Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Соотношение рационального и иррационального в научном познании



Рациональное познание - более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления.

Формы: понятия, суждения, умозаключения, законы, гипотезы, теории.

Проблема взаимоотношения рационального и иррационального - одна из сложных и неоднозначных проблем философии. В наиболее общей форме она состоит в выяснении смысла разумности (рациональное) или неразумности (иррациональное) по отношению к бытию, мышлению действию, познанию и т. д., а также в определении границ и точек соприкосновения рационального и иррационального.

Типы научной рациональности:

1) Классическая научная рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях - додисциплинарном и дисциплинарно организованном);

2) Неклассическая научная рациональность (соответствующая неклассической науке);

3) Постнеклассическая научная рациональность.

2 и 3 основаны на том, что в ее структуру все чаще включается элемент иррационального. Новое понимание рациональности привело к новой трактовке ее соотношения с иррациональностью.

Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. (присущ Шопенгауэру, Ницше, Шеллингу, Якоби, Дильтею..).

Иррациональное очень часто имеет форму неявных, скрытых компонентов знания – это либо личностное неявное знание, либо различные формы бессознательного, оказывающего влияние на деятельность ученого.

Неявное знание (неосознанная и невысказанная форма сознания и самосознания субъекта, важная предпосылка и условие общения, познания и понимания):

· Философские, общенаучные, эстетические, этичекие и др. предпосылки.

· Традиции, обычаи повседневности и здравого смысла.

· Предмнения, предзнания, предрассудки (изучает герменевтика).

Мысль человека (рациональное) неотделима от эмоций, чувств человека (иррационального). Мировоззрение человека как необходимый компонент имеет и мироощущение - чувства, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир. Природа творчества человека также напрямую связана не с рациональностью, мышлением, а с бессознательными психическими процессами - еще одной гранью иррационального в человеческой жизнедеятельности.

Таким образом, знание и вера, рациональное и иррациональное в жизнедеятельности человека, в его познании окружающего мира, в его практической деятельности представляют собой неразрывное единство, необходимое для целостного, полноценного, полнокровного миропонимания каждого человека. И эта полнокровность должна находить свое выражение и в профессиональной деятельности человека, личности, понимающей и преобразующей окружающий мир.

Природа и структура научной картины мира

В структуре научного знания кроме эмпирического и теоретического уровней выделяют метатеоретический уровень науки, который, в свою очередь состоит из двух подуровней:

Структура научного знания:

1) предэмпирический уровень (чувственное познание);

2) эмпирический уровень (эмпирическое знание);

3) импретативный уровень (импретативное знание);

4) теоретический уровень (теоретическое знание);

5) метатеоретический уровень (метатеоретическое знание).

Подуровни 5-го:

1 - частнонаучная картина мира – совокупность господствующих в каком-либо научном направлении представлений о мире;

общенаучная картина мира – совокупность научных картин, формируемых естествознанием, техническими, социальными и гуманитарными науками;

2 - философские основания науки, среди которых можно выделить онтологические, гноссиологические, методологические, логические, аксиологические и социальные.

НКМ – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях мира, которая возникает в результате обобщения и синтеза основных научных понятий и принципов, отражающих эти объективные закономерности.

Функции НКМ:

1) интегративная: НКМ опирается на достоверные знания и это не просто сумма или набор фрагментов отдельных дисциплин. Назначение НКМ заключается в обеспечении синтеза новых знаний;

2) системная: построение представления о любой части мира на основе данных, известных на текущий момент, какими бы скромными они ни были;

3) нормативная: НКМ не просто описывает мироздание, но задает системы установок и принципов освоения действительности, влияет на формирование социокультурных и методологических норм научного исследования.

4) парадигмальная. Парадигма - модель (образ) постановки и решения научных проблем. Допарадигмальный период - хаотичное накопление фактов. В парадигмальном периоде установлены стандарты научной практики, теоретические постулаты, точная НКМ, соединение теории и метода.

Составляющие НКМ: интеллектуальная (охватывается понятием миропонимания) и эмоциональная (через мироощущение и мировосприятие) область.

Совр. НКМ свойственна строгость, достоверность, обоснованность, доказательность.

Структура НКМ включает:

§ центральное теоретическое ядро, обладающее относительной устойчивостью - какая-либо концепция (теория теория эволюции, квантовая теория и т.д.) Пример: когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принцип сохранения энергии, фундаментальные физические конкстанты, характеризующие основные свойства материи – пространство, время, вещество, поле.

§ фундаментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые,

§ частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются,

§ философские установки

3 основные исторические формы:

§ классическая (17 – 19 вв.),

§ неклассическая (19 – 20 вв.)

§ постнеклассическая (конец 20 в.).

В целом научная картина мира призвана выполнить задачу упорядочивания, систематизации научных данных.

Понятие «парадигма» в истории и философии науки

Понятие «парадигма» (греч. пример, образец) было введено в философию науки позитивистом Т.Бергманом для характеристики нормативности методологии.

В 1970 Томас Кун написал книгу «Структура научных революций», в которой он попытался на конкретных примерах обосновать мысль о том, что в ходе развития научного знания имеют место научные революции, которые приводят к скачкообразному характеру научного знания. Он ввёл в научный оборот понятие «парадигма» (образец, пример), под которой понимают:

· Совокупность знаний, методов, образцов решения конкретных задач, а также систему ценностей, безоговорочно разделяемых членами научного сообщества

· П. – это фундаментальная теория, которой учёные руководствуются в научном исследовании

Примеры парадигм: механика Ньютона, электромагнитная теория Максвелла, эволюционная теория Дарвина… Подходы: для нормальной науки (парадигма = образец, который разделяется всеми членами научного сообщества). Другой подход: парадигма – это более общая когнетивная конструкция, чем теория (совокупность теорий). Парадигма – это некая дисциплинарная матрица, которая не жестко регламентирует научно-исследовательскую деятельность учёного.

С точки зрения Куна, научная революция представляет собой переход от старой парадигмы к новой. Этому переходу обычно предшествует кризис в науке.

Научные революции, имевшие место в процессе развития научного знания:

1. 17 век. Возникновение классической европейской науки и формирование определённого типа научной рациональности (механическое понимание природы);

2. конец 18 века. Образование междисциплинарной системы научного знания (в биологии, химии и др. науках появляется свои отдельный от механики понятийный аппарат, формирование прикладных наук);

3. конец 19 века. Появление неклассической науки (интеграция отельных концепций разных наук);

4. конец 20 века. Появление постнеклассической науки (междисциплинарные знания, компьютеризация науки, появление сложных научных комплексов…).

Роль языка в развитии науки

Главными вопросами философского познания вообще и гуманитарного в частности являются проблемы бытия человека и восприятия человеком сущего. Начиная с конца 20 века все чаще делается акцент на идее о глубокой связи мижду мышлением, бытием и языком.

Причины пристального внимания к языку:

- проблемы смыла и значения языковых выражений (проблемы в лингвистике и логике).

- проблемы взаимосвязи языка и мышления, языка и предметного мира (проблемы в языкознания)

- проблемы в логике, которая изучает семантические проблемы, а именно знака и значения. Конкретно математическая логика касается в основном вопросов, связанных с построением логических исчислений, кот. необходимы для анализа языка науки

Именно в античности сформировался исключительно философский характер интереса к языку, т.к философия и язык как деятельность имют одинаковую направленность.

Предметом и объектом философии и языка высупает мир как целое. Любая проблемы должна быть прежде всего сформулирована в языке.

Философская герменевтика-направление, кот. одним из первых исследовало проблемы взаимосвязи языка и мышления, языка и бытия. (Пример: Поль Рикёр, французский философ – философская рефлексия должна опираться не на тезисы «я мыслю», «я есть», но на тезис «я говорю», который отображает глубокий слой человеческого существования)

В отличае от герменевтики, неопозитивизм стремится создать логически совершенный язык, для чего представители направления производят критику «метафизики» и разрабатывают особый концептуальный анализ естестенного языка, кот.оказал большое влияние на дальнейшее развитие лингвистики и философии

При научном анализе язык рассматривается как объект-инструмент познания, род человеческой деятельности. Особое внимание заостряется на таких аспектах как семантика, морфология, фонетика.

Немецк. Философ Хайдеггер считал, что язык нечто большее, чем просто объект исследования, за языком стоит бытие, однако сущность языка остается не расрытой. На что он предлагает освободится от рационально-логического объяснения и воспользоваться образно-символическими средствами. Язык впервые дает имя сущему. Необходимо вслушиваться в сам язык.

Две точки зрения на проблему языка и его отношению к философии и познанию:

- язык – важнейшая форма самопостижения духа. Благодаря ему реализуются все остальные символические формы, как миф, искусство, религия, наука. Язык не только инструмент выражения мыслей, сколько условие формирования мира.

- язык-источник заблуждения человека. В нем содержится мифология, которая препятствует свободе мышления. (пример: Ницше считал, что в языке есть своя »философская мифология», которая постоянно сказывается, как бы люди не были осторожны). Задача же философии в данном случае – проведение логического анализа языка, обладающего свойством «переодевать мысли» - именно это и причина философских заблуждений (пример: Витгенштейн»большинство вопросов вытекает из того, что мы не понимаем логики нашего языка». Вся философия представляет критику языка)

Кассирер считал, что отправной точкой всякого познания является сформированный языком мир: и естествоиспытатель, философ и историк видят предметы первоначально так, как им преподности язык. Поэтому главной и до сих пор не решенной проблемой яляется соотношение языка и бытия, языка и познания.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1354; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь