Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема субъекта и объекта познания в неклассической философии



Формируется деятельностныйподход. Его основные принципы:

- Определяющим моментом в отношении субъекта и объекта выступает творческая активная деятельность человека, направленная на изменение объекта познания с целью раскрытия его сущности. Иными словами, мы знаем предметы лишь такими, какими их раскрывает наша деятельность.

- Субъект познания всегда социально обусловлен. Любой человек, познающий мир, является частью какой-либо социальной общности. Человек только тогда и в такой степени становится субъектом познания, когда и в какой степени он усваивает традиции, нормы и ценности общества в процессе социализации.

- Познавательная деятельность субъекта направляется и организуется под влиянием индивидуальных и общественных потребностей, интересов, целей, мировоззрения, в рамках которых действует субъект. Они в свою очередь определяют выбор объекта познания, ориентируют субъекта на изучение конкретных свойств предмета, обусловливают применение тех или иных средств и методов познания.

- Все компоненты познавательного отношения (субъект, его деятельность, объект) динамичны, изменяются с развитием общества.

Проблема истины в теории познания.

Сущность познания заключается в том, что оно является отображением внешнего мира, а знания, как результаты этого отображения, выступают в качестве идеальных образов соответствующих объектов. Вот почему основным вопросом теории познания является вопрос о том, как относятся наши знания к объективному миру. В этом вопросе – суть проблемы истины.

Проблема истины в классической философии. В классической философии была разработана и получила утверждение классическая концепция истины. Впервые она была сформулирована Аристотелем.

Ее сущность: знания являются истинными только тогда, когда они соответствуют предметам и их признакам, существующим вне и независимо от сознания,

Эта концепция основывается на следующих положениях:

- признание объекта, независимого от субъекта и состояний его сознания;

- признание возможности выявить однозначное соответствие между знанием и действительностью;

- наличие надежного критерия, с помощью которого можно установить это соответствие либо отсутствие его.

Проблема истины в неклассической философии. Развитие философии и науки в 19-20 вв. привело к критическому переосмыслению постулатов классической концепции истины.

Выяснилось, что:

- объекты реальности не существуют независимо от познающего субъекта, они всегда обусловлены уровнем его знаний, чувственного восприятия и абстрактного мышления;

- соответствие знаний реальности не является простым и однозначным копированием реальности;

- некоторый критерий истины должен быть в свою очередь доказан на основе другого критерия.

Преодоление этих недостатков классической концепции истины осуществлялось в двух направлениях: совершенствование этой концепции посредством решения ее проблем;

разработка альтернативных концепций истины.

Подходы в неклассической философии, опирающиеся на классическую концепцию истины: Диалектико-материалистическая, Семантическая

Диалектико-материалистическая концепция истины. Разработана в рамках марксизма. Основные положения: истина всегда носит объективный характер (включает в себя содержание, не зависящее от человека и человечества); процесс познания – это процесс восхождения от истин относительных к абсолютной истине (от неполного и приблизительного до полного и исчерпывающего знания об объекте); истина всегда конкретна (свойство истины, основанное на знании реальных связей и закономерностей объекта, учете условий, места, времени, в которых сформулированы истины); единственным надежным и объективным критерием определения истины является практика.

Семантическая концепция истины. Разработана в рамках неопозитивизма. Основной представитель – польский логик, математик и философ первой половины 20 в. А.Тарский.

Основные положения: истина должна соответствовать требованию материальной адекватности (знанию должен соответствовать реально существующий объект);

истина должна соответствовать требованию формальной непротиворечивости (знание должно соответствовать правилам формальной логики).

Подходы в неклассической философии, альтернативные классической концепции истины. Прагматическая концепция: истинными являются только такие знания, которые являются полезными для человека и эффективными в качестве средства познания (Ч.Пирс, П. Бриджмен);

конвенционалистская концепция: истина понимается как соглашение между членами научного сообщества, которое определяется свободным выбором научно-методологического аппарата (К.Айдукевич, А.Пуанкаре);

когерентная концепция: истина понимается как знание логически непротиворечивое (Р.Карнап, О.Нейрат).

Специфика и структура научного познания. Формы научного знания.

Структура познавательного процесса

Чувственное познание:

осуществляется при помощи органов чувств человека в наглядно-образной форме;

направлено на предметы, непосредственно данные в повседневном опыте;

отражает признаки предметов в их случайном проявлении.

Рациональное познание:

осуществляется при помощи абстрактного мышления в понятийной форме;

направлено на предметы, которые не всегда даны в повседневном опыте;

направлено на выявление внутренней структуры объекта, его связей и механизмов изменения.

Формы чувственного познания

Ощущение – это способность психики фиксировать отдельные признаки предметов, или субъективный образ отдельных сторон и признаков предмета, возникающий в процессе непосредственного воздействия этого предмета на органы чувств (воспроизведение конфигурации, взаимного расположения предметов, их окраски, звуков, запахов).

Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данного субъекту в процессе познания. Структурно восприятие – это синтез разнообразных ощущений.

Представление – это чувственный образ ранее воспринятого предмета, который содержится в сознании благодаря памяти.

Формы рационального познания

Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предмета или группы предметов, которые фиксируются языковыми средствами при помощи определений.

Суждение - это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается относительно какого-либо предмета.

Умозаключение – это форма мышления, в которой на основе нескольких суждений, называемых посылками, делается заключение, содержащее новое знание.

Взаимосвязь чувственного и рационального познания

Чувственное и рациональное – это два элемента единого процесса познания, взаимодополняющие друг друга. Связь чувственного и рационального имеет характер взаимообусловленности.

Рациональное формируется на основе чувственного, зависит от него.

Чувственное предопределено рациональным, зависит от языковых конструкций, структур социальной практики, норм и ценностей, принятых обществом на той или иной стадии его развития.

Иррациональное познание

Под иррациональным познанием понимается способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается только итог мысли – истина.

Выражением иррационального познания является интуиция - явление внезапного достаточно полного и отчетливого постижения искомого результата при неосознанности путей, ведущих к этому результату.

Подсознательный характер интуитивного мышления не означает его отрыва от осознанного мышления:

- интуитивное мышление совершает свою работу над проблемой не раньше и не позже того, когда над проблему решает осознанное мышление;

- решения, полученные на интуитивном уровне, дают ответ именно на наиболее трудные задачи, стоящие перед осознанным мышлением, дают конструкциям осознанного мышления именно то, чего им не достает.

Творчество

Высшей формой познания является творчество.

Творчество — это процесс человеческой деятельности, направленный на создание качественно новых материальных и духовных ценностей.

 

Методы научного познания.

Метод это совокупность разнообразных приемов, операций и средств практического и теоретического освоения действительности.

На уровне повседневной практической деятельности метод формируется стихийно и только позже осознается людьми. В сфере науки метод формируется сознательно и целенаправленно.

Научному методу свойственны следующие признаки: 1) ясность или общедоступность; 2) отсутствие стихийности в применении; 3) направленность или способность обеспечивать достижение цели; 4) плодотворность или способность достигать не только намеченные, но и не менее значимые побочные результаты; 5) надежность или способность с высокой степенью достоверности обеспечивать желаемый результат; 6) экономичность или способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени.

Методы научного познания

Выделяют следующие группы методов научного познания:

1) философские методы (задают наиболее общие регулятивы исследования – диалектический, метафизический и др.);

2) общенаучные методы (характерны для целого ряда отраслей научного знания; они мало зависят от специфики объекта

исследования и типа проблем, но при этом зависят от уровня и глубины исследования);

3) частнонаучные методы (применяются в рамках отдельных специальных научных дисциплин; отличительной особенностью этих методов является их зависимость от характера объекта исследования и специфики решаемых задач).

Общенаучные методы. В структуре общенаучных методов выделяют:

1) общелогические, применяемые в любом акте познания и на любом уровне.;

2) методы эмпирического исследования, применяемые на эмпирическом уровне исследования;

3) методы теоретического исследования, применяемые на теоретическом уровне исследования.

Общелогические методы

Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части (признаки, свойства, отношения) с целью их всестороннего изучения.

Синтез – соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств, отношений) предмета в единое целое.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда признаков, свойств и отношений изучаемого объекта при одновременном выделении для рассмотрения тех из них, которые интересуют исследователя.

Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Индукция – метод исследования, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

Дедукция – метод исследования, посредством которого из общих посылок следует заключение частного характера.

Аналогия – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь