Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 11. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем



События конца XX в. с очевидностью свидетельствуют о корен­ной трансформации привычного мира. Решение многих локальных задач (континента, страны, региона, города и т.п.) требует их соотне­сения с развитием человечества как субъекта истории. Кризисы в эко­номике и политике, в преуспевающих или отсталых странах - все это проявление общего кризиса, сотрясающего человеческую цивилиза­цию. Причем он охватывает природу, мировую экономику, политичес­кие отношения, культуру и, особенно, самого человека. В этих услови­ях особо актуальным становится обозначение возможных способов решения проблемы прогресса и определение его критериев. Понятие общественного прогресса неразрывно связано с тем или иным пред­ставлением о характере развития и его направленности.

В древности развитие общества понималось как последователь­ность событий, либо как постепенная деградация от исходного «золо­того века». Платоном и Аристотелем история общества рассматрива­лась как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. В христианстве впервые появилось представление о внеисторической цели общества и человечества. В эпоху Нового времени появились представления, основанные на беспредельном могуществе разума и способности общества к неограниченному движению вперед. У Геге­ля понятие прогресса обрело форму саморазвития мирового духа с центральной идеей теодицеи, т.е. оправдания Бога за существование зла в истории. В марксистской концепции общества прогресс связы­вался с ростом производительности труда, освобождением от эксплу­атации и овладением стихийных сил природы. Коренной целью и кри­терием прогресса выступало развитие человека как гармонично раз­витой свободной личности. Регрессом считалось движение общества в обратном направлении, вызванное реакционными общественно-по­литическими силами.

На протяжении XX в., с возникновением кризиса современной культуры и цивилизации, появлением глобальных проблем современ­ности и нарастанием нестабильности в мире в целом, критерии обще­ственного прогресса начинают изменяться. Постепенно приходит осоз­нание того, что прогрессирует знание, техника и т.д., но не сам чело­век, что нельзя рассуждать о прогрессе общества в отрыве орт про­гресса человека и, прежде всего, основных показателей его жизнеде­ятельности. Так, в качестве интегративных показателей прогрессив­ного развития общества предлагаются такие критерии как средняя продолжительность жизни, детская и материнская смертность, состо­яние здоровья, чувство удовлетворенности жизнью и т.п. Именно в свете этих гуманистических критериев следует рассматривать и оце­нивать такие феномены социальной жизни как реформы и револю­ции, определять историческое значение главных «действующих лиц» истории. Однако, при поражающих воображение успехах науки и тех­ники, создание огромного по масштабам мира вещей и банков инфор­мации, жизнь человека, в основном, не становится безопасней и сча­стливее, здоровее и благополучнее.

Формирование информационного общества приводит к усиле­нию интенсивности воздействия техносферы на геокосмическую, гео­логическую, и биологическую сферы, создавая угрозу сохранения жизни на Земле. Ученым многих стран выход видится в выработке общечеловеческого экологического императива деятельности на ос­нове концепции коэволюции (т.е. совместной согласованной эволю­ции) природы и человечества; в поиске новых путей прогресса циви­лизации, исключающих насильственные методы решения социальных, политических, нравственных конфликтов. Решение этой задачи спо­собно обеспечить выживание человека как биологического вида и переход к ноосферной цивилизации. Человек станет ответственным за развитие биосферы и общества, научится направлять это разви­тие. Для этого необходимо коренное изменение характера и типа мышления людей, отказ от идеи примитивного антропоцентризма, когда человеческие потребности могли удовлетворяться за счет бесконечного расширения масштабов использования природы. Темпы развития технико-технологической грани цивилизации оказались го­раздо выше, чем естественная эволюция биосферы и самого челове­ка, что привело к обострению антропосоциальных глобальных про­блем: преодоления демографического взрыва в отсталых странах, предотвращение негативных последствий научно-технического про­гресса, проблем образования, воспитания, культуры. Не случайно кон­цепции глобального развития подчас характеризуются как поиск «стра­тегии выживания», когда речь идет не о том, как «жить», а о том, как «выжить».

Современная глобальная ситуация предстает полем открытых возможностей. Сейчас как никогда ощущается необходимость объе­динения всех позитивных сил для решения назревших глобальных проблем для выработки концепции «устойчивого развития». Ее осно­ву составят те действия, которые люди Земли должны предпринять для обеспечения согласованного развития человека и природы; для восстановления паритета общества и биосферы; для гармонизации экологических, технологических и социальных процессов.

 

Темы практических и семинарских занятий.

Тема 1. Философия, ее роль в жизни общества и человека.

 

1. Философия - специфический способ духовно-теоретического освоения мира. Сущность философии - осмысление всеобщих проблем мира и человека через призму человеческого существования. Философия как теоретическое мировоззрение.

2. Предмет философии. Историческое изменение предмета философии. Проблема основного вопроса философии.

3. Предназначение и функции философии. Культура философского мышления - фундамент дееспособности молодого специалиста.

Литература

Основная ( 1. Раздел 1; 2. Введение; 3. Введение; 5. Вводное слово; 6. Введение) Дополнительная ( 18).

Методические указания:

При подготовке данной темы следует обратить особое внимание на понимание сути философии. В различных учебниках дается разное определение философии. Если суммировать многообразие воззрений на философию, то основная полемика разворачивается вокруг следующего вопроса: «Философия - это наука или нечто отличное от науки? ».

По форме своего построения, по способу обоснования своих положений, по логике доказательства выводов философия отвечает всем стандартам научного знания. Вместе с тем философские рассуждения наполнены ценностными выражениями, затрагивающими проблему смысла человеческого существования, счастья, надежды, веры, любви. Если наука стремится избавиться от всевозможных ценностных представлений, уповая на беспристрастную объективность, то философия изначально питает пристрастие к человеческой субъективности, рассматривает мир через призму человеческого «Я». Получается, что философия - не наука, она больше, чем наука. Философия стремится постичь суть человеческого бытия путем бесконечного вопрошания людьми мира, путем придания ему личностной теплоты, превращения Вселенной в наш дом. В этом смысле можно согласиться с немецким романтиком Новалисом, что философия - «это ностальгия повсюду быть дома». Аксиологическая ( ценностная) тональность философии позволяет ей стать основой мировоззрения, ибо масштабом обобщенных воззрений на мир является сам человек, а сама природа ценностного освоения бытия предполагает тесное единение научного познания с внерациональными формами постижения Универсума. Такое понимание философии порождает различные варианты основного вопроса философии. Это может отношение бытия и сознания (Ф. Энгельс). Это может быть поиск ответа на следующие четыре вопроса: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? ( И. Кант). Он может быть сформулирован и в более драматической, почти трагической, форме: Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она этого не стоит - значит ответить на основной вопрос философии». ( А. Камю)

Как и любая дисциплина, философия имеет свой предмет. Им является всеобщее в системе «мир - человек». Так как в истории философии выделялись различные аспекты этого отношения, то это приводило к развитию и углублению предмета философии.

Философия раскрывает и конкретизирует свою сущность с помощью различных функций. Следует основное внимание обратить на мировоззренческую и методологическую функции. Характеристика остальных функций философии подробно раскрыта в рекомендованной литературе.

Контрольные вопросы:

1. Что такое философия? Можно сказать, что философия больше, чем наука и что под этим понимается?

2. Как соотносятся философия и мировоззрение?

3. Что является предметом философии?

4. В чем смысл основного вопроса философии?

5. Охарактеризуйте основные функции философии.

6. Зачем нужна философия современному специалисту?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь