Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 2.5. Постклассическая философия Х1Х - начала ХХ века.
1. Философия марксизма. 2. Классический позитивизм. 3. Иррационализм и «философия жизни». Литература Основная ( 2. Гл. 10-12; 3. Гл. 1.7, 1.8; 5. Гл. 7. 1-4, 15) Дополнительная ( 20. Гл. 8-10; 24. Кн.1; 25. т. 4. Гл. 4.5, 5.2, 5.5, 7.1- 7.3; 29; 38). Методические указания При рассмотрении философии марксизма надо обратить внимание на раннего Маркса, когда он рассматривал проблемы отчуждения и реализацию человеком своей родовой сущности. Сравнить либерально-демократическое воззрение Маркса на коммунистическое общество и политэкономическую модель построения коммунистической формации. Обратить внимание на то, что марксистская концепция материалистического объяснения истории не в полной мере учитывала роль духовного фактора. Следует показать, что многие идеи марксизма были порождены образом капитализма Х1Х века и не смогли учесть удивительную приспособляемость этого способа производства к изменяющимся историческим реалиям. Исторические судьбы марксизма по-прежнему остается одной из дискуссионных тем. Если вернуться к европейской философии, то после Гегеля она пошла по пути пересмотра важнейших положений классической философии. Если гегелевская философия зиждется на уверенности в разумность мира, то уже А. Шопенгауэр начинает сомневаться в этом. Его воля к жизни носит в природе инстинктивный характер (иррациональный), а в человеческом поведении она обретает рассудочный характер, становясь сгустком вожделений. Единственное что остается человеку - это парализовать волю к жизни. Жизнь - страдание, история - слепой случай, прогресс - иллюзия: таков неутешительный вывод Шопенгауэра. В чем-то ему вторит С. Кьеркегор, хотя истоки его рассуждений иные. Он выступает от лица единичного, который важнее рода. Во всем природном мире царит необходимость, в человеческой жизни - свобода. Человек - это экзистенция ( существование), обреченная на выбор и страшащаяся этого выбора. Если страх характеризует отношение человека к миру, то отношение к самому себе - отчаяние. Отчаяние - это вина человека, внутренне не принимающего самого себя. Отчаяние - вечное умирание без конца. От этого изнуряющего состояния не может избавить даже Бог, « поскольку Бог помогает лишь так, как это может сделать свобода». Страх, отчаяние, вина становятся в философии Кьеркегора способами проявления сокровенного Я. Если в классической философии судящей инстанцией является разум, то у датского мыслителя эта функция переходит к эмоциям. Все более сказывается недоверие разуму. Эта тенденция еще более проявилась в философии жизни ( Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей и др.). Следует обратить внимание на волю к власти Ницше, на возвеличивание им биологического начала в человеке, на его устремленности к некоему сверхчеловеку, способному придать духовное содержание тому обществу, где Бог умер. Это направление на первый план выдвигает понятие жизни противоположное омертвляющим процедурам научного мышления, неспособного уловить подлинный аромат реальных процессов. Контрольные вопросы: 1. Как понимал К. Маркс родовую сущность человека на раннем этапе своего творчества? 2. Что такое отчуждение по Марксу? 3. Назовите основные положения историко-материалистической концепции Маркса. 4. Насколько современен Маркс в наше время? 5. Как развивается человеческий дух по О. Конту? 6. Каково предназначение философии с точки зрения классического позитивизма? 7. Что такое воля к жизни в философии А. Шопенгауэра? 8. Какими путями можно противостоять инстинкту воли к жизни? 9. В чем выражается нигилизм философии Ф. Ницше? 10. Перечислите основные положения философии жизни.
Тема 2.6. История русской философии. 1. Философия П.Я. Чаадаева. 2.«Западничество» и «славянофильство» в русской философии Х1Х века. 3. Философские идеи Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. 4. Философия «всеединства» Вл. Соловьева. 5. Христианский экзистенциализм Н. А. Бердяева. Литература Основная ( 5. Гл.8) Дополнительная ( 11; 14; 15. Раздел: Россия; 11; 20) Методические указания При изучении этой темы надо обратить внимание на возрождение софийного образа философии в трудах российских мыслителей. Уже в творчестве славянофилов идея всецелого разума возвращает философии целостность проявления всех способностей человеческого духа. Такой подход позволил русским философам добиться органического единства рационализма, религиозности, духовности, нравственности и глубинных эстетических переживаний. При всей полемике славянофилов с западниками следует помнить, что последние были далеки от простого копирования западного пути развития и отстаивали самобытный путь России. Особого внимания заслуживает устремленность русской философии к решению предельных вопросов человеческого бытия. Это четко проявляется в философических размышлениях П. Я. Чаадаева, в философии всеединства Вл. Соловьева, в философии свободы Н. А. Бердяева. Особого разговора заслуживает творчество Вл. Соловьева, который своими идеями ( Софии, русской идеи, Мировой души, достижения царство Божия на Земле и т.д.) во многом определил судьбу русской философии ХХ века. Не стоит проходить мимо философских достижений двух выдающихся русских писателей - Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Достоевский велик своим даром провидения, ибо он поставил проблемы ( подпольного человека, иррациональности человеческой природы, притягательности и одновременно обременительности свободы, трагичности человеческого существования по ту сторону добра и зла, самоуничтожающей сущности идеи коммунизма и т. д.), ставшие эпицентром судеб людей ХХ века. Л. Н. Толстой велик своей идеей непротивления злу насилием, сумев за ее религиозным содержанием, увидеть действенный социально-политический смысл. Контрольныевопросы : 1. Что такое всецелый разум русской философии? 2. Можно ли считать, что русская философия берет свое начало от П. Я. Чаадаева? 3. Назовите основные идеи А. С. Хомякова и И. В. Киреевского. 4. Почему А. И. Герцена, В. Г. Белинского и других революционных демократов называли западниками? 5. Прав ли Бердяев в своем утверждении, что каждый роман Достоевского решает одну из философских проблем? Покажите это на примере творчества Достоевского. 6. Действительно ли идея непротивления злу насилием Л. Н. Толстого становится эффективным средством решения социально-политических проблем? 7. Историк русской философии В. В. Зеньковский считает, что в философии Вл. Соловьева Абсолют с трещиной. Прав ли Зеньковский и что он имел в виду? 8. Что такое три свободы и восьмой день творения в философии Н. А. Бердяева? Тема 2.7. Западная философия ХХ века. 1. От логического позитивизма к философии науки. 2. Философия экзистенциализма. Литература Основная ( 2. Гл. 14; 5. Гл. 7) Дополнительная ( 12; 13. Лекция № 5; 15. Кн. 3 Ч.1. Гл. 7, Ч.2. Гл. 6; Кн.4. Гл. 1, 10; 22; 25. Т.3. Ч. 7, Гл. 9, Ч. 10. Гл. 21-23, Ч. 11. Гл. 25-27, Ч. 15. Гл. 38-39). Методические рекомендации В ХХ веке позитивизм вступил в третью стадию своей эволюции - неопозитивизм. Второй стадией был махизм. Студент должен иметь общее представление о втором этапе, чтобы не потерять главную нить анализа. Махисты переключились на выработку научных процедур, позволяющих уйти от понятий, мешающих исследовательской деятельности. Так появились элементы мира и принцип экономии мышления. Махисты повели атаку на устойчивый понятийный каркас научного знания из-за боязни онтологизации знания. В действительности под огнем критики оказались философские понятия. Во многом эту идею поддержали неопозитивисты. Студент должен сфокусировать свое внимание на основном девизе этого направления: « Наука само по себе является философией». В нем выражено убеждение, что только наука способна дать истинностное знание пригодное для решения всех проблем. Поэтому свою основную задачу представители неопозитивизма ( М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Б. Рассел и др.) видели в поиске безусловно истинностных элементов в конгломерате человеческих идей и мнений. Для этого они провели демаркацию науки от ненауки с помощью принципа верификации. Следует запомнить, что верифицируемость являлась принципом осмысленности языковых выражений. Студент должен показать, что принцип верифицируемости в конечном счете стал своеобразным бумерангом для самой науки. Так возникла потребность в принципе фальсификации К. Поппера. Студент должен понять суть определения фальсифицируемости и, главное, обратить внимание на то, что фальсификация является критерием демаркации эмпирических наук, но не критерием осмысленности. Поэтому для Поппера метафизика ( философия) хотя и не является наукой, но не является набором бессмысленных высказываний. Более того, Поппер говорит о позитивном влиянии философских идей на развитие науки. Освободив философию от обвинений в бессмысленности, Поппер способствовал возрождению интереса к ней среди историков науки. Особенно он проявился при рассмотрении истории становления науки. Так Т. Кун показал, что философская методология выступает предварительным условием научного исследования, она явно включена в научные теории и неявно присутствует во всех научных результатах. Метафизика (философия) заняла достойное место в парадигме Куна. В дальнейшем усилиями П. Фейерабенда, И. Лакатоса и др. была окончательно развенчана программа неопозитивистов по дискриминации философии. Важно отметить, что если неопозитивизм получил распространение среди естествеено-научной интнллигенции, то экзистенциализи стал одним из выразителей умонастроения западных гуманитариев ХХ века. Теоретические предпосылки экзистенциализма стали формироваться еще в Х1Х веке в учениях Кьеркегора, «философов жизни» ( о чем было сказано выше). Однако потребовались определенные социальные условия, чтобы предпосылки обрели четкие формы одного из влиятельнейших философских направлений ХХ века. Такими условиями явились две мировые войны, которые воочию подтвердили бессмысленность человеческого бытия. Студент должен вычленить два направления экзистенциализма и знать основных их представителей. Необходимо знать значение основных понятий экзистенциальной философии: экзистенция, свобода, экзистенциалы, проект, выбор, пограничная ситуация и др. В настоящее время влияние экзистенциализма явно упало. Следует подумать над причинами падения интереса к экзистенциализму в наши дни. Контрольные вопросы: 1. Какие этапы эволюции прошел позитивизм? 2. Что такое принцип верификации и какую роль отводили ему неопозитивисты? 3. Почему принцип верификации не оправдал надежды неопозитивистов? 4. Что понимает под принципом фальсификации К. Поппер? 5. Как соотносятся фальсифицируемость и осмысленность выражений языка? 6. Как представлял себе логику развития науки Поппер? 7. Как развивается наука с точки зрения Т.Куна и какую роль в этом играют ненаучные формы человеческого духа? 8. Почему потерпела крах попытка неопозитивистов очистить науку от всего ненаучного и объявить науку философией самой по себе? 9. Что такое сциентизм? 10. Каковы философские предпосылки возникновения экзистенциализма? 11. Каковы социальные предпосылки формирования экзистенциализма? 12. Чем различаются светский (атеистический) и религиозный экзистенциализм? 13. Назовите крупнейших представителей этих направлений. 14. Охарактеризуйте основные понятия философии существования. 15. Согласны ли Вы с утверждение Ж.-П. Сартра, что экзистенциализм - это гуманизм?
Тема 3. Бытие. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы