Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Формальная социол – сторонники придавали особ значен форме, структурирован, классификац обществ-х явлений и процессов. Акцент делали на исследован соц действия и взаимодейств.



Теннис. Соц взаимод-ие явл исходным понятием форм-й социологии Тенниса. Соц взаимод-ие – рез-ат межличностных связей индивидов в общ-ве. Т.исходит из установки, что «национальный дух» (общее творчество) имеет генетический приоритет над индивидуальным: первым звеном в общ-венной жизни является сообщ-во, а не индивид. Главное внимание он уделяет соц гр как целому (гельштат), чья сила определяется взаимосвязью частей (отдельных членов). Чем сильнее гельштат, тем больше положение и поведение его членов зависит от внутригруп отношений. Так, в примитивных общ-вах, где родственные связи очень сильны, разрыв с гр ведет к смерти. Теннис особо подчеркивает, что кардинальным пунктом его теории является субъективное обоснование взаимодействий в общ-ве: человеческий дух как воля и разум формирует историч процессы. Теннис разделял социологию на общую и специальную. Общая изучает соц формы жизни везде, где они встречаются, т.е. не только у людей, но и у животных. Одной из основных идей являются борьба за существование и соц дарвинизм. Спец социология разделяется на: 1).чистая (теоретическая): разрабатывает формализованную сист внеисторических - «чистых» категорий, с помощью кот контролируется линия развития «общности» и «общ-ва». 2). Прикладная. Назначением прикладной социологии считал анализ динамики историч развития, в ходе кот он наполняет «чистое» понятие (форма) фактическим материалом (конкретное содержание). 3). Эмпирическая (социография): представляет собой наблюдение и изучение соц жизни в определ стране (районе страны) с применением статистич методов. Предмет: соц жизнь общ-ва и соц взаимод-ие индивидов. Задачи: изучение аспектов соц взаимодействия индивидов. Определяющим взаимод-ие индивидов является понятие воли, от кот зависит хар-р взаимодействия. Метод: наблюдение и статистич анализ. По Теннису, предмет социологии образуют все виды социальности, общности и общ-во; их основу составляют взаимод-я людей, движимых волей. Но содержание этой воли, ее источники им не были выяснены. По главной концепции Тённиса общ-во заключает в себе различные отношения и объединения людей и является т.о. продуктом человеч воли. Индивидуальные выражения воли объединяются в коллективную волю и тем самым в соц стр-ру. Тённис различает «волю» двух типов: а) естественную - основа «гемейншафта» (общины) и б) рациональную - основа «гезельшафта» (общ-ва). Первая характеризует прежде всего традиционное общ-во, а вторая - индустриальное. Такие общ-ва отличаются др от др на основе доминирующих в них норм. Типология гемейншафт- гезельшафт применялась весьма часто и в современной социологии, особенно при сравнении сельских и городских общностей.

Т.о., Теннис противопоставлял понятия общинных (gemeinschaftliche) отношений и связей, с одной стороны, и общ-венных ( gesellschaftliche ) - с другой. Отношения первого рода коренятся в эмоциях, привязанности, душевной склонности. следующие типы общ-венных отношений: 1) родовые отношения. 2) отношения соседства, 3) отношения дружбы. Иной характер имеют отношения второго рода, или общ-венные отношения. Их принцип и основа — рациональный обмен. Основными регуляторами общ-венных связей являются обычай, товарищество и господство. Социология Тенниса имела большое значение в развитии социологии 20 века: внес вклад в самоопределение социологии как самостоятельной науки, идея типов соц связи на основе понятий общины и общ-ва стала толчком в дальнейшем развитии социологии.

Зиммель. Разделял социологию на формальную и соц метафизику. Чистая (формальная) изучает формы обобществления, кот существуют в любом из исторически известных обществ, относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеч взаимод-й. Формы соц жизни - это господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образование партий, солидарность и т. д. Все эти формы воспроизводятся, наполняясь соответствующим содержанием, в различного рода гр и соц организациях, в свою очередь могущих трактоваться как формы: в гос-ве и религиозном сообщ-ве, в группе заговорщиков и экономич объединении, в семье и художественной школе и т. п. Соц метафизика: Особое место занимает принцип понимания: над миром соц.бытия людей существует мир идеальных ценностей, сфера чистых форм с ее собственными законами. При исследовании эта сфера д.б. отделена от эмпирико-психол. мира человеч. желаний, мотивов и интересов. Идеальные ценности способны утрачивать свою продуктивную силу. Принцип понимания формирует новые связи м\у личностью и миром: субъективное я вторгается в объективное. Соц.жизнь является общ-венным элементом. Задача формальной социологии в том, чтобы тематизировать общ-во как межчеловеческое, межиндивидуальное явление. З. использовал методологический и онтологический (бытие) методы.

О. – это устойчивая совокупность соц.взаимодействий индивидов, структурированная посредством соц форм. Именно структурированность взаимодействий позволяет общ-ву быть устойчивым образованием, всеохватным соц взаимод-ие м, стабильно существующим в пространстве и времени. Соц.жизнь как общ-венный элемент представляет собой совокупность соц форм. Соц. Формы – это те целесообразные связи, кот связывают общ-во в совокупности взаимодействий. Соц. Формы д.б.: 1). Целесообразными (иметь цель), 2). Обеспечивать интенсивное взаимод-ие, 3). Быть типичными (строиться согласно опр моделям), 4). быть регулярными. Т/о, соц жизнь представляет собой направленные на определение цели, регулярные процессы взаимод-я индивидов. Зиммель продолжил теорию соц факта Дюркгейма,

Типы соц форм (форм социаций – сознательная ассоциация людей): 1). Соц процессы - к ним относят постоянные, независимые от конкретных обстоятельств их реализации явления: подчинение, господство, соревнование, примирение, конфликт и т. д. 2). Соц тип (например, циник, бедняк, аристократ, кокетка). 3). «Модели развития» - универсальный процесс расширения гр с усилением индивидуальности её членов. Классификация форм соц жизни по степени их удаленности от непосредственного потока жизни: 1). Ближе всего к жизни находятся спонтанные формы: обмен, личная склонность, подражание, поведение толпы и др. 2). Далее - Устойчивые и независимые формы: экономич, правовые формы гос.организации. 3). Наибольшую дистанцию от соц жизни сохраняют формы «игровые». Это чистые формы социации, представляющие собой не просто мыслительную абстракцию, а реально встречающиеся в соц жизни формы: «старый режим», то есть политич форма, пережившая свое время и не удовлетворяющая запросам участвующих индивидов; «наука для науки», то есть знания, оторванные от потребностей человечества, переставшие быть «орудием в борьбе за существование». Формы социации абстрагировались Зиммелем от соответствующего содержания для того, чтобы выработать «опорные пункты» научного анализа. Ч\з создание научно обоснованных понятий Зиммель видел путь к утверждению социологии как самостоятельной науки. Зиммель отмечал, что начиная с трех участников можно говорить о существовании гр, т.к. происхожит процесс обобществления. Отношения в гр рассматриваются ч\з понятия сплоченности (наивысшая степень-любовь) и, противостоящие ей, господство и подчинение. Процесс обобществления З.находил в процессах разъединения (споры, конфликты как объединяющая сила). З. использовал понятие «соц пространства» для описания взаимод-я м\у членами гр, подразумевая по соц.сферой ту сферу, кот участник общения считает своей и отделяет условной границей от сфер влияния др людей или соц групп. По мере увеличения гр, пишет Зиммель, члены ее становятся все менее похожими др на др. Соц группы З.так же характеризовал с тч.зр. понятий устойчивость и самосохранение, к кот стремится гр ч\з солидарность и сплоченность. Говоря об общ-ве, З. рассматривал понятие разделения труда, посредством кот происходит процесс соц дифференциации или расслоения общ-ва.

 

 

7 ВОПРОС Теория «социологизма» Э.Дюркгейма

Дюркгейм считал себя ученым- эмпириком, но большое внимание философ вопросом.

принял некоторые философ положения, характерные для естественнонаучного материализма, и распространил их на общ-во /например, принцип детерминизма/. В философ взглядах 2 глав тенденции:

1. натурализм /связана с традициями философ Просвещения/ 2. соц реализм /не сводимость сложного к простому/. Философ позиция Дюркгейма являлась объединением некоторых положений позитивистского натурализма с положениями идеализма. Э. Дюркгейм заимствовал идею специфики сознания, психической жизни у спиритуалистов (признающее дух - сущностью мира, а матер - творением духа). Философ позицию Э. Дюркгейма можно назвать " спиритуалистическим позитивизмом". Немного об отношении Э. Дюркгейма к марксизму. Он понимал марксизм исключ как экономич учение, а философ марксизма - разновидности учений, отождествляющих сознание и материю.

ПРЕДМЕТ социол соц факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой. Соц факты нужно рассматр как вещи – т.е. независимое существован от субъекта. 2 гр соц фактов: 1. Морфологические (формы обществ бытия) 2. Факты коллектив сознания (коллектив представления, являющихся сущностью морали, религии). ЗАДАЧИ социол - понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный соц порядок выступает наивысшей ценностью и какие законы управляют межличн отношениями; предложить правительству конкретные рекомендации по устройству соврем жизни.

СТР-РА социол, по Э. Дюркгейму, должны составлять три основные отрасли: соц морфология (изуч стр-ры общ-ва и его матер формы –соц организ народов, геогр распредел), соц физиология (изуч конкр проявлений общ-й жизни-религия, мораль) и общая социология (раскрыв наиболее общ законы жизни общ-ва и синтезир их в единое). ОБ ОБЩ-ВЕ: теория общ-ва – «социологизм». Положен характериз социологизм: 1. Примат общественного над индивидуальным (соц факты д.б. вне их индивид проявления. Общ-во – бог, превосходство общ-ва над индивидам. Четкое различие м\у коллективн и индивидуальным, коллективное сознание он называл психич типом общ-ва, гр думает не так, как отдельн ее члены). 2. Принцип объективного научного подхода к соц фактам (одни из них должн объясн др, но не сводить к биолог\псих процессам). Аналогия общ-ва с организмом: обоснов и исп структурн-функц метод, общ-во рассматр как наиболее совершен сист органов и выполн ими ф. Опр понятия нормы и патологии.

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА: «о разделение общественного тр» центр проблема творч-а: соц\обществ солидарность. Благодаря ей люди объедин в общ-во. Соц солидарность тесно рассматр с обществ разделением труда. Разд тр – признак развитого общ-ва, оно объясн различие м\у индивидами, превращ кажд в личн. Кажд зависит от др, все связаны сист обществ отношен=> понимание связи с общ-ом, т.е. с соц солидарностью. Соц солидарн – явл моральное, не поддающ ни наблюд, ни измерен. Но это высш моральн принцип, призн всеми членами общ-ва. Формы соц солидарн: 1. Механическая (хар-ны низкий уров разд тр, соц стр-ры слабо дифференцир, общ мораль, общ ценности) 2. Органическая (кажд индив вып спец ф. увелич кол-во стр-р). На основе разд труда происх переход от одн солидарн к др., так же необх увелич числен насел, увелич взаимод м\у людьми. Исследов разд труда с моральных позиций, а не эконом.

МОРАЛЬ: мораль- сист объект правил поведен, отлич черт кот явл принудительность. Осн признак: долг. Источник и объек морали выступает общ-во, оно требует от индив моральн качеств, обязат считались готовность к самопожертв и личн бескорыстие. Мораль – реальная, действенная, практич сила. Общ-во должно предприним усилия, чтобы сдерживать биолог природу ч-ка, иначе возник дезинтеграц общ-ва и индивида, т.е. аномия (моральный кризис, в рез-те соц потрясений перестает норм функционир сист обществ регулирования потребн ч-ка).

СОЦИОЛОГ РЕЛИГИИ: «элемент формы религиозн жизни» концепц тесно связ с концепц морали. Предмет изучения: соц и нравств ф. религии. Религия – явление, имеющ глубокую обществ детерминацию и функциональные соц последствия. Религия, продукт соц среды, это предполагало выявление причиной связи и зависимостью м\у общ-ом и религией. Ф. религии: 1. Цементирующая (укрепл соц единства), 2. Воспроизводящую (передача соц наследства нов поколению) 3. Эйфорическую (созд радостн чувства соц благополучия) 4. Дисциплинарная (принужд и контроль за действиями верующих). => все служат укреплен соц солидарности и морали.

САМОУБИЙСТВО: одно из проявлений аномии. Прежде всего зависит от внешн причин. С помощью офиц статист установил: 1. % среди муж выше чем жен. 2. Военн чаще соверш чем гражданск 3. Одинокие чаще чем разведен. Продолжал исследов с акцентом на соц переменные, пришел к выводу чтоони связаны с соц изоляцией (чем выше изоляция от гр, тем выше % самоубийств). 4 типа: 1.аномические (в общ-ве рассогласованн ценностного мира) 2. Эгоистическое (разрыв соц связей – смерть близких, развод)+ низку ровен соц интеграц). 3. Альтруистичекое (пример самоуб жены после смерти мужа). 4. Фаталистическое (со сторон гр избыточный контроль, строгая регламент личн жизни).

Практич кажд школа испытала на себе влияние учений Дюркгейма. Дюркгейм оставил социологии разработан целостную систему: 1. Понимание общ-ва как саморегулирующегося, обладающ стр-й и вып ф организма. 2. Анализ разделения обществ труда и базиующ на нем солидарность. 3. Трактовка соц порядка как норм ост общ-ва 4. Гл регулир механизм общ-ва морали, признание ведущей роли в его функционирован соц институтов воспитания.

ПОДВОДЯ ИТОГ Дюркгейм ыдвинул теорию социальных фактов – объективная социальная реальность, которая существует вне воли и сознания людей. Социальные факты ни сводимы ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим. Они обладают двумя основными фактами: они существуют помимо и независимо от сознания индивида, они принудительно влияют на его поведение. Он их подразделял на материальные (плотность населения, пути сообщения) и нематериальные (религии, традиции, мораль). (Отрицательно относился к религии.)

 

 

8 вопрос«Понимающая» социология М. Вебера


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь