Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Натурфилософские ориентации досократовской философии.
1.Космоцентризм 2.Космический эстетизм 3.Принцип тождества микрокосма и макрокосма 4.Ориентация на поиск мирового первоначала, архэ Космоцентризм. Понятие «космос» означает мировой порядок, мироздание, упорядоченную и гармоничную структуру мира. Принципом существования космоса выступает Логос как разумный космический закон, проявляющийся во всех сферах природной и человеческой жизни. Благодаря действию Логоса в мире устанавливаются порядок и гармония; каждый предмет, явление или процесс занимают определенное место. Космос вечен, не сотворим и неуничтожим. Существование космоса во времени представляется как циклический процесс. Космический эстетизм. Космос, существующий благодаря Логосу, является эталоном красоты, величия и могущества. В результате космос выступает эстетическим объектом, способным вызывать чувство эстетического удовольствия. Человек, обладающий разумом как частицей Логоса, должен стремиться к умозрительному познанию мира с целью постижения космической гармонии и организации собственной жизни в соответствии с нею. Главным провозглашается не практическое, а познавательное и ценностное отношение к миру. Принцип тождества микрокосма и макрокосма. Утверждение, согласно которому то, что имеется в космосе, имеется и в человеке. А то, что есть в человеке, имеется и в космосе. Макрокосм (космос) и микрокосм (человек) – в сущности одно и то же. Ориентация на поиск мирового первоначала, архэ Архэ – первоначало, первопричина, основание всех существующих предметов, явлений и процессов. Архэ вечно. В то же время все существующее в мире возникает из архэ (в том числе и боги) и существует временно. Создание и существование мира – результат развития архэ. Школы античной натурфилософии: ионийские школы, милетская школа, эфесская школа, элейская школа, атомистическая школа Ионийские школы: Отличительная черта – в качестве архэ рассматривается определенное природное вещество. Милетская школа: Фалес: первоначало мира – вода. Анаксимандр: первоначало мира – апейрон (неограниченная природность). Анаксимен: первоначало мира – воздух. Эфесская школа: Гераклит: первоначало мира – огонь. Огонь рассматривается также как принцип существования мира, символизирующий постоянную изменчивость, и в то же время обеспечивающий единство мира. Элейская школа: Отличительная черта – происходит переход от наглядно-образного к абстрактно-теоретическому пониманию архэ. Основные представители: Парменид, Зенон Элейский, Эмпедокл, Анаксагор. Парменид: впервые сформулировано понятие «бытие». Последнее рассматривалось как единое, неподвижное, целостное и неделимое. Бытие постигается только мыслью. Мыслить – это значит найти что-то устойчивое в предмете (единое, неподвижное, неделимое). Таким образом, бытие и чистое мышление совпадают. Атомистическая школа: Основные представители: Левкипп, Демокрит. Первоначало мира – атомы и пустота. Атомы представляют собой мельчайшие материальные частицы, которые различаются между собой формой, порядком, положением, величиной и тяжестью. Атомы едины, неделимы и неизменны. Движение происходит в результате столкновения между атомами в пустоте. В результате столкновений между атомами возникают все предметы, явления и процессы.
Классический период древнегреческой философии. Период расцвета античной философии. Происходит построение глобальных философских систем, включающих анализ природы, человека и общества. Центр философской мысли – Афины. Основные представители: Софисты (Протагор, Гиппий, Горгий), Сократ, Платон, Аристотель Софисты – древнегреческие учителя ведения дискуссии, спора. Основные идеи: 1)Учение о принципиальной непознаваемости мира: «Ничего не существует», «Если что-то и существует, то его нельзя познать», «Если это и можно познать, то нельзя передать и объяснить другому» (Протагор); 2)Учение об относительности истины: «Человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют, несуществующих в том, что они не существуют» (Протагор); 3)Идея о том, что основанием всех форм культуры (религия, мораль, право, государство) является условное соглашение между людьми. Сократ (470-399 до н.э.) 1)Учение Сократа возникает одновременно с деятельностью софистов. Общее в учениях Сократа и софистов – критика традиционных стереотипов и предубеждений. Отличие философии Сократа – направленность на поиск истины в сфере человеческого существования путем углубленного самопознания. 2)Сократ разработал диалектический метод. Диалектикой он называл искусство ведения беседы, диалога с целью достижения подлинной истины. 3)Этический рационализм: Самопознание раскрывает моральные ценности: справедливость, умеренность, мужество. Знание истины и нравственность – понятия совпадающие. Зная, что хорошо и что плохо, никто не сможет поступать плохо. Платон. Учение о познании Выделяются чувственное знание (мнение) и интеллектуальное знание. Чувственное знание возникает в результате воздействия вещей внешнего мира на органы чувств человека, что становится толчком к воспоминанию душой виденного в мире идей. Но поскольку вещи видимого мира – это лишь несовершенные копии идей, то чувственное знание также является несовершенным, частичным и неполным. Истина достигается при помощи абстрактно-логического понятийного мышления. В результате интеллектуальное знание опирается на познание идей. Основным методом достижения истинного знания выступает диалектика как искусство анализа и синтеза понятий. Платон. Учение о человеке Человек – единство души и тела. Душа – идея человека. Душа состоит из трех иерархически упорядоченных частей: разум (ориентация на интеллектуальное познание идеального мира); воля (ориентация на достижение поставленных целей); чувственность (ориентация на удовлетворение материальных потребностей). Душа человека находится в противоречивом состоянии между ориентациями на идеальный и на материальный мир. Данная противоречивость по-разному проявляется у различных людей, поскольку у них разное соотношение различных частей души. Платон. Учение о государстве. Идеальное государство - это общество, состоящее из трех сословий: - правители (функция управления); - воины (функция обороны); - производители (функция производительного труда). Эти сословия соответствуют трем частям души (разуму, воле, чувственности), а также трем из четырех добродетелей, в них преобладающих (мудрость, храбрость, умеренность). Главная добродетель, характеризующая идеальное государство, – справедливость. Она заключается в том, что каждое сословие выполняет ту функцию, к которой оно предопределено естественным образом, в результате чего в обществе устанавливаются гармония и порядок. Аристотель (384–322 до н.э.). Метафизика Подлинной реальностью обладают единичные вещи. Единичное бытие вещи есть сочетание формы и материи. Материя – то, из чего состоит вещь. Форма – то, что придает вещи качественную определенность. Каждая форма может рассматриваться как материя для иной, более сложной формы. Аристотель. Учение о человеке. Человек – единство души и тела. Душа и тело неразрывно связаны друг с другом; отдельное существование души невозможно. Сущность человеческого существования составляет его общественный характер. Общественная жизнь людей – источник нравственности и добродетели. Добродетель включает в себя следование добропорядочной цели и выбор правильных средств для ее достижения. Добродетели бывают интеллектуальные и этические. Первые формируются путем обучения, вторые – как результат привычки. Высшая добродетель - справедливость (ориентация на достижение общего блага). Становление и основные проблемы средневековой философии периода патристики. Патристика (2-8 вв.) Период формирования христианского теоретического мировоззрения при использовании наследия античной философии. Патристика 1)Термин происходит от латинского слова «pater» - «отец». 2)Патристика означает учение «отцов церкви». 3)«Отцами церкви» именуются знаменитые богословы и организаторы христианской церкви, авторитет которых сыграл важную роль в становлении христианской догматики, формировании канона Священного Писания и иерархической организации церкви. Данные деятели одновременно обосновывали и философские основания христианского мировоззрения. 4)Важную роль в формировании патристики сыграли Вселенские соборы христианской церкви 4-8 вв., на которых была разработана система религиозной догматики, ставшая фундаментальным источником патристики. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы