Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия Гегеля и Фейербаха: сравнительный анализ
система и метод философии Гегеля Он разработал философскую систему объективного идеализма. Основой всего является абсолютная идея или мировой разум. Для этого начала характерно: 1. Тождество мышления и бытия – категории мышления идеи являются одновременно формами ее бытия 2. Тождество субъекта и объекта – как субъект идея порождает все, но при этом она имеет цель познать саму себя и поэтому является объектом для себя Самопознание идеи состоит в ее саморазвитии в ходе которого возникает вся действительность. Саморазвитие означает что внешней причины у него нет. В этой самой идеи в виде возможности заложено любое бытие. И поэтому развитие заключается в превращении возможности в действительность. Развитие идет в направлении восхождения от абстрактного к конкретному. Смысл этого: развитие начинается с самой абстрактной категории и движется к конкретным категориям. Идея проходит 3 этапа в своем развитии: 1. Логика – развитие идеи в себе самой, т.е. она познает себя с помощью: 1) Учение о бытии 2) О сущности 3) О понятии Развитие начинается с категории бытии. 2. Природа – инобытие идеи, иначе природа – материальное выражение категорий мышления идеи. Воплотившись в материальною природу идея лишилась своей идеальной сущности. Внутренняя ступень: 1)Механика 2)Физика 3)Органическая физика 3. Дух – идея возвращается к себе самой, т.е. снова обретает свою идеальную сущность и познает себя в различных формах сознания и деятельность.Ступени: 1) субъективный дух 2) объективный дух (социально-историческая жизнь человечества) 3) абсолютный дух (3 формы общественного сознания: искусство, религия, философия) в рамках философского знания представлены все предудущие знания. Вывод: философская система Гегеля опирается на принцип панлогизма – все разумное действительно, все действительное разумно. Смысл: все бытие- проявление закономерности развития идеи. Методом философии Гегеля была идеалистическая диалектика. Гегель представил все бытие в развитии. Развитие – закономерный, необходимый, направленный (имеется цель), поступательный, прогрессивный процесс. Гегель разработал 3 закона диалектики 1. закон единства и борьбы противоположностей категории: 1) тождества – равенство объекта самому себе 2) различие – возникновение в объекте сторон и тенденций не соответствующих друг другу 3) противоположность – одна из двух борющихся сторон в объекте 4) противоречие 2. закон перехода количественных изменений в качественные, и наоборот категории: 1) количество –внешняя определенность объекта выражающаяся в свойствах 2) качество – внутренняя сущностная определенность объекта 3) мера – единство количественных и качественных характеристик 4) скачок – форма перехода от одного качества к другому 3. закон отрицания отрицания категории: 1) отрицание – отказ от старого качественного состояния объекта 2) снятие – относительное повторение положительных сторон старого состояния на новом уровне развития вывод: вместе взятые эти законы показывают что развитие является бесконечным. Существует противоречие между системой и методом Гегеля: абсолютная идея развивается на основе законов диалектики, но при этом ее развитие завершается, тогда как развитие согласно диалектики бесконечно. Антропологический материализм Фейербаха Фейербах. Противник философии Гегеля. В противоположность Гегеля Фейербах был материалистом. В центре его философии находился человек. Предполагал что человек – единственный и высший предмет философии, и что философия должна стать антропологией. Кант и Гегель («человек это мыслящий дух») понимали человека как духовное существа, а Фейербах трактовал человека материалистически. По мнению Фейербаха природа является вечной и высшей ее реальности является человек. Человек это существо природное, телесное, материальное. И выражается это в том что природа наделила человека неизменными естественными потребностями. По этому Фейербах решил, что у человека духовные качества есть но игнорировать его материальную сторону нельзя. Предложил понятие ЧУВСТВЕННОСТЬ – обобщенная характеристика телесности, разума и воли человека или его материальных и духовных качеств. У человека имеется родовая сущность, т.е. это характеристики присущие всем людям. В родовую сущность входят 3 компонента: 1. Разум, дающий мышление 2. Воля, дающая силу характера 3. Сердце, дающее возможность любить Сумма этих компонентов дает свободу и исходя из этого, свободным является только мыслящий, действующий, чувствующий человек. Все 3 компонента должно быть реализованы, только в этом случае человек является свободным. Родовая сущность реализуется только при общении Я и Ты. Главными ценностями человека является дружба и любовь. Главная анти ценность – эгоизм. Ни один человек не может существовать и быть счастлив без своего Ты. О Религии. Фейербах в общем и целом критиковал церковь, религию и склонялся к атеизму. Считал что религия это зло которое калечит человека и лишает его свободу. Религия препятствует реализации родовой сущности. Устойчивость религии заключается не в обмане (его можно было бы легко разоблачить), а коренится в самой природе человека и условиях его жизни. Причины возникновения религии: 1. Человек как природное существо зависит от природы и испытывает страх перед непонятными природными явлениями. 2. Разум человека может создавать понятия оторванное от действительности и одно из таких это понятие Бога. 3. Осознавая ограниченность своих сил человек обращается к высшим силам за помощью. 4. Человек часто не может достигнуть счастья, религия человека утешает выдавая желаемое за действительное Бог это проекция человеческого духа вынесенная за пределы самого человека. Разъясняет: 1. Все качества приписываемые Богу это на самом деле качества человека. Человек эти качества от себя отделяет и переносит на вымышленное существо. Чем больше качеств человек от себя отделяет тем духовно беднее он становится (это отчуждение). 2. Человек начинает думать будто природу и его самого создал Бог. Т.е. получается сто человек сам себя ставит в зависимость от вымышленного существа. Человек в религии не может быть свободен. Вывод: культ Бога нужно ниспровергнуть а вместо него нужно создать культ человека, который и есть Бог. «человек человеку бог» (гоббс: «человек человеку волк») Фейербах отказался отверг диалектику Гегеля. Философия марксизма. учения Маркса У него было неоднозначное отношения к философии Гегеля и Фейербах. Т.к. Маркс («религия опиум для народа») поддерживал материализм и атеизм Фейербаха, но критиковал его понимания человека. По Марксу человек это существо не природное, а социальное. В этой связи Маркс полагал что для человека важны прежде всего общественные отношения в которые он вступает, но не личные. Маркс полностью отверг идеализм Гегеля, но очень высоко ценил его диалектику. У Гегеля диалектика была идеалистическая (диалектика духа), Маркс дал материалистическую интерпретацию (диалектика реального мира), и применил ее для изучения человека и общества. Учение о человеке. Согласно Марксу родовой сущностью человека является свобода и творческий труд. В принципе человеку Маркс давал 2 определения: 1. Человек это существо общественно историческое. Общество состоит не из изолированных индивидов, а выражает сумму отношений в которых люди относятся по отношению друг к другу. «Человек есть совокупность общественных отношений». Человек формируется теми общественными отношениями в которых он состоит. Социальная сущность человека остается неизменной, но в каждую историческую эпоху формируется тип человека, соответствующий общественным отношениям этой эпохи. 2. Человек это существо предметно-практическое. Главной формой практического отношения к миру является труд. По мнению Маркса в процессе труда человек преобразует природу и создает удобную для себя форму окружающей среды. В процессе труда человек имеет дело с 3мя видами предметов: 1) Орудие труда 2) Предмет труда 3) Продукт труда Труд по мнению Маркса является процессом диалектически противоречивым, или труд характеризуют 2 пары противоположных понятий: 1. Опредмечивание – переход идеи, творческой способности в материальный объект (писатель создал книгу) 2. распредмечивание – переход материальной предметности в творческую способность (когда читаем книгу распредмечиваем замысел автора, диалог между нами и автором). Во всех орудиях труда опредмечены творческие силы их создателей. Поэтому когда другие люди используют эти орудия они эти творческие силы распредмечивают и делают своими. Получается, что в труде осуществляется социальная связь поколений. 1. Отчуждение родовой сущности 2. Присвоение родовой сущности Учение об обществе. Называется исторические материализм. Главная идея в этом учении: «Общественное бытие людей определяет их сознание». В общественном бытии на первом месте находится производство материальных благ. Маркс пользовался 2мя понятиями: 1) Общество. Это понятие показывает чем отличается социальная жизнь от природной 2) Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – общество на определенном этапе исторического развития, обладает своеобразным отличительным характером. Первичная: 1. Первобытно-общинная формация Вторичные: 2. Рабовладельческая 3. Феодальная 4. Капиталистическая Третичная: 5. Коммунистическая Эти формации различаются характером общественных отношений, но у всех формаций имеется общая структура. В основе любой формации лежит способ производства материальных благ. Способ производства включает в себя 2 стороны: 1) Производительные силы (люди и орудия труда) 2) Производственные отношения или отношения собственности на средства производства (на орудия и предметы труда) Производственные отношения образуют базис формации. От базиса зависит так называемая надстройка. В ее состав входит идеология, право, мораль… Смена формаций происходит путем социальной революции. Революции это «локомотивы истории». Революция заключается в том что происходит смена одного способа производства другим более прогрессивным. Это происходит в результате конфликта между производительными силами и производственными отношениями. Производительные силы развиваются и в определенный момент им становится тесно в рамках имеющихся производственных отношений. В результате возникают новые производственные отношения, соответствующие развившимся производительным силам. В результате формируется новый способ производства а вместе с ним новая формация. Все вторичные формации являются антагонистическими это означает что в них содержатся противоречия и конфликты. Их источник это частная собственнность на средства производства. Результат того что она формируется в том, что возникает эксплуатация человека человекам и возникает соц неравенство в форме классов. Классы – большие группы людей, которые имеют разное отношения к собственности на средства производства (рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат). Движущей силой вторичных формаций является классовая борьба. Еще одним следствием частной собственности является отчуждение. Отчуждение – негативный социальный процесс, характеризующийся деятельность человека и ее результатов в самостоятельную силу, враждебную человеку и господствующую над ним. Формы отчуждения по Марксу: 1. От самой деятельности (труд вместо творческого процесс становится мучением и соответственно человек выходит из труда опустошенным). 2. Отчуждение условий труда от самого труда (работники отстранены от управления производством) 3. Отчуждение результатов труда от работника 4. Отчуждение человека от человека (люди ведут между собой борьбу за средства к существованию, и поэтому получается что люди разобщены и не ощущают единства, т.к. каждый за себя ) 5. Отчуждение родовой сущности (человек свободен только в своих животных потребностях (еда…) и соответственно в своей социальной стороны человек не свободен) Т.е. отчужденный труд это труд не свободный и не творческий Присвоение это возвращение человеку утраченной родовой сущности. Во вторичных формациях присвоение не возможно, присвоение возможно только в обществе со справедливыми общественными отношениями. Это общество коммунистическое. Главный принцип коммунистического общества: «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» (Маркс) Уничтожение частной собственности уничтожит классовое неравенство, эксплуатацию, отчуждение. И в результате каждый человек получит возможность для гармоничного всестороннего развития. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 3546; Нарушение авторского права страницы