Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие и проблема субстанции в философии. Эволюция представлений о материи в философии и науке.



Понятие субстанция находится в тесной взаимосвязи с понятием бытие. Если понятие бытие обозначает существования, то субстанция раскрывает, что является основой этого существования.

В Др. Греческой философии осуществлялся поиск единого первоначала мира.

Это первоначало обозначалось понятием Архэ (начало). Архэ – это эквивалент понятия субстанция. В тоже время проблема субстанции получила разработку в новом времени. Субстанция – это предельная основания бытия позволяющая свести все многообразие вещей, явлений и процессов к чему-то постоянному, относительно устойчивому, и самостоятельно существующему. Декарт и Спиноза добавили принцип, что субстанция должна быть причиной самой себя, т.е. вечна и самодостаточна. С этим определением были согласны все, но возникли разногласи я по вопросу количеств а субстанций и их свойств.

1. Монизм бывает материалистический и идеалистический. Диалектический(в изменении и развитии) и метафизический(неподвижна)

Дуализм

2.1. Гносеологический

2.2. Онтологический

Плюрализм

3.1. Идеалистический

3.2. Материалистически

Понятие центральное в материализме, субстанцией является только материя. В тоже время идеализм понятие материя не отрицает, но трактует ее иначе.

1. Материя понимается как производная от духовной субстанции. (объективный идеализм) Например, согласно Фоме Аквинскому, Гегель.

2. Материя - это совокупность ощущений познающего субъекта. (субъективный идеализм)

В материализме понятие материя прошло 3 этапа развития.

1) Наглядно-чувственное пониманием материи. Смысл? Др. Греческие философы утверждали, что материя представляет собой конкретную природную стихию. Все вещи образуются из природных начал, и все превращается в них же.

2) Вещественно-субстратное понимание материи. В эпоху Нового времени появилось.

1. Материя это конкретное вещество, состоящее из неизменных и неделимых атомов. Атомы являются приделом делимости материи.

2. Материальным является то, что обладает свойствами различимыми для наших органов чувств.

Если нечто в органах чувств нам не дано, то оно не материально.

Вывод: на этих двух этапов материя понималась конкретно. А вот в рамка 3 этапа материя стала пониматься абстрактно.

3) Философско-гносеологическое понимание материи.

Материя- это философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от сознания человека, но отображается в его органах чувств. (В.И. Ленин)

Это определение появилось в связи с революцией в естественных науках конца 19 начало 20 века.

Возникло представление, что материю нельзя сводить к чему-то конкретному, потому что она существует в большом разнообразии форм. Нужно найти что-то общее, что характерно для всех этих форм. Это общее – это объективность существования всех этих форм.

Материя - это все многообразие существующих в мире объектов и систем, вне зависимости от их сложности.

Материя - это всеобщая субстанция основа любых свойств, связи, форм движения.

Характеристики материи:

1. Объективность существования.

2. Это вечность и бесконечность в пространстве.

3. Структурность – наличие определенного строения.

4. Неуничтожимость материи

5. Неисчерпаемость.

У материи выделяют так же атрибуты. Атрибут – это неотъемлемое качество объекта, без которого он перестанет быть тем, чем является.

1. Системность

2. Пространство и время

3. Движение

4. Отражение

Проблема движения, пространства и времени в философии.

Пространство и время 2 подхода:

1. Пространство и время объективны и являются характеристиками самого мира. Среди сторонников объективности пространства и времени существовало разногласия по соотношению пространства и времени с материей.

Сложились две концепции

Субстанциональное Реляционное
Свойство пространства и времени не зависят от материи Свойства пространство и время неразрывно связаны с материей
Пространство и время существуют независимо от материи Существует единая реальность пространство-время

(см таблицу 3)

Пространство – это форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных систем.

Свойства пространства:

1) протяженность.

2) Трехмерность

3) Изотропность

Время - это форма бытия материи характеризующая, длительность ее существования, последовательность смены состояний в развитии материальных систем.

Свойства:

1) Длительность

2) Одномерность

3) Необратимость

Свойства пространства-времени:

1) Объективность существования.

2) Зависимость от динамики материи

3) Бесконечность

Пространство и время субъективны и являются формами нашего восприятия мира.

Движение

Сформировалось 3 подхода к трактовке движения:

- механицизм:

1. движение это перемещение тела в пространстве по законам механики.

2. Движение – это внешнее свойство материи, результат воздействия на тело внешней силы. Например, Ньютон полагал, что планеты солнечной системы стали двигаться по орбитам благодаря божественному импульсу.

3.Принцип редукционизма – это сведение сложного к простому, высшего к низшему. Высшие. сложные формы движения – например, биологическая и социальную можно объяснить с простой низшей формой, механической. например, согласно Декарту любое живое тело это машина. Согласно Гобсу – государство это механический агрегат.

- энергетизм основатель Вильгельм Освальд.

1. Материя и движение не связаны между собой.

2. Источником движения является превращения одной формы энергии в другую.

- Диалектический материализм. Маркс и Энгельс. Этот подход направлен против механицизма и энергетизма.

1. Критика энергетизма. Любая форма движения имеет свой материальный носитель.

Механическое движение – это движение тел, физическое- атомов, химическая – молекул, биологическое – живые организмы, социальное – людей и общества.

2. Критика механицизма.

а) Движение это любое изменение вообще, где бы он не происходило (Например, библиотека – книга 10 лет, желтеет, меняется, она движется потому что меняется). Движение абсолютно, покой относителен.

б) Движение внутренняя характеристика материи. Не внешняя. Материя обладает способностью к самодвижению.

в) Высшие сложные формы движения материи нельзя объяснять по аналогии с простыми, низшими формами. Нельзя по простой аналогии объяснить одно другим. Законы низших простых форм подчиняются законам высших сложных форм и более того при определенных условиях формы движения материи переходят друг в друга.

29.Проблема соотношения души и тела в истории философии.

АНТИЧНОСТЬ. На раннем этапе античной философии душа рассматривалась сообразно с первоначалом мира: по Анаксимену, душа имеет «воздушную» природу, по Гераклиту – «огненную», по Демокриту – состоит из особых шарообразных атомов огня, превосходящих другие атомы по подвижности.

Демокрит первым поставил вопрос о взаимодействии души и тела. По его мнению, материальная душа взаимодействует с телом так же, как другие тела взаимодействуют между собой; душа ничем принципиально не отличается от других тел. Душа есть «тело» в теле. Атомы души движутся и приводят в движение тело, но состояния души зависят от состояний тела, поэтому душа смертна.

В этих учениях не разграничивалось материальное и идеальное в понимании психики. Сократ впервые выдвинул идею, что душа имеет идеальную природу. Эту идею развил Платон: душа бессмертна, а главное – бестелесна. Она может освобождаться от тела и существовать самостоятельно, ее нельзя воспринимать чувственно, она родственна бестелесному миру «идей». Варианты соотношения души и тела: 1) различные части души располагаются в различных частях тела, но в мозге душа соединяется с телом, в мозге – корень жизни; 2) воздействие тела на душу (болезнь); 3) их смешение: душа сращивается с телом и поэтому ее тянет в земной мир (переселение). Тело функционирует по своим законам, но душа может воздействовать и использовать его в своих интересах.

Аристотель считал, что душа не может существовать сама по себе, отдельно от тела. Хотя душа нетелесна, она не есть нечто автономное от тела, но в отличие от тела, душа непространственна. Душа – это «форма» тела, а тело – материя души. Душа делает тело живым и ощущающим, но душа присутствует в теле не как другое «тело». Особенность души в том, что она воспринимает другие формы без материи (идеально). Душа как движущая сила тела сама неподвижна.

СРЕДНИЕ ВЕКА. По Августину, нетелесная душа есть «внутренний духовный человек». Душа обладает способностью к памяти: в нее входят не сами вещи, а образы, которые в отличие от эйдолов Демокрита, идеальны. Память – это все содержание внутреннего мира человека: чувственные образы, свое Я, идеи ума, переживания. Душа и тело субстанциально различны, тело изменяется во времени и пространстве, душа – только во времени. Главное свойство души – не мышление, которым в полной мере обладает только Бог, а воля: душа принимает решения и использует тело как инструмент их осуществления. Способ соединения души и тела есть тайна, равно как и человек тоже. Человек способен к душевному самоуглублению и через самопознание – к богопознанию.

НОВОЕ ВРЕМЯ. В эту эпоху возникло множество концепций соотношения души и тела, а сама эта проблема стала одной из центральных в философии.

Дуалистический интеракционизм. По Р.Декарту, тело и душа есть противоположные субстанции: тело протяженно, душа мыслит. Сознание – это особая субстанция, открытая лишь для созерцающего ее субъекта и противоположная пространственному миру, созерцание субъектом содержания своего внутреннего мира, способность иметь знание о своих психических состояниях. Мышление – это все, что осознается человеком (если у Августина природа души трактуется через память, то у рационалиста Р.Декарта – через мышление). Душа соединяется со всем телом, но взаимодействует с ним в «шишковидной железе».

Материализм. Этот подход существовал в трех версиях.

Физикализм: душа материальна. По Т.Гоббсу, мысль есть движение материальных частиц. Французский материалист XVIII века Пьер Кабанис утверждал, что мышление – такой же продукт мозга, как и секреция поджелудочной железы или печени. Сознание – это разновидность материи, а мысль – выделение мозга. В XIX веке этот взгляд разделяли представители вульгарного материализма: Фохт поддерживал идеи Кабаниса, Молешотт полагал, что мышление – это передвижение мельчайших материальных частиц мозга. Согласно Бюхнеру, содержание сознания определяется химическим составом продуктов питания.

Эпифеноменализм. Английский философ XIX века Шедворс Ходжсон полагал, что психика нематериальна, но душевные процессы не могут оказывать причинное воздействие на тело. События в нервной системе образуют автономную цепь, независимую от сопровождающих их ментальных состояний: они есть эпифеномены, неспособные к обратному воздействию на нервные процессы.

В XX веке представители бихевиоризма Э.Торндайк и Б.Скиннер считали, что у человека от рождения есть небольшое число врожденных схем поведения (глотание, дыхание), над которыми надстраиваются более сложные процессы. Удачная реакция закрепляется и воспроизводится («закон эффекта»). Само закрепление происходит по «закону упражнения» – многократного повторения одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы, поэтому эти реакции автоматизируются. Поведение животных и человека объясняется не влиянием психических процессов на тело, а врожденными и приобретенными рефлекторными реакциями (моторными, вербальными, ментальными) на стимулы внешней среды.

Материалистический интеракционизм. Этот подход представлен, прежде всего, в концепции диалектического материализма и теории отражения.

Онтологический параллелизм. По Г.Лейбницу, физические и психические ряды имеют собственные законы и они совершенно равноправны, их протекание сопровождает друг друга, и эта гармония предустановлена Богом.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 969; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь