Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общественные отношения, соц. действия и соц. институты



В целостной системе общества преобразующая человеческая деятельность проявляется в виде субъект-субъектных и субъектобъектных связей. Общественные отношения представляют собой многообразные связи, возникающие между социальными общностями (этносами, классами, группами, коллективами), а также внутри них в процессе материальной, социальной, политической, духовной деятельности. Если человеческая деятельность есть способ бытия общественных отношений, то ее результаты как социальное структурируются, закрепляюся в форме общественных отношений, становятся исторической действительностью, которая выступает основой, условием для последующего проявления человеческой деятельности. При этом в социуме деятельность выражает динамику, а общественные отношения нечто относительно более устойчивое, статичное.

Если соотносительные понятия " материальные отношения" и " идеологические отношения" отражают первичное-вторичное в системе общественных отношений, это для выяснения взаимодействия материальных отношений с другими видами общественных отношений, формами общественного сознания, а также соответствующими учреждениями и организациями используются в категории " базис" и " надстройка".

Базис это совокупность исторически определенных производственных отношений, образующих экономический строй общества. Исторический тип экономического базиса зависит в свою очередь от определенной ступени развития производительных сил. Ни один новый базис никогда не появляется раньше, чем в недрах старого строя созревают материальные условия (производительные силы), необходимые для его существования. Базис составляет как бы " экономический скелет" общества.

Надстройка это обусловленная базисом система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных отношений, форм общественного сознания и других явлений духовной жизни, а также функционально связанных с ними учреждений и организаций. Базис и надстройка есть понятия соотносительные и только во взаимодействии друг с другом раскрывают в самом общем виде механизм детерминации общественных явлений и отношений. Каждый исторически определенный базис имеет специфическую надстройку, которая в основном ему соответствует. Какова природа экономического базиса данного общества, таковы характерные черты политической и правовой надстройки.

ОБЩЕСТВ. ОТНОШЕНИЯ И СОЦ. ИНСТИТУТЫ.

Общественные отнош- ( ОО) - многообразные свзи, возникающие между соц-ми группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, политической, социальной жизни и дет-ти. В фил-ии ОО рассматриваютс с материалистической или идеалист. позиций. Материалист. понимание ОО впервые выработано марксизмом. ОО с этой точки зрения делятся на материальные (базисные) и идеологические (надстроечные). Главными вл-с мат-ые - экономич., произ-ые отношени. Характер материальных ОО опред-ся производительными силами общества и не зависят от сознания и воли людей. Идеологические ОО - политич-е, правовые, нравственные и др. - возникают на базе материальных общ. отнош-й и складываются как надстройка под ними, проход предварительно через сознание людей. Деление ОО на материальные и идеологич. позволяет не только различать в общ. отнош-х определяющие и производные, но и анализировать конкретные совокупности общ. отнош-й, в которых сочетаются и матер-ые и идеологич-е элементы. В свзи с усложнением общественной жизни возникают комплексы общ-х отношений, связанные со специфической дет-тью людей, - научной, художественной и т.д.

Социальные институты (СИ) - это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые ф-ции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностми, нормами и образцами поведени. Необходимое условие появлени СИ - социальна потребность. Институты призваны организовывать совместную деят-ть людей в целях удовлетворения тех или иных социальн. потребностей ( институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями).

СИ представляет собой самостоятельное общественное образование, кот. имеет свою логику развития, хар-ся наличием цели своей деят-ти, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных ролей, типичных для данного соц-го института.

Виды и ф-ции соц. институтов: 1) воспроизводство членов общества; 2) социализация - передача индивидами установленных в данном обществе образцов поведения и способов дет-ти - институты семьи, образования, религии и т.д.; 3) произ-во и распределение обеспечивается экономическо-соц-ми институтами управления и контроля - органы власти.

Соц. действия – непосредственный контакт между людьми, связаны с субъективным символом, который включается в структуру соц. действия – акт взаимодействия людей, в ходе которого субъект возд. на объект, пытаясь изменить его соц. действия. 4 типа соц. действий: целерац. (опред. сознат. пост. целью); ценност. (опр. осн. убеждениями человека); традиц. (опр. традициями); аффективн. (опр. эмоциями).

Соц. статистика и соц. динамика. Общественно-экон. формация.

Если рассматривать общество как итог развития природы, то оно включает 4 сферы: экономич., политич., соц., дух. Огюст Конт – основоположник позитивизма – выделяет понятие социологии, форм. закон трех стадий в развитии человеческого общества, которые различаются по способу осмысления человеком мира:

I. религиозная (мифологич.);

II. метафизич. (мир истолковывается через абстрактные категорию - разум);

III. позитивная (19в., мир понимается на основе научных знаний).

Социология – наука о социуме. Подразделяется на соц. статистику (объясняет структуру общества) и соц. динамику (объясняет развитие – движение от первой стадии к третьей).

Наличие определенных этапов как в развитии отдельных стран, так и всей человеческой истории отмечалось мыслителями издавна. Их выделение нередко было обусловлено задачами обоснования проектов " идеального общества", в котором были бы преодолены пороки, недостатки общества существующего. Основы научной типизации исторического процесса заложил Гегель. Гегель выделил три таких исторических ступени и соответственно три типа общества: восточный мир, античность, германский мир. Вебер идеальный тип, модель - по культурным ценностям. В ходе естественной эволюции возникают новые формы и виды со своими особыми качественными характеристиками. Подобно этому и развитие человечества представляет собою естественноисторический процесс функционирования и смены качественно определенных типов общества, который осуществляется в соответствии с объективными, специфическими для общества законами. Первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, коммунистический. К.Маркс проведя изучение исторического процесса, представил всю историю человечества как закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций. Общеcтвенно-экономичеcкая формация - это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности (разл. стороны жизни общества), функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами.

Способ пр-ва историческое единство производительных сил и произ.отношений, характеризующее социальные аспекты деятельности человека, направленные на создание мат.благ. С.п. материальна основа О.эк.ф., определяющая ее особенности, развитие и переход от одной ф. к другой. Развитие С.п. подчиняется всеоб. закону соответствия произ.отношений характеру и уровню развития произ.отношений. Разв-е П.С. приводит к уничтожению П.О. и развитию нового С.п. и О.э.ф.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь