Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глобальные проблемы и будущее человечества.



Структура глобальных проблем: Интерсоциальные проблемы, относящиеся к взаимодействию государств, различных общественно-экономических систем. Антропосоциальные проблемы, связанные с отношениями между человеком и обществом (образование, культура и т.п.). Природно-социальные глобальные проблемы, существующие во взаимодействии человека и общества с природой (экологическая проблема, проблема ресурсов, энергетики, продовольствия). Неуклонно растущие взаимодействия между народами, обмен продуктами промышленного и сельскохозяйственного производства, духовными ценностями постоянно сопровождались острейшими военными столкновениями. В первой и второй мировых войнах лишились жизни около 70 миллионов человек. Это были первые мировые войны во всей истории человечества, в которых участвовало значительное большинство стран мира. Они-то и обозначили начало превращения проблемы войны и мира в глобальную. Глобальные проблемы явились результатом: С одной стороны огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей. С другой стороны неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой. Способы преодоления глобальных проблем: Развертывание (компьютерной) революции», преодоления преград к объединению человечества. Становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренне политике, в групповых и межличностных отношениях. Развитие новой этики, провозглашение системы ценностей.

21. Философия как способ самополагания человека в мире. Анализ статей М.К. Мамардашвили « М.К. Мамардашвили «Быть философом – это судьба» Философия может быть профессией, но гораздо важнее, что она часть жизни как таковой. Можно говорить о философствовании как об особом акте осмысления мира и себя в нем; акте, дающем нам некое обобщенное, универсальное знание, свободное от повседневной «гонки за происходящим» Это мистификация, будто философствовать можно на заранее заданную (плановую) тему, да еще к определенному сроку. Философия – это публичное сознание, то есть сознание, которого нельзя не высказать, сознание вслух. Сознание вслух – нецеленаправленно, нецеленамеренно и тем более незлонамеренно. Оно не для того, чтобы показать себя или утвердиться социально, или ущемить кого-то. Философ в этом смысле беззащитен: он может высказываться только от своего имени. «Как я понимаю философию » Философия, как я ее понимаю, и не была никогда системой знаний. Люди, желающие приобщиться к философии, должны ходить не на курс лекций по философии, а просто к философу. Соприкосновение с оригиналом есть единственная философская учеба. «Философия – это сознание вслух» Философия не преследует никаких целей, помимо высказывания вслух того, от чего отказаться нельзя. Целью философии является сама философия. Существует такое странное определение бытия в философии: бытие – это то, чего никогда не было и не будет, но что есть сейчас. Как ни странно, вопреки логике языка и наглядному представлению. Ф.Ницше «Человеческое, слишком человеческое» Свободный ум есть относительное понятие. Свободным умом называют того, кто мыслит иначе, чем от него ждут на основании его происхождения, среды, его сословия и должности или на основании господствующих мнений эпохи. Он есть исключение, связанные умы суть правило; Происхождение веры. Отношение связанного ума к вещам определяется не основаниями, а привычкой. Вера – привычка, а не осознанный выбор человека. Люди свободомыслящие, живущие ради одного познания, легко найдут внешнюю цель своей жизни.

Тема бессмертия души в диалоге Платона «Федон».

4 доказательства бессмертия души:

1. Взаимопереход противоположностей

2. Знание как припоминание

3. Равенство души самой себе

Третий аргумент «Федона» связан уже с доказательством разнородности души и тела. В диалоге постулируется наличие двух видов сущего. К первому относится всё зримое и разложимое, ко второму — безвидное, то есть, недоступное чувствам, и неразложимое. Как очевидно, тело это то, что зримо и постоянно изменяется. Следовательно, тело — сложно по природе, и в нём нет ничего простого и неразложимого. Именно поэтому тело и смертно. А душа безвидна и влечётся к познанию вещей вечных и неизменных. Душа схожа с божественным, а тело - со смертным.

4. Гармония, сущность души как причина жизни Абсолютная причина жизни - душа, стало быть, она не может принимать в себя смерть

Аристотель о мудрости и о первых философах. («Метафизика», книга1, главы 1-5).

Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому – влечение к чувственным восприятиям. Мы видим, что имеющие опыт преуспевают больше, чем, кто обладает отвлеченным знанием, но не имеет опыта. Причина этого в том, что опыт есть знание единичного, а искусство - знание общего. Но все же мы полагаем, что знание и понимание относятся больше к искусству, чем к опыту, и считаем владеющих каким-то искусством более мудрыми, чем имеющих опыт, ибо мудрость у каждого больше зависит от знания, и это потому, что первые знают причину, а вторые нет. Далее, ни одно из чувственных восприятий мы не считаем мудростью, хотя они и дают важнейшие знания о единичном, но они ни относительно чего не указывают " почему". Мудрость есть наука об определенных причинах и началах. Мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Совершенно очевидно, что необходимо приобрести знание о первых причинах: ведь мы говорим, что тогда знаем в каждом отдельном случае, когда полагаем, что нам известна первая причина. 4 первопричины: сущность- материя- то, откуда начало движения- то, ради чего (благо) Большинство первых философов считало началом всего одни лишь материальные начала, а именно то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются. Но не сам же субстрат вызывает собственную перемену! Следовательно, необходимо искать причину, т.е. Первые мудрецы- что начало телесное (ведь вода, огонь и тому подобное суть тела), причем от одних – что телесное начало одно, а от других - что имеется большее число таких начал, но и от тех и от других - что начала материальные; а некоторые принимали и эту причину, и кроме нее ту, откуда движение, причем одни из них признавали одну такую причину, а другие - две. Пифагорейцы: Само беспредельное и само единое есть сущность того, о чем они сказываются, и потому число есть сущность всего.


26. Понимание блага и свободы в стоицизме. По произведению Эпиктета «В чем наше благо? »

Стоицизм – философское направление эпохи Эллинизма.

Фатализм стоиков основан на божественном представлении о порядке мира, мир имеет в себе разумную программу, а мы – её части. Неизбежное следует принимать равнодушно. Основная добродетель – апатия Свобода = Разум = Природа

Эпиктет. «В чем наше благо? » Книга первая. О благе: К другу, вернувшемуся к развратной жизни Управлять рассудком очень легко: стоит только пожелать жить лучше, и рассудок исправится.Какая тебе будет выгода от добродетельной жизни? – спрашиваешь ты. Да разве не большая выгода: порядок вместо беспорядка, честность вместо бесчестия, воздержание вместо распутства, почитание своей души вместо презрения ее! Обращение к малодушному другу Все предопределено судьбой, следовательно, у человека есть все необходимое, чтобы жить разумно и быть выше животных.Как бороться против порочных желаний? Хорошая привычка – способ достичь блага, а плохая – наоборот.Благо находится не в материальных вещах и социальном положении, а в нашей душе.

О свободе: Свободным человеком будет тот, для которого нет никаких препятствий, у которого всегда под рукой найдется все, что ему нужно. Рабом можно считать того, кому всегда будет что-то мешать, противиться его воле. Если ты на самом деле хочешь стать свободным, то должен всегда быть готовым отдать Богу то, что ты от него получил.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь