Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные черты науки Нового времени
Новое время – эпоха буржуазных революций, великих географических открытий, становления принципиально новой государственности и права, бурного развития науки и постановки ее на службу практики. Названные процессы были сопряжены с рационализацией многих сторон общественной жизни: экономики, государственного строительства, науки и культуры. Происходит дальнейшее обособление философии от религии, главную свою задачу философия видит в определении методологии научного познания. Важнейшие представители философии Нового времени – Фрэнсис Бэкон, рене Декарт, Томас Гоббс, Барух Спиноза, Джон Локк, Готфрид Лейбниц. Основные проблемы, к которым обращается философия – теория познания (учение о методах познания), учение о бытии (онтология) и социальные теории (учение о государстве и праве). Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвало к жизни новую ориентацию философии. Если в Средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку. Перед философией встала задача обобщения естественнонаучных открытий в единую картину мира и разработки теории познания. Новое время ознаменовало возникновение науки как таковой: профессионализация ученых и их подготовка в университетах, институализация науки, возникновение стабильных форм научной коммуникации, возможность практического применения достижений науки и социальный престиж ученого – все это обеспечило быстрое наращивание научного потенциала. Наука Нового времени с самого начала сориентирована на активное «выпытывание» тайн природы и на практическое использование ее результатов. Наука должна служить общественной пользе, а не только прославлять мудрость творца, считали мыслители Нового времени. Уточним основные черты науки Нового времени: — Во-первых, наука Нового времени основана на опыте и эксперименте. — Во-вторых, она неотделима от математики, поскольку выражает закономерные связи в природе с помощью чисел. — В-третьих, эта наука сориентирована на практическую пользу. Именно в Новое время наука становится производительной силой общества, поскольку посредством инженерной деятельности ее открытия целенаправленно внедряются в производство. А со временем она становится движущей силой обновления военной техники. Естественно, что в этих новых условиях большинство философов уже исходят из самостоятельности разума по отношению к вере, а науки по отношению к религии. И их интересы перемещаются в область теории познания, логики и методологии науки. Но в решении этой задачи философия Нового времени с самого начала шла двумя путями — путем эмпиризма и рационализма. Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики. Сторонники рационализма считали, что основным источником достоверного знания является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Основателем рационализма считается Декарт - автор выражения " подвергай все сомнению". Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истину. Большой интерес философы Нового времени проявляли к социально-политическим проблемам. Они не только пытались объяснить суть бытия и познания, роль человека в мире, но и искали причины возникновения общества и государства, выдвигали проекты оптимальной организации реально существующих государств. В области социальной философии зародились учения о двух стадиях развития общества (естественное состояние и гражданское общество) и теория «общественного договора» (Гоббс, Локк). Несомненно, многие мировоззренческие взгляды того времени формировались под прямым воздействием естествознания как «результата свободного рационального исследования» природы. В возможность свободного исследования верили, на него опирались, его оспаривали. Само же развитие естествознания и неразрывно связанной с ним философии свидетельствует о том, что узловым моментом эпохи было стремление к познанию закономерностей объективного материального мира с целью создания логических категорий и законов, объясняющих строение и функции живой и неживой природы. Механицизм во многом предопределил теоретико-мировоззренческий базис и установки первых социологов, о чем свидетельствует история становления и развития социологии.
9.Особенности развития науки в России Вопрос о специфике русской науки (и о самой правомочности этого термина – «русская наука») остается в философском анализе науки дискуссионным. В какой мере наша наука (и философия науки) является продолжением европейских традиций и в какой – уникальна? Дискуссионность была задана еще спорами между западниками и славянофилами, но ее сегодняшний смысл далеко выходит за рамки выявления каких-либо национальных приоритетов. Скорее речь идет об условиях возможности нового культурно-исторического типа рациональности как основания для качественных изменений в развитии науки и о тех предпосылках для этого, которые имеются в различных культурах. Начиная с Петра I, в России в основном утверждаются и получают развитие традиции европейской науки с ее классическим идеалом рациональности. Здесь национальные особенности сказались скорее в формах, которые были менее демократичны, чем в Европе, и это сдерживало развитие научной мысли. Петр, а затем Екатерина повышали престиж ученых, придавая естественнонаучному и техническому образованию статус военного образования и соответствующего табеля о рангах. В условиях Советского Союза И. Сталин в значительной степени сохранил этот авторитарный, ведомственный, дисциплинарный характер науки, когда отраслевая наука имеет своих генералов, скажем, горного дела или железнодорожного транспорта, а академическая наука – тоже своего рода идеологически преданный генералитет, академиков и членов-корреспондентов. Такое положение сохранялось до начала 90-х годов ХХ века. Советская, социалистическая наука в ХХ веке подавалась как антипод западной, буржуазной науке. Это удобно для мобилизации усилий на некоторых направлениях, но крайне обременительно для свободного научного творчества. Поэтому по принципиально новым направлениям науки ХХ века, кроме связанных с военными технологиями, российская наука оказывалась в числе догоняющих: например, в генетике и молекулярной биологии, лингвистике, кибернетике. В конце ХХ века из-за резкого сокращения финансирования в период кризиса страну покинули десятки тысяч ученых, которые теперь работают за рубежом. Однако в настоящее время ситуация постепенно улучшается. В целом же, российская наука самобытна по двум основным критериям: условиям и предпосылкам становления и по содержанию картины мира, характеризующей так называемый «русский космизм». Космизм — философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира», а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. В философии понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. Русский космизм — мировоззрение, с корнями в мифологическом сознании, в смеси христианства с язычеством. Русский космизм намеренно противопоставлял себя западноевропейской науке и культуре, находился в поиске примирения ценностей традиционного общества с динамикой цивилизации. Здесь сказалась особенность, идущая еще из русской религиозной философии. В российской ментальности не было жесткого противопоставления субъекта и объекта, характерного для европейской философской и научной мысли последних 400 лет. В русской религиозной философии и культуре нераздельность субъекта и объекта относится к важнейшим гносеологическим принципам, что характерно сегодня для постнеклассической научной рациональности. Для русской религиозной философии характерно понимание того, что рождение теоретического мышления в осевое время искусственно противопоставило то, что мы теперь с таким трудом пытаемся воссоединить – мир и человека, единство бытия. Таким образом, основной пафос отечественной научной мысли состоит в выстраивании предмета науки таким образом, что это предмет одновременно является развертыванием идеи космизма, космической вписанности физических явлений, химических и геологических процессов, жизни растений и животных, человечества и человеческого разума в универсум бытия. Этим изменяется иерархия знания, открываются новые области исследования, такие как биогеохимия, палеогеоантропология и др. Русский космизм, с его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности, современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нем не было наблюдателя — чувствующих и мыслящих существ. Русский космизм предложил особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми. В нём выражена планетарная надежда: идеи всеобщего братства, «родства» людей, преемственности поколений, сплоченных «общим делом» для решения жизненно важных задач, идеи нравственной ответственности, бережного отношения человека к природе. 10.Основные черты классической науки Классическая наука – это огромный период в истории науки, время величайших изобретений и открытий, именно поэтому этот период определяется как классика, эталон науки, ее образец. Этап классической науки охватывает период с 17 до конца 19 века. Основные ученые периода Классической науки: — Н. Коперник (1473-1543) - создание новой гелиоцентрической системы мира (перестановке центра Вселенной, обоснование движение как естественное свойство земных и небесных объектов) доказана неприемлемость изучения окружающей действительности только на основе наблюдения. — Д. Бруно (1548-1600) отстаивал идею бесконечности Вселенной, которая для него была единой и неподвижной. — Р. Декарт (1596-1650) – геометрия - универсальный инструмент познания. — Г. Галилей (1564-1642) - открытие нового метода научного исследования — теоретического или мысленного эксперимента. Идеи закона инерции и примененный Галилеем метод заложили основы классической физики. — И. Кеплер (1571 - 1630) поиск законов небесной механики на основе обобщения данных астрономических наблюдений, установил три закона движения планет относительно Солнца. — И. Ньютон (1643- 1727) продолжил и завершил начатое Галилеем дело создания классической механики, она приобрела окончательный характер, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, обосновал теорию движению небесных тел, определил понятие силы, создал дифф. и интегр. исчисление как язык описания физической реальности, выдвинул предположение о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света. Механика Ньютона стала классическим образцом дедуктивной научной теории. — Г. Лейбниц (1646-1716) - родоначальник математической логики и одним из создателей счетно-решающих устройств. — Среди открытий в химии важнейшее место занимает открытие периодического закона химических элементов выдающимся ученым химиком Д. И. Менделеевым (1834-1907). Основные открытия периода Классической науки: — Гелиоцентрическое учение, Николай Коперник; — Формулировка законов классической механики и закона всемирного тяготения, абсолютного пространства и времени, Исаак Ньютон; — Химия, переодическая система элементов Менделеева; — Создание карпускулярно-волновой теории, Фарадей, Максвелл; — Клеточная теория, Шлейден, Шванн; — Закон сохранения и превращения энергии, Джоуль; — Теории эволюции живой природы, Ж. Б. Ламарк, Ч. Дарвин. Последние четыре открытия не укладывались в классическую механистическую концепцию и послужили основными причинами ее пересмотра. Основные принципы Классической науки: — Прицип господства натурализма (признания объективного существования природы, которая управляется естесственными законами); — Редукционизм (высшие формы могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам); — Принцип единства законов земного и небесного миров; — Мир качественно однороден, есть только количественные различия; — Наличие жестких причинно-следственных связей; — Зная координаты тела во Вселенной, а также силы, действующие на него, можно абсолютно точно предсказать положение в следующий и предыдущий момент времени, т.е. принцип ретросказуемости и предсказуемости. Если точный ответ невозможен – результат нашего незнания; — Объект исследования – материальные предметы; — Уверенность существования конечного предела делимости материи; — Господствует механизм, классическая механика – основная парадигма; — Процесс познания рассматривается как зеркальное отражение природы; — Мир принципиально познаваем, можно найти абсолютную истину; — Описание объекта без примесей субъективности; — Методология: квантитаризм (учет количественных параметров), эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивный метод.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1764; Нарушение авторского права страницы