Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Человек как философская проблема. Проблема происхождения человека.
Человек как проблема: Что такое Человек? Откуда он взялся? Чем он отличается от других существ? Античность: человек – часть мира, обладатель собственного угла в мироздании, не на нижнем и не на верхнем уровне. Его жизненный путь определен законами судьбы. Крушение античности: раннее христианство констатировало распад цельности мира. Человек не может иметь твердо установленного места во Вселенной. Августин: человек – великая тайна, он сам не знает чего в нем больше, божественного или дьявольского, он не находится в ряду вещей. В христианской философии библейское представление о человеке как образе и подобии Бога", внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы в образе Христа, следовательно, возможности внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати. Философская антропология Опр: Наука о сущности и структуре человека, его отношении к природе и к основе всех вещей, о его физических, психических и духовных проявлениях в мире; силах, которые движут им; основных направлениях и законах его развития. Возникновение человека – чудо, случайность или мутация? Неприспособленность сегодняшнего человека (homo sapiens) к природе: Значение труда в возникновении человека: Примитивные каменные орудия просуществовали без изменений очень долго. Животные оказались более искусными строителями и изобретателями. Человека от животных отличает производство символов: рисунков, культовых предметов. «Культурная» работа занимала более важное положение, чем утилитарный труд. Социальная философия. Общество в человеке и человек в обществе. Предмет социальной философии: Человек и мир, который он создает и в котором он живет. Формы и социальные связи, отношения, которые человек создает своей деятельностью вместе с другими людьми. Общество – система надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей деятельностью вместе с другими людьми. Общество не может существовать без людей, его составляющих. Два подхода: Общество прежде человека Общество живет собственной жизнью, внешней и принудительной по отношению к отдельному человеку. Общество предшествует человеку, он производит тех людей, которые ему нужны. Человек есть ансамбль социальных отношений. Человек прежде Общества Человек – автономный субъект, обладающий сознанием и волей, способный к осмысленному поступку. Общество – сумма индивидов, результат осмысленного человеческого поведения. «Часто результаты деятельности не совпадают с нашими желаниями. Несовпадение целей и результатов деятельности говорит о том, что общество несводимо к людям, его составляющим». Концепция, примиряющая оба взгляда: Социальная теория К.Маркса: общество, как продукт воспроизводства людьми своей жизни, составляет целостность, несводимую к отдельным людям. Общество в человеке Любые человеческие проявления социальны. «Чисто природного тела», т.е. Тела вне истории общества, нет. Власть закона над телами. Язык. …..Общество – продукт деятельности людей. Каждый человек производит свою жизнь вместе с другими людьми. Сознание. Феноменологический подход. Главная трудность заключается в том, что сознание ненаблюдаемо, его практически невозможно зафиксировать в чистом виде.Феноменоло́ гия - описание опыта, познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт. Феномен - то, что только кажется, а на самом деле не существует. Феномен–это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль. Феноменология–это учение о сознании, о феноменах и их смыслах. Эдмунд Гуссерль Феноменологи озабочены тем, что богатый жизненный мир человека, наполненный красками, пройдя через сознание и достигнув стадии науки, оказывается, абстрактным, обезжизненным. Это происходи Потому, что мы плохо понимаем само сознание. Забвение жизненного мира–это результат плохого философствования.Итак, феноменологи стремятся помочь людям избегать забвения жизненного мира. Итак, феноменолог берет предмет созерцания «в скобки», затем он обогащает созерцание смыслами и только после этого полученный эйдос возвращается предмету, что и означает сохранить полноту жизненного мира. Эйдосы по сравнению с идеями более конкретны, более жизненны. Ценность–это значимость предмета для человека. Ценность связывает субъект и объект. Ценность есть феноменологическая интерпретация. Аналитическая философия. Эволюция, основные проблемы и представители. Понимание сознания. Термин «аналитическая философия» способ философствования, ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости мышления, (b) Позитивистская точка зрения о том, что философских истин не существует, и что задачей философии является логическое прояснение мыслей. Как результат принятия позитивистской точки зрения, многие философы-аналитики рассматривают свои исследования как продолжение (или придаток) естественных наук. Точка зрения, что логическое прояснение мыслей может быть достигнуто лишь путем анализа логической формы философских предложений. Тем не менее, аналитические философы по большей части не согласны друг с другом по поводу того, какова верная логическая форма предложений естественного языка. Отрицание значимости всеобъемлющих философских систем в пользу более пристального внимания к деталям, здравому смыслу и обыденному языку. ФИО: Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн Бодрствование – состояние сознания, сон – общая анестезия, умирание – прекращение состояний сознания. Качественные состояния сознания: Физикализм объясняет деятельность психики рядом электрохимических изменений в мозге, теряя при этом качественную составляющую, характерную для сознания. Качественный опыт – описание сознательного опыта, которое доступно существу, переживающему его из перспективы первого лица. Качественные аспекты опыта: Есть у новорожденных и у высших животных (голод, холод и т.п.), но у них нет дискурсивного мышления и символического сознания. У ребенка и собаки есть мир, у компьютера – нет. Отход от физикалистских теорий сознания Сознание не вписывается в физикалистскую картину мира (любое событие, происходящее в мире, -- результат исключительно физических причин. Мир един и каузально целостен). Философия науки. Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Поэтому возникает потребность философского осмысления особенностей научного познания как науки в целом, так и в отдельных научных дисциплинах, в связи с постоянными изменениями в различных науках. Так что вместе с изменениями научного знания происходят изменения и в философии науки. Научное знание появилось в Др. Греции: Была только логика и теория..Отсутствие точного контролируемого эксперимента. «Галилеевский» образ науки: Математизированное естествознание, опирающееся на точный эксперимент. Венский кружок: стандартная концепция научного знания Мир рассматривается как существующий реально и своих характеристиках независимый от познающего его человека. Эмпирический закон описывает регулярные отношения между вещами. Теоретический закон формируется с пом. Творческого воображения ученого. Гипотеза. Чтобы объяснить какое-либо явление, его нужно подвести под один или несколько общих законов, применив их в определенных конкретных условиях. Принцип верифицируемости: понятие или суждение имеет значение только тогда, когда оно эмпирически проверяемо. Принцип фальсифицируемости: любое утверждение, относящееся к науки должно быть принципиально опровержимо опытом. Рациональная критика и постоянная коррекция фактами – суть научного познания. Наука – непрерывный поток гипотез и их опровержений. Философия науки помогает углубить наше представление о природе познания. Ее задача – рациональная реконструкция сложных и до конца не рационализируемых процессов роста научного знания. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы