Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Множественность пониманий философии.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Множественность пониманий философии. Считают ее областью занятий необыкновенных людей. Бесполезными раздумьями о чем-то туманном и далеком от жизни. Платон - познанием сущего, или вечного, непреходящего. Аристотель - исследование причин и принципов вещей. Поздней античности - искусство достойной и гармоничной жизни, достигаемое посредством разума. Мыслители христианского средневековья - необходимую ступень к достижению божественной мудрости, Иммануил Кант - как систему философских знаний - от подлинного философствования, стремящегося уяснить отношение познания и действия к существенным целям человеческого разума, Далее философию как теоретическое мировоззрение - систематическое размышление, в котором человек, пытается понять и мир и самого себя Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, Мировоззренческая функция с формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция вырабатывает основные методы познания окружающей действительности Мыслительно-теоретическая функция учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, Гносеологическая — одна правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, Воспитательно-гуманитарная функция культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, Прогностическая функция на основании имеющихся фил знаний об окружающем мире и человеке, спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, Софисты и Сократ. Сократические школы. " Софист" - " мудрый. Смещение эпицентра философской рефлексии с проблематики физиса и космоса на проблематику человеческого бытия. " гуманистический период в истории философии". Протагор(Горгий(2. Характерные черты философии софистов.Для софистов характерно: критическое отношение к окружающей действительности; стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; неприятие основ старой, традиционной цивилизации; отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании; сремление доказать условность государства и права, их несовершенство; убъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.3. Софизм как основной логический прием софистов.Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов – логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях. Сократ концентрируется на проблематике человека, не как природное существо, а человека познающего, находящегося в состоянии познания. " Душа" - это разум, мыслящая активность, нравственное поведение. Жизнь – взращивание души, тело – инструмент души.Любые внешние блага– не блага, а средства. Если они управляются невежеством, то способствуют злу. Благо есть знание, и в определенном смысле ему можно научиться. Сократические школы: Мегарики (г. Мегара) – Евклид. Развивали искусство спора, Киники (Диоген: самодостаточность, свобода от всех вещей), Киренаики –Эвдемонизм (обоснования морали, согласно которому счастье («блаженство») является высшей целью человеческой жизни), гедонизм (этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни)Последователь – Платон. Философия эпохи эллинизма и Рима. К основным чертам эллинистической философии относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов. 1. Платоновская Академия «Древняя» академия: последователями Платона; под влиянием пифагореизма и математики и астрономии. « средняя» и «новая» академии: скептицизма. Всякая вещь, «есть это не в большей степени, чем то». Поэтому утверждать ничего в точности не имеет смысла. Лучше высказываться, например, так: «Мне кажется, что еда сладкая». Воздержание от категорических суждений приводит к невозмутимости — идеалу для мудреца. Как чувственное восприятие, так и разум способны уловить лишь случайные характеристики вещей и потому не могут не быть источниками заблуждений. Суждения человека носят поверхностный характер, а следовательно быть высказано противоположное ему. Следствием скептического эпохе становится атараксия - безразличие к окружающему миру, которое приверженцы скептицизма считали единственной жизненной позицией, достойной мудреца. Стоическая школа (Стоицизм) Идеал стоика — невозмутимый, даже «бесчувственный» мудрец, свободный от страстей. Стоики в своих учениях уделяли много внимания феномену воли. Эпиктет: «Следует различать вещи, которые находятся в нашей власти(1)мнения желания и те, которые от нас не зависят(2тело душа слава 4. Эпикурейская школа (Эпикуреизм) Эпикур развил идеи атомизма. Он не мог принять причинность, царившую в мире атомов Демокрита, согласно которому все создано в результате «столкновений» и «отскакиваний» атомов. Эпикур приписывает атомам способность «отклоняться» в результате движения «связной цепью».(воля атомов) Эпикур считает, что жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет». Стремление к наслаждению (принцип гедонизма), часто созерцательному. Высшим благом ощущение наслаждения, то есть избавление от страданий Бытие, сущее, Ничто в философии М.Хайдеггера ( «Что такое метафизика? »). «Исследованию подлежит только сущее и более – ничто; одно сущее и кроме него – ничто; единственное сущее и сверх того – ничто».Сущее – вся совокупность вещей, которые нас окружают.Бытие – то единое, благодаря которому существует сущее.Ничто – отрицание всей совокупности сущего (Но для этого необходимо уметь представить все сущее в целом, что невозможно на уровне представления, но возможно на уровне ощущения) О Ничто нам говорит ощущение ужаса (ужас отличается от страха/боязни: это фундаментальное настроение, предмет не определен). Ничто, о котором он говорил, это на самом деле Бытие, которое противостоит сущему и стоит за ним, является как не-сущее, как Другое всему сущему.Человек - существо, изначально выдвинутое в Ничто: человек может «подойти» к Сущему и вникнуть в него.Когда человек ощущает Ничто, то он может перешагнуть за пределы сущего в целом, что приводит к обнаружению бытия.Все это есть метафизика, т.е. Вопрошание о бытии.Философия - то, что приводит в движение метафизику. Философия и научная картина мира. Пространство и время. Причинность и детерминизм. Философия науки. Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Поэтому возникает потребность философского осмысления особенностей научного познания как науки в целом, так и в отдельных научных дисциплинах, в связи с постоянными изменениями в различных науках. Так что вместе с изменениями научного знания происходят изменения и в философии науки. Научное знание появилось в Др. Греции: Была только логика и теория..Отсутствие точного контролируемого эксперимента. «Галилеевский» образ науки: Математизированное естествознание, опирающееся на точный эксперимент. Венский кружок: стандартная концепция научного знания Мир рассматривается как существующий реально и своих характеристиках независимый от познающего его человека. Эмпирический закон описывает регулярные отношения между вещами. Теоретический закон формируется с пом. Творческого воображения ученого. Гипотеза. Чтобы объяснить какое-либо явление, его нужно подвести под один или несколько общих законов, применив их в определенных конкретных условиях. Принцип верифицируемости: понятие или суждение имеет значение только тогда, когда оно эмпирически проверяемо. Принцип фальсифицируемости: любое утверждение, относящееся к науки должно быть принципиально опровержимо опытом. Рациональная критика и постоянная коррекция фактами – суть научного познания. Наука – непрерывный поток гипотез и их опровержений. Философия науки помогает углубить наше представление о природе познания. Ее задача – рациональная реконструкция сложных и до конца не рационализируемых процессов роста научного знания. Материалистическое понимание истории. К.Маркс. Анализ произведений «Тезисы о Фейербахе», «К критике политической экономии» Предисловие. Осн. Тезисы: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания; 2) М. Открыто признал свою связь с интересами пролетариата; 3) как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной рев. Деятельности; 4) отсюда центр Ф. Исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что мат-зм впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. Практики. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Осн. Принцип: антогонизм между производственными силами и производственными отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-эк. Формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень его развития).Для этого: общественное бытие и сознание. ОБ - материальное отношение людей к окр. Миру, прежде всего к природе, в процессе пр-ва мат. Благ, и те отношения, в к-рые вступают люди между собой в процессе пр-ва. ОС - осознание обществом самого себя, своего ОБ'а и окр. Действительности. Б определяет С, обратное вообще говоря неверно. Кьеркегор - предвестник экзистенциализма. Его можно считать экзистенциалистом постольку, поскольку он полагал, что существование первично, а сущность вторична. Внимание датского философа было направлено прежде всего на единичность человеческого существования (экзистенции). В центре экзистенции - вера как «факт христианского бытия». Он полагает, что существование - это прежде всего то, что человек страдает, имеет страсть к чему-то. То есть под существованием он понимает чувственно-духовно-эмоционально-волевую сферу в человеке. Причем индивидуального человека. Речь идет о переживаниях, страданиях, страстях - том, что ощущает человек, о духовном начале в человеке, но начале страдающем, эмоциональном. Существование теперь сводится к мышлению: “Страдаю, существую, а потому мыслю”. Кьеркегор считает единственной реальностью не материю, не абсолютный дух, а единичного субъекта, духовно-эмоциональную сферу, субъективность, как он говорит. Вот что является первичным и главным - бытие, существование. Одним из самых важных элементов, подразумеваемой экзистенциализмом Кьеркегора является выбор, или же принятие решения.. Весь экзистенциализм пропитан учением о грехе. Кьеркегор помогает человечеству заново переосмыслить свою вину, т.е. Осознание ответственности за свой грех. Человек имеет свободу быть невинным, но по собственному желанию отвергает ее. Веру можно назвать не только центральным понятием К., но и главным «оружием» с помощью которых К. Преодолевает криз и принимая «решение», делает верный «выбор». Вера есть единственная возможность человека преодолеть свое бессилие. Веру в то, что невозможное возможно К. Называет «абсурдом», но этот абсурд есть следствие Абсурда. С одной стороны, он по сути своей, делает акцент на личности, но в тоже время богословская составляющая этого мировоззрения, направляет взор этого личностного к Богу, делая Его главным объектом своего созерцания. Множественность пониманий философии. Считают ее областью занятий необыкновенных людей. Бесполезными раздумьями о чем-то туманном и далеком от жизни. Платон - познанием сущего, или вечного, непреходящего. Аристотель - исследование причин и принципов вещей. Поздней античности - искусство достойной и гармоничной жизни, достигаемое посредством разума. Мыслители христианского средневековья - необходимую ступень к достижению божественной мудрости, Иммануил Кант - как систему философских знаний - от подлинного философствования, стремящегося уяснить отношение познания и действия к существенным целям человеческого разума, Далее философию как теоретическое мировоззрение - систематическое размышление, в котором человек, пытается понять и мир и самого себя Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, Мировоззренческая функция с формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция вырабатывает основные методы познания окружающей действительности Мыслительно-теоретическая функция учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, Гносеологическая — одна правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, Воспитательно-гуманитарная функция культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, Прогностическая функция на основании имеющихся фил знаний об окружающем мире и человеке, спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы