Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема человека в философии. О ценностях человеческой жизни.



(8 час.)

1. Понятие человека. Проблема антропосоциогенеза.

2. Человек как высшая ценность. Свобода и ответственность личности.

3. Человек и отчуждение: причины, сущность, исторические формы.

4. Проблема смысла человеческого существования. Экзистенциальный вакуум
и пути его преодоления.

5. О ценностях творчества, отношения и внутреннего переживания.

6. Ценности жизни и культуры:

Что такое ценности и какую роль они играют в жизни человека. Роль нравственных ценностей в жизни общества. О современных этических концепциях в философии. Эстетические ценности в жизни человека. Творчество. Религия в жизни человека. О причинах обострения религиозных противоречий в современном обществе. Религиозный фундаментализм и его причины. Возможно ли формирование единой религии человечества. Ценность права. Современные концепции прав и свобод человека. Взаимосвязь ценностей права и морали. Что необходимо для строительства правового государства и гражданского общества. О трудностях становления правового государства в Казахстане и их причинах.

 

Вопрос для самостоятельного размышления:

Почему современное человечество погрязло в материальных ценностях? Как далеко ушли мы в нравственном развитии от пещерного человека?

 

Литература:

1. Мялкин А.В. Способности и потребности личности. М., 1983, с. 190-211.

2. Хейзинга И. Homo Ludens. В кн.: Самосознание Европейской культуры...,
с. 69-92.

3. Дубинин Н.П. Генетика. Поведение. Ответственность. М., 1982, с. 11-28.

4. Скворцов Л.В. Культура самосознания. М., 1989, с. 226-237.

5. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985, с. 63-87.

6. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990, с. 24-51.

7. О человеческом в человеке. М., 1991, с. 24-52.

8. Проблема человека в западной философии. М., 1988, с. 34-65.

9. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990, с. 112-143.
10. Маритен Ж. Субъект. Мир философии. ч. 2, М., 1991, с. 271-275.
11. П.Т. де Шарден. Феномен человека. М., 1989, с.210-223.

12. А.Швейцер. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

13. Евангелие Л.Толстого. М., 1992.

14. О.Г. Дробницкий. Проблемы нравственности. М., 1977

15. А.И.Титаренко. Структуры нравственного сознания. М., 1974.

16. И.А. Крывелев. История религии в 2-х т. М., 1976.

17. Э. Фромм. Иметь или быть? М..1990

18. Ю. Борев. Эстетика. М., 1975.

19. Рьюиз М. Эволюционная этика. Ж. № 3, Вопросы философии, 1989.

20. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.

21. Ж.П. Сартр. Экзистенциализи - это гуманизм. М., 1989.

21. Теяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.

Тема 13

Глобальные проблемы человечества

1. Научный прогноз и утопия.

2. Человечество перед лицом глобальных проблем. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

Литература

1. Араб-Оглы. Э.А. Обозримое будущее. Социальные последствия НТР.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.1993 г.

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.1990.

4. Мир философии. М.Прогресс, 1991.ч.2 с.497-585.

5. Глобальная экологическая проблема. М.1988.

6. Новый человек и школа будущего. М.1989.

7. Печчеи А.Человеческие качества. М.1990.

8. Торффлер О. Столкновение с будущим. /Иностранная литература. 1972. №3/.

9. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.Политиздат. 1992.

10. Фролов И. Новый гуманизм //Свободная мысль. 1997. №4.

11. Чумаков А.Философия глобальных проблем. М.1994 г.

12. Утопия и утопическое мышление. М.1991.

Тематика рефератов:

1.Социально-политические и идейно-теоретические предпосылки возникновения философии в Древней Греции.

2. Мифология и философия в античном мире.

3. Диалектика Гераклита.

4. Сравнительная характеристика теорий познания Демокрита и Платона.

5. Сравнительная характеристика учений о бытии Демокрита и Эпикура.

6. Учение Платона об идеях (объективный идеализм Платона).

7. Учение Аристотеля о нравственности.

8.Учение Аристотеля о материи и форме.

9.Главные вопросы теоретической борьбы между идеализмом и реализмом.

10.Роль механики Ньютона в формировании материализма Нового времени.

11.Сравнительный анализ методов познания Ф.Бэкона и Р.Декарта.

 

12.Теория познания Дж.Локка.

13.Эволюция философских взглядов Д.Беркли.

14. Учение французских материалистов об обществе.

15.Категорический императив Канта, его значение для учения о праве и государстве.

16.Сходство и различие диалектики Г.Гегеля и К.Маркса.

17.Материализм Л.Фейербаха.

18.Г.В.Плеханов о роли личности в истории.

19.Философская концепция Ф.Ницше.

20.Философская концепция А.Шопенгауэра.

21.Кант и Достоевский: сходство и различие философских идей.

22.Философские идеи русских народников.

23. Экзистенциализм Ж.-П.Сартра.

24.Проблема познаваемости в герменевтике.

25. Проблема истинности знания и ее критериев в философии XX в.

 

26.Проблема прогресса общества в философии XX в.

27. Религиозно-философская концепция Тейяра де Шардена.

28.Проблема смысла жизни человека в философских учениях.

 

29.Реферативный обзор журнала «Вопросы философии» за 2006-2007 по тематике (по одной из тем):

а) Философия и наука.

б) философские проблемы человека.

с) настоящее и будущее человеческого общества.

д) философия и культура.
е) общество и природа. и) модели будущего общества.

 

30. Реферативный обзор журнала « Вестник Московского университета» (Серия «Философия за 2006- 2007 (по одной из тем):

а) общество вчера, сегодня, завтра,
б) народы Казахстана: возрождение и развитие.
в) человек и общество.

 
,
 

31. Реферативный обзор журнала «евразийское сообщество» за 2006-2007 г. по тематике (по одной из тем):

а) казахстанская цивилизация,

б) общество и реформы,

с) глобалистика и футурология

д) женщина в обществе.

 

ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА

1. Понятие системы. Принцип системности в анализе проблем общества и научного познания.

Культура и цивилизация. Об изменениях в ценностных ориентациях
людей в переходном обществе.

Роль выдающихся личностей в истории. Не состоятельность
волюнтаризма и фатализма в управлении общественными процессами.

Закон отрицания. Диалектика отрицания в условиях
перехода к демократическому обществу.

Гегель как выдающийся представитель немецкой классической философии.

Проблемы истины в науке. Истина объективная, относительная и
абсолютная.

Случайность и необходимость. Переходное общество как необходимая
ступень на пути к демократическому правовому обществу.

Личность и социальная среда. Объективные и субъективные основы
индивидуализма, конформизма, «одномерности», коллективизма.

9. Философия Возрождения. Антропоцентризм, гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.

10. Современные научные открытия о сложной организации материи.

11. Проблема смерти и бессмертии в духовном опыте человечества.

12. Сущность права. Правосознание. Конституция Республики Казахстан важная веха на пути к социально - правовому государству.

13. Содержание и форма, их методологическое значение в познании. Критика формализма.

14. Экзистенциальная философия и её разновидности. Экзистенциализм, персонализм, философская антропология.

15. Наука как специализированная форма сознания. Наука и нравственность.

16. Человек в условиях отчуждения, социальных кризисов и пограничных ситуациях. Ж.Сартр, А.Камю, Т.Маркузе.

17. Сущность и явление, и их методологическое значение в познании социальных процессов переходного общества.

18. Философские взгляды казахских просветителей А. Кунанбаева,
И. Алтынсарина, Ч. Валиханова.

19. Античная философия. Космологическое понимание мира.

20. Сущность и явление и их диалектическая взаимосвязь.

21. Понятие природы. «Естественная» и «искусственная» сфера обитания. Теория эволюции.

22. Глобальные проблемы человечества во 2 половине XX в. и начале XX в.

23. Средневековая философия мусульманского Востока. Ибн - Сина, Ж. Баласагуни, Аль-Фараби.

24. Понятие гражданского общества. Перспектива развития гражданского общества и правового государства в Казахстане.

25. Единичное и общее. Необходимость учета особенностей Республики в условиях переходного общества.

26. Структура общественного сознания: Обыденное, теоретическое, массовое сознание.

27. Основной вопрос философии. Монизм и дуализм в подходах к анализу бытия.

28. Философия о смысле жизни, осмерти и бессмертия человека.

29. Экологические проблемы человечества и пути их решения. Принцип коэволюции человека и биосферы.

30. Исторические типы мировоззрения: религия, философия. Особенности мировоззрения конца ХХ века..
31. Понятие «личность», «человек». Проблема человеческой индивидуальности.

32. Исторические формы диалектики.

33. Сущность философской антропологии Л.Фейербаха.

34. Специфика социальной формы движения материи.

35. Общество как открытая самоуправляющая система.

36. Идеи В.Вернадского о ноосфере, их актуальность в современную эпоху.

37. Философские и социально - политические взгляды И. Канта.

38. Формационныйи цивилизационный подходы к анализу общества.

Современный Казахстан сквозь призму цивилизационного подхода.

39. Научно-технический прогресс и экология. Экологические проблемы в Казахстане и пути их решения.

40. Предмет философии. Философия и частные науки.

41. Проблемы метода познания в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм. Ф.Бэкон, Р.Декарт.

42. Единство и многообразие мировой истории. Пути вхождения Казахстана в мировое сообщество и определение своего места в нем.

43. Сознание и творчество. Талант как социокультурный феномен. Развитие творческого потенциала, инициативы личности в переходном обществе.

44. Становление диалектики как науки: Гегель и Маркс.

45. Основные формы движения материи их взаимосвязь.

46. Природное и общественное в человеке. Критика биологизаторских и социологизаторских трактовок человека.

47. Общественное и индивидуальное сознание их диалектическая взаимосвязь. Изменение сознания личности в переходном обществе.

48. Пространство и время. Современное представление о социальном пространстве и времени.

49. Значение категории материи в познании природы, общества и деятельности человека.

50. Общественная психология и идеология в условиях перехода к демократии. Нужна ли Казахстану новая идеология?

51. Проблема происхождения человека в философии.

52. Единство материи, движения, пространства и времени.

53. Роль труда, общения, языка в формировании и развитии сознания.

54. Средневековая философия о соотношении разума и веры. Ф.Аквинский.

55. Сциентизм и технократизм. Биологический сциентизм. Технократические и антитехнократические утопии.

56. Проблемы соотношений сознания и языка, Сознание и кибернетические машины.

57. Основные направления теории стратификации общества. Проблемы рестратификации в переходном обществе.

58. Генезис человеческой общности: племя, община, нация, государство.

59. Религиозная реформация в эпоху Возрождения. (М. Лютер, Ж. Кальвин).

60. Постиндустриальная цивилизация и ее особенности.

61. Социально - политические взгляды Н. Макиавелли.

62. Соотношение научно - технического, социального и духовного развития в современных обществах.

63. Проблемы человека в Средневековой философии.

64. Проблема субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм.

65. Принцип «невреждения» в буддизме и его значение досовременного человечества.

66. Проблема происхождения государства (Т. Гоббс, Ибн-Халдун, К. Маркс).

67. Проблема возникновения философии.

68. Соотношение мифологического и религиозного мировоззрения. О роли религий в современных обществах.

69. Категория Бытия в Истории философии.

70. Философия познания Ф. Бэкона.

71. Проблема субстанции в творчестве Б.Спинозы

72. Проблемы веры и разума в творчестве Ф.Аквинского и Ибн-Рошда.

73. Философские взгляды казахских революционных демократов XX века.

74. Диалектика возможности и действительности.

75. Теория познания И.Канта.

76. Феноменология Э. Гуссерля.

77. Герменевтика как современное течение Западной философии.

78. Постпозитивизм и его основные представители.

79. Современная религиозная философия - творчество П. Теяра де Шардена

80. Биологическое, психологическое и социальное пространство - время.

81. Сознание и самосознание. Рассудок и разум.

82. Философия истории (К. Макке, А. Тойнби, О. Шпенглер).

83. Роль идеи и гипотезы в научном познании.

84. Диалектика целого и части.

85. Постмодернизм. Структурализм - как течения Западной философии.

86. Роль философии как методологии науки.

 

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ

философских понятий

 

Абсолют – духовное первоначало бытия – единое, бесконечное, вечное.

Абсолютизм –политический режим, характерный для абсолютной монархии, при котором политическая власть принадлежит одному человеку (королю, царю, султану и т.д.)

Авидья – в индийской философии незнание, невежество, заблуждение относительно важнейших духовных истин.

Авторитаризм – политический режим, при котором власть концентрируется в руках одного человека или групп и сопровождается ограничением прав и свобод социальных и политических институтов или общества в целом.

Агностик – приверженец агностицизма.

Агностицизм – гносеологическая концепция, отрицающая (полностью или частично) возможность объективного познания мира человеком.

Адживика – одна из школ древней индийской философии, тяготеющая к фатализму и не признающая авторитета Вед.

Адл – «справедливость» - этическое понятие в исламе и исламской философии. Согласно исламу, адл есть одно из естественных качеств Аллаха; а также качество, которое должно воспитывать в себе человек.

Аксиома – исходное положение теории, принимаемое без логического доказательства.

Аль-инсан аль-камил – суфийское понятие, обозначающее Совершенного Человека. В определенном смысле соответствует индуистскому термину дживан-мукта, буддийскому – Бодхисаттва, христианскому – богочеловек.

Анализ – процедура мысленного (логического) и реального расчленения предмета на части (признаки, свойства, отношения). Обратная процедура – синтез.

Анархизм – социально - политическая теория и течение, отрицающее необходимость государства и политической власти в обществе и выступающее за полную отмену государства как политического института.

Антиномия – столкновение двух противоположных утверждений, которые одновременно могут быть доказаны и опровергнуты.

Антропология – учение о человеке.

Антропоморфизм – наделение предметов (животных, явлений природы, Бога и т.д.) человеческими свойствами, т.е. уподобление их человеку.

Антропоцентризм – мировоззрение, в котором центром культуры и философии объявляется человек.

Апория – логическое затруднение, противоречие, проблема.

Атеизм – система философских убеждений, отрицающая существование Бога и Высших Сил во всех их формах и разновидностях.

Атман – понятие индийской философии, означает высшее субъективное духовное начало, которое, с одной стороны, противостоит Брахману, с другой – тождественно ему. Атман предполагает два взаимосвязанных аспекта. Первый: вселенский – некий космический духовный принцип, олицетворяющий самосознание брахмана. Второй: личностный – высшее духовное начало человека, его искра духа, являющаяся неотъемлемой частью пламени, космического духовного принципа. Атман (Джив-Атма) – Высший Бог, находящийся в глубинах психического мира каждого человека.

Атрибут – существенное, неотъемлемое свойство объекта.

 

 

Бог – в религиозных учениях высшее духовное сверхъестественное Существо.

Брахман – понятие индийской философии, обозначающее высшую объективную реальность, некое безличное Абсолютное начало, из которого возникает и в котором растворяется все мироздание. Для обозначения Абсолюта как невыразимой беспричинной причины бытия иногда используется и другой, близкий по значению термин – Пара-Брахма (Парабраман).

Буддизм – этико-философское учение, возникшее в Древней Индии. Основатель – принц-отшельник Сиддхартха Гаутама (Будда).

Бытие – реальность, существующая независимо от человека. Всякое существование вообще.

Бюрократия – социальный слой, выполняющий функции управления в обществе.

Вайшешика – одна из школ ортодоксальной индийской философии.

Веданта – одна из самых крупных индийских философских школ ортодоксального направления.

Веды – наиболее древние (из всех известных) индийские религиозные писания: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа. К Ведам примыкают брахманы, араньяки, упанишады – собрания различных комментариев.

Верификация – процедура установления истинности какого-либо утверждения или положения.

Власть – способность навязывать свою волю другим людям и социальным группам, а также концентрировать ресурсы для достижения цели.

Волюнтаризм – в широком смысле идейное течение, провозглашающее волю в качестве основного (решающего) фактора общественного развития, который ставится выше социальных законов, разума морали и т.д.

Воля – способность выбирать цель и развивать усилия к ее достижению.

Время – одна из форм существования материи; ритм, темп, скорость, длительность последовательного развития материальных процессов.

Гедонизм – этическая теория, признающая наслаждения (того или иного характера) высшим благом и целью человеческой жизни.

Гелиоцентризм – учение о строении Солнечной системы и Вселенной, согласно которому их центром является Солнце. Появилось в древности, было развито польским астрономом и натурфилософом Николаем Коперником в XVI веке.

Генезис – происхождение и дальнейшее развитие.

Геоцентризм – учение о строении Солнечной системы и Вселенной, согласно которому их центром является Земля. Было разработано древними мыслителями Аристотелем и Птолемеем и поддерживалось христианской церковью.

Герменевтика– учение об истолковании текстов и их смыслах.

Герметизм – одно из течений древней религиозно-философской мысли, близкое эзотерической традиции познания. Развивалось в Древнем Египте, на Ближнем Востоке, в Европе примерно с I тыс. до н.э. до сер. I тыс. Позже герметизм сливается с другими религиозными и философскими учениями.

Гилозоизм – учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством первичной субстанции и отвергающее границу между «живым» и «неживым».

Гипотеза – научное предположение, основанное на определенных теоретических и (или) опытных положениях.

Глобализм – в широком смысле идейно-политическая доктрина, рассматривающая земную цивилизацию как единую (взаимосвязанную) культурную, экономическую, политическую систему.

Гностицизм – христианское философско-религиозное течение поздней античности. Впитало некоторые идеи эзотерической философии, античной и восточной мысли.

Государство – социальный институт, осуществляющий функции организации, управления и защиты конкретного общества, а также распределения общественных (экономических, военных, демографических, духовных и т.д.) ресурсов.

Государство правовое – разновидность демократического государства, политический режим которого основан на соблюдении законов, правовых норм и свобод человека (право на жизнь, свободу, собственность и т.д.).

Гражданское общество – независимая от государства совокупность развитых социальных отношений (правовых, экономических, политических и др.) и форм культуры, развивающихся благодаря признанию со стороны государства приоритета неотъемлемых прав человека и всеобщих гуманистических ценностей.

Гуманизм – 1) мировоззрение, признающее человека, его права и свободы, в качестве высшей ценности; 2) культурное движение в Европе в период раннего Возрождения.

 

Дао – (букв. «путь») – одно из важнейших многозначных понятий китайской философии. Означает: а) всеобщий космический закон; б) естественный, природный ход вещей; в) Абсолют как высшее состояние бытия – начало и конец всех вещей; г) символ высшей космической гармонии.

Даосизм – одно из направлений древней китайской философии, древняя китайская религия. Основатель – мудрец Лао-цзы.

Движение всякое изменение и взаимодействие форм материи.

Дедукция – логический метод вывода умозаключений от «общего» к «частному».

Деизм– представление о Боге, согласно которому Бог творит мир, приводит его в движение и устанавливает законы, но далее не вмешивается в естественный ход природных событий.

Демократия – дословно «власть народа»; политический режим или форма государства, при которой власть принадлежит народным массам.

Деспотизм – форма неограниченной власти, для которой характерны произвол и беззаконие относительно членов общества и его социальных институтов.

Детерминизм – учение о закономерности и обусловленности явлений мира.

Джайнизмдревнее индийское неортодоксальное религиозно-философское учение крайне аскетического толка. Основатель – мудрец Махавира.

Джива– в индийской философии божественная душа человека или искра жизни. В определенном смысле соответствует европейскому термину «монада» в его лейбницианском и теософическом понимании. Иногда Джива, или Джив-Атма, обозначает единое вселенское жизненное начало духовного характера.

Диалектика – в широком смысле учение о противоположностях и развитии.

Дискретный- разделенный, прерывный.

Дискриминация– подавление, ущемление в правах, притеснение определенных социальных групп со стороны власти (правящей элиты).

Диссидент – в широком смысле инакомыслящий человек, не разделяющий господствующие политические (или иные) взгляды и открыто отстаивающий свои убеждения.

Дифференциация – разделение, расчленение в процессе развития.

Догма – положение, истинность которого принимается на веру и не может подвергаться никаким сомнениям и изменениям.

Доктрина – систематизированные представления, учение, концепция.

Дух– в широком смысле некое невещественное, нематериальное начало (субстанция), противопоставляемое вещественному началу (субстанции противопоставляемое вещественному началу ()альное начало ()).

Душа– в религиозных и некоторых философских учениях некое нематериальное (нетелесное) образование, существующее в теле или вне его.

Дхарма – одно из основных этических понятий индийской философии – моральный закон, долг, духовное учение (существуют и другие значения).

Дэ – понятие китайской философии, во многом близкое понятию «дао». В «Дао дэ цзин» говорится: «Дао рождает (вещи), дэ вскармливает (их)». Дэ – это трансформированное дао, проявленное и доступное восприятию. В онтологическом смысле дэ иногда означает нечто вроде материальной субстанции. Применительно к человеку дэ есть свойство добродетели, способность находить и удерживать меру. В даосизме человек с «высшим дэ» - это совершенномудрый человек.

 

Ересь– отклонение от общепринятого (ортодоксального) понимания тех или иных религиозных вопросов.

 

Жэнь – основное этическое понятие конфуцианства. Означает «гуманность», «милосердие», «человечность». Жэнь – одно из «пяти постоянств», которым должен обладать совершенный человек.

 

Западники – течение в русской мысли середины XIX века, считавшее, что развитие России должно осуществляться по общеевропейскому сценарию.

 

И – понятие китайской философии, означавшее «чувство долга», «долг-справедливость». В широком смысле и – моральные принципы которых должен придерживаться совершенный человек по собственной воле, в силу своей добродетели.

Идеализм – общее название философских учений, признающих первичность идеального начала (дух, бог, сознание, разум, логос, душа, идея и т.д.).

Идеология – сложное духовное образование, включающее идеи, идеалы, философские убеждения и принципы практической жизни, выражающие интересы и цели определенной социальной группы, класса, этноса или движения.

Иммиграция – перемещение людей в конкретное общество извне.

Императив– требование, закон, приказ.

Империя – монархическое государство (объединение колониальных стран), единовластно управляемое одним правителем (императором).

Инволюция – плавные, постепенные изменения сложных систем, направленные к упрощению и понижению степени организованности. Один из типов развития.

Индукция – логический метод вывода умозаключений от «частного» к «общему».

Интенция – направленность сознания (мышления) на определенный объект.

Интуитивизм– гносеологическая концепция, признающая интуицию единственным или важнейшим источником достоверного познания; одно из направлений философской мысли.

Интуиция –иррациональная способность постижения истины без рационального размышления и чувственного восприятия.

Инь-ян – парные понятия китайской философии, выражающие идею двойственности бытия. Инь-ян –диалектическая пара, в которой одно начало неизбежно предполагает второе. Существует бесчисленное множество, конкретизаций этой абстрактной двойственности: тьма – свет, покой – движение, земное – небесное, холод – тепло, женское – мужское начала, смерть – жизнь и т.д.

Иррациональный- в широком смысле находящийся за пределами разума, не связанные с разумом.

Исихазм – одно из течений в восточном мистическом христианстве (Византия, Русь), признающее молитвенную медитацию («умное делание») главным средством духовного совершенствования.

Ислам (мусульманство) – одна из трех мировых религий. Основана пороком Мухаммедом вVII веке на Аравийском полуострове.

Истина – знание субъекта, соответствующее познаваемому объекту.

Иттихад – термин арабо-мусульманской философии, означает – «слияние» или «соединение» (человеческой души с Аллахом). В суфизме это трактуется как соединение человеческой воли с божественной, при котором человек становится проводником воли Аллаха на Земле.

Ишрак – учение о мистическом озарении в арабской философии. Характерно для суфизма.

Йога – 1) одна из школ ортодоксальной индийской философии, уделяющая основное внимание практике психического развития; 2) метод развития духовной сущности человека и объединения личного сознания с Космическим Сознанием.

 

Каббала – мистико-философское течение в иудаизме.

Калам – рациональное исламское богословие. Приверженцы калама – мутакаллимы – использовали рациональные методы в толковании и обосновании как важнейших догматов ислама, так и религиозно-философских вопросов.

Капитализм – историческая форма развития общества; общественно-экономическая формация, которая характеризуется частной собственностью на средства производства, трудом наемных работников, рыночной экономикой и развитыми товарно-денежными отношениями.

Карма – в индуизме и индийской философии закон воздаяния, в широком смысле понимаемый как рок или судьба. В философских учениях карма преимущественно воспринимается как духовный закон причинно-следственных связей, по которому каждое существо настигают последствия его добрых и злых мыслей, слов и деяний. Карма определяет условия не только настоящей, но и будущей жизни (жизней) человека.

Киники – последователи одной из сократических философских школ в Древней Греции, призывавшие к «естественному» образу жизни.

Коммунизм - 1)идеология, провозглашающая социальное равенство, гуманизм, народную власть и общественную собственность на средства производства; 2) историческая форма развития общества; общественно-экономическая формация, в которой воплощены идеалы и ценности коммунистической идеологии.

Компромисс – соглашение, достигнутое путем взаимных уступок.

Конвенция – международное соглашение (договор).

Консенсус – согласие, согласованность, общее понимание и оценка тех или иных вопросов.

Консерватизм – идеология, социально-политическое течение, направленное на сохранение традиционных форм общественного устройства (в политике, экономике, культуре и т.д.) и выступающее против социальных реформ и инноваций.

Консолидация – объединение, сплочение, интеграция.

Конституция – основной закон государства, отражающий и нормативно закрепляющий основные политические, экономические, социальные, религиозные принципы существования данного государства и общества.

Континуум – в широком смысле нечто непрерывное, единое.

Конфликт – острое столкновение интересов, форма социального противоречия.

Конформизм- приспособленчество, соглашательство с существующим мнение или порядком вещей.

Конфуцианство – одна из самых влиятельных философских школ в Древнем Китае, признающая незыблемость традиций, ритуалов, уклада жизни. Основана мудрецом Конфуцием в VI веке до н.э.

Концепция – способ понимания, основной принцип или точка зрения в изложении определенных фактов и положений, система взглядов.

Коран – Священное Писание в исламе.

Космогония – одна из астрономических наук, учение о вселенной (космосе) как целом и ее составных частях.

Космос - 1) в античной философии – упорядочное, организованное, конечное бытие как противоположность хаосу – бытию неорганизованному и бесконечному; 2) в современной науке и философии – мир, вселенная, имеющая определенную структуру.

Космоцентризм – специфическая черта античной философии (особенно ранней), основная проблематика которой была связана с космосом.

Креационизм – религиозное учение о сотворении мира и человека Богом из ничего. Присутствует в иудаизме, христианстве, исламе.

Культ личности – необоснованное возвеличивание человека (в политике, религии и т.д.), приписывание ему всевозможных заслуг и достижений, приводящие его к единоличной (авторитарной или тоталитарной) власти.

 

Легальный – узаконенный, разрешенный законом.

Легизм – одна из школ древней китайской философии, уделяющая основное внимание проблемам государственного устройства и правового обеспечения власти.

Легитимный – признанный (в своих правах, полномочиях, власти) обществом или социальной группой.

Ли – понятие китайской философии, означающее «ритуал». «церемония», «этикет». Ли – это всевозможные нормы религиозного, светского или семейного поведения.

Либерализм – идеология, социально-политическое течение, направленное на отстаивание прав и свобод личности, гуманизма, демократии, ограничение власти государства, развитие парламентаризма, терпимости, главных реформ и рыночной экономики.

Либидо– термин психоанализа, означающий бессознательное сексуальное влечение.

Логика – учение о законах рационального мышления.

Лока– термин индийской философии, означает «область», «место», «сфера», «мир». В индийской метафизике упоминаются различные по количеству системы лок (миров или сфер) – три локи, семь лок, четырнадцать лок ит.д. С помощью этого понятия выражается представление о существовании множества миров – материального земного и духовных надземных.

Локаята – материалистическая философская школа Древней Индии.

 

Магия – религиозно-мистическое учение и практика воздействия на человека, животных и природные процессы с помощью определенных обрядов и ритуалов.

Майя – термин индуизма и индийской философии, означает иллюзию, мираж, космическую силу, создающую объективный мир. В философских тестах индийских мыслителей употребляется для обозначения материального бытия, которое считается объективно воспринимаемой иллюзией, т.е. бытием неподлинным. Подлинной реальностью является только высшее духовное существование (Брахман-Атман).

Маргиналы– представители пограничных социальных групп и слоев, не желающие (неспособные) адаптироваться к одной из устойчивых социальных групп или доминирующих культур.

Марксизм -философское и социально-экономическое учение К.Маркса и Ф.Энгельса (XIX в.), направленное на революционное преобразование общества в сторону социального равенства и свободы. В XX веке было развито В.И.Лениным и получило широкое распространение в мире.

Материализм – общее название философских учений, признающих первичность материального начала и зависимость от него начала идеального (духовного).

Материя – объективная реальность, существующая вне человеческого сознания, некое вещественное начало, противопоставляемое духовному началу (ортодоксальное понимание материи).

Махатма – дословно «Великая Душа». Духовный титул выдающихся подвижников,, мудрецов и святых в Индии. В эзотерической традиции Махатмами принято называть Великих Учителей Шамбалы – сверхчеловеческих духовных индивидуальностей, намного опередивших основную массу земного человечества по развитию.

Махаяна – одно из религиозно-философских течений в буддизме, признающее возможность спасения для широких масс мирян.

Медитация – концентрация сознания на какой-либо идее или предмете, либо на пустоте (ментальное безмолвие).

Менталитет – в широком смысле образ мыслей, устойчивое представление о чем-либо.

Метафизика - 1) философское учение о сверхчувственных основах бытия; 2) способ понимания мира, противоположных диалектике.

Метемпсихоз – «переодушевление» - понятие древней греческой философии, тождественное терминам «реинкарнация» и «переселение души».

Миграция – перемещение социальных групп.

Милетская школа – наименование учений ранних греческих философов из города Милеты (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

Миманса – одна из ортодоксальных школ древней индийской философии. Основана Джаймини примерно во II веке до н.э.

Мин-цзя – философская школа имен (логиков, диалектиков, софистов или спорщиков) в Древнем Китае.

Мистическая философия – общее название философских учений о скрытых духовных силах человека и космоса, их развитии и использовании.

Мистический – таинственный, тайный.

Мифология – самая ранняя историческая форма мировоззрения, отличающаяся чувственным восприятием действительности, символизмом, верой в сверхъестественные явления.

Моизм – философская школа в Древнем Китае. Основана Мо Ди в V веке до н.э.

Монада – единица, единое. В широком смысле некая духовная частица – основа космического или индивидуального существования (например, в учении Лейбница или теософии).

Монархия – государство (форма правления), в котором высшая власть принадлежит одному правителю – монарху (король, царь, император, махараджа, султан, эмир и др.) и передается по наследству.

1) в античной философии – упорядочное, организованное, конечное бытие как противоположность хаосу – бытию неорганизованному и бесконечному; 2) в современной науке и философии – мир, вселенная, имеющая определенную структуру.

Монизм – точка зрения, согласно которой мир имеет только одно первоначало (субстанцию). Раз


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.13 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь