Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие мировоззрения, его стр-ра и основные функции.



Понятие мировоззрения, его стр-ра и основные функции.

Мировоззрение - сложная система наиболее общих представлений о реальности, ценностных установок и схем поведения, которые обеспечивают сознательный выбор жизнедеятельности человека и регулируют взаимоотношения между людьми.

Структура мировоззрения. Компоненты мировоззрения:

Познавательный компонент включает наиболее общие представления и теоретические взгляды о происхождении, строении и развитии мира, месте человека в мире, о познавательном отношении человека к миру.

Ценностный компонент содержит принятые в обществе на определенном историческом этапе ценности, оценки и ценностные отношения между людьми, которые фиксируют многосторонние отношения человека к миру, к другим людям и к самому себе.

Поведенческий компонент охватывает совокупность выработанных в ходе исторического развития и соответствующих определенному состоянию общества правил, норм, принципов поведения, убеждений, служащих регулятором человеческой жизнедеятельности.

Структура мировоззрения

Уровни мировоззрения (горизонтальный срез):

Мироощущение – эмоционально-психологический уровень мировоззрения; окружающая действительность переживается на основании эмоциональных механизмов.

Мировосприятие - уровень мировоззрения, на котором происходит формирование наглядных образов и представлений.

Миропонимание – интеллектуальный уровень мировоззрения; окружающая действительность осмысливается, объясняется, оценивается на основании интеллектуальных усилий.

Структура мировоззрения. Уровни мировоззрения (вертикальный срез): Обыденное мировоззрение:

формируется стихийно в процессе повседневного опыта многих поколений в различных сферах жизнедеятельности;

основано на здравом смысле;

отсутствуют системность и единство.

Теоретическое мировоззрение:

формируется сознательно и целенаправленно в процессе интеллектуально-познавательной деятельности;

основано на абстрактном мышлении;

присутствуют системность, целостность, завершенность.

Основные функции мировоззрения

познавательная, систематизирующая, эвристическая(предсказывание будущего), аксиологическая (мировоз придает ценности, убеждения), праксеологическая (содействует выработке норм, правил поведения)


2.Исторические типы мировоззрения.

Миф

Религия

Философия

Миф

Исторический тип мировоззрения, основанный на вере в сверхъестественное и установке, согласно которой в качестве реального признается и естественное, и сверхъестественное. Его основные черты:

- синкретизм - представление о единстве материального и нематериального мира;

- антропоморфизм - представление о сходстве сверхъестественных сил с человеком и человеческим поведением, рассмотрение их по аналогии;

- гилозоизм - представление о мире как о живом существе;

- циклизм - идея вечного круговорота умирания и возрождения самих по себе неизменных вещей.

Религия

Исторический тип мировоззрения, основанный на вере в сверхъестественное и четком разделении мира на природный и сверхъестественный, материальный и нематериальный. Основные черты:

- приоритет сверхъестественного мира по отношению к природному миру - духовное является более важным и генетически первичным; материальный мир рассматривается в качестве зависимого от сверхъестественного мира и сотворенного последним;

- персонализм – человек рассматривается как несовершенное отражение сверхъестественных сил; тем самым происходит выделение человека из природного мира и осознание единства человеческого рода.

Философия

Исторический тип мировоззрения, представляющий собой систему рационально обоснованных представлений о мире, месте человека в мире, принципах и целях его деятельности.

- Основное отличие философии от мифа и религии: в основании мировоззрения находится не вера, а рационально обоснованные знания.

 

Понятие философии. Предмет философии и его историческая динамика

Философия - Исторический тип мировоззрения, представляющий собой систему рационально обоснованных представлений о мире, месте человека в мире, принципах и целях его деятельности.

Основное отличие философии от мифа и религии: в основании мировоззрения находится не вера, а рационально обоснованные знания.

Предмет философии

наиболее общие принципы и законы функционирования и развития природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека

Философия:

- предмет весьма широк и охватывает наиболее общие абстрактно-теоретические положения конкретных наук;

- субъективная сторона познания играет большую роль; не только отражается существующее, но и формируются представления о должных или ценных для человека и общества формах бытия;

- знания, как правило, не подлежат опытной проверке; включают элементы творческого воображения;

- ценностью обладает не только конечное знание, но и путь, ведущий к нему.

Основные концепции генезиса философии

Мифогенная – философия возникает в результате развития и трансформации мифологического мировоззрения, когда традиционные способы объяснения поставленных в мифе вопросов мироустройства оказались недостаточными.

Гносеогенная – философия возникает как результат необходимости теоретической систематизации суммы накопленных в повседневной жизни позитивных знаний.

Социокультурная – философия возникает в результате взаимодействия ряда социокультурных факторов при переходе от общества бронзового века к обществу железного века.

 

Структура и функции философии.

онтология – учение о бытии, основных формах существования природной, социальной и духовной реальности и наиболее общих законах, воспроизводящих их структуру и динамику;

гносеология (теория познания) – учение о предпосылках и сущности, возможностях и путях человеческого познания, отношении знания к реальности и условиях его истинности;

философская антропология – учение о человеческом бытии, человеке как носителе сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности;

социальная философия – учение о структуре, законах функционирования и развития общества как целостной саморазвивающейся системы.

Основные функции философии

мировоззренческая функция - выработка обобщенных представлений человека о мире, месте в нем человека, формах отношения человека к миру;

функция интеграции и систематизации системы духовной культуры - обеспечение единства культуры, придание ей системного характера;

методологическая функция - разработка представлений об оптимальных путях человеческих действий в сфере познания, практики или коммуникации;

гносеологическая функция - разработка учения о познании, его формах, путях и критериях истинности полученных знаний;

аксиологическая функция - выработка критериев оценки значимости явлений природной, социальной или духовной реальности для человека, социальной группы или общества в целом;

праксеологическая функция - выявление основных направлений, целей, средств и методов человеческой деятельности;

критическая функция - выявление заблуждений и устаревших стереотипов мышления и практической деятельности с целью их дальнейшего устранения;

прогностическая функция - выработка представлений, отражающих возможные состояния природы и общества в будущем, тенденции развития событий в различных сферах человеческой деятельности и глобальных процессов.

 

 

Сократ (470-399 до н.э.)

1)Учение Сократа возникает одновременно с деятельностью софистов. Общее в учениях Сократа и софистов – критика традиционных стереотипов и предубеждений. Отличие философии Сократа – направленность на поиск истины в сфере человеческого существования путем углубленного самопознания.

2)Сократ разработал диалектический метод. Диалектикой он называл искусство ведения беседы, диалога с целью достижения подлинной истины.

3)Этический рационализм: Самопознание раскрывает моральные ценности: справедливость, умеренность, мужество. Знание истины и нравственность – понятия совпадающие. Зная, что хорошо и что плохо, никто не сможет поступать плохо.

Платон. Учение о познании

Выделяются чувственное знание (мнение) и интеллектуальное знание.

Чувственное знание возникает в результате воздействия вещей внешнего мира на органы чувств человека, что становится толчком к воспоминанию душой виденного в мире идей. Но поскольку вещи видимого мира – это лишь несовершенные копии идей, то чувственное знание также является несовершенным, частичным и неполным.

Истина достигается при помощи абстрактно-логического понятийного мышления. В результате интеллектуальное знание опирается на познание идей. Основным методом достижения истинного знания выступает диалектика как искусство анализа и синтеза понятий.

Платон. Учение о человеке

Человек – единство души и тела. Душа – идея человека.

Душа состоит из трех иерархически упорядоченных частей: разум (ориентация на интеллектуальное познание идеального мира); воля (ориентация на достижение поставленных целей); чувственность (ориентация на удовлетворение материальных потребностей).

Душа человека находится в противоречивом состоянии между ориентациями на идеальный и на материальный мир. Данная противоречивость по-разному проявляется у различных людей, поскольку у них разное соотношение различных частей души.

Патристика

1)Термин происходит от латинского слова «pater» - «отец».

2)Патристика означает учение «отцов церкви».

3)«Отцами церкви» именуются знаменитые богословы и организаторы христианской церкви, авторитет которых сыграл важную роль в становлении христианской догматики, формировании канона Священного Писания и иерархической организации церкви. Данные деятели одновременно обосновывали и философские основания христианского мировоззрения.

4)Важную роль в формировании патристики сыграли Вселенские соборы христианской церкви 4-8 вв., на которых была разработана система религиозной догматики, ставшая фундаментальным источником патристики.

Проблема специфики познания

Чувственное и рациональное познание способны давать только неполное и приблизительное знание. «Верю, чтобы понимать» - религиозная вера рассматривается как высшая способность и универсальная методологическая установка познания. Путь познания есть восхождение разума, ведомого верой, к Богу. Соотношение веры и разума трактуется следующим образом: «Вера вопрошает, разум обнаруживает» - Вера обладает высшим авторитетом, она показывает путь к знанию, задает его предмет.

Схоластика

-Термин происходит от латинского слова «schola» - «школа».

-Схоластика тесно связана со становлением профессионального преподавания философии в первых европейских университетах.

-Главной задачей схоластики являлось наиболее точное толкование авторитетных философских текстов (в первую очередь периода патристики), которые сами по себе считались неоспоримыми. Схоластика – комментаторская философская культура.

-Философским основанием схоластики выступают философские идеи античности, в первую очередь аристотелизм.

Основные философские проблемы схоластики: 1)Проблема соотношения веры и разума 2)Проблема происхождения универсалий (общих понятий) 3)Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира

Проблема соотношения веры и разума 3 основных подхода:

1)«Вера выше разума» - в соответствии с традицией патристики рассматривается как высшая способность и универсальная методологическая установка познания, делающая возможным путь разума к постижению знания (Ансельм Кентерберийский);

2) Принцип гармонии веры и разума - Вера и разум являются двумя созданными Богом способностями познания и направлены на постижение одного и того же предмета - Бога и созданного им мира. Тем самым они дополняют друг друга и потому имеют одинаковое право на существование (Фома Аквинский).

3) Принцип двойственной истины – вера и разум не противоречат, являются двумя самостоятельными и равноправными познавательными способностями, имеющими различный предмет. Вера направлена на постижение Бога и духовных предметов; разум – на познание материального мира. Следовательно, философия как форма выражения разума, и богословия как форма выражения веры, не должны быть зависимы друг от друга (Уильям Оккам).

Проблема происхождения универсалий (общих понятий) 3 основных подхода:

Реализм - общие понятия образуют особые самостоятельные сущности, которые существуют вне мира и независимо от него; универсалии образуют идеальный и самодостаточный мир, который пронизывает мир материальный и придает ему форму и качественную определенность (Ансельм Кентерберийский).

Номинализм - общие понятия не имеют самостоятельного существования отдельно от конкретных вещей и являются всего лишь именами, возникшими в человеческой речи для обозначения единичных вещей. Подлинно существующими являются только единичные вещи (Иоанн Росцелин).

Концептуализм общие понятия не имеют самостоятельного существования отдельно от конкретных вещей, однако, они обладают двояким существованием: в самих вещах как указание на совокупность общих свойств для предметов некоторого класса, и в разуме познающего субъекта как отражение этих общих свойств (Пьер Абеляр).

Натурфилософия Возрождения.

Натурфилософия – постижение природы на основе абстрактно-понятийного мышления в форме рассуждений.

Натурфилософия Возрождения заключает в себе предпосылки формирования научного освоения мира.

Ее отличительной особенностью является синкретизм – единство различных, зачастую противоречащих друг другу, способов освоения природы, таких как:

- абстрактно-логическое размышление о природе;

- мистическое проникновение в тайны природы (естественная магия, астрология, алхимия);

- элементы опытно-экспериментального исследования природы.

Основной принцип – натуралистический пантеизм.

Его сущность – фактическое отождествление Бога с природой. Бог – активная и движущая форма природы, неотделимая от нее.

Коперниковский переворот

Земля не составляет неподвижного центра видимого мира, а вращается вокруг своей оси. Земля обращается вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Солнечная система окаймлена цепью неподвижных звезд

Петли, описываемые планетами среди звезд, — следствие того, что мы наблюдаем их не из центра, вокруг которого они действительно обращаются, т.е. не с Солнца, а с Земли.

Просвещение

Под Просвещением понимается специфический период в истории раннего Нового времени, относящийся к 18 в.

Специфика эпохи Просвещения состоит в обострении противоречий в различных сферах социокультурной жизни между элементами нового индустриально-капиталистического общества и пережитками средневекового общества. Данные противоречия отразились в следующем:

Кризис феодальных отношений, сословного устройства общества, государственности монархического типа.

Мероприятия, проводимые в различных государствах, направленные на частичное сглаживание противоречий, постепенную модернизацию общественной жизни.

Завершением эпохи Просвещения становится Великая Французская революция конца 18 в., направленная на радикальную модернизацию социума.

Культура Просвещения

Основная идея культуры Просвещения – переустройство всей жизни общества на основе абстрактно сконструированных принципов разума.

Основанием данной идеи являлся принцип рационализма. Разумным провозглашалось все то, что соответствует новому индустриально-капиталистическому обществу. Элементы средневековых форм общественной жизни и мышления объявлялись результатом заблуждений.

Просвещение предусматривало распространение рациональных научных знаний о мире, человеке и обществе путем образования и воспитания с целью научить людей правильно пользоваться разумом и избавиться от заблуждений, что должно стать залогом общественного процветания.

Немецкое Просвещение

Главное внимание уделяется обоснованию идеи развития в природе и обществе.

Важная роль посвящена проблемам развития национальной культуры и национального самосознания. Компромиссность по отношению к традиционной религии и феодальным порядкам. Основные представители: Иоганн Гердер, Иоганн Вольфанг Гете.

 

 

Дерационализация человека

Разум не является определяющей сущностной характеристикой человека. Сущность и способ существования человека в мире обусловлены не разумом, а категорией жизни как совокупности разнообразных и многозначных форм его бытия. Человек рождается в мир не для того, чтобы познавать, а чтобы жить. Человек рассматривается не только как существо рационально-познающее, а как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, практически преобразующее природу и общество.

Основные понятия марксистской философии

Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы – это орудия труда, средства труда и люди, участвующие в производстве.

Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства, определяющими среди которых являются отношения к собственности на средства производства.

Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, в основе которого лежит тот или иной способ материального производства, определяемый совокупностью производственных отношений, соответствующих уровню и характеру развития производительных сил.

Условием перехода от одного способа производства к другому является противоречие возникающее между производительными силами и производственными отношениями, которое разрешается либо эволюционным путем, либо путем социальной революции.

Экзистенциализм

Время формирования – 20-60-е гг. 20 в.

Основные представители: Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю

Основная философская проблема – определение специфики человеческого существования.

Структура диалектики

Объективная диалектика: совокупность объективных закономерностей, действующих в мире независимо от человека,

Субъективная диалектика: совокупность закономерностей мыслительной деятельности человека, нематериальной сферы действительности.

Принцип развития

В мире нет ничего окончательно завершенного, все превращается во что-то другое, изменяется. Принцип предполагает анализ любых явлений с учетом того, как они возникли, какие этапы прошли в своем изменении, чем стали теперь, чем могут стать в будущем.

Принцип системности

Во всех сферах действительности присутствует закономерная организация. Материя всегда существует в виде организованных систем.

Принцип детерминизма

Данный принцип утверждает причинность как универсальный вид связи. Причинность - это генетическая связь явлений, в которой одно при определенных условиях порождает другое. Всякое изменение или развитие имеет свою причину и следствие.

 

 

Основные законы диалектики

Закон есть существенный, устойчивый регулярный и необходимый тип связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме.

В законах диалектики конкретизируется содержание ее основных принципов.

Выделяют следующие основные законы диалектики: Закон единства и борьбы противоположностей; Закон взаимосвязи и перехода количественных и качественных изменений; Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ - закон характеризует развитие со стороны его направленности и результата

КАТЕГОРИи - отрицание преемственность «возврат к якобы старому»

СУЩНОСТЬ ЗАКОНА - Развитие складывается из определенных циклов. Способом перехода от одной ступени развития к другой в рамках каждого цикла является отрицание. Отрицание – это этап развития, означающий превращение объекта в нечто иное, определенным образом связанное с отрицаемым объектом. Процесс же такого превращения предполагает сохранение некоторых элементов отрицаемого качества и переход на новую ступень.

Понятие сознания

Сознание является отличительной сущностной характеристикой человека, основой его духовности и рациональности, что отличает человека от всех других живых существ.

Сознание:

выражает способность человека к познанию;

выступает средством организации человеческой деятельности и регуляции межчеловеческих отношений;

является средством обмена опытом и передачи его от поколения к поколению;

объединяет творческие возможности человека;

обеспечивает ценностные ориентации;

является средством коммуникации.

Таким образом, сознание – это высшая, присущая только человеку и связанная с речью функция мозга, обеспечивающая познание и осмысление действительности и регуляцию жизнедеятельности людей.

Структура сознания

Интеллект - способность к мышлению и познанию на основе понятий, суждений и умозаключений, выражающихся в речи.

Чувства и эмоции - способность к отражению внутренних состояний человека, его отношения к внешнему миру, к другим людям и к самому себе.

Воля – способность к регуляции человеческой жизнедеятельности.

Внимание – способность к концентрации на каком-либо объекте.

Память – способность к сохранению и воспроизведению жизненного опыта человека, это средство воспроизводства прошлого в современности и прогнозирования на этой основе будущего.

Существенная роль в деятельности сознания принадлежит бессознательному. Эта сфера неосознанных и неосмысленных переживаний, которая во многом определяет деятельность сознания и влияет на поведение человека.

Основные свойства сознания

идеальность (отсутствие материальных признаков);

интенциональность (направленность на предметы окружающего мира);

Функции сознания

Познавательная функция проявляется в способности человеческого сознания добывать, накапливать и сохранять знания о мире и самом себе.

Целевая функция отражает способность сознания формулировать цели и разрабатывать планы деятельности человека в природной и социальной среде.

Регулятивная функция позволяет регулировать и контролировать разнообразные отношения между людьми, а также между людьми и внешним миром.

Креативная функция отражает способность сознания человека определять ценности и ценностные ориентации существования и творчески преобразовывать условия своего бытия.

 

Психика и сознание

Психика является биологической предпосылкой формирования сознания. Психика основана на видовых, генетически закрепленных программах жизнедеятельности (инстинктах) и на индивидуальном опыте адаптации к внешней среде (совокупности условных и безусловных рефлексов). В русле психического отражения центральную роль выполняет головной мозг, который управляет деятельностью внутренних и внешних органов в соответствии с обстановкой в окружающей среде. Комплекс условных рефлексов, закрепленных в ассоциативной памяти, способствует формированию в мозгу в конкретной ситуации биологической цели как идеального предвосхищения результата деятельности организма.

Сознание отличается от психики следующими признаками: абстрактно-логическое мышление; целеполагание; самосознание; связь с языком.

Социальные факторы формирования сознания: предметно-практическая трудовая деятельность на основе систематического изготовления и применения орудий труда; коллективный образ жизни; возникновение и развитие языка как средства коммуникации и передачи опыта.

Сознание и язык. Сознание человека органически связано с языком как способом своего существования. В сравнении со звуковой и жестовой способностью животных передавать информацию отличительная особенность языка проявляется в том, что обработка знаков (например, скорость чтения, речи, письма и т.п.) не наследуется, а приобретается в процессе социализации человека. Как способ существования сознания речь находится с ним в сложной функциональной взаимосвязи. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. В языке сочетается идеальная основа (информация) и способ ее передачи посредством материального носителя.

Основные функции языка: экспрессивная (средство выражения мыслей); когнитивная (средство познания); коммуникативная (средство общения между людьми); кумулятивная (средство накопления и сохранения знаний).

Понятие познания

Познание – это социально-исторический процесс организованной духовной деятельности человека, направленной на отображение и осмысление объективной реальности в форме знаний.

Формы чувственного познания

Ощущение – это способность психики фиксировать отдельные признаки предметов, или субъективный образ отдельных сторон и признаков предмета, возникающий в процессе непосредственного воздействия этого предмета на органы чувств (воспроизведение конфигурации, взаимного расположения предметов, их окраски, звуков, запахов).

Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данного субъекту в процессе познания. Структурно восприятие – это синтез разнообразных ощущений.

Представление – это чувственный образ ранее воспринятого предмета, который содержится в сознании благодаря памяти.

Иррациональное познание

Под иррациональным познанием понимается способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается только итог мысли – истина.

Выражением иррационального познания является интуиция - явление внезапного достаточно полного и отчетливого постижения искомого результата при неосознанности путей, ведущих к этому результату.

Подсознательный характер интуитивного мышления не означает его отрыва от осознанного мышления:

- интуитивное мышление совершает свою работу над проблемой не раньше и не позже того, когда над проблему решает осознанное мышление;

- решения, полученные на интуитивном уровне, дают ответ именно на наиболее трудные задачи, стоящие перед осознанным мышлением, дают конструкциям осознанного мышления именно то, чего им не достает.

Творчество

Высшей формой познания является творчество.

Творчество — это процесс человеческой деятельности, направленный на создание качественно новых материальных и духовных ценностей.

 

Методы научного познания.

Метод это совокупность разнообразных приемов, операций и средств практического и теоретического освоения действительности.

На уровне повседневной практической деятельности метод формируется стихийно и только позже осознается людьми. В сфере науки метод формируется сознательно и целенаправленно.

Научному методу свойственны следующие признаки: 1) ясность или общедоступность; 2) отсутствие стихийности в применении; 3) направленность или способность обеспечивать достижение цели; 4) плодотворность или способность достигать не только намеченные, но и не менее значимые побочные результаты; 5) надежность или способность с высокой степенью достоверности обеспечивать желаемый результат; 6) экономичность или способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени.

Методы научного познания

Выделяют следующие группы методов научного познания:

1) философские методы (задают наиболее общие регулятивы исследования – диалектический, метафизический и др.);

2) общенаучные методы (характерны для целого ряда отраслей научного знания; они мало зависят от специфики объекта

исследования и типа проблем, но при этом зависят от уровня и глубины исследования);

3) частнонаучные методы (применяются в рамках отдельных специальных научных дисциплин; отличительной особенностью этих методов является их зависимость от характера объекта исследования и специфики решаемых задач).

Общенаучные методы. В структуре общенаучных методов выделяют:

1) общелогические, применяемые в любом акте познания и на любом уровне.;

2) методы эмпирического исследования, применяемые на эмпирическом уровне исследования;

3) методы теоретического исследования, применяемые на теоретическом уровне исследования.

Общелогические методы

Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части (признаки, свойства, отношения) с целью их всестороннего изучения.

Синтез – соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств, отношений) предмета в единое целое.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда признаков, свойств и отношений изучаемого объекта при одновременном выделении для рассмотрения тех из них, которые интересуют исследователя.

Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Индукция – метод исследования, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

Дедукция – метод исследования, посредством которого из общих посылок следует заключение частного характера.

Аналогия – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

Государственная власть

форма общественной власти, опирающаяся на специальный аппарат принуждения и распространяющаяся на всех граждан общества. Предусматривает: наличие институтов власти и их деятельность по реализации этой власти; наличие особого аппарата управления и принуждения.

Государство как основной институт политической системы общества. Государство – основной институт политической системы общества, создаваемый для организации жизнедеятельности общества в целом и проведения политики правящих социальных групп и слоев населения.

Признаки государства: наличие суверенной (обладающей исключительным правом представлять официально все общество внутри страны и за ее пределами) власти, которая реализует свои функции через систему органов и учреждений; данная власть имеет монополию на принуждение и издание законов; право, закрепляющее определенную систему норм и отношений; территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства; наличие системы гражданства (подданства); наличие налоговой системы.

Основные функции государства. Внутренние: защита существующей социально-экономической и социально-политической системы; регулирование социальных отношений и экономической деятельности;

поддержание правопорядка; культурно-воспитательная деятельность.

Внешние: защита интересов государства на международной арене; обеспечение обороны страны или внешней экспансии; сотрудничество с другими государствами.

Основные теории происхождения государства. Патриархальная, теологическая, договорная. Классовая, теория насилия, теория табу. Патримониальная.

Типология государств по форме правления. Монархия – форма правления, предусматривающаясуществование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно; наследственный порядок преемственности верховной власти.

Основные виды монархии: абсолютная - форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу; конституционная - форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.

Республика - форма правления, предусматривающаявыборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти, осуществление государственной власти по поручению народа.

Основные виды республики: президентская - форма правления, которая соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства (внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства);

парламентская - форма правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту (правительство формируется из депутатов тех партий, которые располагают большинством голосов в парламенте; парламент осуществляет законодательную деятельность и контроль над исполнительной властью).

Понятие мировоззрения, его стр-ра и основные функции.

Мировоззрение - сложная система наиболее общих представлений о реальности, ценностных установок и схем поведения, которые обеспечивают сознательный выбор жизнедеятельности человека и регулируют взаимоотношения между людьми.

Структура мировоззрения. Компоненты мировоззрения:

Познавательный компонент включает наиболее общие представления и теоретические взгляды о происхождении, строении и развитии мира, месте человека в мире, о познавательном отношении человека к миру.

Ценностный компонент содержит принятые в обществе на определенном историческом этапе ценности, оценки и ценностные отношения между людьми, которые фиксируют многосторонние отношения человека к миру, к другим людям и к самому себе.

Поведенческий компонент охватывает совокупность выработанных в ходе исторического развития и соответствующих определенному состоянию общества правил, норм, принципов поведения, убеждений, служащих регулятором человеческой жизнедеятельности.

Структура мировоззрения

Уровни мировоззрения (горизонтальный срез):

Мироощущение – эмоционально-психологический уровень мировоззрения; окружающая действительность переживается на основании эмоциональных механизмов.

Мировосприятие - уровень мировоззрения, на котором происходит формирование наглядных образов и представлений.

Миропонимание – интеллектуальный уровень мировоззрения; окружающая действительность осмысливается, объясняется, оценивается на основании интеллектуальных усилий.

Структура мировоззрения. Уровни мировоззрения (вертикальный срез): Обыденное мировоззрение:

формируется стихийно в процессе повседневного опыта многих поколений в различных сферах жизнедеятельности;

основано на здравом смысле;

отсутствуют системность и единство.

Теоретическое мировоззрение:

формируется сознательно и целенаправленно в процессе интеллектуально-познавательной деятельности;

основано на абстрактном мышлении;


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 759; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.113 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь