Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Неклассическая философия XX века: философия постмодернизма



Это философское, литературное, художественное течение в западной культуре второй половины ХХ века. Философски он является иррационалистическим учением, отрицающим всю предшествующую традицию, особенно, философию эпохи Модерна – Нового времени и Просвещения. Постмодернизм отмечен разочарованием в идеалах и ценностях, которые отстаивались философией этой эпохи, содержит критику разума и рационалистических попыток строить понимание мира, искать истину, вырабатывать оптимальные способы организации социальной жизни. Отвергается научное знание и идея прогресса.

Представители: Жан-Франсуа Лиотар (основатель), Ролан Барт, Жорж Батай, Жан Бодрийяр, Жиль Делёз, Жак Деррида, Жак Лакан, Мишель Фуко.

Философия постмодернизма содержит следующие важнейшие принципы.

ПРИНЦИП 1. Философия всегда искала «первоначала», «сущности, «причины», высшие идеалы и ценности. Обыденное, повседневное часто понималось как «не подлинное»: разум должен искать «иное» за пределами земного бытия.

Постмодернисты отказались от понятий «мир», «Бог», «душа», «человек», «истина». Признается наличие только поверхностных событий и смыслов, не сводимых ни к глубинным основаниям, ни к высшим идеям, поэтому предложена метафора ризомы. Во-первых, это «скольжение по поверхности» (Ж.Делёз).

Постмодернисты полагали, что поскольку ничего высшего нет, разум должен быть ориентирован на повседневную жизнь. Необходимо исследовать не метафизические вопросы, а повседневное общение, обыденное, а не теоретическое сознание. Предмет обыденного разума – что, где, когда, и как происходит – сфера сиюминутных, поверхностных событий, а не обобщения. По Р.Барту, главным является зрелище обыденности, а не созерцание высших ценностей.

ПРИНЦИП 2. В философии всегда существовало мнение, что бытие – это разумно постижимое организованное целое, подчиненное необходимости.

Постмодернисты признают только власть случая и беспорядка, все является спонтанным, стихийным, текучим. Все существующее – общество, мораль, язык, человек – представляет собой продукты времени и случая. Поэтому ризома, во-вторых, – это неупорядоченность и хаотичность бытия.

Постмодернизм отверг «логоцентрическую традицию»: в античной философии существовало понятие Логоса как закономерности, в Средние века она связывалась с Богом, в Новое время – с природной необходимостью. Традицию запечатлеть и познать абсолютное бытие постмодернисты заклеймили как бесплодную. Мир не умещается в абстрактные теории и схемы, его нельзя систематизировать: «Событие всегда опережает теорию» (Ж.Бодрийяр). Ж.Батай полагал, что бытие относительно и текуче, оно напоминает метафору огня Гераклита, жизнь – это непрерывное горение, постоянное становление, неподвластное никаким законам, бытие является не абсолютным и неизменным, а стихийным.

ПРИНЦИП 3. По мнению многих философов, мир познаваем, истина достижима, абстрактные понятия – обобщение реальных явлений и процессов.

Постмодернисты считали, что познание – это дискурс; множественность дискурсов образует языковую игру. Дискурс – это бытие мира в речи, в говорении, каждый человек может считать свой словесный образ мира истинным. Абсолютной истины быть не может, истины относительны и множественны: сколько существует словесных описаний мира, столько и истин. Получение знания – это не обнаружение конечной истины, а бесконечный процесс пересмотра нашего словаря; не раскрытие законов мира, а его интерпретации. Словесных конструкций реальности сколько угодно и ни одна из них не завершена, ни одно описание мира не является его точным отражением. У познания нет твердой основы.

Мишель Фуко. Развил эту идею в концепции «археология знания»; в работе «Слова и вещи» он исследовал эпистемы – системы порождения высказываний (в основе каждой из них лежит определенное соотношение слов и вещей). М.Фуко выделил три эпистемы: возрожденческая – слова и вещи непосредственно связаны и даже взаимозаменяемы; классическая (новоевропейская) – связь вещей и слов опосредована мышлением человека и его представлениями, слова и вещи могут не совпадать; современная – слова полностью заменяют вещи.

По М.Фуко, мы живем не в мире реальных вещей, а в мире представлений о них. Люди погружены в разнообразные дискурсы и постигают их смысл, а не смысл вещей самих по себе. Понятие «человек» давно перестало обозначать реального человека. Человек – это фикция, всего лишь языковая конструкция, а реальный человек умер и заменен дискурсами (смерть человека / субъекта). Тем самым, происходит распад субъекта как центра системы представлений.

ПРИНЦИП 4. Рационалисты всех эпох считали, что разум – это законодатель поиска истины, морали, общественных отношений, поступков человека.

Постмодернисты полагают, что притязания разума неоправданно велики, и он унифицирует истину насилием. Разум слишком агрессивен; его подлинная роль заключается в толковании языковых игр и дискурсов (Ж.Деррида).

Поскольку бытие есть текучее становление, то и мысль о нем должна быть не получающей окончательного оформления в слове. Мысль должна быть выражена языком, не признающим правил логики и грамматики, которые искажают течение мысли, навязывая ей определенный чуждый порядок. Ризома, в-третьих, – это свободные произвольные мысленные ассоциации, спонтанное движение мысли. Мысль движется в стихии игры, анархии, неопределенности и выражается в слове случайно. Согласно Ж.Лакану, язык – это проявление бессознательного в психике человека, а оно никакого порядка не признает.

Поскольку все границы условны и размыты, философия представляет собой не систематический, рационально-логический взгляд на мир, а разновидность литературы или письма. Методом философии являются не логические приемы мышления, а поиск новых моделей лингвистического поведения.

ПРИНЦИП 5. Философское мышление всегда осуществлялось в форме категорий, бинарных оппозиций (субъект – объект, причина – следствие, свобода – необходимость, случайность – закономерность и др.). Постмодернисты утверждают, что невозможно наличие жестких мыслительных схем.

Жан Бодрийяр. Мышление – это оперирование не категориями, а симуляция – процесс порождения симулякров – образно-символических форм восприятия мира: он утрачивает реальность, выступая как совокупность моделей. Возникает гиперреальность: происходит смешение всякого различения (отсутствие выдается за присутствие, воображаемое за реальное). Вся культура является миром симулякров, которые означают деградацию и конечность культуры.

Жак Деррида. Считал, что мир есть «текст», совокупность знаков и символов, а деконструкция – способ «прочтения». Ее процедуры: открытие того, что текст говорит иное, чем кажется на первый взгляд; принятие множества смыслов, заложенных в текст и не связанных с автором; понимание того, что текст вступает в противоречие с самим собой. Деконструкция – это выход за пределы навязанных смыслов, например, научного дискурса как власти логоса, языка, мысли.

Ролан Барт. Традиционно имелась оппозиция автора и читателя, выражающаяся в том, что автор устами своих героев пытается донести до читателя какую-либо идею. На самом деле «автор мертв», ибо он – это продукт случая, игры, и определенного мировоззрения у него нет. Автору нечего сказать читателю, и читатель абсолютно свободен в интерпретации литературного произведения.

ПРИНЦИП 6. Философия эпохи Нового времени основывалась на вере в общественный прогресс на основе развития разума, науки и техники, а обществу необходимо рациональное планирование и единство в достижении цели.

Постмодернисты считают, что в основе жизни общества лежит многообразие, фрагментация, неопределенность, неприятие универсализма. Большие массы людей не могут сообща достичь общей цели: нельзя предсказать поступки и одного человека. Порядок вещей «мстит» попыткам его переделать, и терпят крах все проекты преобразования «неразумного» состояния общества в «разумное».

Жан-Франсуа Лиотар. Нужно навсегда распрощаться с «навязчивой идеей» единства, подавляющей индивидуальность и имеющей репрессивный характер. Большие нарративы (описания истории общества) должны уступить место индивидуальным нарративам – описаниям индивидуальной жизни.

Жиль Делёз. Поскольку общество, как и вся реальность, является ризоматичным, направление его развития непредсказуемо. Движение является хаотическим, беспорядочным, идет во всех направлениях, ни одному из которых нельзя отдать предпочтение, и понятие общественного прогресса бессмысленно.

ПРИНЦИП 7. Многие философы считали, что реальность, в том числе социальная, организована как центр – периферия и как иерархия.

Согласно постмодернизму, бытие ризоматично и нельзя найти в нем что-то устойчивое (центральное). И человек – не центр (критика антропоцентризма Возрождения), и культура Запада тоже: все культуры равноправны и равноценны.

Представление об отсутствии, каких бы то ни было иерархий и центров проявилось в постмодернизме, например, в понимании власти.

Мишель Фуко. Он разработал концепцию «генеалогии власти» в работе «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы». Власть универсальна и тотальна, диффузна, скрыта и реализуется во всех уголках общества, на всех его уровнях. Идеальным пространством власти является тюрьма, но она является неким центром, а их на самом деле нет: клиника, школа, фабрика – тоже формы контроля над человеком со своими технологиями. Такая власть формирует «цивилизацию всеподнадзорности» с всеобщим дисциплинированием и нормированием.

Цивилизация контроля включает в себя стратегии управления индивидами (социальная «физика»), процедуры их изоляции и перегруппировки (социальная «физиология»), надзора за ними: не только государство следит за людьми, но и каждый человек следит за другими и за самим собой («социальная оптика»). Власть влияет на человека целостно: телесными наказаниями она конституирует тело человека, а его сознание выстраивается различными дискурсами (наукой и идеологией), чтобы человек признавал власть в любом ее обличии.

* * *

Таким образом, для постмодернизма характерен нигилизм (отрицание общепринятых идеалов и ценностей), атеизм, агностицизм, иррационализм и алогизм. Постмодернисты осуществили радикальное «разбожествление» мира.

24. Русская философия XIX века (славянофильство и западничество, учение В.С.Соловьева).

ЗАПАДНИЧЕСТВО. Егопредставители – Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин, Н.В.Станкевич, И.С.Тургенев и другие. Они считали, что Россия должна быстро преодолеть отставание от Запада и стать полноправным членом европейской цивилизации, необходимо усвоить достижения стран Западной Европы – демократию и ценности либерализма. Западники высоко оценивали историческое значение реформ Петра I и считали их началом приобщения России к европейской цивилизации. Они выступали за скорейшую отмену крепостного права, сдерживавшего модернизацию России, ее вхождение в число цивилизованных стран.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО. Сторонники – И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин, К.С.Аксаков и другие. В противовес западникам они отстаивали идею самобытного пути развития России, отрицали необходимость усвоения форм западноевропейской политической жизни. Европейскому мышлению свойственен односторонний рационализм, приведший к утрате людьми душевной целостности, но полная и высшая истина дается не одной способностью мышления, но уму, воле и чувству, т.е. духу в его целостности (А.С.Хомяков).

Целостный дух неотделим от веры, религии. Истинная вера пришла в Россию из восточной Церкви, поэтому православие – это единственно истинное христианство, что обусловливает особую историческую миссию России. Ее самобытность состоит в крестьянской общине и артелях, базирующихся на началах коллективизма. Начало «соборности» (свободной общности на основе национальных традиций), славянофилы усматривали именно в общине. Православие и общинность формировали глубинные основы русской души.

Славянофилы идеализировали патриархальность и традиционализм, допетровскую Россию, представляли ее гармоничным обществом с единством народа и царя. Петр I нарушил органичное развитие, государство стало над народом, дворянство и интеллигенция, односторонне усвоив западную культуру, оторвались от него. Славянофилы не выступали против экономического развития России, не отрицали права и свободы личности, были сторонниками отмены крепостного права. Однако России необходимо избежать явлений, сопровождавших развитие капитализма на Западе – индивидуализма, бездуховности, забвения традиций.

ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА. Это философско-религиозное учение возникло во второй половине XIX века, основатель– В.С.Соловьев (труд «Чтения о Богочеловечестве»). Главное понятие – всеединство – это высший принцип совершенной организации Вселенной, всего бытия. Созданный Богом мир – это бесконечный процесс непрерывного совершенствования, человек – не безличный элемент, а сотворец Бога, участвующий в достижении гармонии мира.

«Положительное всеединство» бытия в учении В.С.Соловьева раскрывается с пяти сторон. Во-первых, онтологически это свободное объединение в Абсолюте (Боге) всех оживотворенных элементов бытия как божественный первообраз и искомое состояние мира. Это всеединство В.С.Соловьев символически представил в лице Софии – «вечной женственности» и гармонии. Во-вторых, в гносеологии всеединство предстает как «цельное знание» – интуитивное, образно-символическое постижение мира, основанное на синтезе философского, религиозного и научного знания. В.С.Соловьев критиковал абстрактную, отвлеченную рассудочность западной философии, в частности, позитивизм.

В-третьих, всеединство должно быть достигнуто как свободное, на основе духовных ценностей объединение человечества, всех народов в интересах их всестороннего, гармоничного развития. В-четвертых, смысл истории образует процесс Богочеловечества – духовно-нравственное восхождение человеческого рода к Богу. Иисус был Богочеловек, который дал роду людскому образец духовной, нравственной жизни; внутренним устремлением истории должно быть принятие и реализация этого идеала. В-пятых, всеединство – это объединение всех христианских церквей, преодоление их раскола (идея экуменизма ); он выдвинул концепцию теократии, предполагающей, в том числе, союз Папы римского и русскогоимператора как державной гарантии «богочеловеческого делания».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь