Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные характеристики индуизма.



За пределами вечно изменчивого физического мира существует единый универсальный, неизменный, извечный дух, который называется Брахман. Душа (атман) всякого существа во Вселенной, включая и богов, есть частица этого духа. Когда умирает плоть, душа не погибает, а переходит в другое тело, в где продолжает новую жизнь. Судьба души в каждой новой жизни зависит от ее поведения в прежних воплощениях. Закон кармы гласит: никакой грех не остается без наказания, никакая добродетель – без награды; если человек не получил заслуженной кары или награды в этой жизни, он получит их в одной из последующих. Поведение человека определяет более высокий или низкий статус последующего воплощения, от него самого зависит, родится ли он в дальнейшем человеком, богом или, допустим, ничтожным насекомым.

Для большинства индуистов важным элементом религиозных верований является сонм богов. В индуизме насчитываются сотни божеств, от мелких божков местного значения, до великих богов, чьи деяния знают в каждой индийской семье. Наиболее известны Вишну; Рама и Кришна, две формы или инкарнации Вишну; Сива (Шива); и бог-творец Брахма.

Священные книги играют большую роль во всех разновидностях индуизма. «Философский индуизм» придает особое значение таким классическим санскритским текстам, как веды и упанишады. Народный индуизм, почитая и веды, и упанишады, использует в качестве священных текстов эпические поэмы Рамаяна и Махабхарата, часто в переводе с санскрита на местные языки. Часть Махабхараты, Бхагавадгита, известна практически каждому индуисту. Бхагавадгита ближе всего к тому, что можно было бы назвать общим священным писанием индуизма.

Кастовое общество.

Каждый индуист принадлежит от рождения к определенной касте и не может поменять свою кастовую принадлежность. Жену он должен взять из своей же касты; род его занятий также будет традиционным для этой касты. Все касты занимают определенное место в кастовой иерархии. Верхнюю ступень этой лестницы обычно занимают касты священнослужителей, брахманов, ниже располагаются касты торговцев, земледельцев, ремесленников и слуг.

В одном из позднейших гимнов Ригведы, наиболее чтимой из священных книг индуизм, описано возникновение четырех основных социальных классов (варн): при сотворении мира в жертву богам был принесен первочеловек, при этом из головы расчлененного тела появились священнослужители и духовные учителя (брахманы), из рук – воины (кшатрии), из торса – купцы, земледельцы и ремесленники (вайшьи), а из ступней – люди низшего сословия (шудры). Вероятно, эта четырехступенчатая система не отражает подлинной структуры индуистского общества ни на одном отрезке его истории. Вполне возможно, что систему выдумали брахманы много веков назад для укрепления своего положения в кастовой иерархии. Священные тексты утверждают, что варна человека определяется его кармой, точно так же большинство индуистов в соответствии с этим считают, что положение человека в кастовой иерархии непосредственно зависит от его поведения в предыдущих жизнях. Если человек добросовестно выполняет долг, предписываемый ему его кастой (джати-дхарма), то в следующей жизни он может улучшить свое положение и стать членом более высокой касты.

Жизнь членов высших каст, согласно предписаниям индуизма, подразделяется на четыре стадии. Первая начинается с достижения половой зрелости, когда мальчик начинает изучать священные тексты под руководством гуру. На второй стадии он женится, становится главой семьи и производит на свет сыновей. Примерно ко времени появления внуков мужчина вступает в следующую фазу – уходит в леса, ведет жизнь отшельника, оставляя общество ради созерцания и медитации. Наконец, он делается санньясином, бездомным странником, живущим на подаяния, свободным ото всех уз мира. В действительности мало кто следует этим предписаниям, однако случается, что состоятельные люди, достигнув середины жизни, удаляются от дел и оставшиеся годы проводят в медитации.

Дравиды. (Шри – ланка, Бангладеш, Непал)Относятся к австралоидному антропологическому типу.

Это крупные народы(тамилы, телугу, малаяли, каннара) народы малочисленные (тода, янади) Они внесли свой вклад в общую культуру Индии и сохранили элементы культуры каменного века. Искусство стрельбы из лука. Наиболее изолированные племена пользуются духовым ружьем. Тип жилища – конические хижины из бамбука, крытые листьями.

Огромную роль в жизни играли барабаны. Их использовали в танцах и для передачи сообщений. Дравиды носят минимум одежды, только вожди ходят в рубашках европейского типа.

Дравиды издавна занимались ловлей змей. Но ныне это стало опасным промыслом. Выращивают кофе, пряности, табак,. Используют кардамон и кориандр.
Славятся танцами, каждое движение имеет определенное значение.

Верят в богов и в духов, которые по представлениям живут во все: деревьях, камнях, бытовых предметах. Почетное место в пантеоне занимают богини матери.

Захоронения в земле!!!

Высокие цивилизации южной и центральной америки.ИНКИ. индейское племя, обитавшее на территории Перу и создавшее незадолго до испанского завоевания обширную империю с центром в Куско, в перуанских Андах. Империя инков, одна из двух империй, существовавших в Новом Свете во времена Колумба (другая - ацтекская), простиралась с севера на юг от Колумбии до Центрального Чили и включала в себя территории нынешних Перу, Боливии, Эквадора, севера Чили и северо-запада Аргентины. Индейцы называли Инкой лишь императора, а конкистадоры применяли это слово для обозначения всего племени, которое в доколумбову эпоху, по-видимому, пользовалось самоназванием " капак-куна" (" великие", " прославленные" ).

Социальная организация. Айлью. В основании социальной пирамиды инкской империи находилась разновидность общины - айлью. Она была образована из семейных кланов, которые жили вместе на отведенной им территории, сообща владели землей и скотом и делили между собой урожаи. Практически всякий принадлежал к той или иной общине, в ней рождался и умирал. Общины бывали маленькими и крупными - вплоть до целого города. Инки не знали индивидуального землевладения: земля могла принадлежать только айлью или, позже, императору и как бы сдавалась в аренду члену общины. Каждую осень происходило перераспределение земли - наделы увеличивались или уменьшались в зависимости от размеров семьи. Все сельскохозяйственные работы в айлью производились сообща. В 20-летнем возрасте мужчинам было положено жениться. Если юноша сам не мог найти себе пару, ему подбирали жену. В низших социальных слоях выдерживалась строжайшая моногамия, тогда как представители правящего класса практиковали многоженство.

Инкское искусство тяготело к строгости и красоте. Ткачество из шерсти лам отличалось высоким художественным уровнем, хотя и уступало по богатству декора тканям народов Косты. Широко практиковалась резьба из полудрагоценных камней и раковин, которые инки получали от прибрежных народов. Однако главным искусством инков было литье из драгоценных металлов. Почти все ныне известные перуанские месторождения золота разрабатывались еще инками. Золотых и серебряных дел мастера жили в отдельных городских кварталах и были избавлены от налогов. Лучшие произведения инкских ювелиров погибли в ходе конкисты. По свидетельству испанцев, впервые увидевших Куско, город слепил золотым блеском. Некоторые здания были покрыты золотыми пластинами, имитировшими каменную кладку. Крытые соломой крыши храмов имели золотые вкрапления, имитировавшие соломинки, так что лучи закатного солнца зажигали их блеском, создавая впечатление, будто вся крыша сделана из золота. В легендарном Кориканча, Храме Солнца в Куско, имелся сад с золотым фонтаном, вокруг которого " росли" из золотой " земли" сработанные из золота в натуральную величину стебли маиса с листьями и початками и " паслись" на золотой траве двадцать лам из золота - опять-таки в натуральную величину.

В области материальной культуры самых впечатляющих свершений инки достигли в архитектуре. Хотя инкская архитектура уступает майяской по богатству декора и ацтекской - по эмоциональному воздействию, ей не найдется равных в ту эпоху ни в Новом, ни в Старом Свете по смелости инженерных решений, грандиозным масштабам градостроительства, искусной компоновке объемов. Инкские памятники, даже находящиеся в руинах, изумляют своим количеством и размерами. Представление о высоком уровне инкского градостроительства дает крепость Мачу-Пикчу, выстроенная на высоте 3000 м в седловине между двумя пиками Анд. Инкское зодчество отличается необыкновенной пластичностью. Инки возводили здания на обработанных поверхностях скал, пригоняя каменные блоки друг к другу без известкового раствора, так что строение воспринималось как естественный элемент природного окружения. В случае отсутствия скальных пород использовались обожженные на солнце кирпичи. Инкские мастера умели резать камни по заданным образцам и работать с огромными каменными блоками. Крепость (пукара) Саскауаман, защищавшая Куско, - это, несомненно, одно из величайших творений фортификационного искусства.

Папуасы и меланезийцы

В антропологическом отношении население Меланезии относится к океанической ветви веддо австралоидной (негро-австралоидной) расы, разделяющейся на множество локальных антропологических типов, в числе которых папуасский и собственно меланезийский (а также пигмейский, новокаледонский). Граница между ними весьма условна. У «типичных» папуасов голова более вытянута к теменной части, нос – более выдающийся, надбровные дуги – более массивные в сравнении с остальными жителями Меланезии. В целом же для представителей этой ветви характерны тёмный цвет кожи, курчавые волосы, относительно широкий нос. В языковом отношении папуасы и меланезийцы относятся к двум разным группам языков Океании. Собственно меланезийцы говорят на языках океанийской ветви аустронезийской лингвистической семьи. Другую группу составляют папуасы Новой Гвинеи и некоторых прилегающих островов. Папуасские языки (их по одним классификациям около 700, а по другим – более 1000, что составляет 20% всех языков мира), представляют собой уникальный объект изучения для лингвистов. Некоторые из них по своему грамматическому строю и словарному составу могут быть объединены в языковые группы по общности происхождения, но немало таких, которые либо вообще не позволяют этого сделать, либо могут быть связаны между собой по очень условным признакам. Для классификации папуасских языков учёным пришлось разрабатывать особую систему лингвистических понятий, обозначающих различные оттенки близости языков (фила – отдалённо-родственные (5-12% совпадений основного словарного фонда), ствол (12-28% совпадений), семья (более 28%) и др.). Самой многочисленной является трансновогвинейская фила, на языках которой говорят 85% всех папуасов. На филу сепик-раму приходится 8, 5% всех папуасов, остальные 6, 5% говорят на языках входящих в 8 фил и на других изолированных языках. Количество говорящих на одном из папуасских языков, как правило, невелико – оно измеряется несколькими сотнями человек, но есть и языки, являющиеся родными для сотен тысяч чел. – языки энга и чимбу (более 300 тыс. говорящих), камано и дани (свыше 200 тыс.).

Аустронезийские языки подразделяются некотрыми специалистами на зап.- и восточноокеанийскую гр., языки которых обладают генетическими признаками родства. Языки Меланезии (более 200) принадлежат к обеим группам. Здесь нередки случаи, когда жители одного и того же острова не понимают языков соседей – низкий уровень близости языков.

Народы Меланезии. Меланезию в этнологической науке издавна принято выделять в особый субрегион Океании – на основании, главным образом, расового критерия: её название по-древнегречески «чёрные острова» - указывает на тёмный цвет кожи обитателей. Но страна не так однородна в этнокультурном и лингвистическом плане. В ней выделяют Папуасию – регионы, населённые группами, говорящими на папуасских языках (большая часть Новой Гвинеи, внутренние области некоторых островов архипелага Бисмарка, Соломоновых о-вов и отдельные о-ва Санта-Крус); собственно Меланезию – зоны расселения народов, говорящих на аустронезийских языках (почти все о-ва субрегиона), и Мелано-Полинезию, – гл. обр., архипелаг Фиджи, языки и к-ра которого близки Полинезийским.

В сферу влияния классовых обществ эта страна попала одной из последних в конце XIX в., поэтому этнографич. материал, собранный к тому же в основном профессиональными этнологами (Н.Н. Миклухо-Маклай), имеет особое значение для историч. науки.

Типология общинно-родовых структур. Везде в М. преобладает отцовский род; род с материнским счётом родства встречается нечасто и, как правило, в более развитых в социально-экономическом отношении обществах. Родственно-генеалогич. и общинно-территориальный принципы в общественной организации папуасов и меланезийцев прослеживаются в нескольких типологич. вариантах, что, по мнению ряда учёных, может дать представление о логике эволюционного (исторического) развития этого института.

К наиболее раннему, дородовому типу можно отнести пигмейские группы собирателей дикого саго, обитающие в Новой Гвинее. Их общественная организация представлена кровнородственной общиной, внутренние связи которой определяются простым родством (родители, дети) и супружескими отношениями.

Боле сложной структурой обладает родовая община, зафиксир. у большинства папуасов и части сев. меланезийцев. Ядром такой общины выступает группа муж., принадлежащих к одному роду. Как правило, живёт эта гр. в «мужском» доме, выступает носителем власти и соц. контроля, выполняет все общественно значимые религиозно-магические обряды. Жен. доступ в это общество закрыт. Особую гр. род. общины составляют сёстры и дочери муж.: согласно закону экзогамии, они должны рано или поздно покинуть общину, поселяясь в доме селении мужей. К третьей категории относятся жёны мужчин, пришедшие из др. родов и живущ. в семейных хижинах со своими детьми. Для общины этого типа характерны: немноголюдность (не больше 300 чел.); сильная изоляция от внеш. мира, проявляющаяся в том, что община часто выступает и этнич. общностью, а также в редкости контактов и сложности отношений с др. общинами (вплоть до состояния перманентной войны); коллективный труд всех муж. общины по вырубке и выжиганию участков леса; резкое обособление муж и жен во всех сферах общественной жизни – вплоть до бытования отдельных «муж» и «жен» языков.

Тип общины, распр. у народов Меланезии, говорящих на аустронезийских языках, - «гетерогеннйая» (неоднородная по составу, многородовая) или соседско-большесемейная. Общество состоит из нескольких дислокальных родов, подразделения (субкланы) которых представлены почти во всех селениях народа. Т. обр., относительно большое кол-во людей, населяющих значительные тер-рии, оказывается связанным родовыми узами. Для этих обществ характерен институт наследственных вождей, совмещающих функции жрецов и правителей, а в некоторых местностях выступающих и объектами религиозного почитания.

В типологии традиц. ин-тов власти в Меланезии выделяют: 1) коллективную власть муж., объединённых в «муж» домах папуасов, дополняемую влиянием некот. авторитет. людей – «бигменов»; 2) власть наследственных вождей, кот на ю-в региона имеет хар-р ранней гос-ти.

Наряду с этими вариантами, встречаются переходные формы – тайные муж союзы (Дук-дук и Ингиет – на о-вах архипелага Бисмарка, Скве и Тамате – о-ва Банкс, Маки и Сукве – на Новых Гебридах. Тайные муж союзы зафикс. в обществах, где институт вождей ещё не оформился и не играл решающей роли в общ. управлении. Появл. тайных муж союзов означ. первый шаг на пути отделения власти от народа, ибо лидры тайных союзов обладали возможностью принимать и проводить в жизнь решения, не согласованные с нормами обычая и общ. мнением.

Харак. чертой традиц к-ры явл. развитие обмена и наличие примитивных денег (раковинные ожерелья, браслеты, кабаньи клыки, собачьи зубы, особые разновидности циновок, перья некоторых видов птиц – деньгами в строгом смысле слова нигде в доколониальный период эти предметы не явл. ибо не были всеобщ. эквивалентов, обиходных вещей на них не купить, они имеют целевое назначение – плата за невесту, выплата дани, чаще всего шли на ритуальные раздаривания) во многих р-нах. Обмен был вызван жизненной необходимостью, т. к. гр. из внутр. частей больших о-вов нуждались в морских прод. (соли, раковинах, рыбе), а жители побережья и небольших о-вов – в материале для изготовл. камен. орудий, древесине и гончарных изделиях.

Существовали спец. торговые системы: торг. экспедиции (хири моту) меланезийцев моту на больших парусных судах обслуживали население значит тер-рии побережья Новой Гвинеи и близлежащ. о-вов, обеспечивая его необходимыми товарами. Благодаря исследованиям Б.Малиновского, стали известны виды обмена, не имеющ. видимых признаков эк. отношений, - ритуальный обмен кула. Заключается в том, что по значит. тер-рии островной обл Массим к ю-в от Новой Гвинеи циркулировали два вида раковинных изделий: по часовой стрелке – ожерелья (соулава), а против – браслеты (мвали). Смысл такого обмена в исполнении ритуала, считавшегося престижным. Обмен в Меланезии часто имеет хар-р «престижной эк-ки» с её формулой «давать-брать-возвращать». В рез-те обмена тот, кто давал больше получал особый сакральный престиж, ассоциируемый у островитян со сверхъестеств. безличной силой мана.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-13; Просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь