Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В Восточной Африке живут ведущие сходный образ жизни, но не родственные бушменам хадза, которых иногда называют «бушменами Восточной Африки».



КОЙ-КОИН (самоназвание - " люди людей" ); известны также под данным им голландцами названием готтентоты (заики), группа родственных народов на юге Африки: Ботсване - около 25 тыс. человек, на юге Намибии - около 80 тыс. человек и в ЮАР - около 2 тыс. человек. Единого языка у кой-коин ещё не сложилось; лингвисты выделяют более 30 диалектов, принадлежащих к койсанской языковой семье, характерной чертой которой является наличие щёлкающих звуков. Многие кой-коин знают африкаанс; в наши дни расширяется употребление английского языка. Отличаются сравнительно невысоким ростом (160-170 см), светлой " цвета подсыхающей листвы" кожей; малым прогнатизмом, ранним старением кожи, плоским лицом, наличием эпикантуса и стеатопигии; узким переносьем, чёрными курчавыми волосами, собранными в мелкие пучки. Кой-коин в основном протестанты, сохраняются традиционные верования.

Как полагают, мигрировали на рубеже нашей эры из земель современной Ботсваны (другая версия - из района Межозерья) до реки Оранжевой. Археологические раскопки показывают их присутствие в долине реки 1, 5-2 тыс. лет назад. В процессе европейской колонизации часть племён была уничтожена, часть погибла от эпидемий оспы в XVIII веке остальные были оттеснены на юг и северо-запад. Ещё ранее, в XIV-XVI вв. они испытали давление со стороны миграций народов банту.Традиц занятие кой-коин - скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, козы). Древнее кочевое скотоводство заменилось отгонным, хотя местами (в Ботсване и на юге Намибии) сохраняются традиционные кочёвки. Сохраняется половозрастное разделение труда: выпас мелкого скота - дело мальчиков; уход за крупным рогатым скотом - мужчин; дойка, изготовление простокваши, сбивание в кожаных мешках масла ложатся на плечи женщин. Скот - главное богатство и знак престижа; забивают его в редких случаях (жертвоприношения, свадебные и поминальные пиры и т. п.). Мясную пищу давала охота (главным образом на антилоп). Охотничье оружие - копья, луки и стрелы, метательные палицы (кирри). Исп яды и охотничьи собаки. Молочную пищу дополняют продукты собирательства: дикий лук, ягоды, корнеплоды, ящерицы, насекомые, дикий мёд (из него делается также слабоалкогольный напиток). Со времени контактов с европейскими миссионерами начали возделывать огороды. Орлам, близко соприкасавшиеся с колонистами на юге Африки, быстро европеизировались, получили огнестрельное оружие, были вовлечены в торговые отношения и создали крупные объединения, откочевавшие в первой половине прошлого века в Намибию. Из ремёсел наиболее развиты обработка кожи, шкур, шерсти. Они шли на изготовление ремней, сосудов, сумок, одежды. Занимались также плетением (циновки, корзины), издавна знали выплавку и обработку металлов - меди и железа.

Традиц жилище (в доме) - круглая в плане легко разгибающаяся хижина диаметром 3-4 м; закреплённые в ямках несущие жерди скрепляются горизонтально и покрываются плетёными тростниковыми циновками или шкурами; единственный источник света - низкая дверь (не выше 1 м), прикрытая циновкой. Основная мебель - " катель" - кровать на деревянной основе с переплетением кожаными ремнями. Посуда - горшки, калебасы, черепаховые панцири, страусиные яйца; ещё 50 лет назад использовались каменные ножи. Современное жилище- небольшие квадратные домики из 1-2 комнат с железной крышей, европейской скудной мебелью и алюминиевой посудой.Основной тип поселения - круговой крааль из 5-30 хижин, в центр которого на ночь загоняют скот.

Традиц одежда - плетёный или кожаный фартук и такая же накидка из шкур или выделанной кожи, которую завязывали под левой рукой, закрывая правое плечо. Современная одежда у мужчин - стандартная европейская; женщины предпочитают заимствованную у жён миссионеров XVIII-XIX вв., используя цветные и яркие ткани.

Счёт родства патрилинейный, поселение вирилокальное. Уже к концу XIX - началу XX вв. господствовала моногамия, сменившая полигамию; до наших дней сохраняется обычай выплаты " лобола" - выкупа за невесту скотом, либо деньгами в сумме, эквивалентной стоимости скота.

Основная соц единица - клан во главе со старейшиной " конк". Он обладал безусловной властью во время войн, но весьма слабой в мирные периоды. Жизнь регламентировалась нормами обычного права, по которым самый тяжкий проступок - кража скота, а главные наказания - смерть, изгнание, выплата штрафов мелким или крупным скотом.

Бол-во христиане, главным образом протестанты (лютеране). Есть и христиано-африканская церковь: Африканская методистская епископальная церковь, отделившаяся от Рейнского миссионерского общества. Сохраняются культ предков, вера в демиурга и культурного героя Хейсиба, почитание божеств безоблачного неба Хума и дождливого - Сума. Большую роль в м играет луна, которой посвящают танцы и молитвы в полнолуние. Жива и вера в магию и колдовство, амулеты и талисманы.

Кой-коин сохранили богатый фольклор, сказки, легенды, торжественные поэтические обращения к божествам и духам. Очень музыкальны (владение музыкальным инструментом ценилось более чем богатство); распространено многоголосное пение.

4. НАРОДЫ МАДАГАСКАРА. В древности с 9 в до н. э. до сер. 1 тыс н. э. возник ряд поселений выходцев из северо – восточных областей Индийского океана(хотя до сих пор идут споры о прародине переселенцев – индонезия, палестина, микронезия.) Мальгашский язык принадлежит к австронезийской семье и близок языкам индонезии. Малагасийцы — народ, основное население Республики Мадагаскар (до 20 млн. человек). Живут также в Реюньоне (5 тыс. человек), на Сейшельских островах (1 тыс. человек), Коморских островах (2 тыс. человек) и во Франции (2 тыс. человек). Говорят на малагасийском (мальгашском) языке, относящимся к индонезийской группе австронезийской языковой семьи. Вопрос о происхождении малагасийцев остаётся сложным. Древние жители этого острова принадлежали к негроидной расе. В X-VI вв. до н.э. на остров стали переселяться индонезийцы. Они принесли с собой монголоидный антропологический тип, особый язык, свою, совершенно оригинальную культуру. В результате многовекового взаимодействия исконных местных племен и индонезийцев сложился мальгашский народ. Малагасийцы делятся на несколько различных по культуре и самосознанию этнических групп, иногда называемых племенами. Наиболее чёткое разделение проходит между «горными» этническими группами (мерина, бецимилеу), населяющими плато вокруг Антананариву и Фианаранцуа, и «прибрежными» (фр. cô tiers), населяющими остальную часть острова, прежде всего, береговую полосу. Население влажного тропического района на восточном побережье занимается земледелием и рыболовством. Скотоводство является у них подсобным. Основная культура - рис, его сажают на естественно заболоченных почвах. Главное орудие мальгаша – ангади, узкая и длинная лопата с вогнутым лезвием. На засушливых равнинах западного побережья главная отрасль хозяйства - скотоводство, а доля земледелия невелик. Рыболовство и охота на морских животных занимают значительное место в жизни прибрежного населения, особенно на западе. Жилище Мальгаши: прямоугольных домах. Дверь с западной стороны, Северная половина – почетная. Там – постель хозяина и предметы культа. Материал, из которого строят их, и форма этих домов меняются в зависимости от природных условий острова. Наиболее древним типом жилищ было трану тумбука. Это землянка или полуземлянка с жилым помещением, углубленным в грунт. Рис составляет основу питания мальгашей, и никакие другие продукты не могут восполнить его недостаток. Рис варят различными способами, но никогда не делают из него муку. кузнечное ремесло, плетение, резьба по дереву, ювелирное дело, ткачество. Тонкие ювелирные работы по золоту и серебру, гранение камней.Пришельцы из-за океана принесли с собой родоплеменные культы - культы духов природы и духов предков, тотемизм. Позже, с проникновением на остров малайцев и других народов Юго-Восточной Азии, распространилось влияние буддизмаНа Мадагаскаре есть и христиане и мусульмане, но осн. Культ предков и духов природы.

МЬЯНМА, мямма, мьянмы, мран (самоназвание), бирманцы, народ, основное население Мьянмы. Численность 33, 35 млн. человек, из них 33 млн. человек в Мьянме. Живут также в Индии, Камбодже, Лаосе и др. Язык бирманский центральной группы сино-тибетской семьи. В основном буддисты.

Предки - тибето-бирманские народы - переселились на тер-ию современной Мьянмы из Восточного Тибета (начиная с 1-го тысячелетия до нашей эры)Ранние мигранты - народ тете (сок), столкнувшись с монскими группами, прочно освоившими равнины средней и нижней Мьянмы, частично вошли в состав араканцев, на юго-западе часть стала предками чинов. Другой важный компонент, вошедший в состав мьянма, - народ пью, или пяо.В V веке у пью уже господствовал буддизм и была своя письменность на основе языка пали.

В IX веке на среднюю Иравади проникает этническая группа мранма, ставшая ядром народа мьянма. Происхождение их связывают с цянами (цянь), древним скотоводческим народом северо-восточного Тибета и Сычуани. В ходе продвижения на юг Мьянмы мьянма ассимилировали близкородственных араканцев.

Основное занятие - поливное пашенное земледелие (рис).Пашут не на одном, а на двух быках или буйволах. Большую роль играет овощеводство. Разводят тягловый скот, свиней и кур. На морском побережье развита рыбная ловля, в лесах - заготовка древесины железного дерева и др. Для традиц ремёсел характерны цехи мастеров по лаку, серебру, изделиям из драгоценных камней, бамбука, вышивке. Развиты гончарство, ткачество и др. Часть мьянма работает на нефтепромыслах и в обрабатывающей промышленности.

Традиц деревня состоит из нескольких групп усадеб. Жилище - свайное, из бамбука, характерное и для других тибето-бирманских народов (чины, нага). Перед входом веранда, на кот протекает вся жизнь семьи. Кухонный очаг на веранде или в спец помещении, часто недалеко от дома. Спят на матрацах из хлопка.

Муж одежда состоит из куртки с прямыми застёжками и прямой несшитой юбки (лонджи), завязываемой спереди узлом. На голове носят повязку с узлом на боку или шёлковую на каркасе шапочку, у женщин куртка застёгивается на правом боку и заправляется в юбку-тамейн (близка лонджи). В старину носили накидку-плащ, застёгиваемый на правом плече застёжкой.Обувь - сандалии. Была распространена татуировка.

Основа питания - рис. Пирожки из риса нового урожая подносят богине плодородия и любви. Клейкие сорта риса идут для праздничных блюд. С рисом обычно едят супы и овощи. Характерен нгапи - острый соус из ферментированной рыбы. Мясные блюда едят с пряностями из имбирных растений. Было распространено жевание бетеля. Курят традиционные сигары (чируты).

В районах поливного рисосеяния сильна производственная роль общин. В других местах общинная деятельность была ограничена лишь заботой о буддийском храме и школе при нём. Семья малая. Брак патрилокальный, наследование имущества патрилинейное.Сущ обычай ранней помолвки (у высших слоёв). У крестьян большую роль играл свободный выбор брачного партнёра.

Из традиц обрядов характерен ритуал наречения имени. В традиц быту большое значение придаётся гороскопам. Наиболее популярный праздник - Новый год (Тхинджан) с обливанием водой, сильны традиции культа духов - натов. Развит фольклор, народный театр (марионеток, теневой, актёра), танцы и музыка.

ИСЛАНДЦЫ, ислендингар (самоназвание), народ, основное население Исландии (255 тыс. человек). Живут также в Канаде (30 тыс. человек), США (5 тыс. человек) и небольшими группами в Дании, Швеции, Норвегии, Германии. Общая численность 290 тыс. человек. Говорят на исландском языке германской группы индоевропейской семьи. Не имеет диалектов, за исключением жаргона рыбаков - фландрамола, который образовался в общении с иностранными рыбаками. Письменность на латинской графической основе. Верующие - лютеране.

Этногенез и этническая история исландцев хорошо известны: в " Книге о взятии земли" (XII-XIII вв.) упоминаются имена 400 первопоселенцев IX-X вв. (преимущественно норвежцев), поставивших свои хутора на прибрежных низменностях в устьях рек. Часть населения - выходцы с Британских островов, главным образом рабы, захваченные в Ирландии. Скандинавско-кельтский компонент стал первичной этнической основой исландцев.930 датируется первое всеисландское народное собрание - альтинг. Первый век " народовластия" (930-1030) - самый яркий в истории исландцев - время сложения " саг об исландцах", записанных в XII-XIII вв. Всё последующее развитие этнического самосознания исландцев происходило под воздействием этой традиции. В 1000 на альтинге было добровольно принято христианство (без искоренения языческих обрядов), в XI-XII вв. основаны католические монастыри, ставшие центрами хранения и распространения исландской книжной письменности. К XIII-XIV вв. сложилась исландская этническая общность. С 1264 исландцы попали в подчинение к Норвегии, а в 1380 вместе с нею - к Дании. Со второй половины XVIII века исландцы вели борьбу за очищение исландского языка от датской лексики и других заимствований. Эти усилия привели к закреплению старых форм языка и изоляции его от других скандинавских языков, к распространению сплошной грамотности.В конце XIX века с развитием рыболовства, промысловой и сбытовой кооперации возникли рыночные отношения. Сформировалась исландская нация.

Традиц занятия – отгонное овцеводство и коневодство (мясо-молочное и ездовое). Древние традиции имеет рыболовство с открытых лодок, в XIX-XX вв. оно вместе с рыбопереработкой стало главным занятием исландцев. В разгар рыболовной путины в ней принимает участие всё работоспособное население, вплоть до учителей и священников. Большая часть промышленных предприятий связана с обработкой рыбы и переработкой шерсти. Традиц ремёсла - резьба по дереву (ложки, пивные кружки с готической вязью и др.), кости, рогу, гравировка по металлу, изготовление обуви, ковроткачество, кузнечное дело, бондарство, вязание.

Исландцы очень неравномерно, лишь по побережью, заселяют остров, у них самая низкая плотность населения в Европе. Традиц поселения - хутора. Посёлки, выполняющие административные и торговые функции, расположены в основном на берегу моря, а потому одновременно являются и рыбачьими. Традиц хутор исландцев - ряд домиков (из дерновых кирпичей), сомкнутых боковыми стенами (для сохранения тепла) и имеющих двускатные дерновые крыши. Центр - жилой, место купания и стирки, остальные помещения - складские и для скота. Соврем дома железобетонные, обычно одноквартирные, с коммунальными удобствами; крыши шиферные, черепичные или жестяные, окрашены в яркие красный или зелёный цвета.

Черты традиц костюма сохра больше у женщин. Он состоит из тёмной шерстяной юбки, белых блузки и передника, чёрного или красного лифа со шнуровкой и растительным орнаментом на кокетке, обшитой по краям золотой или серебряной нитью, с украшениями из серебра на поясе.Другой тип - длинное платье из чёрного сукна с бархатными воротником и манжетами с растительным орнаментом, расшитым серебряной нитью; головные уборы - чёрная бархатная шапочка у девочек, шапочка с длинной кистью и серебряным кольцом или высокий убор из белого полотна у молодых женщин, платок у пожилых. Традиц жен обувь - из цельного куска тюленьей или овечьей кожи. Муж костюм - суконные узкие брюки, шерстяной вязаный свитер или кофта, гольфы выше колен, башмаки из тюленьей кожи, берет или шляпа.

В пище преобладают продукты моря, баранина (традиционное блюдо - баранья голова), конина, скир (вариант простокваши с творогом), характерно малое потребление хлеба (обычно пресного). Народное творчество (сказки, былички, баллады) и профессиональная культура развиваются под влиянием саг, скальдической поэзии, мифологических и героических песен " Эдды".

СААМЫ (самоназвание), саами, лопари, народ в Норвегии (40 тыс. человек), Швеции (18 тыс. человек), Финляндии (4 тыс. человек), в Российской Федерации (на Кольском полуострове, 2 тыс. человек). Язык саамский, составляет отдельную подгруппу финно-угорской группы уральской семьи; распадается на ряд сильно разошедшихся диалектов. Верующие саамы в Скандинавии - лютеране, в Российской Федерации - православные.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-13; Просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь