Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философский смысл проблемы бытия



Проблема бытия – важнейшая проблема философии. Онтология – учение о бытии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Впервые категория бытия появилась у элиатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей – я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзестенционазизме философия отождествляется с полной свободой.

Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия:

· Небытия нет, есть только бытие. Небытие – разновидность бытия (Зенон).

· Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода – атомисты). По Платону бытие – мир идей, небытие – это чувстсвенный мир. Для Героклита, бытие и небытие – это две категории, перетекающие друг в друга.

· Есть только небытие (Чанышев).

Бытие: 1) природное: а) первая природа (без человеческой активности); б) вторая природа (испытавшая человеческую активность);

2) человеческое бытие: а) объективные компоненты; б) духовные компоненты (сознание);

3) общество: а) объективное(техника, общественные отношения); б) субъективное (чувства).

Есть такая категория - существование, т.е. мышление, восприятие (по Беркли), возможность быть выраженным в логических терминах. В физике существование определяется как то, что может быть описано физическими законами. В Древнем Китае считали, что существовать – значит действовать. В математике существование связано с непротиворечивостью, в другом направлении матаматики существование связано с возможностью конструирования модели чего-либо. В философии жизни существование связано с волей жизни (Шопенгауэр), с волей к власти (Нитше). В экзестенциализме существование определяется через бунт, существование – напряженное внутренние переживание. В диалектико-материалистической философии существование и сущность связаны. Сущность – это качественная определенность любого явления. Для характеристики бытия очень важной является категория субстанции, которая связана с акциденцией (свойство, признак). Для понятия субстанции можно выделить следующие подходы:

А. Субстанция – неизменная реальность.

Б. Субстанция – изменчивая и подвижная реальность.

Аспекты бытия:

1. Вещи.

2. Свойства.

3. Отношения.

Другой важной категорией бытия является категория материи, которая соотносится с категорией сознания. Материя – фундаментальная философская категория. С позиции идеализма материя – это произвольное образование от духовной субстанции. Для субъективного идеализма материя – это постоянная возможность ощущения.

Материя.

Другой важной категорией бытия является категория материи, которая соотносится с категорией сознания. Материя – фундаментальная философская категория. С позиции идеализма материя – это произвольное образование от духовной субстанции. Для субъективного идеализма материя – это постоянная возможность ощущения.

Существует три концепции материи:

1. Субстанциональная: материя определяется через вещи. На этой позиции были первые философы (Демокрит). Они понимали материю через вещество.

2. Атрибутивная: материя определялась через свойства, через первичные качества (масса, размеры) и через субъективные свойства, т.е. через вторичные качества (вкус, цвет).

3. Диалектико-материалистическая: материя определяется через отношение с сознанием. Представитель этой концепции – Ленин. Материя – это философская категория для обозначения реальности, которая существует независимо от нашего сознания и которая копируется нашими органами чувств. Это определение устраняет противоречия между философией и наукой. Эта концепция возникла в конце 19 века вместе с прорывом научного знания. Вместе с открытием электрона произошел крах материализма. В материю входят не только вещества, но и поля. Основными свойствами материи являются:

· Объективность.

· Познаваемость.

· Структурность.

· Субстанциональность.

Материя существует через дискретные материальные структуры, материи вообще не существует. Важнейшие свойства материи – это атрибуты. Главный атрибут материи – это движение. Движение – это способ существования материи.

Единство материи и движения

Материя существует через дискретные материальные структуры, материи вообще не существует. Важнейшие свойства материи – это атрибуты. Главный атрибут материи – это движение. Движение – это способ существования материи. Важнейшие характеристики движения:

· Всеобщность.

· Универсальность

· Объективность.

· Абсолютность (нет вещей неподвижных).

· Противоречивость (движение есть единство устойчивости и изменчивости, устойчивость относительна, а изменчивость – абсолютна).

Для Аристотеля движение было внешним по отношению к материи. Материя – это самодвижущаяся реальность. В нематериалистической концепции движение понимается как проявление обьективного духа.

Атрибуты материи:

1. Движение существует в 3-ех формах.

2. Пространство и время.

Движение существует по трем основаниям:

а. По носителю

б. По взаимодействию.

в. По законам.

Существуют три основные формы движения материи:

1. социальная

2. биологическая (носители – клетка, организм)

3. химическая (носитель – молекула)

4. физическая (вакуум, поля, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, галактики и т.д.; на всех вышеперечисленных уровнях существуют формы взаимодействия: например, межмолекулярное взаимодействие).

 

Формы движения материи связаны причинно-следственными связями, более высокая форма основана на более низких формах.

В философии в понимании реальности существует подход механицизм – сведение всех законов мира к принципам механики, трактовка более высокой реальности с позиции более низкой реальности.

Рассмотрим другие атрибуты материи – пространство и время. Необходимо различать реальное, трицептивное и концептуальное пространство и время.

Пространство и время.

Рассмотрим другие атрибуты материи – пространство и время. Необходимо различать реальное, трицептивное и концептуальное пространство и время.

Концептуальное: Частное научное;

Философское: 1)идеалистическое: объективное; субъективное (Кант отрицает объективность пространства и времени);

2)материалистическое: субстанциональное (пространство – пустое вместилище тел: Демокрит, Ньютон); реляционное (пространство выступает как форма связи объектов реальности: Аристотель, Лейбниц).

Пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее структурность. Время – форма бытия материи, которая выражает длительность ее существования. В различных формах движения материи временные характеристики неоднозначны: социальное, биологическое, химическое и физическое пространство, время.

Существует 2 подхода при трактовке пространства и времени:

1) субстанциональный (пространство и время самостоятельные сущности наряду с материей. Пространство бесконечная пустота, вмещающая все тела. Время " чистая" длительность, постоянная космическая шкала. Пространство и время образуют систему отсчета, движение тел в которой происходит благодаря внешнему действию) Ньютон.

2) реляционный (пространство и время форма существования материи) Декарт, Лейбниц и др.

И тот и другой подход были и у материалистов, и у идеалистов.

Пространство форма бытия материи, характеризующая порядок сосуществования и расположенность материальных объектов, их структурность и протяженность. Время форма бытия материи, характеризующая длительность, последовательность процессов, смену состояний объектов.

Различают

1. Реальное пространство и время (объективные формы бытия материи),

2. перцептуальное пространство и время (связаны с нашими ощущениями, как мы их ощущаем),

3. концептуальное пространство и время (способ описания реальных пространства и времени, их различные теоретические модели).

Пример теоретических моделей: 3-х мерное эвклидово пространство, 4-х мерное пространство-время теории относительности, n-мерное пространство.

Общие свойства пространства и времени: объективность, абсолютность, вечность, безграничность ¦¦ относительность, прерывность ¦¦ непрерывность.

Специфические особенности пространства и времени: 3-х мерность, симметричность, изотропность, одномерность ¦¦ анизотропность, однонаправленность.

Эйнштейн: своей теорией относительности он дал обоснование реляционной концепции пространства и времени. Он рассматривал пространство и время во взаимосвязи между собой и в соотношении с системой материальных объектов. Он показал, как зависят пространственно-временные свойства тел от скорости их движения или как протяженность зависит от длительности и наоборот. Все его выводы подтвердили принцип единства пространства, времени и движения материи. Изучая пространственно-временные параметры, мы изучаем материю в ее движении и наоборот. Пространство и время в не материи не существуют.

На различных уровнях организации материи свои пространственно-временные соотношения. На социальном уровне глубокие и разнообразные соотношения. Характеристиками социального взаимодействия являются:

1. социальное пространство (всеобщая форма существования различных социальных объектов, начиная от человека и кончая обществом. Социальное пространство характеризует порядок сосуществования, структурность и протяженность общественных систем, социальных процессов),

2. социальное время (форма общественного бытия, которое характеризует становление человеческой деятельности в системе общественных отношений и выражает длительность и последовательность различных стадий в историческом развитии).

Социальные пространства и время активные регуляторы общественных отношений.

Проблема конечного и бесконечного:

Конечные предметы и явления ограниченные во времени и пространстве. Примеры бесконечности:

1. " дурная" (пространство бесконечно [пример с Архитом, который бросает копье] это хорошо понятно, такую понятную бесконечность Гегель назвал " дурной", или один, два, три, ... и т.д.)

2. истинная бесконечность (процесс постоянного выхода за пределы конечного, пример:

Вселенная не существует в некотором законченном виде, идет бесконечное изменение сущего),

3. бесконечность времени это вечность это актуальная бесконечность постоянно сменяющих друг друга интервалов бытия систем и событий. В философии вообще бывают бесконечности: " дурная", истинная, реальная, развитие, творчество, бесконечность времени, пространства и материи, бесконечность человеческого разума, процесса познания и т.д.

Диалектика и метафизика

Термин диалектика возник еще в древности. Автор – Сократ. Смысл понятия менялся со временем. В древности диалектика понималась как способ нахождения истины, как искусство точно и адекватно определять вещи. В новое время диалектика подвергается критике и приобретает негативное истолкование. Диалектика начала восприниматься как бесплодное истолкование. Так продолжалось до 18-19 веков. В философии Канта термин диалектика приобрел позитивный характер. Гегель в своих трудах тоже реабилитировал диалектику. Гегель разработал диалектический метод, его основные принципы:

Диалектика выступает как учение о единстве мира и месте человека, функционирования всеобщих законов его развития. Вместе с материалистической диалектикой существует негативная диалектика (Одорн), антологическая, экзистенциальная диалектика. В тих концепциях абсолютизируются фрагменты развития реальности. Одорн делает упор на процессы отрицания, считая, что человеку нужно критическое отношение к реальности. В современной диалектике различают:

I. Объективная диалектика – все формы связи в реальности.

II. Субъективная диалектика – отражение объективной диалектики в сознании человека.

а. Стихийная форма: нет худа без добра.

б. Теоретическая форма.

Исторические формы диалектики:

1. Античной философии: диалектика, для которой характерно понимание мира как живого организма.

2. Немецкой классической философии (Гегель считал, что субъектом развития является мировой разум, мировая идея).

3. Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса.

Диалектика, как целостная теоретическая система включает в себя:

1. принципы

2. концепции

3. категории

4. законы.

1. Принцип – основополагающая идея мировоззрения.

а. Принцип единства мира.

б. Принцип развития.

Эти принципы отражены в определении диалектики.

2. Концепция – основопалогающая идея, которая развернута в систему утверждений.

Две главные концепции диалектики:

А. Концепция всеобщей связи – концепция детерминизма.

Б. Концепция развития.

3. Категория – основа суждения.

Аристотель выделял 10 категорий: места, отношения и т.д.

В средние века разгорелся спор между нуменалистами и реалистами о природе общих категорий. Для реалистов общие понятия существуют реально. Для нуменалистов общие понятия не имеют бытия, это всего лишь колебания воздуха. Кант разработал теорию априорных форм рассудка. Категории по Канту – априорные (врожденные) формы рассудочной деятельности. Кант выделяет 12 категорий. Гегель понимал категории как общие формы самопознания абсолютной идеи, у него больше 100 категорий. Гегель делает акцент на саморазвитии понятий. Категории – не сама реальность, а отражение всеобщих форм самой реальности в сознании человека. Категории субъективны по форме и объективны по содержанию

4. Закон – определенная форма связи между явлениями, которая характеризуется постоянством повторяемостью. В реальности мы выделяем вещи, свойства и отношения. Отношения имеют следующие формы:

· отношения относительной изолированности.

· Отношения связи:

-постоянной зависимости

-дискретного действия.

Среди форм связи выделяется закон.

Совсем иначе истолковывал диалектику Гегель. Для него диалектика существенна не в том смысле, что она разрушает, запутывает и ставит своей целью будто бы лишь доказать противоположное. Гегель рассматривал диалектику как одну из тех древних наук, «которая больше всего игнорировалась в метафизике нового времени...» Здесь требуется по­яснение относительно метафизики. Когда-то греческий ученый Андроник, упорядочивая сочинения Аристотеля, вслед за группой его работ по физике поместил группу трактатов Стагирита по проблемам бытия и познания. Именно эти сочинения были названы метафизикой (т.е. «тем, что после физики»). Позднее термином «метафизика» стала обозначаться система философского учения о принципах и началах бытия. Произошла своеобраз­ная метаморфоза в понятиях: то, что Платон называл в свое время диалек­тикой (учение о мире истинного бытия неизменных духовных сущностей), получило название метафизики. Поэтому Гегель, упрекая «метафизику нового времени» за игнорирование диалектики, относил свое замечание ко всей предшествовавшей ему философии. Но он сам в этом смысле оставался «метафизиком», размышляющим о вековечных абстрактных первоначалах и проблемах бытия и познания. И тем не менее с Гегеля устанавливается традиция понимать диалектику как антипод метафизики.

Поэтому при рассмотрении диалектики в ее «рациональном» виде нельзя ограничиваться воззрениями Гегеля. Законы диалектики даны у него в мистической форме. Необходимо было освободить их от этой формы. Суть нового понимания диалектики Ф.Энгельс выразил так: «Диалектика голо­вы — только отражение форм движения реального мира как природы, так и истории». Тем самым становится необходимым разли­чать: а) диалектику бытия (природа, общество, человек); б) теорию диалек­тики (бытия и познания); в) метод философского мышления (в проти­воположность метафизике).

Концепции детерминизма.

Детерминизм бывает в двух видах:

I. Механистический (Лапласовский): характерна абсолютизация механических явлений.

II. Диалектический: наличие многих форм связи.

Помимо механических форм есть и другие формы детерминации:

1. каузальная

2. системная

3. структурная

4. кондиционарная (детерминация условиями)

5. номонологическая (детерменация законами)

Законы детерминации выражаются в связи между такими философскими категориями, как единичное и общее. В единичном находит свое отражение общее. Второй закон детерминации – закон проявления сущности. Сущность – глубокая основа вещей. Явления есть обозначения сущности. В каждом явлении обнаруживается сущность. Третий закон детерминации диалектики – закон доминирования содержания над формой. Аристотель постулировал детерминирующую роль формы над содержанием. У Канта есть учение о чистых формах. В современной диалектике поддерживается неразрывная свзязь между содержанием и формой. Определяющая роль содержания над формой. Роль формы также велика.

Структура – инвариант во взаимоотношениях элементов. Комбинация элементов приводит к появлению новых качеств. Системы бывают суммативными (агрегативными, например, рукоделие) и органическими (например, организм). Целое характеризуется новым качеством, которое возникает в результате взаимодействия элементов, из которых оно состоит. Существует также закон причинности: все в мире причинно обусловлено. Признаки причинно-следственных отношений:

-предшествование причин следствию.

-необратимость причины и следствия.

Случайность – форма нашего познания, ничего случайного в мире нет.

Индетерменизм – отрицание закономерностей между явлениями. Современная наука различает две формы взаимосвязи между явлениями: необходимая и случайная. Динамическая связь (между явлениями существует жесткая зависимость). Статистическая связь (в больших совокупностях объектов выражаются случайные взаимодействия).

Вторая концепция детерминизма – концепция развития. Есть диалектическая и метафизические концепции развития. В последних развитие вообще отвергается или развитие понимается как уменьшение или увеличение уже существующего. Недиалектическая трактовка развития: развитие есть лишь в некоторых ограниченных областях реальности, развитие – это эволюционный процесс, который происходит без скачков. В другой концепции, развитие – это беспричинные взрывы, цепь несводимых друг к другу перерывов, спонтанный, свободный и лишенный детерминации процесс. С позиции диалектической концепции развитие выступает как многогранный процесс, описываемый тремя законами:

I. Закон единства и борьбы противоположностей.

II. Закон перехода количества в качество.

III. Закон отрицания отрицания.

29. Проблема развития в философии Концепция развития??????????????? 7

Понимание действительности в развитии важный аспект диалектического воззрения на мир.диалектика есть " учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде...". Знание законов развития позволяет целенаправленно изменять мир в соответствии с субъективными тенденциями и потребностями человеческой цивилизации.

Мысль о том, что окружающий человека мир, да и он сам не просто со " временем претерпевают некоторые изменения, но находятся в развитии величайшее философское открытие. Философы-метафизики, если они соглашались с идеей развития, трактуют его крайне односторонне, многие из них истолковывают развитие как уменьшение или увеличение, как повторение того, что было, отвергают возникновение принципиально нового. Другие философы (А.Бергсон, С.Александер, Попер) считали, что развитие это цепь случайностей, непредсказуемых спонтанных скачков, прерывающих всякую связь со старым. Часто развитие воспринимается только как прогресс, прямое восхождение от низшего к высшему. Для иных мыслителей развитие видится в неуклонной деградации действительности, в регрессе от высшего к низшему. Возводя в ранг философской концепции развития теоретическое воспроизведение какого-то одного момента действительности (круговорота, повторения, скачка, прогресса, регресса и т.д.), метафизики тем более оказываются не в состоянии ответить на вопрос, в чем причина качественного обновления мира. Ими источник развития переносится во вне: по отношению к миру вообще это Бог (или субъект, или безличный разум, воля и т.п.); применительно же к отдельным объектам вопрос о причине их развития либо игнорируется, либо указанием лишь на внешние воздействия.

Следует заметить, что в современной философской литературе в понимании категории развития выявились в ряде аспектов существенно различные мнения. В частности, некоторые авторы полагают, что идея вечного развития материи (мира в целом) несостоятельна с философской точки зрения и не подтверждается данными естествознания. С их позиции атрибутом материи является движение, но не развитие, поскольку идея бесконечно восходящего развития приводит к признанию начала мира и в конечном итоге к креационизму (к принятию религиозного тезиса о сотворении мира Богом из ничего). Утверждается также, что развитие черта конкретных систем, существующих в определенных интервалах времени. Поскольку же мир вообще, Вселенная не являются единой системой, то к ним неправомерно применять понятия развития и прогресса. Но с приведенными суждениями трудно согласиться. Во-первых, вовсе не обязательно понимать развитие только как прогрессивное бесконечное восхождение. Во-вторых, мир как закономерное движение материи представляет собой единое связное целое, т.е. своего рода суперсистему. В-третьих, неправомерно резко разграничивать понятия " движение" и " развитие". Те, кто отказывают развитию в атрибутивности, не могут объяснить, каким образом их " просто изменяющейся" материи возникает материя развивающаяся. Видимо, будет правильным разграничить понимание развития как атрибутивного способа существования материи и применительно к конкретным системам. Современное естествознание (космология, астрономия, синергетика, физика, биология и др.) подтверждает факт эволюции материального мира, в ходе которой рождаются новые, до того неизвестные организационные формы существования материи. Природа как бы постепенно открывает все новые и новые свои возможности формы бытия, согласные с ее законами. В этом видится известная направленность эволюции. Согласно нынешним воззрениям, развитие Вселенной с момента " большого взрыва", положившего начало метагалактике, в которой мы живем, может быть представлено следующим образом. Первичным по происхождению являются физические структуры и формы движения: вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, межзвездный газ, звездные образования. Их эволюция приводит к появлению химических, а затем планетарных структур. Здесь в дальнейшем могут возникнуть и развиваться разнообразные формы жизни, а со временем и социальные структуры. История человеческого общества выявляет процессы развития уже во всей их сложности и противоположности: в соотношении высшего и низшего, простого и сложного; поступательности и необратимости социальных изменений; прогресса и регресса; эволюции и революции; инвариантности и нелинейности и др. Изложенное ранее понимание движения как способа существования материи теперь значительно обогащается категорией развития. Ею выражаются происходящие в действительности изменения в их совокупной интеграции и постепенно формирующейся направленности. Эта восходящая или нисходящая тенденция отчетливо обнаруживается не сразу, а в достаточно крупных и целостных процессах, в известный интервал времени.

Время необходимое условие качественного изменения любой материальной системы. Тем самым известная необратимость процессов оказывается признаком ее развития. Таким образом, развитие как атрибутивное свойство материи суть бесконечный процесс ее закономерного самообновления и самоорганизации, порождение качественно новых форм своего бытия и движения. Применительно же к конкретным объектам развитие это поступательный процесс системно накапливающихся за сравнительно длительный промежуток времени направленных и необратимых их изменений. В различных областях действительности свои критерии развития. Так, для объектов неорганической природы достаточным критерием восходящей линии эволюции можно считать степень самоорганизации и усложнения структуры системы (например, молекулярный уровень в сопоставлении с атомарным). Переход от одних основных уровней системной организации объектов к другим означает расширение спектра возможностей взаимодействия, изменения этих систем. Для живых организмов критериями развития выступают сте пень адаптации их к условиям существования, степень эволюционной пластичности организма, увеличение автономизации или относительной независимости от среды и т.п. Объективным критерием развития общества является изменение уровня и характера производительных сил, производительности труда.

Дальнейшее раскрытие содержания диалектической концепции развития требует рассмотрения его универсальных законов. Аспект развития наиболее существен в материалистической диалектике. Поэтому всеобщие законы развития обычно называют основными (главными) законами диалектики, а среди них определяющее значение имеет закон единства и борьбы противоположностей.

Основные законы развития.

Вторая концепция детерминизма – концепция развития. Есть диалектическая и метафизические концепции развития. В последних развитие вообще отвергается или развитие понимается как уменьшение или увеличение уже существуещего. Недиалектическая трактовка развития: развитие есть лишь в некоторых ограниченных областях реальности, развитие – это эволюционный процесс, который происходит без скачков. В другой концепции, развитие – это беспричинные взрывы, цепь несводимых друг к другу перерывов, спонтанный, свободный и лишенный детерминации процесс. С позиции диалектической концепции развитие выступает как многогранный процесс, описываемый тремя законами:

I. Закон единства и борьбы противоположностей.

II. Закон перехода количества в качество.

III. Закон отрицания отрицания.

Движение характеризуется такими свойствами как абсолютность, противоречивость. Развитие характеризуется направленностью, необратимостью, появлением нового, внутренней противоречивостью.

Рассмотрим более подробно три закона развития, описанных выше.

I. Этот закон раскрывает источник процесса развития. Противоречия – это единство противоположностей, оно и выступает как причина всего происходящего. Противоречия – отношения противоположностей. Отношения можно разделить на отражения изолированности (лед и огонь не могут существовать вместе), отношения зависимости (площадь круга зависит от радиуса), отношения действия.

Противоречия:

a) Существенные и не существенные.

b) Возможные и действительные.

c) Физические, биологические, социальные.

Движущая сила физических противоречий связана с изменением соотношения вещества и поля. Социальные противоречия характеризуются действием на трех уровнях:

1. Отношения между двумя субъектами. Реализация проворечий на уровне сущности.

2. Реализация противоречий на уровне социальных интересов.

3. Реализация противоречий на уровне социальных действий (митинги, акции протеста)

Противоречия, выражаемые действием, могут переходить друг в друга, побеждать друг друга.

Противоречия:

a) Антогонистические.

b) Неантогонистические.

Антогонизм – это конфликт. Есть два способа регулирования противоположностей:

1. умело сочетание их.

2. упразднение одной из противоположности.

Любое явление противоречиво, противоречия выступают как движущая сила и как источник развития. Противоречия многообразны.

II. Этот закон отвечает на вопрос: как происходит развитие?, раскрывает механизм развития. Развитие осуществляется на основе накопления количественных измерений и перехода их в качественные.

Качество – целостная устойчивая совокупность, характеризующая внутреннюю определенность. Количество – выражает сходство вещей с другими вещами и внешнюю определенность вещей.

Каждая вещь выступает как единство количественных и качественных свойств. Мера – это границы количественных измерений, в рамках которых вещь сохраняется в том виде, в котором была. С превышением меры происходит скачок. Скачок – это форма перехода вещи из одного качественного состояния в другое. Скачок выступает как разрешение противоречий, возникших на прошлой фазе. Скачки бывают внутри- и межсистемные, физические, биологические и социальные. Эти законы бывают и в обществе, и в сознании.

III. Этот закон раскрывает направленность процесса развития. Был сформулирован Гегелем. Отрицание – действие, выражающее процесс превращение вещи в нечто существенно иное. Отрицание характеризуется такими компонентами:

1. упразднение старой формы объекта.

2. сохранение каких-то свойств объекта.

3. появление чего-то иного.

Виды отрицания:

a) деструкция (механическое разрушение).

b) снятие (сохранение элементов, тех или иных свойств объекта: например, развитие техники).

c) трансформация (изменение вещи как системы при переходе от одной стадии к другой).

Типы отрицания:

I. Естественные (физические, биологические, химические)

II. Исторические

III. Логические.

IV. Отрицание через действие.

В истории философии развитие понималось как движение по кругу. Развитие в древности понималось как постоянный регресс. Также некоторые философы (например, Гегель) понимали развитие как прогресс. Развитие имеет форму спирали: сохраняются некоторые элементы прошлых форм реальности, но на более высоком уровне. Развитие предполагает упразднение отживших форм.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 753; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.087 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь