прийти признание разнонаправленности векторов исторического развития в отдельных, локальных цивилизациях.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы