Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Отправной постулат Вебера: стр-ра соц реальности создается соц действиями индивидов.



ТЕОР.СОЦ.ДЕЙСТВИЙ Теор. – ядро социологии Вебера. Социология должн рассматривать исходн пунктом своих исследован повед индивида или гр.индив. Соц действие – действ, кот по предполагаем смыслу действующим лицом соотносят с действ др людей и ориентир на него. Ориентация на других – ожидание, без него действ не считается соц (другие не только индивид, но и соц структуры – гос-во, право). Не всякое действ явл соц (1. Если ориентация на прир явлен. 2. подражательное действ. 3. Не рассчит на восприятие др чел-м и отв действ). 4 типа соц действ: 1. Целерациональное (в основе ожидан опр поведение и использ этого ожидан в кач-ве средств для достиж цели). 2. Ценностно-рацион (суб поступает рационально не ради достиж рез-та, а из верности своим ценностям) 3. Аффективн (обусловлено аффектами или эмоц состоян индивида) 4. Традиционн (основано на длит-й привычке, диктуется верованиями, обычаями). Стоит отлич соц действ от соц поведения: повед - реакция на действие. Соце дейст - сист поступков, средств и методов, при помощи кот лицо или гр пытаются изменить повед, установки или мнения других.

ПОНИМ.СОЦИОЛОГ. : специфическ объектом поним социолог явл не внутренн состоян или внешнее отношен чел-ка, а его действие. Действие – всегда понятное отношен к объектам, характериз-я наличием опр субъект смысла. Понимание в чистом виде там, где есть целерациональное дейст-е: понять смысл действия, значит понять действующ-о индивида, понять его значит понять смысл поступка=> идеальный случай. Важное место занимает проблема ценности и оценки. Оценка имеет субъект природу, ценность превращает индивид мнение в объективн и общезначимое. Наука должна быть свободна от оценочн суждений. Понимание Вебер трактует так: 1. Рациональное непосредствен понимание мыслей и предполагаемого смысла действия. 2. Объясняющ пониман -выявлен мотивационн смысла действий.

ОБ ИДЕАЛЬН ТИПАХ: идеальн тип – теоретич схема, котор, строго говоря не извлекается из эмпирич реальн. Назыв ее утопией. И.Т. создается как инструмент для познания историч реальности и современн мира. Чем более абстрактн и нереалистич явл И.Т., тем он лучше выполняет свои функции. Противоречие: как конструируется И.Т. Ученый разграничивает происх И.Т. на историч (из жив истории выводятся идеально-типические» понятия) и социологич-й (выведен понят непосредств из мышлений ученого). Социолог И.Т. – чистые соц типы, имеют более общ хар-ер, служат инструментом социолог исследов. Историч типы обычно служат ср-ом раскрытия генетич связи историч-х явл-й, его применяют локально во времени и пространстве.

Теория капитализма: Гл. признак кап общ-в – господство формально-рациональн начала. Формальная рациональность – рациональность, как самоцель, взятая сама по себе. Ей противостоит матер рациональн, как рациональн для ч-л. Формальн рациональность соответствует преобладанию целерациональн типа действия над др. Наиболее чистым образцом считал поведение индивида в эконом сфере. Главное в капитализме для Вебера – сп-б, тип ведения хоз-ва. Капиталист-е – такое ведение хоз-ва, кот основано на ожидании прибыли посредством использов возможностей обмена, т.е. мирного приобретательства. Современный Веберу этап развития характ-я рациональной капиталистической организацией свободного тр. Теория капитал. включает в себя рассм соц стр-ры общ-ва. Для Вебера важную роль играли наличие классов, но определяющ были статус, престиж, доход и иные различия м\у слоями общ-ва. Вебер сравнивал классовые (объективные) и статусные различия (субъект).

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ: Кап общ-во рассматр тесно с религией. Раб: Протестанская этика и дух капитализма, устан впервые связь м\у религией и экономикой. Религиозн убеждения оказались основными стимулами развития капит экономики и обеспеч формирован следующ черт личности: трудолюб, бережливость, честность. В социолог религии четко выражена соотнесенность духа капитализма и духа протестантизма (верующий должен трудиться во благо дела Божьего). Для возникновения капитализма необходимо развитие у достаточно большой части членов общ-ва особого мироощущения в форме мирской протестантской аскезы: " Произвести как можно больше и потребить как можно меньше». Ключевым элементом протестантских доктрин стала индивидуальная вера в Христа как личного спасителя греховного человечества.

ТЕОР БЮРОКРАТИИ: Бюрократия (по Веберу) технический механизм, позволяющ осуществить управление, основанное на целерациональн действиях. Идеальн модель бюрократии: совокупность индивидов выполн рациональн действия, нацелен на достиж успешных рез-ов, имеющ обществ значимость. Основн черты: 1. Разделен тр среди членов бюрократич стр-ры 2. Строгая иерархия 3. Служебная компетенция 4. Наличие правил и инструкций 5. Безличный хар-ер деят. 6. Ориентац на личн карьеру 7. Строгая дисциплина и контроль. Вместе с тем он отмечал, что бюрократия может угрожать либерально-буржуазным свободам и демократии. Однако без бюрократической машины не может существовать ни одно общ-во.

 

 

Вопрос 9. Чикагская школа социологии. Теория соц.экологии парка.

- направленеи научной и практической деятельности исследователей, сотрудничавших на кафедре социологии (соц.фак) Чикагского университета с 1892 по 1935 года, осуществлявших теоретические и эмпирические проекты.

Подготовительный этап. 1892-1915

Созд-е социологич. факт-та в Чикагском универ-те. Центральные идеи эмпирич. социологии Парком и Берждесом. Стремились создать един исследовательск программу, полн не удалось. Решены др задачи: 1. 1895 – первый в мире социолог.журнал «Американский журнал социологии». Периодичн 1 р в месяц. 2. 1905 – америк социологич. общ-во. 3. 1894 – Смол и Винсент – первый учебник по социологии.

Первой Чикагской научной школой в обл соц знания – философск школа прагматизма и инстументализма, возглавил Дьюи. Центр идея Дьюи: общ-во можно создавать и развивать только посредством воспитания людей, цель воспитания – формировану ч-ка стремлен к достиж успеха. Основатели: Смолл, Хендерсон, Винсет, Томас.

Цель– привлечение внимания америк. общества к социологии.

Решена проблема институционализации социологии в США. В нач.20 века курс социологии преподавался в 169 университетах и колледжах страны.

Основной этап 1916 – 1935

Сформулировались центральные, принципиальные положения, касающиеся развития социологии и конкретных эмпирич исследований. Много провод-ся исследований и публикации крупных работ. Завершается этап кризисом и распадом шк.

1920 г. Парком – Общ-во соц исследований – неформальный теоретический семинар и центр соц-кого творчества 15 лет.

Проводились совместно с преподавателями и студентами исследования, появились многочисленные ученики и последователи – Вирт, Макензи.

Сформировал единая исследовательск стратегия, связан с развитием соц экологии. В рамках этой стратегии сфомулиров принципы эмпирич социологии. 1.Признание необходимости разработки для каждого исследования программы, 2. разработка и использование различных методов исследования – изуч. документов (офиц., статистич., личных), Исследуются установки и ценностные ориентации разл. соц.групп-метод опроса – анкетир., интервью. 3. Интерес к кач методам: кейс стади – изуч.отдельного соц.факта. 4. Изуч.проблем города, рассматриваем в кач соц среды. 5. Раб в области соц экологии – назыв теорией соц изменения, основы сформулир парком. ПАРК: Общ-во организм подвержен эволюции – движен от одного порядка к др, их 4: экологич (выживание и развитие общ-ва, физич. взаимод.индивидов), экономич (возникает экономич.порядок, рез-ат производства, торговли и обмена), политич (политич.порядок с пом. политич. средств, контроля, регуляции поведения), соц-культурный (культурный порядок – влияние традиций). БЕРДЖЕСС: работа «Рост города: введение в исследоват проект». Концепция концентрическ зон чикаго: город был поделен на зоны (деловой, трущоб, жилья и т.д.), зоны связывались транспортн артериями. Так же город поделили на 75 районов, в кот проживали общины. Изучение кажд р-она в 2 направлениях: 1. Определен пространственн образа района 2. Изучение облика общин. Анализир рост города, Берджесс рассматрив различн виды мобильности, именно мобильность была содержанием концепции концентрическ зон города. Парк и Берджес стремились соединить колич.и качественные исследования.

Кризис шк. Инициатива перешла к Колумбийск. и Гарвардск. унив-м. Уход парка, ему не оказалось равнознач замены в обл теоретич руководства. +снижение значения исследован в целом в период экономич. депрессии и обострение проблем общенационального значения, а представители чикагской шк. не были вполне готовы. Особ-ти шк.: =соцаильно-экологич.подход к соц.организму – общ-ву и его структурам – городу = анализ города и общ-ва как системы макросоциологич (общ-во, город как организм), микросоциолог ( общ-во. город – взаимодействие) =глубоко разрабатывали ММСИ, и кач и колич. Методы.

Значение чикагск шк: ориентир науку и общ-во на соц-политич. рефрмы. Возросла роль соц-ии как науки. Обратились к соц-эколог проблематике, выявл тесную связь м\у общ-ом и природой. Одна из первых отрослей - социологи города Обращали внимание не только на субъективный мир людей., но и на объективны экономич, соц, политич. обстоятельства.

 

10 вопрос СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, Парсонса

Центральным для С.-Ф.А. является понятие функции, которая рассматр-ся в нем в двух аспектах: 1) как " назначение" (" роль" ) " одного" из элементов некоторой системы по отношению к " другому" или к системе в целом; 2) зависимость в рамках данной системы, при которой изменения " одного" оказываются производными (функцией) от изменений " другого". В этом случае вводится понятие функц-ых связей в ряду причинных, структ-х, генетич-х связей внутри сист. (а также между системами, системой и средой). Соответ-но выдел-ся и процессы ф-ия наряду с процессами пр-ва, воспр-ва, в сов-ти обеспеч-е стабильное сущ-е системы и соотносимые с процессами ее изменения и развития (как в результате " естественной" эволюции, так и вследствие специально предпринимаемых (" искусственных" ) усилий). Также важн.понятием явл. Понятие структуры – сов-ти взаимосвяз-х элементов системы. Различсоц.явл-я на микро- и макро- уров. Расматрив-ся с т/з системы. Социол. – наука, проповедующ.принц.систем-ти и интеграции. Основанием социол.явл.принц.естествознания.

Парсонс (1902-1979): создатель школы структурного функционализма, основатель теории социальной системы и социального действия, неотъемлемую черту которого составляет отношение между деятелями и элементами среды - социальной и природной, - которые они наделяют смыслом. Наиболее важными элементами среды являются другие люди. Это предполагает далее, что исследование должно сосредоточиваться на социальном взаимодействии, в рамках которого деятелям приходится обращать внимание на действия, желания и цели других людей. В процессе этого взаимодействия решающее значение имеют нормы и ценности, поскольку они регулируют и делают предсказуемым поведение индивидов. Социализация обеспечивает интернализацию индивидами норм и ценностей по мере взросления. Парсонс рассматривает личность и социальные системы как взаимно дополняющие друг друга, хотя в его исследованиях последние, в конечном счете, рассматриваются как детерминирующие первые. Парсонс отмечает, что социальное взаимодействие имеет системный характер, и поэтому использует термин " социальная система". Понятием, объединяющим социальное действие и социальную систему, является понятие типовых переменных. Парсонс определяет последние как фундаментальные дилеммы, с которыми сталкивается социальный деятель. Социальные системы могут характеризоваться как строящиеся на основании определенной комбинации решений этих дилемм. Существуют четыре набора дилемм. (1) Партикуляризм или универсализм: деятели должны решить, оценивать ли человека с помощью общих критериев (универсализм) или использовать критерии уникальные, применимые лишь в отношении конкретного человека (партикуляризм). (2) Поступки или качества: необходимо решить, оценивать ли людей по их поступкам или опираясь на их личные качества. (3) Аффективная нейтральность или аффективность: деятели могут находиться в определенных отношениях либо по причинам инструментальным, не затрагивающим их чувств (аффективная нейтральность), либо по эмоциональным причинам (аффективность). (4) Специализация или " диффузность": индивидам в любой ситуации приходится выбирать между вовлеченностью наряду с другими индивидами в широкий спектр социальной деятельности (" диффузность" ) и сосредоточенностью на достижении лишь специфических, структурированных целей (специализация). Этими типовыми переменными структурируется любая система взаимодействия. Однако такие системы имеют также определенные собственные потребности, удовлетворение которых необходимо как с точки зрения отношений между социальной системой и ее средой, так и с точки зрения внутреннего функционирования системы

3 компонента теории: 1). Теор.социального действия, 2). Систем.подход, 3). Структ-фцнкц.анализ. Эти компон.тесно взаимосв. Индивид и общ-во – сложные открытые развив-ся системы. Систем.подх.также примен. При исслед.соц.действ. Составляюие соц./д, в рамках кот.оно осущ.: -действующ.субъекты (акторы), -объект манипуляц., -условия ситуац. Компоненты соц/д: 1).знаково-симв., 2). нормативный, 3). Автоном. (автоном.действия индивидов). Соц/д рассм-ся в рамках сист.подх., все элем. системы уорядоч.и нах.во взаимосв. Системы действия: соц.сист., личночть, к-ра, организм. Кажд.система стремится к интеграции внутр-х элементов и к установлению равновесного сост. Функции соц./сист.: 1. Адаптация, 2. Целедостижение, 3. Интеграция, 4. Подержание образца.

Фунц.потреб-ти соц./сист.(AGIL): (1) адаптация (A: adaptation) - потребность соотнесения с окружающей средой при использовании ее ресурсов; (2) целедостижение (G: goal-attainment) - постановка задач, стоящих перед системой; (3) интеграция (I: integration) - поддержание внутреннего порядка; (4) поддержание латентного образца (L: latency) - выработка достаточной мотивации для выполнения задач.

Для удовлетворения каждой из этих функциональных потребностей складываются группы действий или подсистемы действия. Например, на самом общем уровне культурная подсистема выполняет функцию интеграции. Каждая из подсистем в свою очередь сталкивается с теми же четырьмя функциональными потребностями, вследствие чего каждая подсистема может быть разделена в свою очередь на четыре подподсистемы. В социальной системе в целом, например, экономика выполняет функцию адаптации. Теоретически не существует ограничений для подразделения систем, и Парсонс детально описывает структуру экономики и отношения между экономикой и другими подсистемами социальной системы. Парсонс полагает, что системы социального действия тяготеют к равновесию даже в том случае, если они не могут его достичь в действительности, и что социальное изменение есть движение от одного состояния равновесия к другому. Изменение в системе достигается в ходе дифференциации (наличное состояние социальной структуры и процесс, ведущий к возникновению различных видов деятельности, ролей и групп, специализирующихся в выполнении отдельных функций, необходимых для самосохранения социальной системы), и в дальнейшем Парсонс использовал эволюционную теорию для описания возникающих в результате дифференциации прогрессивных изменений в обществе.

Идеи Парсонса вызывали различные критические замечания: (1) его теория рассматривалась как " большая теория", не играющая существенной роли в эмпирических исследованиях; (2) Парсонс придает слишком большое значение ценностям и нормам; (3) он не уделяет достаточного внимания социальному конфликту; (4) он не в состоянии согласовать теорию действия и теорию системы и в сущности рассматривает действия индивида как структурно детерминируемые;

 

11. ФУНКЦИОНАЛИЗМ МЕРТОНА.

Главную суть своего подхода Р.Мертон выразил комплексным понятием «функциональность». Согласно этому понятию взаи­мосвязь общества в целом и его отдельных частей обеспечивается самыми разнообразными и специ­фическимиих функциями, которые могут наблюдаться и многократно повторяться в конкретных объектах и фак­тах. Задача социолога состоит в том, чтобы «не рассуждать о внутреннем содержании социологических фактов и объ­ектов, а просто рассматривать реальные, зримые, доступ­ные для изучения и обобщения последствия функций». Для наблюдения и изучения функций Р.Мертон пред­лагает методологический инструмент, который называет «теории среднего радиуса действия». Суть их он форму­лирует так: «Это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми ра­бочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными системати­ческими попытками развить единую теорию, которая бу­дет объяснять все наблюдаемые типы социального поведе­ния, социальных организаций и социальных изменений». Эта теория была призвана категориально офор­мить соединительный мост между конкретными исследования­ми и общесоциологической теорией. Теория принципиально используется для внутренней организации эмпи­рических исследований. Она выступает посредником между общими теориями социальных систем, которые слишком отда­лены от особенных проявлений классов тех или иных типов социального поведения, с тем чтобы «объяснять то, что наблю­даемо, и давать детализированные, упорядоченные характерис­тики особенностей, которые вообще не обобщены». Именно здесь, на среднем уровне, как подчеркивает Р.Мертон, социология выполняет свою основную роль в обществе, ибо это «именно та социальная наука, которая оперирует теориями среднего радиуса охвата, концентри­рующими в себе факторы реального управления социаль­ными процессами с учетом конкретных эмпирических исследований и отвергающими метафизические претензии на всеохватность и универсальность»

Теория функционализма Мертона состоит как бы из двух взаимосвязанных аспектов: критического и творчески-новаторского. Любая соц. структура ассиметрична и сложна: в ней постоянно присутствуют конфликты, дисфункции(это те наблюдаемые последствия, котрые уменьшают приспособление как адаптацию систем), отклонения, напряжение, противоречия. Соц. структура является многомерной комбинацией трех уровней: нормативнй, вероятностный, идеальный. В центре трех уровней находится индивид и его действия.

  • Нормативный уровень – набор соц. ожиданий в отношении поведения индивида, то, что общество ожидает от человека в конкретной роли.
  • Вероятностный – каждый статус имеет набор шансов, возможностей, льгот, доступных для индивида.
  • Идеальный – каждый статус имеет соответствующий набор убеждений, взглядов, жизненных принципов, характерных для определенной группы.

Мертон считает неверным применение трех взаимосвязанных постулатов в функциональном анализе, которое имело широкое распространение в антропологии, а затем и в социологии.
1. " Постулат функционального единства общества". Из этого утверждения следует, что любая часть социальной системы функциональна для всей системы. Однако Мертон утверждает, что в сложных, сильно дифференцированных обществах это " функциональное единство" сомнительно. Например, в обществе с разнообразием верований религия имеет тенденцию скорее разделять, чем объединять. Далее, идея функционального единства предполагает, что перемена в одной из частей системы приведет к изменениям во всех других. И снова Мертон утверждает, что это нельзя принимать как должное, настаивая на конкретном исследовании. Он утверждает, что в сильно дифференцированных обществах его институты могут иметь высокую степень " функциональной автономии".
2. " Постулат универсальности функционализма" утверждает, что " все стандартизированные социальные или культурные" нормы имеют позитивные функции". Мертон же считает, что это утверждение является не только упрощенным, но может быть и неправильным. Социолог предлагает исходить из посылки, что любая часть общества может быть функциональна, дисфункциональна или нефункциональна!
3. Мертон подверг критике и " постулат обязательности", согласно которому некоторые институты или социальные oбpaзoвания являютcя атрибутами для общества, (в этом свете функционалисты часто рассматривали религию). Критикуя этот постулат, Мертон утверждает, что те же самые функциональные требования могут удовлетворяться альтернативными институтами. По его мнению, нет убедительных доказательств, что такие институты как семья, религия являются атрибутами всех человеческих обществ. Для замены идеи обязательности, социолог предлагает концепцию " функциональных эквивалентов" или " функциональных альтернатив".
Р.Мертон, первым предлагает различать " явные" и " скрытые (латентные)" функции социальных институтов.Р.Мертон пишет: " В основе разграничения между явными и латентными функциями лежит следующее: первые относятся к тем объективным и преднамеренным последствиям социального действия, которые способствуют приспособлению или адаптации некоторой определенной социальной единицы (индивидуум, подгруппа, социальная или культурная система); вторые относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же самого порядка". В качестве примера Р.Мертон приводит ритуальные танцы племени хопи по вызыванию обильного дождя, имеющие латентную функцию укрепления групповой солидарности, поддержания устойчивости и непрерывности племени вне зависимости от того, пойдет ли после этого церемониала дождь или нет.

Явные функции социальных институтов носят преднамеренный характер и осознаются людьми. Обычно они формально заявлены, записаны в уставах или декларированы, закреплены в системе статусов и ролей (например, принятие специальных законов или сводов правил: об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.), поэтому более подконтрольны обществу. Основной, общей функцией любого социального института является удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан и существует. Для осуществления этой функции каждому институту приходится выполнять ряд функций, обеспечивающих совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это следующие функции; функция закрепления и воспроизводства общественных отношений; регулятивная функция; интегративная функция; транслирующая функция; коммуникативная функция. Рассмотрим более подробно, что означают эти функции.

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений -- это система правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым.

2. Регулятивная функция -- это выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества (т.е. социальный институт как элемент социального контроля).

3. Интегративная функция -- это процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

4. Транслирующая функция -- это передача социального опыта приходящим в социальный институт новым людям как за счет расширения социальных границ института, так и смены поколений, для этого в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

5. Коммуникативная функция -- это распространение произведенной в институте информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при

взаимодействии с другими институтами. Если институт не может справиться с выполнением своих явных функций, то его непременно ждут дезорганизация и изменения.

Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и вовсе остаются неосознанными до конца. Очень часто на практике некоторые институты продолжают существовать, хотя они не только не выполняют своих функций, но и порой даже препятствуют им. Это является доказательством того, что у данного института существуют скрытые функции, которые удовлетворяют потребности определенных социальных групп. Чаще всего подобное явление можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в очень большой степени. Хотя латентные функции очень трудно распознать, именно они представляют особый интерес для социолога. Р.Мертон подчеркивал, что, если социолог ограничивает себя изучением только явных функций, изучая проблему, достигнет та или иная организация или учреждение, созданные для определенных целей, свои цели, то он " превращается в искусного регистратора уже известных систем поведения. Его оценки и анализ ограничены вопросом, поставленным перед ним нетеоретиком, человеком дела, например, получим ли мы такие-то и такие-то результаты от введения новой системы оплаты. Но вооруженный понятием скрытой функции социолог направляет свое исследование именно в ту область, которая является наиболее обещающей для теоретического развития социологии. Он рассматривает известный (или планируемый) вид социальной практики, чтобы установить его скрытые, неосознаваемые функции (конечно, так же, как и явные функции).

В противовес теоретической работе Парсонса Мертон выдвинул концепцию теории среднего уровня, которая, по его мнению, является единственно полезной для развития науки. Неприятие парсоновских построений было вызвано тем, что Мертон понимал теорию как " логически взаимосвязанные ряды высказываний, из которых можно вывести эмпирические закономерности". Иными словами, теория среднего уровня состоит из проверяемых обобщений, соединяющих теорию с практикой. Идея заключается в том, что необходимо разрабатывать теории, исходя из ограниченных социальных явлений; эти теории строятся как обобщённые, связанные в логическую систему, высказывания. Эти теории должны строиться в соответствии с эмпирическими исследованиями, проверяться. На основе теорий среднего уровня можно создавать и более широкие теории, но для этого надо, чтобы эти теории среднего уровня были соотнесены между собой. Функцию соотнесения выполняет парадигма, которая включает в себя базовые теоретико-методологические посылки и некоторый набор базовых понятий. Парадигма задаёт некоторый общий концептуальный аппарат.

Теория социальной аномии - социологическая теория причин преступности в современном обществе, предложенная Р. Мертоном. Эта теория противопоставляется тем представлениям, которые приписывают неудовлетворительное функционирование социальной структуры, прежде всего повелительным биологическим влечениям человека, недостаточно сдерживаемым социальным контролем, т.е. фрейдистским и неофрейдистским концепциям в криминологии. Мертон использует два понятия: «аномия» и «социальная структура» общества: при этом первое явление (аномия) выступает как следствие процессов, происходящих в рамках второго явления (социальная структура). Термин «аномия» был выдвинут французским социологом Э. Дюркгеймом и означает отсутствие норм в поведении, их недостаточность. Это общественного состояние, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми. В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. «Старые нормы» уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации.

Аномия мыслима в двух измерениях. Во-первых, состояние аномии может характеризовать общество, в котором нормативные стандарты поведения, а также существующие в нем убеждения либо серьезно ослаблены, либо отсутствуют. Во-вторых, состояние аномии может характеризовать и отдельное лицо, если оно социально дезориентировано, находится в состоянии тревоги и переживает чувство изолированности от общества.
Понятие социальной структуры, по Мертону, не имеет ничего общего с классовой структурой общества (хотя Мертон в ряде случаев говорит о классовой структуре современного американского общества). Для Мертона социальная структура это не социальная, а социально-психологическая, а то и чисто психологическая категория. Образуется социальная структура из двух фаз.Первая состоит из тех существенных целей, которые ставят перед собой социальные группы общества (либо которые ставятся перед ними жизнью), - т. н. жизненные устремления группы. Вторая - это те средства, которые употребляются в ходе достижения указанных целей для удовлетворения жизненных устремлений социальных групп общества. Сами эти средства, в свою очередь, двояки: их можно подразделить на предписываемые (законные) средства и наиболее эффективные, наиболее успешные, ведущие к результату кратчайшим путем. Для концепции Мертона чрезвычайно важно указание на то, что законность и эффективность вовсе не обязательно совпадают применительно к избираемым средствам.

Мертон выделяет 5 способов приспособления или адаптации индивидуума к условиям, существующим в обществе или группе-носителе данной культуры:

- конформизм, когда социальные цели общества и способы их достижения принимаются полностью (лояльные, спокойные и законопослушные граждане);

- инновационность, когда принимаются социальные цели, но не способы их достижения (рэкет, воровство, подделка денег, злоупотребления, обман);

- ритуализм - социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения неколебимы и священны (стяжательство, махинации, подлоги и др.);

- ретритизм - отрицание и целей, и любых средств (анархизм, наркомания, бродяжничество);

- мятеж, бунт - отказ и от целей, и от средств с одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами (политический терроризм, борьба за свободу, революционность, радикализм)


В работах Мертона, центральное место занимает разработка теории и методологии структурного функционализма. Мертон сосредоточил все усилия на функциональном анализе соц. систем среднего уровня и разработке социолог. теории среднего радиуса действия. Эти теории находятся в промежуточном пространстве между частными, не претендуют на всеохватность и универсальность. Именно они, по Мертону, лучше всего обеспечивают единство теории, метода и эмпирических фактов, решают задачу взаимосвязи и взаимодействия макро- и микросоциологии, эмпирических и теоретических исследований. Дальнейшее развитие в трудах Мертона получили и проблемы функционализма. Если Парсонс сосредоточил свое внимание на функциях, функциональности соц. систем и их структур, обеспечивающих соц. порядок, то Мертон – на дисфункциях, дисфункциональности, ведущих к усилению соц. напряженности, соц. противоречий и нарушению соц. порядка.

Референтная группа — группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ее ценности и нормы. Данная группа служит системой отсчета для оценки себя и других. Р. Мертон выделил условия, при которых индивид скорее выберет в качестве нормативной референтной группы не группу членства, а внешнюю группу:
-если группа не обеспечивает достаточного престижа своим членам;
-если индивид изолирован в своей группе, и имеет низкий статус в ней;
чем больше социальная мобильность в обществе и, следовательно, больше возможностей у индивида изменить свой социальный статус и групповую принадлежность, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он будет выбирать группу с более высоким социальным статусом.

 

12. Символический интеракционизм Дж. Мида, Г. Блумера и И. Гофмана

 

направление в социологии, исследующее социокультурный мир символов, обслуживающих межсубъектные взаимодействия, функционирующие в языке, культуре, внутренних личностных структурах». У истоков этого учения стояли американские исследователи Ч.Кули, У.Томас, Дж.Мид, Г.Блумер, М.Кун. Основными теоретическими положениями данного направления являются:

-Природа человека социальна;

-Социализация и самоопределение личности зависят прежде всего от ближайшего социального окружения, от первичных социальных групп*, внутри которых человек пребывает;

-Взаимопонимание во взаимодействии личности с другими людьми зависит от знания языковых и поведенческих символов, принятых в данной социальной среде;

-Отношение личности к другому человеку предопределяется не тем, чем тот является на самом деле, а образом другого, представлением о нем, живущем в сознании этой личности;

-Это же самое происходит и с другими; в результате взаимопонимания обусловлено взаимодействием воображаемых фигур, живущих в сознании каждого;

-Воображаемое оказывается не менее важно для взаимодействия, чем реальное, и даже зачастую важнее его. Центральным понятием символического интеракционизма является самость, позволяющая каждому из нас просчитывать последствия собственных поступков.. Данное направление сосредоточено на взаимодействии индивидов. Элементы взаимодействия называются интеракциями Центральная идея: одинаковой важности изучения как внешнего, так и внутреннего поведения людей (объективно и субъективного).

Мид подчёркивал, что субъективная жизнь социального действия – важная черта общественной жизни, конституирующая специфику социальных явлений. Эта сторона социального феномена может быть понята как процесс символического создания, описания и интерпретации объективных ситуаций. Он признавал реальность объективного мира, окружающего людей, но считал основополагающим обращение к субъективной интерпретации этого мира индивидами.

Центральные понятия для объяснения социальной действительности: символ, принятие роли другого, самость (способность представить себя в качестве объекта своей собственной мысли), обобщенный другой.

Символ обозначает предмет или событие; предполагает определённую реакцию на предмет или событие и выражается в социальных действиях; обеспечивает средства, с помощью которых люди общаются в своей социальной среде с помощью знаков. Без символа взаимодействия и О не будет. Поэтому, чтобы существовать, люди должны жить в мире значений. Отсюда социальны жизнь возможна только тогда, когда значения и символы воспринимаются остальными членами О. Но общепризнанные символы способны обеспечить лишь средства интеракции. А для того, чтобы она продолжалась, каждый вовлечённый в неё должен интерпретировать значения и намерения других. Это осуществляется с помощью процесса, который Мид назвал принятием роли (индивид ставит себя на место человека, с которым осуществляется общение). Через процесс принятия роли индивиды развивают свою самость, так как каждый раз в процессе общения принимают роль общающегося. 2 стадии в развитии понятия самости: игра как play и игра как game.
-В случае play ребёнок играет роли, которые не являются собственно его ролями, что позволяет ему осознать различие между ним самим и той ролью, которую он исполняет. Игра в этом смысле - есть игра во что-то.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь