Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Западноевропейский рационализм 17 века: учения Б.Спинозы и Г.Лейбница



Последователями рационализма Декарта были: Бенедикт Спиноза и Готфрид Лейбниц.

Бенедикт Спиноза.

Главный вопрос который Спиноза поставил: что есть все, мир как целое. Ответ может дать только разум, по его мнению.

Спинозу прежде всего волновало проблема субстанции. Субстанция должна быть вечной и быть причиной самой себя (нет силы которая могла бы ее создать). Спиноза полагал что этому требованию соответствует только Бог. По Спинозе Бог и природа – это одна реальность (пантеизм). И соответственно субстанция – Бог-природа. Поскольку Бог абсолютен (уже совершенен) субстанция неподвижна и неизменна. Поскольку субстанция это причина самой себя то и действует она самостоятельно. Способ действия субстанции называется – атрибут. У субстанции атрибутов множество но мы знаем только 2:

1. Протяжение

2. Мышление

Мышление универсально и свойственна всей природе («И камень мыслит» Спиноза). Мышление человека это особый случай мышления всей субстанции.

Субстанция – природотворящая, но есть и природосотворенное – множество единичных вещей., которые называются модусы.

Субстанция по мнению Спинозы действует только в соответствии с необходимостью следовательно в мире нет ничего случайного. Все модусы подчинены необходимостью.

Человек это тоже модус, но особый: человек обладая разума может познать мир, но человек тоже подчинен необходимостью. («Свобода это познанная необходимость» Спиноза).

Спиноза выделял 4 рода познания:

1. Познание понаслышке – самое не достоверное.

2. Чувственное познание – смутное и неистинное

3. Разум – единственный источник истинного знания

Познание можно начинать сразу с разума минуя органы чувства.

Принцип тождества, мышления и бытия: порядок и связь идей в разуме соответствует порядку и связей вещей в природе.

В разуме содержатся врожденные общие понятия (принципы логики и математики). Разум с помощью интуиции устанавливает истинность этих понятий, а затем с помощью дедукции из этих понятий строится знание.

4. Интеллектуальная интуиция – с ее помощью не только выявляются врожденные общие понятия, но и осуществляется познание бога.

Вывод: разум сам знание формирует и он же определяет его истинность.

 

Готфрид Лейбниц.

Он тоже интересовался проблемой субстанции, но решил ее иначе чем Спиноза (монизм) и Декарт (дуализм)

По Лейбницу в основе бытия мира лежит множество субстанций (полизм). Монады – элементарные простые начала.

Демокрит Лейбниц
1. Атомы – это материальные частицы 2. Атомы приводятся в движение внешней необходимостью 3. Атомы взаимодействуют между собой путем столкновения 1. Монады – это духовные частицы 2. Источник движения монад находится в них самих 3. Монады совершенно не зависимы друг от друга

 

По Лейбницу монады вечны, непроницаемы, не имеют структуры, способны к восприятию и деятельности. Все монады созданы богом как верховной монадой. Все монады различаются по способностям:

1. Монады составляющие сущность растений способны к восприятию

2. Монады составляющие сущность животного обладают психикой

3. Человеческой монадой является человеческая душа, способная к познанию

Каждая монада – это «зеркало Вселенной», т.е. каждая воспринимает действия всех остальных, поэтому получается что монады не зависимы друг от друга, но при этом действуют согласовано. В мире существует «предустановленная Богом гармония монад». Исходя из этого вывод «наш мир наилучший из всех миров». Точно также в человеке существует предустановленная гармония души и тела.

Лейбниц был сторонником психофизиологического параллелизма: душа и тела существуют независимо, но согласовано.

В теории познания Лейбниц склонялся к рационализму, но при этом он попытался выработать компромисс между рационализмом Декарта и сенсуализмом Локка.

По Лейбницу чувственное познания играет не последнюю роль (рационалист не характерный). Все истины делятся на 2 вида, а именно

1. Истины факта, добываемые в опыте. На них основаны естественные науки и в них допустим метод индукции (от частного к общему). Однако собранные факты объясняют только разум.

2. Истины разума, которые опираются на врожденные задатки мышления (принципы логики и математики). Эти задатки разум раскрывает только под воздействием органов чувств. Органы чувств направляют внимание разума на определенные истины. Затем разум с помощью интуиции устанавливает истинность задатков, а потом путем дедукции из них строится знание.

Вывод: Рационализм:

1. Указывает на ведущую роль разума в познании

2. Признает наличие в разуме врожденного

3. Основой познания считается интуиция и дедукция

4. Математика это образец научного мышления

10. Западноевропейский эмпиризм и сенсуализм 17-18 вв (версия материализма)

Томас Гоббс.

Систематизировал учения Бэкона, но и дополнил его. В учении о бытии Гоббс разработал первую завершенную систему механистического материализма. Суть: субстанцией является материя подчиняющаяся действию законов механики. В теории познания Гоббс продолжил линию эмпиризма, но включил в нее отдельные элементы рационализма.

Мир по мнению Гоббса познаваем и познание делится на:

1. Обыденное. Главное органы чувств. Главным методом является индукция

2. Научное. Велика роль разума. Главный метод особенно в механики и математике допустима дедукция.

Образцами научного мышления он считал механику и математику. Механику, потому, что мир – машина. А математику, т.к. разум действует математически.

Мышление - это сложение и вычитание ощущений.

В отличие от Декарта Гоббс полагал что математика как и любая другая наука возникла в опыте (измерить поле высоту).

Истина по Гоббсу – не врожденные принципы ума, а свойства наших суждений о вещах. Это позиция крайнего номинализма.

Гоббс разработал учение о роли языка в жизни людей. Суть:

1. Без языка не возможно познание. Человек дает вещам и явлениям имена – это есть слова-метки. Помимо них есть слова-знаки с их помощью обмениваются мыслями. Вывод: если бы этого обмена не было то прогресс познания был бы не возможен.

2. Без языка была бы невозможна общественная жизнь людей. Язык позволил людям заключить общественный договор и учредить государство.

 

Джон Локк

«Разум – чистая доска, на которой опыт наносит письмена»

Главная идея сенсуализма: «нет ничего в разуме чего бы раньше не было в ощущении».

Опыт по Локку бывает:

1. Внешний – происходит при воздействии внешнего мира на органы чувств, этот опыт является исходным. Его результат это простые идеи о вещах. Эти идеи делятся на 2 основные группы:

1) Идеи первичных качеств вещи – эти качества присущи самим вещам (масса, плотность, объем)

2) Идеи вторичных качеств вещи – эти качества зависят от нашего восприятия вещи. (вкус, цвет, запах)

2. Внутренний опыт – заключается в деятельности разума. По мнению Локка: внутренний опыт опирается на внешний. Или разум перерабатывает показания органов чувств. Разум из простых идей строит сложные, 3мя путями:

1) Соединение

2) Сопоставление

3) Абстрагирование. Разум у большого класса объектов выделяет общие признаки и фиксирует их в форме понятий ((шар, куб и пирамида – общие признаки – понятие геометрическое тело)).

В то же время Локк полагал, что у разума имеется спонтанная сила независимая от ощущений. Локк считал что знание бывает 3 видов:

1. Чувственное – наименее достоверно

2. Демонстративное – т.е. размышление

3. Интуитивное знание – разум непосредственно усматривает истину.

В учении об обществе Гоббс и Локк были сторонниками теории общественного договора. Главная ее идеи: Государство это результат соглашения людей.

По Гоббсу сначала люди находились в естественном состоянии (нестесненное ни какими законами). Каждый человек полагал что он имеет право на все («Человек человеку волк» Гоббс – каждый хотел добиться своих целей). Дальше в определенный момент люди испугались что начнется «война всех против всех» (Гоббс), чтобы этого не произошло был заключен договор и учреждено государство. Договор: люди передают часть своих прав государству, а государство взамен обязуется защищать права граждан, и прежде всего право на жизнь. Возникнув государство превратилось в механическое чудовище (механицизм), но произвол государства ограничен общественным договором.

По Локку признается понятие естественное состояние, но его взгляды со взглядами Гоббса не совпадали.

Разногласия:

1. По мнению Локка естественное состояние не было конфликтным и люди с помощью разума осуществляли согласование своих интересов

2. Общественный договор был заключен по причине возникновения частной собственности - по мнению Локка. Государство по договору обязалось не только жизнь граждан но и их имущество.

Вывод: у людей есть не отъемлемые естественные права. Произвол со стороны государства ограничен общественным договором. Если государство в лице правителя нарушает договор, то народ имеет право на революцию, для свержения правителя.

11. Западноевропейский сенсуализм 18 века (версия субъективного идеализма)

В 18в Джордж Беркли и Дэвид Юм совершили переворот в сенсуализме.

Локк придерживался 3х принципах:

1. В основе бытия мира лежит материя

2. Мир существует объективно не зависимо от нашего сознания

3. Мир познаваем

Беркли пришел к выводу что материя это фикция, мир существует чисто субъективно.

Юм утверждал что мир не познаваем.

 

Джордж Беркли.

Он поставил цель опровергнуть материализм и показать что понятие материя не имеет под собой никаких оснований. Беркли переосмыслил 3 идеи Локка:

1. По Локку разум может создавать общие понятия, Беркли полагал что это не возможно. Аргумент его: мы воспринимаем только единичные вещи в которых общее и единичное слито во едино и поэтому общего мы выделить не можем. Беркли разработал теорию репрезентативного (заменитель) мышления: любая общая идея всегда заменяется единичной ((мы можем представить треугольник, равнобедренный треугольник, равносторонний- только конкретное, а общего представления нет))

2. По Локку опыт бывает внешний и внутренний, согласно Беркли реален только внутренний опыт то есть деятельность нашего сознания.

3. По Локку качество вещей бывает первичное и вторичное, по Беркли все вещи только вторичны, а это значит что все вещи это идеи нашего сознания и иначе не существуют.

Выводы Беркли: существование само по себе и существование в нашем восприятии это одно и тоже («Существовать значит быть воспринимаемым» Беркли). Если мы что то не воспринимаем значит его не существует. Материю как нечто общее не воспринимаем, значит ее не существует.

Учение Беркли характеризуется как солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, согласно которого мир существует только как данный в сознании субъекта.

 

Дэвид Юм.

В отличии от Беркли Юм полагал что мир возможно и существует объективно, но для нас он не познаваем (агносцитизм – учение о том что мир не познаваем).

Цепочка:

Мир – ощущения – человек

Люди воспринимают мир не напрямую а через ощущения, однако проверить правильность показаний органов чувств мы не можем. Или человек не способен выйти за пределы своих ощущений, поэтому результат: знание ограничивается только кажущемся а сущность остается не познанным («природа держит человека на почтительном расстояние от своих тайн» Юм).

Агночцетизм Юма больше всего проявился в учении о причинности. Мы не можем ничего знать о причинно следственных связях. Аргумент: если явление Б следует во времени за явлением А, это не значит что А причина Б. И поэтому Юм сформулировал признак: «после не значит по этому».

Однако человек верит что он знает причинно-следственные связи только по привычке восприятия.

Гносеология и этика И.Канта

Немецкая классическая философия возникла во второй половине 18в. Ее основателем являлся Имануил Кант. Последователи: Иоган Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Особенности немецкой классической философии:

1. Идеаллистический характер. При этом Кант и Фихте – субъективные идеалисты, Шеллинг и Гегель – объективные

2. Разработка диалектики как учение о законах развития (Гегель)

Кант.

В творчестве Канта выделяют 2 этапы:

1. Докритический (до начала 70х гг 18в)

Кант интересовался философией природы. Соображения:

1) Пространство и время это объективные характеристики мира

2) Вселенная бесконечна и состоит из множества галактик

3) Солнечная система возникла из раскаленной газовой туманности

На этом этапе Кант был сторонником гносеологического оптимизма, и полагал что мир познаваем.

2. Критический (с начала 70х гг 18в и до смерти)

Произошли 2 изменения:

1) С позиции материализма Кант перешел к субъективному идеализму

2) От гносеологическому оптимизму перешел к агностицизму (т.е. мир не познаваем)

Свое учение Кант назвал критическим. Критика означает что философы рассматривали мир с помощью разума но при этом не изучали сам разум, его способности и границы. Критика это и есть проверка разума.

Кант создал 3 работы под условным названием «Три критики»

1) Критика чистого разума

2) Критика практического разума

3) Критика способности суждения

В ходе проверки разума Кант совершил гносеологический переворот в философии:

1. До Канта в центре философских учений была онтология, а у Канта - гносеология.

Кант сосредоточил внимание на специфике познающего субъекта (как мы его воспринимаем). Кант выделил в субъекте 2 уровня:

А) эмпирический (индивидуально-психологические особенности отдельного человека)

Б) главное внимание ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (т.е. находящийся за пределами опыта, или это то что присуще сознанию всех людей). По мнению канта на этом уровне находятся АПРИОРНЫЕ формы (доопытные)

Знание бывает 2х видов:

1) Апостериорное, т.е. опытное

2) Априорное, доопытное – знание фиксируется в суждениях, которое бывает аналитическое и синтетическое. Аналитическое – фиксирует уже известное, синтетические- дают новые знания.

2. Кант осуществил синтез эмпиризма и рационализма

Кант признавал объективное существование мира и его объектов, которые называются «вещи в себе». Они воздействуют на органы чувств и порождают чувственное представление. Существуют также «вещи для нас», т.е. те же самые «вещи в себе» только в нашем восприятием.

В нашем восприятие присутствует феномЕны или явления. У них есть 2 стороны:

1) Материальное основание или содержание дающееся в опыте (идея эмпиризма)

2) Форма приводящая ощущения в определенный порядок. Форма априорна и существует до опыта (идея рационализма).

Сознание субъекта активно. Эта активность заключается в том что сам мир определяется формами нашего восприятия. Или иначе имеющеюся в нашем сознании априорные формы строят нам определенную картину реальности, которую мы познаем.

Кант поставил вопрос каковы источники и границы нашего познания, т.е. что мы о мире можем знать или как возможны априорные синтетические, доопытные, дающие новое знания, суждении в естествознании, в математики, философии.

Кант выделял 3 познавательные способности человека:

1. Чувственность (математика – наука о нашем понимании мира)

2. Рассудок

3. Разум

Математика и естествознание имеет научный характер, они дают знания с которым согласны все люди, но это науки не о мире как таковом, а только о нашем понимании мира. Поэтому сущность остается не познаваемой, мы познаем только явления, т.е. видимое, кажущееся (это и называется агносцитизм – мир не познаваем).

Философия не имеет научного характера. Т.к. не дает однозначных ответов, что есть мир как целое, бог, душа, свобода. Когда разум пытается решить эти вопросы он впадает в антиномии (т.е. неразрешимые противоречия). Разум будучи не в силах решить эти вопросы, в тоже время не запрещает верить в Бога, бессмертия души и свободы воли. Поэтому человек должен выбрать веру или неверие. По мнению Канта человек должен выбрать веру. Но здесь начинается переход от теоретического разума к практическому, или от гносеологии к этике.

Кант выделял практический разум (см таблица 14), который имеет нравственный характер. Его основой является воля. Ее главное свойство – автономия от божественного предопределения и природной необходимости. Однако воля не может быть абсолютно свободной. Воля сама себя ограничивает, она подчиняет себя всеобщему априорному нравственному закону. Он называется категорически императим – каждый человек должен поступать так, чтобы его поступок ко всеобщему благу могли совершить и другие. Смысл этой мысли: высшей ценностью и целью является человек.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь