Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
История и философия науки: ее предмет, структура, функцииСтр 1 из 10Следующая ⇒
История и философия науки: ее предмет, структура, функции Философия науки – область философии, предметом которой являет-ся общая структура и закономерности функционирования и развития науки как системы научного знания, когнитивной деятельности, социального института, основы инновационной системы современ-ного общества. Одной из важнейших задач философии науки являет-ся изучение механизма взаимоотношения философии и науки, исследование философских оснований и философских проблем различных наук и научных теорий, взаимодействия науки, культуры и общества. Основными разделами современной философии науки являются: онтология науки (Онтология - раздел философии, изучающий проблемы бытия; наука о бытии); гносеология науки (познание); методология и логика науки; аксиология науки (исследование ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам); общая социология науки; общие вопросы эконо-мического и правового регулирования научной деятельности, научно-технической политики и управления наукой. К основным функциям философии в научном познании относятся: 1) критическая (когда ученый производит пересмотр сложившихся представлений, переосмысливает устоявшиеся научные понятия и общепризнанные способы мышления, когда он пытается выйти за рамки традиционного и взглянуть на все это как бы со стороны). Особо значима в периоды научных революций. 2) предпосылочная (научная деятельность пронизана понятиями, первоначально выдви-нутыми в философском познавательном проекте. Это например, такие фундаментальные понятия, как причинность, взаимосвязь, отношений, сущность, элемент и др. Ф. обеспечивает научное познание базовыми интеллектуальными инструментами. Это поня-тийная, или категориальная, поддержка науки); 3) обощающе-экстраполирующая (Ф. помогает обобщить отдельные научные открытия, а также сформулировать общие фундаментальные прин-ципы (например, принцип движении, принцип эволюции, принцип симметрии); наука как таковая основана на далеко идущих обобще-ниях, которые не являются следствием продвижения науки, а пред-посланы метафизическими гипотезами, обладающими предельно общим, экстраполирующим характером); 4) эвристическая (ф. является неистощимым поставщиком ценных идей, регулятивов, теоретических сюжетов для ищущего новые пути ученого); 5) ценностно-этическая (ученый должен видеть смысл и ценность своих открытий, разработок и т.д., а также по роду своей деятельно-сти ученые оказываются вовлеченными в сложный контекст соци-альной ответственности); 6) интерпретирующее-коммуникативная (ф. связывает различные такие научные области, как естествознание и гуманитарная наука; ученых смежных или отдаленных специальностей; представителей других сфер деятельности (прессы, искусства, экономики, политики и др.); 7) проясняющая (понимание научной деятельности, так как наука становится все более разветвленной, дифференцированной, пере-груженной фактической информацией); 8) направляющая (критерием выбора тех или иных научных проблем часто является их значение для метафизики. В науке ученые зани-маются теми проблемами, которые важны и интересны с метафизи-ческой точки зрения и которые могут подтвердить и систематически развернуть фундаментальные метафизические идеи о структуре и основаниях мироздания). Предмет философии науки – общие закономерности научного познания, которое рассматривается через призму социокультурного контекста. Философия – теоретическая форма мировоззрения, сосуществующая в человеческой культуре наряду с другими формами мировоззрения. Наука – специализированная когнитивная деятельность сообществ ученых, направленная на получение нового научного знания о различного рода объектах, их свойствах и отношениях. В философии науки необходимо выделять три основных ее уровня: 1. общую философию науки как целого; 2. философию отдельных областей и видов научного знания (естествознания, математики, гуманитарных наук, технико- технологического знания); 3. философию отдельных наук и дисциплин (механики, астрономии, истории, социологии и т. д. и т. п.).
Качественная динамика знания: миф, преднаука, наука Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло мифологическое познание. Его специфика в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения и т. д. Мифологическое мышление — это не просто безудержная игра фантазии, а своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений. Так, Леви-Строс указывал на конкретность и метафоричность мифологического мышления, его способность к обобщению, классификациям и логическому анализу. Мифологическому мышлению свойственно его слитность с эмоциональной сферой, неотчетливое разделение объекта и субъекта познания, предмета и знака, вещи и слова, происхождения и сущности явлений и т. д. Объяснение природных и социальных явлений, а также мира в целом сводилось к рассказам об их происхождении и творении (генетизм). Выделяют древнеегипетскую, вавилоно-шумерскую, и древнеиндийскую преднауку. Особенности преднауки: цель – обслуживание практики; отсутствие понятийного аппарата; практическая значимость знания; авторитет субъекта-носителя знания. Если на этапе преднауки как первичные идеальные объекты, так и их отношения выводились непосредственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания формировались новые идеальные объекты, то теперь познание делает следующий шаг. При научном методе исходные идеальные объекты черпаются уже не из практики, а заимствуются из ранее сложившихся систем знания и применяются в качестве строительного материала при формировании новых знаний. Как своеобразная форма познания – специфический тип духовного производства и социальный институт – наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI – XVII вв. в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации знания на философию и науку, которое ранее было единым. Первой и главной причиной возникновения науки является формирование субъектно-объектных отношений между человеком и природой, между человеком и окружающей его средой. Это связано, в первую очередь, с переходом человечества от собирательства к производящему хозяйству. Второй причинойформирования науки является усложнение познавательной деятельности человека. «Познавательная», поисковая активность характерна и для животных, но в силу усложнения предметно-практической деятельности человека, освоения человеком различных видов преобразующей деятельности, происходят глубокие изменения в структуре психики человека, строении его мозга, наблюдаются изменения в морфологии его тела.
Роль языка в развитии науки Главными вопросами философского познания вообще и гуманитарного в частности являются проблемы бытия человека и восприятия человеком сущего. Начиная с конца 20 века все чаще делается акцент на идее о глубокой связи мижду мышлением, бытием и языком. Причины пристального внимания к языку: - проблемы смыла и значения языковых выражений (проблемы в лингвистике и логике). - проблемы взаимосвязи языка и мышления, языка и предметного мира (проблемы в языкознания) - проблемы в логике, которая изучает семантические проблемы, а именно знака и значения. Конкретно математическая логика касается в основном вопросов, связанных с построением логических исчислений, кот. необходимы для анализа языка науки Именно в античности сформировался исключительно философский характер интереса к языку, т.к философия и язык как деятельность имют одинаковую направленность. Предметом и объектом философии и языка высупает мир как целое. Любая проблемы должна быть прежде всего сформулирована в языке. Философская герменевтика-направление, кот. одним из первых исследовало проблемы взаимосвязи языка и мышления, языка и бытия. (Пример: Поль Рикёр, французский философ – философская рефлексия должна опираться не на тезисы «я мыслю», «я есть», но на тезис «я говорю», который отображает глубокий слой человеческого существования) В отличае от герменевтики, неопозитивизм стремится создать логически совершенный язык, для чего представители направления производят критику «метафизики» и разрабатывают особый концептуальный анализ естестенного языка, кот.оказал большое влияние на дальнейшее развитие лингвистики и философии При научном анализе язык рассматривается как объект-инструмент познания, род человеческой деятельности. Особое внимание заостряется на таких аспектах как семантика, морфология, фонетика. Немецк. Философ Хайдеггер считал, что язык нечто большее, чем просто объект исследования, за языком стоит бытие, однако сущность языка остается не расрытой. На что он предлагает освободится от рационально-логического объяснения и воспользоваться образно-символическими средствами. Язык впервые дает имя сущему. Необходимо вслушиваться в сам язык. Две точки зрения на проблему языка и его отношению к философии и познанию: - язык – важнейшая форма самопостижения духа. Благодаря ему реализуются все остальные символические формы, как миф, искусство, религия, наука. Язык не только инструмент выражения мыслей, сколько условие формирования мира. - язык-источник заблуждения человека. В нем содержится мифология, которая препятствует свободе мышления. (пример: Ницше считал, что в языке есть своя »философская мифология», которая постоянно сказывается, как бы люди не были осторожны). Задача же философии в данном случае – проведение логического анализа языка, обладающего свойством «переодевать мысли» - именно это и причина философских заблуждений (пример: Витгенштейн»большинство вопросов вытекает из того, что мы не понимаем логики нашего языка». Вся философия представляет критику языка) Кассирер считал, что отправной точкой всякого познания является сформированный языком мир: и естествоиспытатель, философ и историк видят предметы первоначально так, как им преподности язык. Поэтому главной и до сих пор не решенной проблемой яляется соотношение языка и бытия, языка и познания. Структура научного знания Структура научного знания - взаимосвязь и взаимодействие между различными подсистемами, уровнями и элементами научного знания. 5 основных уровней научного познания и соответствующего научного знания: 1) Предэмперический уровень – чувственное содержание объекта, в кот участвуют ощущения и восприятия, отражающие различные свойства объекта и формирующие определенные чувственные образы. Эмпирический уровень Онтология эмпирического знания – принципиально наблюдаемый мир эмпирических предметов, источником которого является информация об объективной реальности, полученная в ходе наблюдения и экспериментирования над ней. На стадии эмпирического познания формируется определенный эмпирический инструментарий и соответствующий язык эмпирического исследования. Эмпирическое познание имеет свои границы, которые определены потенциалом рассудка, как ступени рационального познания (Кант, Гегель говорили, что рассудок – самая низкая ступень рационального познания, кот не способен раскрыть сущность и законы объекта) В структуре эмпирического знания можно выделить ряд уровней: А) Первичный. Единичные эмпирические высказывания, которые формируются при непосредственном взаимодействии исследователя с объектом, и являются фиксацией единичных результатов (место проведения эксперимента, время проведения и т.д.). Б) Выделение эмпирических фактов. Эмпирический факт свидетельствует об отсутствии или наличии некоторых свойств, отношений, их количественной определенности исследуемого объекта. В) Эмпирические законы различных видов. Функциональные, причинные, содержательные. В законе выражаются регулярные, повторяющиеся связи и решения между явлениями и процессами реального мира. Г) Феноменологические теории – логически взаимосвязанная система законов эмпирических и эмпирических фактов. Интерпретативный. Нужно было знание, кот по природе своей включало и эмпирические и теоретические элементы. Так сформировалось знание «кентаврового» типа, кот является посредником между теорией и эмпирией. Как правило, это знание не имеет самостоятельной жизни, но имеет свой язык и совокупность научных понятий. 4) Теоретический. Онтология уровня – мир чистых сущностей, мыслительных, идеальных объектов, которые искусственно формулируются. Существуют 2 видения этого мира: А) искусственные конструкции не имеют самостоятельной жизни и формируются для целей конкретного исследования и соответствующей отрасли знания в целом. Б) идеальные конструкции реально существуют и отражаются на эмпирическом уровне исследования. Источником теоретического знания является индивидуальное или коллективное сознание, которое формирует идеальные объекты. У теоретического познания есть границы, которые определяются потенциалом разума, как высшей стадии рационального мышления. Уровни теоретического познания: А) Частные теоретические модели и законы, кот обслуживают достаточно ограниченную область явлений Б) Развитые научные теории, кот позволяют формулировать фундаментальные законы развития объекта. Формы объедения знаний на уровне теоретического познания. А) Проблема. Для науки важно не только сформулировать проблему, но и найти пути решения данной проблемы. В основе научной проблемы лежит противоречие между теоретическим знанием и соответствующими фактами. Б) Гипотеза. (гипотеза относится к идеальным объектам, к науке. Все остальное – предположения, догадки). Форма теоретического знания, структурный элемент научной теории, содержащее определенное предположение на основе полученных эмпирических фактов и зависимостей. Гипотеза должна быть проверяемой и обоснованной. Метатеоретический уровень. Здесь можно выделить два основных подуровня: 1) Общенаучные и частно-научные картины мира 2) Философские основания науки 5 основных подходов к пониманию природы и динамики развития научного знания: Классический философский. Гегель: истина есть процесс, а не готовый результат. Следовательно в своем развитии имеет определенные ступени, кот позволяют знанию перемещаться от мифа к логосу, от логоса к преднауке, от преднауки к классической, неклассической, постнеклассической науке. У этого процесса есть объективные характеристики, кот отражают объективные закономерности развития науки. 2) Современный западный философский подход. Швейцарский философ Беаже. Учитывая сходства живой и неживой природы, можно построить модель эволюции научного знания, которую можно эффективно использовать на любом этапе развития науки, так как эта модель всеобъемлющая и универсальная 3) Современный философский отечественный подход.Горохов, Степин, Розов и другие. В соответствие с данным подходом, новое знание, или новация, возникает благодаря взаимодействию существующих в науке научных традиций. 4) Постпозитивистский подход. Поппер, Кун, Лакатос и другие. Наука обладает внутринаучными закономерностями, которые являются частным случаем всеобщих закономерностей. Понимая последние можно адекватно отразить и механизм развития знания. Внутринаучный подход. Теоретическое познание отражает явление и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций высшего порядка-понятия, умозаключения, законы, категории, принцыпы. Важнейшая задача теоретического познания - достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование, идеализация, синтез - объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция - движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т.е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т.д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего. На теоретической стадии науки преобладающим (по сравнению с живым созерцанием) является рациональное познание, которое наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление - осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы Мышление человека - не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального субъекта, общества в процессе своей предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы и их последовательность внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием труда, практики. Именно уровень и структура последней обусловливают в конечном итоге способ мышления той или иной эпохи, своеобразие логических " фигур" и связей на каждом из ее этапов. Вместе с развитием практики, ее усложнением и внутренней дифференциацией изменяется и мышление, проходя определенные уровни (этапы, состояния и т.п.). Исходя из древней философской традиции, следует выделить два основных уровня мышления - рассудок и разум. Рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперироваие абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция рассудка - расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно без рассудка, он необходим всегда, но его абсолютизация неизбежно ведет к метафизике. Рассудок - это обыденное повседневное житейское мышление или то, что часто называют здравым смыслом. Логика рассудка - формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму " готового" знания, а не на его содержание. Разум (диалектическое мышление) - высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом своем уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Последние, как и сами вещи, берутся в их взаимосвязи, развитии, всесторонне и конкретно. Главная задача разума - объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума - диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы. Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума. Наиболее характерной формой перехода первого во второй является выход за пределы сложившейся готовой системы знания на основе выдвижения новых - диалектических по своей сути - фундаментальных идей. Формы мышления (логические формы) - способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие как гипотеза, теория и другие, которые будут рассмотрены ниже. Понятие - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Понятия должны быть гибки и подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы верно отразить реальную диалектику (развитие) объективного мира. Наиболее общие понятия - это философские категории (качество, количество, материя, противоречие и др.). Понятия выражаются в языковой форме - в виде отдельных слов (" атом", " водород" и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов (" экономические отношения", " элементарные частицы" и др.). Выделение классов предметов и обобщение этих предметов в понятиях является необходимым условием познания законов действительности. Каждая наука оперирует определенными понятиями, в них концентрируются накапливаемые наукой знания. Всякое понятие отражает сущность предмета, и этой сущностью, фиксируемой в каком-либо одном понятии, предметы отличаются от всех других, сущность которых фиксируется в иных понятиях. Безусловно, предметы можно различать и по несущественным признакам. В понятии может фиксироваться как один признак соответствующих предметов, так и несколько признаков. В зависимости от этого понятия называются простыми или сложными. Конечно, такое деление достаточно относительно. Кроме того, выделяют понятия абстрактные и конкретные, собирательные и несобирательные, пустые и непустые, открытые и закрытые, абсолютные и относительные, положительные и отрицательные и т.п. Основные логические характеристики понятия - объем и содержание. Объемом понятия называют множество обобщаемых в нем объектов, а содержанием - признак, на основе которого осуществляется обобщение. Суждение - форма мышления, отражающая отдельные вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Это мыслительное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным (" Париж стоит на Сене" ), либо ложным (" Ростов - столица России" ). В форме суждения выражаются любые свойства и признаки предмета, а не только существенные и общие (как в понятии). Например, в суждении " золото имеет желтый цвет" отражается не существенный, а второстепенный признак золота. К числу суждений не относятся мысли, которые не могут быть охарактеризованы с точки зрения истины или лжи (вопросы, приказания, просьбы и т.п.). Логическая структура суждения включает в себя три элемента: субъект, предикат и связку. Субъект - это та часть суждения, в которой отражается предмет мысли, иначе говоря, то, о чем идет речь в данном суждении. Предикат - та часть, которая отражает свойство предмета, т.е. то, о чем говорится в данном суждении. Связка устанавливает между субъектом и предикатом суждения. Обычно она выражается словами " есть" или " не есть". Субъект и предикат суждения называются терминами суждения. Процессный подход. Концепция предполагает рассматривать управление как непрерывный процесс, потому что это не единичное и не единовременное действие, а непрерывно повторяющиеся операции и процедуры, которые выполняют в определенной последовательности взаимосвязанные между собой и которые имеют свои специфические направления. По этой концепции подобные действия управленческих работников называются функциями. Каждая функция в свою очередь разбивается на более мелкие и представляет собой в конечном итоге серию взаимосвязанных функций. Ситуационный подход. Предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Это обосновывается тем, что из-за обилия факторов внешних и внутренних не существует единого какого-то лучшего способа управления организации. Самый лучшим будет тот, который соответствует данной ситуации. Центральным моментом является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Эта концепция предполагает выработку у менеджера ситуационного подхода. Системный подход. Предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов. А именно: люди, структура, задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Экологическая этика Экологическая этика - направление философских исследований, в котором в качестве моральных проблем человека рассматриваются не только благополучие и социальные связи людей, но и ответственность за благо будущих людей, домашних животных и других форм жизни. Возникшая как ответ на вызов глобальных угроз современности, прежде всего экологического кризиса, экологическая этика предлагает ценностную переориентацию сознания в духе уважения и любви к природе, отказа от преобладающей ныне потребительской установки общества. Экологическая этика опирается на метафизические интерпретации постнеклассической науки (экологии, эволюционной биологии, квантовой физики), интуиции высокого искусства, взгляды и деяния отцов церкви (Франциск Ассизский), философов (Б. Спиноза), идеи современных неортодоксальных течений христианства, обычаи малых народов, установки феминистских движений, на традиции восточного миропонимания (даосизм, конфуцианство, буддизм, дзэн-буддизм). К непосредственным предшественникам экологической этики относятся “этика Земли” Олдо Леопольда и этика “благоговения перед жизнью” Альберта Швейцера. К числу наиболее развитых и известных монистических теорий в экологической этике относится концепция Б. Колликота, обосновывающая непосредственную связь новой всеобъемлющей теории внутренней ценности с новой недуалистической экологической парадигмой постнеклассической науки. На самостоятельную роль в экологической этике претендует экофеминистское направление (К. Уорен, А. Салех, Д. Спикер и др.), в котором подчеркивается связь между господством над женщиной и господством над земной природой. Согласно экофеминисткам, последствия андроцентризма (мужецентризма) могут быть преодолены лишь с опорой на органичное женское сознание, главный императив которого — стремление к сбережению жизни. Экологическая этика сегодня охватывает разнообразные, не обязательно связанные области, антология ее включает: 1) Права животных; 2) Этика Земли; 3) Экофеминизм; 4) Глубокая экология; 5) Поверхностная экология; 6) Права геообъектов (скал, долин) и так далее; 7) Биоэтика. Принципы экологической идеологии: практический, юридический и нравственный - не исчерпывая существа экологической идеологии, дают о ней ясное представление. Учет во всех сферах человеческой деятельности реакции природной среды на вносимые в нее изменения, деятельность не вместо природы, ломающая ее кругообороты веществ, трофические уровни и уничтожающая ее составные части, а деятельность вместе с природой, учитывающая ее возможности и законы функционирования. Этот принцип деятельности получает свое юридическое продолжение в концепции прав природы, которая интенсивно обсуждается в настоящее время. В основе ее лежит представление о равноценности всех форм жизни, не взирая на очевидные различия в сложности строения и уровнях организации. Человек из «венца природы», которым он почитался с эпохи Возрождения, превращается в один из видов, не имеющих ценностных преимуществ перед другими. На смену антропоцентризму идет эксцентризм. Юридический принцип равноправия находит нравственное обоснование и завершение в экологической этике, позволяющей сформулировать то, что можно назвать «золотым правилом» экологии. Экологическая идеология рассматривает развитие общества как прошедшее две стадии: единства и гармонии человека с природой и разрыва между ними. Ныне перед человечеством настоятельная необходимость возвращения на новом уровне к гармонии человека с природой - созданию экологического общества. Идеал, к которому зовет экологическая идеология, - сформировавшееся на ее принципах экологическое общество - не может быть реализован автоматически. Но в любом случае будущее не может не включать экологическое измерение, поскольку научно-техническое могущество человека сделало человека настолько «большим», что он напоминает слона в посудной лавке и вынужден сообразовывать свое движение с «домом», в котором живет. Апологеты этики окружающей среды, а также политические деятели, активисты и т.п. часто говорят о необходимости сохранения различных частей природы. Два главных основания, многократно представленные, зачем это нужно: 1) Наши моральные обязанности перед будущим человечества (иногда называемые, разработка продленная во времени) требуют, чтобы мы перестали использовать технологию и науку для краткосрочных прибылей за счет долгосрочных рисков очень отрицательных экологических эффектов для будущих поколений; 2) Естественные системы обладают самостоятельной характеристикой, которая делает их также защищенными от экспансии человеческого благосостояния и искусственных конструкций. Методами экологической этики являются: диалектический метод, системный метод, экволюционный метод, экстраполяция, наблюдение, эксперимент и другие методы в зависимости от конкретных ситуаций. Экологическая этика мотивирует необходимость природоохранных действий по двум направлениям: 1) люди действуют или избегают действий ради блага самой природы, охраняя природу ради её самой; 2) природоохранные действия совершаются из морального принципа, без учета экономических интересов человека. Задачи экологической этики: 1) разрушение старого, потребительски-негуманного отношения к природе, основанного на антропоцентрическом мифе, что человек - центр и царь природы; 2) выработка нового экологического мировоззрения, основанное на предположении, что не всё делается во имя и на благо человека. Экологическая этика – регулирует отношения людей в области экологии. Главные положения экологической этики – исключить возможность действий, которые подвергают угрозе существование будущих поколений. Натурфилософская идея коэволюции – гармоничное сочетание общества и природы. Б. Калликотт (один из разработчиков экологической этики). Предлагает использовать различные нормы взаимоотношения с окружающей средой: религиозное поклонение природе; экологическая осведомленность (просвещение); признание права на благополучие других форм жизни. Лякомб. Вещь правильна, когда она имеет тенденцию сохранять целостность, стабильность и красоту биологического сообщества и неправильна, когда она имеет обратную тенденцию. Самый нижний уровень экологической концепции составляют антропоцентрические концепции – признание важности интересов человечества. Второй этаж – фитоцентрические (? ) концепции (признание права высших животных на сохранение жизни). Третий этаж – биоцентрические концепции – требуют уважать всякую жизнь любого существа. Четвертый этаж – экоцентрическая концепция – требует не нарушать целостность экосистемы. Философские основания (эволюционизм) – см. выше.
История и философия науки: ее предмет, структура, функции Философия науки – область философии, предметом которой являет-ся общая структура и закономерности функционирования и развития науки как системы научного знания, когнитивной деятельности, социального института, основы инновационной системы современ-ного общества. Одной из важнейших задач философии науки являет-ся изучение механизма взаимоотношения философии и науки, исследование философских оснований и философских проблем различных наук и научных теорий, взаимодействия науки, культуры и общества. Основными разделами современной философии науки являются: онтология науки (Онтология - раздел философии, изучающий проблемы бытия; наука о бытии); гносеология науки (познание); методология и логика науки; аксиология науки (исследование ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам); общая социология науки; общие вопросы эконо-мического и правового регулирования научной деятельности, научно-технической политики и управления наукой. К основным функциям философии в научном познании относятся: 1) критическая (когда ученый производит пересмотр сложившихся представлений, переосмысливает устоявшиеся научные понятия и общепризнанные способы мышления, когда он пытается выйти за рамки традиционного и взглянуть на все это как бы со стороны). Особо значима в периоды научных революций. 2) предпосылочная (научная деятельность пронизана понятиями, первоначально выдви-нутыми в философском познавательном проекте. Это например, такие фундаментальные понятия, как причинность, взаимосвязь, отношений, сущность, элемент и др. Ф. обеспечивает научное познание базовыми интеллектуальными инструментами. Это поня-тийная, или категориальная, поддержка науки); 3) обощающе-экстраполирующая (Ф. помогает обобщить отдельные научные открытия, а также сформулировать общие фундаментальные прин-ципы (например, принцип движении, принцип эволюции, принцип симметрии); наука как таковая основана на далеко идущих обобще-ниях, которые не являются следствием продвижения науки, а пред-посланы метафизическими гипотезами, обладающими предельно общим, экстраполирующим характером); 4) эвристическая (ф. является неистощимым поставщиком ценных идей, регулятивов, теоретических сюжетов для ищущего новые пути ученого); 5) ценностно-этическая (ученый должен видеть смысл и ценность своих открытий, разработок и т.д., а также по роду своей деятельно-сти ученые оказываются вовлеченными в сложный контекст соци-альной ответственности); 6) интерпретирующее-коммуникативная (ф. связывает различные такие научные области, как естествознание и гуманитарная наука; ученых смежных или отдаленных специальностей; представителей других сфер деятельности (прессы, искусства, экономики, политики и др.); 7) проясняющая (понимание научной деятельности, так как наука становится все более разветвленной, дифференцированной, пере-груженной фактической информацией); 8) направляющая (критерием выбора тех или иных научных проблем часто является их значение для метафизики. В науке ученые зани-маются теми проблемами, которые важны и интересны с метафизи-ческой точки зрения и которые могут подтвердить и систематически развернуть фундаментальные метафизические идеи о структуре и основаниях мироздания). Предмет философии науки – общие закономерности научного познания, которое рассматривается через призму социокультурного контекста. Философия – теоретическая форма мировоззрения, сосуществующая в человеческой культуре наряду с другими формами мировоззрения. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 5515; Нарушение авторского права страницы