Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Повседневная одежда приспособлена к кочевому быту – хлоп. Или шерсть. Длинные халаты, широкие штаны и сапоги.



Пища монголов – молочные продукты мясо(баранина). Особое внимание уделяют чаю.(с солью, молоком и жиром).

В семье почитают старших. В религии шаманизм и буддизм – С 15 в. Основн. Религия.

Большое место в жизни монгола занимает праздник. Для жителя степи – это общение с родственниками, друзьями. На праздниках – традиционные спортивные состязания. (скачки на лошадях, стрельба из лука.)

После 1921 г. наряду с сохранением скотоводства как ведущей отраслью, развивается промышленность. Строятся города, железные, шоссейные дороги.

Традиционная пища — мясо (в основном баранина, реже говядина или конина), которое едят слабопроваренным, с соусом в виде наваристого, густо посоленного бульона; запасая мясо впрок, его вялят на солнце, коптят, делaют мясную муку; едят варенные на пару и жаренные в кипящем жиру пирожки, суп с лапшой и овощами (картофель, капуста, репа) и др. Разнообразны молочные продукты — мягкие сыры, сухой творог, пенки, масло; напитки — чай с молоком, иногда с солью, поджаренной мукой, маслом, пенками, кислое коровье молоко, кумыс из кобыльего, в гобийских районах — из верблюжьего молока, молочная водка (архи). Едят также дичь, рыбу, дикие злаки, чеснок, ревень, лук, ягоды, изредка грибы.Ранней формой религии был шаманизм, в XIII—XIV вв. из Тибета пришёл буддизм жёлтошапочной секты. Построены многочисленные монастыри, служба ведётся на тибетском языке. В монастырях проводятся ежегодно праздничные театральные мистерии цам. Развит культ гор, на перевалах местом поклонения являются кучи камней (обо). Развит культ Чингисхана. Среди праздников особо выделяется надом — народные игрища (конские скачки, стрельба из лука, борьба). Богаты и разнообразны песенное и танцевальное искусства, жанры устного народного творчества.

АЦТЕКИ,

(«древшейшее – «охотники на оленей»), индейский народ в Мексике. Числ. 1107 тыс. чел. Говорят на ацтекском, или науатль, языке ацтекской гр. юто-ацтекской семьи. Диалекты классич., вост., юж., зап. Около 2/3 А. говорят по-испански. Письменность на основе лат алфавита. Верующие – католики. Своей мифич. прародиной считали Астлан («место цапель» - отсюда самоназвание). Появились в долине Мехико (Анауак – «водная страна») в 12 в. в числе др. кочевых племён науа (кулуа, аколхуа, тепанеки, чалки, шочимилки, теочичимеки, тласкалтеки), названных осёдлыми народами долины Анауак чичимеками («варварами»). Эти племена несколькоми войнами завоевали долину и ассимилировали мест. население (наследники к-ры Теотиуакана – гос-ва науа 1-го тыс. н. э.), восприняв его к-ру. Завоеватели стали возводить свою генеалогию к подчинённым им тольтекам – науаязычным создателям гос-ва со столицей в Толлане (8-9 вв) и древним народом штатов Веракрус и Табаско – ольмкам и др. Восприняли также к-ру миштека-пуэбла, созд. в 12 в. науаязычными осёдлыми народами и миштеками на тер-рии совр. шт. Пуэбла и Оахака. Ок. 1325 г. ацтеки основали Теночтитлан (совр. Мехико) на острове оз. Тескоко. В 1427 ацтеки подчинили долину Анауак, затем всю центральную и часть зап. и юж. Мексики. К сер. 15в. у А. сложилось гос. Были развиты ирригационное и чинамповое земледелие на искусств. островках и осушенных участках болот (маис, бобовые, тыква, хлопок, агава, табак, огородные и садовые к-ры), торговля (в т. ч. рабами), ремёсла (в т. ч. изготовление узорных хл.-бум. тканей, полихромной и резной керамики, плащей и головных уборов знати из птичьих перьев, ковка меди и золота, ювелир. дело) и искусства (архитектура, монумент. живопись, скульптура, мозаика). Теночтитлан был соединён с берегом дамбами, имел укрепления, акведуки, регуляр. планировку: делился на 34 квартала, символически связанными со сторонами света, и 20 малых кварталов (кальпулли), соответственно делению племени на фратрии и роды. Из глав кварталов – военачальников выбирлся верховный правитель, с 15в. – наследственный. Сущ. воен. ритуальные общества Орла, Оцелота и Стрелы, восходящие к муж. союзам. Были развиты мифология, календарная обрядность, культ богов войны и плодородия с человеческими жертвоприношениями, самоистязаниями, танцами, ритуальная игра в мяч и др., пиктографич. письменность. В 1519-21 гос-во ацтеков было завоёвано испанцами. Ацтеки подверглись значит. аккультурации под воздействием мексиканцев, в осн. утратили древнюю к-ру. Традиц. к-ра типична для индейцев Центр Америки, наиб. сохранилась у субэтнич гр. тлауика в шт. Морелос. Земледелие ручное и пашенное, подсечно-огневое, чинамповое (на озёрах в долине Мехико), ирригационное (на мильпах – расчищенных от леса гор. участках, в долинах рек). Выращ кукурузу, агаву, фасоль, тыкву, перец-чиле, картофель, ячмень, пшеницу, табак, хлопок, люцерну, маниок, садовые и огород. к-ры, на плантациях – кофе, сах. тростник, рис, какао. Разводят круп. и мелк. рог. скот, ослов, мулов, свиней, птицу. Среди женщин развито домашнее узорное ткачество на вертикальных ручных станках (особенно в Пуэбле), среди муж. в посёлках – на станках европ. типа, керамич. произ-во (полихром. керамика, мелкая пластика – шт. Пуэбло, Мехико, Идальго), плетение (корзины, циновки, шляпы, сумки из разноцвет. соломы, волокон агавы, пальм. листьев).

Жилище одокамерное, прямоуг., со стенами из адобов, тростника или камней, плоской крышей из адобов или двускатной из соломы, листьев агавы или пальмы. Характерна паровая баня- темаскаль, прямоуг. с плоской крышей или круглая с полусферич., высокие решётчат. амбары, высокие круглые в плане зернохранилища из адобов с конич. крышей. Осн пища – тортильи, варёная фасоль с перцем-чиле, жидкая каша из маисовой муки. Зёрна растирают на каменной тёрке-метатле. Из сока агавы изготовляют слабоалкагольный напиток пульке, из сах. тростника – водку. Муж. одежда в осн. общемекс. типа, сохраняются плащи-серапе, тканые пояса. Жен. носят белые и узорные уипили, шали-кечкемитли, прямоуг. накидки (ребосо) (в них также носят за спиной детей), узорные пояса (фаха), длинные запашные юбки (чинкуете).

Традиц. семья малая или расширен. (до 4 поколений), патри- или неолокальная. Счёт родства – патриленейный. Сохр. деление поселений на 4 квартала (иногда экзогамных). Община возглавляется выборным советом, в городах – во главе с представителем муницип. властей.

Развита система ритуальных обществ-кофрадий, отправляющих культы св. патронов с театрализованными представлениями в масках, танцами, боями быков. Сохр. древняя календарная обрядность (танец орлов-Воладор, танец Кецаля), доисп. муз. инструменты (флейты, барабаны, трещотки), фольклор, вера в духов, нагуализм (вера в зооморфного двойника чел.), культ предков, богов дождя, гор.

МАЙЯ.

Гр. индейских народов, живущих на юге Мексики и в Гватемале, в прилегающих областях зап. Гондураса, Сальвадора и Белиза. Числ. 4-7 млн. чел. Говорят на языках семьи майя, кот. подразделяют на две ветви – майя (в осн. в Мексике, в зоне низм.) и киче (в Гватемале, в зоне гор). Согл. др классифик. выделяют 4 ветви: яз. хуастеков, юкатанская ветвь (юкатеков, собств. майя), зап ветвь – группы чоль и канхобаль, вост. ветвь – гр. маме и киче.

По этногенетич. легендам, майя считали, что их предки приплыли на лодках с сев. Это подтверждается данными лингвистики, согласно которым предки майя мигрировали с сев. вдоль побережья В кон. 2-го тыс. до н. э. в Веракрусе и Табаско (мифич страна Тамоанчан) майяязычн. ольмеки создали первую город. цивилиз. Мезоамерики, пришедшую в упадок в сер. 1-го тыс. до н. э. из-за вторжения варварских племён – предков тотонаков, мише-соке и науа, которое разделило хуастеков с остальными майяНа рубеже н. э. на основе подсечно-огневого и ирригац. земледелия (осн к-ра – кукуруза) и традиций ольмеков и Каминальхуйю сложилась классич. цивилиз. майя (её ареал в осн. совпадает с тер-рией расселения народов майя). Известны несколько десятков городов-государств (Эль Мирадор, Паленке, Тонина, Пьедрас-Неграс, Иашчилан, Дос Пилас, Сейбаль, Тикаль, Вашактун, Эцна, Кабах и др.) с памятниками архитектуры (храмами и дворцами на ступенчатых пирамидах и платформах, площадками для игры в мяч, паровыми банями, обсерваториями, платформами для ритуалов и драм. представлений, арками, акведуками, мощёными дорогами, укреплениями), монументальной живописью и скульптурой, развитой мелкой пластикой, керамикой (полихромные резные сосуды с историч. и мифологич. сценами), ювелирным искусством, солнечным календарём, иероглифич. письменностью. Для племён майя характерно деление на дуальные половины и 4 фратрии, отразившиеся в структуре власти, поселений, культа, ритуала.

Осн. традиц. занятие – ручное подсечно-огневое земледелие. Сохраняются примитивные земледельческие орудия (заострённая палка, которой делают лунки для семян, топор-мачете для рубки деревьев). На орошаемых полях вблизи городов распространяется плуг. Развиты традиц. пчеловодство (особенно на Юкатане), разведение домашней птицы (индюки, после исп. завоеваний – куры), охота (в отдалённых деревнях сохраняется охота на птиц и обезьян с духовой трубкой, коллективная загонная охота на оленей), собирательство (дикий мёд, орехи, плоды, моллюски), рыболовство. Разводят также коров, свиней, лошадей, коз, мулов, ослов, в горах – овец. Традиц. ремёсла: гончарство, вышивка, плетение, плотничество, резьба по дереву, в горах – узорное ткачество на вертикальных ручных станках, производство украшений, муз. инструментолв, лодок, черепицы, адобов. Работают по найму на плантациях кофе, заняты в соляном промысле, добыче и обжиге известняка, рыболовных и лесных промыслах (сбор смолы-чикле, заготовка ценной древесины), в сфере обслуживания и пром-ти. Поселения типичны для индейцев Мезоамерики, некоторые сохраняют древнее деление на 4 автономных, иногда эндогамных или экзогамных квартала (как пережиток фратриального деления). Преобладает прямоуг. жилище из жердей, тростника, соломы с высокой дву- или четырёхскатной соломенной крышей или из пальмовых листьев, часто белёное снаружи и изнутри, в горах часто на камен. цоколе; в посёлках дома строятся в основном из адоба, крыша черепичная. Пол земляной, покрыт циновками. Встречается архаичное овальное в плане жилище. В доме – большой глиняный сосуд для воды, каменная зернотёрка, низкие табуреты, домашний алтарь, в углу – очаг из трёх камней с глиняной сковородой-триподом, во дворе – амбар, кухня. В горных обл. встреч. паровые бани. Традиц. одежда надевается по праздникам: муж. и жен. узорные пояса, плащи-серапе, уипили, жен. запашные юбки. На Юкатане и в Чьяпасе одежда светлая с красной вышивкой, в горной Гватемале – со сплошным тканым цветным орнаментом. Осн. пища – из маиса с овощами, перцем, какао, мёдом. Мясо – в основном праздничная и ритуальная еда. Молока не употребляют. Для соц. организации характерны религиозно-гражд. иерархия, система ритуальных братств (кофрадий). Дохрист. культуры и верования тесно переплет. с католицизмом: культы гор, пещер, колодцев, креста и свящ. деревьев в центре поселений (в низменностях – сейба, в горах – кедр), связанные с культом предков и богов дождя, аграрная и поминальная обрядность (жертвоприношения и моления на полях, в пещерах и у колодцев, обряды вызывания дождя), шаманизм, колдовство, знахарство. В удалённых областях сохраняются погребения под полом жилищ, погребения детей и старейшин в пещерах. В ритуалах пользуются древнемайяским календарём.

Бушмены, готтентоты, пигмеи

ПИГМЕИ. ( от греч pigmaios – размером с кулак), гр. народов в Центр. Африке. Общего самоназв. не имеют. Общ. числ. 390 тыс. чел. (Заир, Руанда, Конго, Бурунди, Камерун, ЦАР, Габон, Ангола). Отлич. низким ростом, желтоватым оттенком кожи, узкими губами, узким и низким переносьем. Говорят на языках банту, нигеро – кордофанская языковая семья. До расселения банту пигмеи, по-видимому, занимали всю центр Африку, затем были вытеснены в обл тропич лесов. Осн традиц занятия – охота, собирательство, рыболовство. Традиц оружие – лук со стрелами, иногда небольшое копьё. Широко исп. западни и ловушки. На продукты охоты выменивают у соседей-банту зерно, металл, и глинян. посуду. Пигмеи не знали способов добычи огня, тщательно хранили головни. Пища – запечённые клубни, плоды, редко – мясо. Сохраняют многие черты первобыт-общин. строя, кочуют гр. из 2-4 семей по опред. тер-рии (мбути). Многие пигмеи, живущ. в непосредственной близости с земледельцами банту, переходят к оседлости, земледелию (в Уганде). Живут в небольш. низк. хижинах. Одежда сост. из кожаного пояса с передником, осёдлые пигмеи переходят на европ одежду. Искусно выделывают лубяную материю-мбугу Предметы быта (браслеты, калебасы, муз. инструмент микембо) богато орнаментированы. Декор. искусство пигмеев, возможно, повлияло на знаменитую худ. школу Пото-Пото в Конго. В Конго в р-нах обитания пигмеев созд. школы и земледельч. хоз-ва. Богат фольклор: песни о героях-охотниках, бытовые, мифы. Хар-ны танцы, изображающие удачную охоту, передающие повадки животных. Традиц. верования – анимизм, магия.

БУШМЕНЫ – собирательное название, применяемое к нескольким коренным южноафриканским народам охотников-собирателей, говорящих на койсанских языках и относимых к капоидной расе. Их общая численность – около 100 тысяч человек.

Английское «бушмен» (англ. Bushman) означает «человек из кустов» и иногда считается оскорбительным; однако сами бушмены не имеют общего для всех племён самоназвания, а широко распространённое в ЮАР альтернативное название «сан» (San) является готтентотским и носит в этом языке пейоративный оттенок («чужой»).

Антропологически бушмены отличаются от негроидов, поскольку имеют более светлую кожу, тонкие губы; относятся к так называемой капоидной расе. Характерной чертой языков является наличие щёлкающих звуков. Особенность национальной кухни заключается в употреблении в еду «бушменского риса» – личинок муравьёв.

Время заселения Южной Африки бушменами точно не известно. Предполагается, что это произошло порядка 10-20 тысяч лет назад. Начиная XV века н.э. постепенно вытеснялись пришедшими с севера бантуязычными скотоводами вглубь пустыни Калахари. Они сильно пострадали от европейских колонизаторов в период с середины XVII века по начало XX-го, за который было уничтожено порядка 200 000 человек аборигенного населения. Выжившие либо уходили вглубь пустыни, либо становились рабами на фермах. И в настоящее время немногие бушмены сохраняют традиционный образ жизни, большинство является рабочими на фермерских хозяйствах.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-13; Просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь