Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия других немецких философов.
Развитие немецкой классической философии связано с критикой кантовских вещей в себе. I. Одним из представителей этой философии был Фихте, который отвергал учение о вещах в себе. Особенность его философии – последовательный объективный идеализм. Реальность – это результат развёртывания познающего я. II. Другим известным представителем немецкой философии был Гегель (1770-1831 гг.), который тоже отвергал кантовские вещи в себе и построил целостную концепцию объективной идеалистической философии. Основной принцип – тождество бытия и мышления. Первичная абсолютная идея – духовная субстанция, мировой разум. Гегель – автор концепции развития. Он рассматривал реальность под углом зрения процесса развития. Гегель создал теорию развития – диалектику. Основные моменты: источник развития – противоречия, процесс развития регулируется тремя законами: 1. Закон единства и борьбы противоположностей. 2. Закон перехода количественного изменения (? ) в качественное. 3. Закон отрицания отрицания, как выражения направленности процесса развития. · Развитие мирового разума в сферу чистого мышления. Главное сочинение Гегеля – «Наука логика». Гегель понимал процесс развития как процесс перехода от простого к сложному. Ступенями развития являются категории. Существуют так называемые триады категорий: тезис, антитезис, синтез Бытие, небытие, наличное бытие (элементарная форма) Качество, количество, мера Сущность, явление, действительность Понятие, объект, идея и т.д. · Мировой разум порождает природу и развивается в ней. · Природное бытие являет человека, развивает мир духа в человеческом обществе, возвращает мировой разум к себе. Субъективный дух – форма индивидуального бытия. Объективный дух – форма надындивидуального бытия. Сюда можно отнести право, мораль, нравственность, гражданское общество, государство. Абстрактный дух – к нему можно отнести искусство, религию и философию. Финя (? ) – высшая форма самопознания абсолютного духа. В своих сочинения Гегель имеет идею противоречия между методом и системой. Для Гегеля метод является диалектическим, требующим рассматривать любую форму бытия как временную, которая должна уступить место более высокой форме. Система философии приходит к заключению самопознания самой себя. Философия – конечный разум, что противоречит методу. Не только философия имеет свой конец, но и история имеет свой конец – политические реалии Германии во время, когда жил Гегель. Таким образом, Гегель был крупнейшим представителем диалектико-идеалистической философии. III. Другим крупнейшим после Гегеля представителем классической немецкой философии был Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.). Первоначально он увлекался философией Гегеля, однако вскоре подверг её резкой критике. Вскоре Фейербах перешёл на антропологический материализм. Он считал, что в центре философии находиться человек. Человек – порождение природы. Природа никем не было сотворена и существовала вечно. Он был сторонником метафизического (антидиалектического) материализма. Метафизика – это учение о неизменности реальности. Он понимал человека как природное существо. Основное сочинение Фейербаха – «Сущность христианства», В котором он резко критикует религию – философия и религия противоположны друг другу. Основа религии – вера в догматы, а в основе философии – знание. Религия создаёт иллюзию: подлинный творец бога – человек – рассматривается как творение бога, ставится в зависимость от последнего и таким образом лишается свободы и самостоятельности. Для освобождения от религиозных заблуждений нужно понять, что человек – не творение бога, а часть, и притом наиболее совершенная – вечной природы. Человек представляет собой психофизическое единство, единство души и тела. Человеческая природа является биологической, а отдельный индивидуум – не исторически-духовное образование, а звено в развитии человеческого рода. Фейербах выступает как сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Любовь к богу ложной формой подлинной любви – любви к другим людям. Учение Фейербаха сыграло важную роль в формировании философских взглядов Маркса и Энгельса. Философия Маркса (1818-1883 гг.) и Энгельса (1820-1895 гг.) Маркс и Энгельс в студенческие годы были гегелианцами, однако под влиянием Фейербаха переходят на позицию материализма, не отвергают гегелевскую диалектику. 1. Диалектический материализм – учение о материальном единстве мира и всеобщих законах его развития. Реальность – непрерывный объективный мировой процесс, находящийся в непрерывном развитии. 2. Исторический материализм. Практическая деятельность людей – преобразование природного мира и преобразование людьми самих себя – является основой изменений в культуре философии и т.д. Это обобщение утверждается в масштабе всей мировой истории, для всех времён и народов. Основной принцип материализма – принцип первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Основу бытия составляют материальные отношения, которые существуют в обществе, например производственные отношения, бытовые, отношения, связанные с продолжением рода. Совокупность производственных отношений формирует экономический базис общества. Производственные отношения и силы производства образуют способ производства. Развитие общества – естественный процесс смены общественно-экономических формаций. 3. В теории познания Маркс вводит понятия практики – основы познания, цель познания, объект познания. Маркс сосредоточил внимание на анализе процессов отчуждения в обществе. Отчуждение – это процесс, в результате которого результаты деятельности человека становятся «господином» человека. Главным источником отчуждения является отчуждение производителя, в результате чего человек оказывается отчуждённым от средств производства. Процессы отчуждения происходят при капитализме. Таким образом в обществе нарастает борьба. Нужно отстранить производителя от средств производства путём революции. Марксистская философия получила широкое распространение в обществе. Скоро появилось неокантианство и неогегельянство. В неокантианстве основой были своеобразие социальных явлений и способы познания этих социальных явлений. Рационалистический подход к освоению реальности достиг пика у Гегеля, но уже в IXX веке появился иррационализм, который исходил из неразумности реальности. Способом постижения иррациональной реальности является иррациональные инстинктивные способности человеческого духа. Позитивизм Основоположник – французский философ О. Конт. Первоначально кант начал дистанцироваться от гегелевского учения. Идеал позитивизма – положительные значения. Гегель развивал натур. Философию и пренебрежительно относился к науке. О. Конт начал с отрицания натур. Философии. Конт считал, что человечество в своём развитии прошло три стадии: 1. Мировоззрение мифологическое 2. Метафизическая стадия – мир объясняется с помощью метафизики, с помощью первоначал (например, гегелевский мировой разум). 3. Позитивная стадия Основная особенность позитивизма – антиметафизическая направленность. Наука – сама себе философия. Вторая особенность позитивизма – феноменализм (наука в своём понимании реальности должна описывать явления, а не отрешиться ( ? ) к метафизике; философия –, допускается, инструмент, который помогает науке получить дополнительные знания). Кант и позитивизм в целом отводили философии роль науки. Философия должна заниматься обобщением срезов реальности, которые дают разные науки. Позитивизм прошёл три стадии: 1) Позитивизм О. Конта (философия – обобщает знания науки). Позитивизм Милли и Г. 2) Спенсера.Эмпириокритицизм (Махизм): Основоположник – Э. Мах. Другим известным представителем был Авенариус. Это учение возникло в начале ХХ века. В это время были сделаны многие важные научные открытия. Махири пытался дать теоретическую базу для нового естествознания. Э. Мах считал, что ему удалось открыть элементы мира – ощущения. Ощущения – это нейтральные по своей природе элементы. Любое явление – это комбинация ощущений. Для Маха метафизика – это наука о природе ощущений. Поэтому мах отвергал этот вопрос. 3) Неопозитивизм. Основоположник – Бертран Рассел, Карнап. Философия жизни Артур Шопенгауэр (основоположник). В начале IXX в. Впервые выразил идеи иррационализма. Он считал себя подлинным наследником кантовской философии и считал учение Гегеля бредом. «Мир как воля и представление» – это основное сочинение Шопенгауэра, которое легко читается и переиздается по сей день. Суть его философии в названии сочинения. Он считал, что Кант ошибался, когда утверждал, что вещи в себе не познаваемы. Шопенгауэр считал, что нужно просто заглянуть в себя. Подлинную сущность человека составляет не разум, а воля (космическое начало). Разум, по Шопенгауэру, не является инструментом познания, это орган выживания существа в изменчивом мире. Шопенгауэр обращается к наследию индийской философии. Он – основоположник философии жизни, продолжателями которой были Ницше и Бергсон. Ницше – философ II половины ХIX века. Он умер в 1900 году. Он считал, что сущность реальности выражает не воля к жизни, а воля к власти. Ницше рассматривает жизнь сквозь призму биологии. Он враг всего, что сковывает жизнь. Это прежде всего мораль и христианство. По Ницше нормальное состояние общества – это господство сильного. Идеал Ницше – сверхчеловек, у которого воля к власти активизирована. Ницше выступал против философии. Ницше выступает против нарастания социализма и демократии. Анри Бергсон, французский философ, был продолжателем линии жизни. Он умер после первой мировой войны. «Творческая эволюция» – главное сочинение Бергсона. Творческий порыв – иррациональный процесс. Жизнь – непрерывный творческий процесс с созданием новых форм. Жизнь демонстрирует антиэнтропийную направленность. Материя – выпавший в осадок дух, утративший свою энергию. Адекватный способ познания реальности – это интуиция, которая является более развитым инстинктом. Интеллект устроен по принципу кинематографа: он, имея дело с мёртвой реальностью, дробит реальность на картинки и создаёт иллюзию жизни. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы