Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сущность мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.Стр 1 из 11Следующая ⇒
Сущность мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческие подсистемы. Мировоззрение - сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов, мироощущения и миропонимания. Мировоззрение - совокупность результатов метафизического мышления и исследований, причем метафизика понимается как наука, которая объединят в единое целое формы познания мира: различные естественные виды мировоззрения; философию стремящуюся к априорному знанию (знанию не зависящему от кол-ва индуктивных исследований); результаты конкретных наук Мифология - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Миф объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Религия - мировоззрение, в котором освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний - “земной”, естественный, воспринимаемый органами чувств, и посюсторонний - “небесный”, сверхъестественный, сверхчувственный. Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующие его внутреннее состояние. Культ - система утвердившихся ритуалов, догматов. Бог - высшее существо, достойное поклонению. Философия - “любовь к мудрости” (Пифагор, 5 в до н.э.) - теоретически сформулированное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, учение различных форм отношения человека к миру. 01.2. Понятие бытия и его развитие как исходной категории философии. Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы: природные объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и отдельных людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и т.д. Парменид одним из первых в европейской мысли ввел и стал употреблять философское понятие бытия в его общем, абстрактном значении. Он изображал его в виде некоего самого большого шарообразного “футляра”, вмещающего все, что существует в мире. Демокрит утверждал, что бытие - это атомы. Платон отрывал всеобщие связи мира от самого мира и превращал бытие в идею, ведущую самостоятельную жизнь где-то “на хребте неба”. Основные формы бытия: Бытие человека: бытие человека в мире вещей специфическое человеческое бытие Особенность человеческого существования состоит в возникновении специфической, уникальной для живой природы, “нежесткой” и неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны его тела. Нежесткость проявляется в способности регулировать, контролировать свои фундаментальные потребности, удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями природы, а в пределах и формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и сознанием. Неуниверсальность же состоит в том, что многие действия человека регулируются духовно-нравственными, социальными мотивами (жертвенные поступки). Основной вопрос философии и специфика философского знания Основной вопрос философии - вопрос об отношении мышления к бытию, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. Позиция, согласно которой мир объясняется, исходя из духа, сознания, получила название идеализма. Философы, бравшие за основу миропонимания природу, материю, объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания, примыкали к различным школам материализма. Из многообразия отношений “мир -- человек” можно выделить три основных типа: познавательные, практические и ценностные отношения. Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное значение для философии: что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Эти три вопроса и отражают три указанных типа отношений человека к миру. В отличие от других видов теоретического познания философия выступает как универсальное знание. Аристотель: специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия, философия же берет на себя познавание самых общих принципов, начал всего сущего. Кант: задача философии в синтезе разнообразных человеческих знаний. Содержание понятий “индивид”, “индивидуальность” и “личность” в философии. Личность и ее социальные роли в обществе. Индивид (individuum - неделимый): 1). Единичный, отдельный объект, выделенный из определенного вида, рода или класса объектов. 2). Единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок - индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивидуальность - неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть только “единицей” человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой в рамках социальной системы. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в развитии индивидуальности опосредствована социальными факторами. Индивидуальность - это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств - общих, типических, особенных и единичных. Личность - человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами развития являются не ее природные качества, а качества социально значимые - взгляды, способности, потребности, интересы, мораль и т.д. Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах. Философия Ф.Аквинского. Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканcкого ордена Фома Аквинский (1225/26 - 1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном счете индивидуумы. Культура и цивилизация На ранних ступенях общественного развития человек был слит с той общностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека ‘. В таких условиях социальные и культурные аспекты общества практически не разделялись: социальная жизнь был одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры. Так же как сознание первобытного общества было вплетено в материальную деятельность людей, так и культурный аспект общества был слит с социальным, не отчленен от него. Другой особенностью первобытной социальности был ее “естественный” характер. В то же время достаточно часто в общественных науках и социальной философии (в том числе у А. Тойнби) понятие цивилизации используется для характеристики конкретного общества как социокультурного образования, локализованного в пространстве и во времени (цивилизация Древнего Египта или Вавилона, арабская цивилизация и т. д.), или как фиксация определенного уровня технологического развития. Конечно, все эти характеристики цивилизации не случайны, они отражают некоторые реальные стороны и особенности исторического процесса, но, как правило, их оценивают и интерпретируют односторонне, что дает основание для критического отношения к предлагаемым многочисленным толкованиям и концепциям цивилизации. Вместе с тем сама жизнь показала необходимость использования понятия цивилизации, выявления его реального научно- философского содержания. Некоторые итоги можно было бы кратко выразить следующим образом. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу (в девственной природе существование цивилизации невозможно) и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Формационное членение общества придает цивилизации социальную определенность, историческую конкретность. Но цивилизация—понятие более глобальное, чем общественная формация. Формационные различия в обществе, вышедшем из первобытного состояния, -- это различия внутри цивилизации. Понятие науки. Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Наука - это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. Предмет науки - окружающий мир. Метод науки - построение согласующихся с экспериментом моделей мира в виде теорий. Теоретический и эмпирический уровни в науке. Функция науки не только познание. Функции науки: 1. Мировоззренческая ( сюда входит познание мира ) 2. Управленческая ( зная законы развития мира мы можем управлять собственной деятельностью для получения тех или иных результатов ) 3. Культурологическая ( наука способна формировать не только отношение человека к природе но, на основе новых знаний о самом человеке, отношения между людьми в обществе ) Сущность мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческие подсистемы. Мировоззрение - сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов, мироощущения и миропонимания. Мировоззрение - совокупность результатов метафизического мышления и исследований, причем метафизика понимается как наука, которая объединят в единое целое формы познания мира: различные естественные виды мировоззрения; философию стремящуюся к априорному знанию (знанию не зависящему от кол-ва индуктивных исследований); результаты конкретных наук Мифология - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Миф объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Религия - мировоззрение, в котором освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний - “земной”, естественный, воспринимаемый органами чувств, и посюсторонний - “небесный”, сверхъестественный, сверхчувственный. Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующие его внутреннее состояние. Культ - система утвердившихся ритуалов, догматов. Бог - высшее существо, достойное поклонению. Философия - “любовь к мудрости” (Пифагор, 5 в до н.э.) - теоретически сформулированное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, учение различных форм отношения человека к миру. 01.2. Понятие бытия и его развитие как исходной категории философии. Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы: природные объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и отдельных людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и т.д. Парменид одним из первых в европейской мысли ввел и стал употреблять философское понятие бытия в его общем, абстрактном значении. Он изображал его в виде некоего самого большого шарообразного “футляра”, вмещающего все, что существует в мире. Демокрит утверждал, что бытие - это атомы. Платон отрывал всеобщие связи мира от самого мира и превращал бытие в идею, ведущую самостоятельную жизнь где-то “на хребте неба”. Основные формы бытия: Бытие человека: бытие человека в мире вещей специфическое человеческое бытие Особенность человеческого существования состоит в возникновении специфической, уникальной для живой природы, “нежесткой” и неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны его тела. Нежесткость проявляется в способности регулировать, контролировать свои фундаментальные потребности, удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями природы, а в пределах и формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и сознанием. Неуниверсальность же состоит в том, что многие действия человека регулируются духовно-нравственными, социальными мотивами (жертвенные поступки). |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы