Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Драматургическая социология Гоффмана



Одна из разновидностей символического интеракционизма и понимающей социологии. В основе -сравнение повседневного мира с театральным действием.

Для изучения повседневных действий и явлений соц.жизни, символов, с помощью кот. они выражаются, смыслов и значений, которые придают им индивиды – включенное наблюдение и анализ док-тов, естественные условия - радиопередачи, рекл. объявления, изображения.

Актеры: честные и ценичные (не осознающие действий)

Рамочный анализ

Рамка – обрамляющая соц.содержание теоретическая конструкция, познавательное приспособление. Которое потом убирается, это ритуалы, игры, пьесы, драмы.

Что мы считаем реальностью? Рамка – создает окружающую взаимодействующих индивидов реальность. Изучение не самих соц.объектов, а тех смыслов и значений. Которые придают им люди, интерпретации соц.процессов с кот. они сталкиваются.

концепция множественности Я.

- человек имеет столько различных Я, сколько существует групп, в жизни которых он участвует и мнения членов, которые для него значимы. В каждой из этих групп человек представляет себя по-разному, демонстрирует различные стороны своей личности, своего Я.

Два вида коммуникации:

1.Произвольная – представляют информацию о себе в общезначимых символах

2.Непроизвольная – непреднамеренная, невербальная, более театральная. Внимание ей уделял.

Общество - это огромный театр. При общении люди пытаются произвести впечатление друг на друга, неосознанно. Роли, которые играют люди, позы-типичные социальные представления, т.е. символические обозначения договоренностей между людьми о способе поведения. Сыгранность членов общества проявляется как одна большая символическая совместная акция, а общество - как ряд ситуаций, в которых люди взаимодействуют, производят впечатление и объясняют свое поведение себе и другим.

Социальное взаимодействие - непрерывную череду небольших драм, которые случаются с каждым из нас и где мы, в качестве акторов, играем самих себя( бытовые ссоры, перебранки или конфликты, любое повседневное событие -даже в кругу близких, постоянно надеваем и снимаем социальные маски, сами создаем сценарии каждой следующей ситуации и разыгрываем ее по неписаным социальным правилам, созданным традициями и обычаями либо нашим воображением и фантазией). Вступив в конфликт, люди упорно держатся предписанных им социальных ролей, которые нередко противоречат их собственным интересам.

Исполнение в целом Гофман называет социальным взаимодействием, которое формируется следующим образом. В рамках некоторой ситуации взаимодействуют два исполнителя или команды, совместно вырабатывающие правила социального взаимодействия. С другой стороны, на это взаимодействие влияют структуры, независящие от индивидов – институционализированные нормы. При соединении двух этих элементов и формируется социальное взаимодействие или интеракционный порядок.

13. Интегралистская социология П.Сорокина

 

П. А. Сорокин (1889-1968) – видный рус и амер социолог. 1919 – основал социолог ф-т, в 1922 г. за полит прошлое и за остр научно-публицистические статьи выслан из России. Работы: «Преступление и кара, подвиг и награда», «Самоубийство как общественное явление», «Общедоступный учебник по социологии», «Голод как фактор», «Система социологии».

Для понимания теоретико-методологических основ необходимо помнить о той науч традиции, в к-ой формировался Сорокин. (Де Роберти, Ковалевский, Михайловский, Лавров, Петражицкий + учение Конта и Дюркгейма). Также непосредственный соц опыт самого С. – революции, мировая и гражданская война.

В своей работе «С-ма социологии» выделили 5 принципов социологии: 1) Социология д. строиться по типу естественных наук, объекты разные, методы одни. 2)Социология – наука теоретическая. 3)Социология – объективная наука. 4)Социология д. прекратить философствование. 5) Разрыв социологии с идеей «монизма». Благодаря этим принципам социология должна показать, что она есть наука цельная, законченная.

Особенно важным, по мнению С. выделение предметной обл. Для этого нужно ответить на 3 вопроса: какие явления изучает социология; почему для этого необходимо отдельная дисциплина; связь с другими соц науками. Предметом социологии, по С., выступает межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорг и орг природе.

С. выделяет структуру социологич знания. Социология, по его мнению, делится на теоретическую (изучение с т.зр «сущего») и практическу (с т. зр. «должного»). Теоретическая, в свою очередь, включает в себя соц аналитику, соц механику и соц генетику.

Соц аналитика изучает структуру соц явления взятых в пространстве, т.е. статистически, делится на 2 подотдела: 1) – изучение простейшего соц явления; 2) – сложные единства (комбинация простейщих явлений).

Соц механика изучает процесс взаимодействия людей, их поведение и те силы, к-мы оно вызывается. Соц механика классифицирует ф-ры поведения, определяет влияние каждого фактора на поведение ч-ка, группы.

Соц генетика опр линии р-ия и объясняет причины отклонения от этих линий.

Прикладная социология должна быть дисциплиной науч-го управления общ-вом.

Основа социологич анализа – соц поведение, соц взаимодействие. Взаимодействие возможно 1) – при наличии 2-х или более индивидов; 2) – наличие актов, через которые происходят взаимные переживания и поступки. Акты представл собой реализацию психич энергии и являются, в то же время, раздражителями. Акты-раздражители делятся на акты терепения-воздежания; продолжительного и мгновенного действия; интенсивные-слабые; сознательные-бессознательные; 3) – наличие проводников (передача реакции от одного индивида к др. через язык, письменность). Соединение этих 3-х факторов образует соц систему. Особое внимание акцентирует на роли потребностей как мотива поведения. Разработал систему потребностей (удовлетворения голода и жажды, половая, самозащиты, общения и др.).

С. классифицирует взаимодействие по разл основаниям. В зависимости от первого структурного компонента взаимодействие делится на: взаимодействие между 2-мя индивидами; между одним и многими; между многими и многими. В зависимости от природы акта взаимодействие может быть: односторониими/двусторониим длительным/временным; антагонистическим/солидарным; шаблонным/нешаблонным; сознательным/бессознательным. В зависимости от проводника – звуковым, светоцветовым, тепловым и т. д.

Связь между структурными компонентами взаимодействие образует коллективное единство. Могут быть однорасовые, однополые, одновозрастные единства, пассивные и активные, связанные звуками.

С. выделят 3 уровня взаимодействие: 1)- межиндивидуальные отношения; 2)- комбинация элементарных групп; 3)- отношения между кумулятивными группами (классы, нации, элита). Индивид оказывается членом множества групп, которые могут быть закрытыми (пол), открытыми (партия) и полузакрытыми (сословие). Общ-во не м существовать без неравенства. Равенство – миф. Кроме стратификации общ-во характеризуется мобильностью (соц перегруппировка), которая бывает горизонтальной и вертикальной. Стратифик и мобильность необходимы для функционирования и стабильности каждого правящего слоя, высшее проявление мобильности – смена классов власти.

Проблемы личности и общества решает по-своему: «Общ-во существует как система взаимодействующих единиц, без которых оно не мыслимо».

Особую роль П.А. Сорокин отводил группам, занимающим определённые позиции в некоторой иерархической системе групп. Страты - это большие группы людей, различающиеся по своему положению в общественной иерархии, обусловленному неравномерным распределением прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе (работа П.А. Сорокина «Социальная мобильность», 1927). Социальная стратификация - разделение общества на страты. П.А. Сорокин считает социальную стратификацию естественным свойством общества, а общество без расслоения - мифом. Существует несколько форм социальной стратификации. Важнейшими из них являются экономическая, политическая и профессиональная. Каждая из этих форм образует сложную иерархическую структуру.

Социальная мобильность - различные перемещения людей из одной страты в другую. П.А. Сорокин рассматривает два вектора мобильности - горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный - перемещения индивидов в пределах одной страты (смена места работы, места жительства, семейного положения), вертикальный - переход из одной страты в другую, который может быть восходящим или нисходящим. Существует ряд механизмов, благодаря которым становится возможным переход из одной страты в другую по вертикали, например, армия, церковь, политические партии, выгодные браки.

Социальная мобильность характеризует степень открытости или закрытости или общества в целом, или отдельной общественной группы: открытое общество или группа характеризуется высокой социальной мобильностью, закрытое - низкой. Для количественной оценки этого явления был предложен показатель индекса мобильности / стабильности, который характеризует соотношение числа индивидов, занимающих мобильное и стабильное положение в конкретном обществе или группе.

В фундаментальном четырёхтомном труде «Социальная и культурная динамика» (1937-1941) П.А. Сорокин создаёт свою циклическую концепцию истории человеческого общества и культуры. Понимая культуру в самом широком смысле и как основу всей общественной жизни, П.А.Сорокин соединил в единое целое все аспекты социологического изучения общества. Культура и ее ценности – вот что является интегрирующим фактором и в самой общественной жизни и в ее социологическом исследовании им. Социокультура у Сорокина – это единство, целостность, все элементы которой взаимозависимы, интегрированы, т.е. представляют собой систему, а ценность служит «основой и фундаментом всякой культуры». Социокультурные суперсистемы различаются, прежде всего, именно своими основными ценностями. И вся история предстает у Сорокина как закономерная смена доминирования в Европе трех социокультурных суперсистем – «идеациональной» (умозрительной), «чувственной» и «идеалистической». В первой господствующее положение занимали религиозные ценности, а религиозная истина (Бог) признавалась высшей истиной, тогда как другие культурные системы (философия, наука, экономика, политика, право, искусство, мораль и др.) были подчинены теологии. Вторая характеризуется господством материализма и чувственных форм познания, утилитарных, чувственных ценностей. Третья же представляет собой интеграцию, органический синтез черт и ценностей двух других типов культур на основе сочетания материалистических и религиозно-идеалистических взглядов и преобладания интуиции в познании, в связи, с чем этот тип и может рассматриваться как интегральный.

Современную культуру ПА. Сорокин относил к культуре чувственной, находящейся в глубоком кризисе, связанном с недостатками и ошибками чувственного способа познания истины, с усилением влияния материализма и эмпиризма. Выход из него он видел в нравственно-религиозном обновлении человечества на основе признания «альтруистической любви» главной, абсолютной ценностью, в переходе к новой «умозрительной» культуре.

Высшей интегральной смысловой ценностью является единство Правды (Истины), Добра (неэгоистической любви) и Красоты (эстетических ценностей, произведений искусства). Таким образом, интегрализм П.А. Сорокина выступает не только как познавательная, но и морально-этическая доктрина. И эти понятия для него неразделимы. Каждая открытая истина, согласно П.А. Сорокину, это одновременно вклад в добро и красоту. Любой акт неэгоистической любви (добра) обогащает мир правды и красоты

Сорокин активно вводил в общественные науки идеи интегрализма или комплексного, синтетического, объединительного подхода к изучению общества и человека. Он предлагает изучать общество как с точки зрения объективных изменений социокультурных суперсистем, так и с точки зрения интегральной сущности человека. Так, человек выступает у него как «удивительное интегральное существо», формирующееся под воздействием определенной социокультуры и действующее в рамках ее социальных ценностей. С одной стороны, люди вступают в систему общественных отношений под воздействием целого комплекса различных факторов – бессознательных (рефлекторных), биосознательных (например, голод) и социо-сознательных (ценности, нормы, значения); а с другой – они ведут себя в соответствии с их комплексным познанием окружающего мира. Как отмечал П.А.Сорокин, новая интегральная теория личности не отрицает того, что человек является животным организмом, наделенным бессознательным; но она означает, что, помимо этой формы бытия, человек – сознательный, рациональный мыслитель и творец новой реальности надорганического (суперорганического) мира, мира социокультуры.

В работе «Интегрализм - моя философия» (1957) П.А. Сорокин рассматривает действительность как бесконечное множество различных качеств и количеств: духовных и материальных, меняющихся и неизменных и т.д. С точки зрения способов познания П.А. Сорокин различает: *эмпирический аспект действительности (постигаемый опытом); * рациональный (постигаемый разумом, то есть посредством логики и математики); * сверхчувственно-сверхрациональный (постигаемый творческим озарением и интуицией).

 

14. Теория социального обмена Дж.Хоманса и П.Блау.

 

направление в социальном знании (социологии, социальнойантропологии, социальной психологии, а также экономики и политологии), трактующие суть социальнойжизни как обмен различными типами деятельности, которая, в свою очередь, понимается как обмен чего-либо на что-либо в актах социального взаимодействия с целью удовлетворения потребностей и интересовсоциальных субъектов (под которыми в большинстве случаев понимаются атомарные социализированныеиндивиды). Теоретические основы С.О.К. были заложены в экономическом и этическом утилитаризме Смита, Бентама, Милля и др., закрепившем принцип оценки явлений с точки зрения их полезности и выгодности, возможности служить средством для достижения какойлибо цели. Согласно экономической версии С.О.К., человек рационально стремится максимально увеличить совокупность своих материальных благ в процессахобменных (деловых) операций, осуществляемых в рамках рынка. В рамках этих представлений былавыработана модель так называемого «экономического» человека (»калькулирующего» максимализациювыгоды и минимизацию затрат и действующего на основе расчета издержек) и представление о «невидимойруке рынка»приводящей цели и интересы индивидов, противостоящие друг другу в конкретныхэкономических ситуациях (микроуровень), к «согласованию»(балансу) в рамках макроструктуры рынка кактакового). В этической версии утилитаризма поведение людей трактуется через их естественное стремление(рационализируемое в конкретных действиях и поступках) испытывать наслаждение и избегать страданий.Эти версии и модели, переосмысленные в прагматизме, и явились отправной точкой анализа в собственноС.О.К., развитие которой шло параллельно и во многом во взаимодействии (с заимствованием ряда идей иметодологических принципов исследования) с антропологическими версиями С.О.К.(Малиновский, Мосс, ЛевиСтрос и др.). Социальная антропология существенно изменила и усложнила представления осоциальных обменах на основе анализа базовых процессов традиционных обществ. Было показано, что: 1)обмены сложно мотивированы; 2) они стремятся к институционализации и закреплению в культурныхобразцах и моделях; 3) институционализации обменов играют организующую роль в социальных структурах; 4) позиции, статусы и роли в обменах ведут к процессам социальной дифференциации и иерархизации; 5)значительную часть обменов составляют символические интеракции (взаимодействия), формирующие изакрепляющие наличные типы социальности, 6) обмены в большинстве случаев осуществляются внутрисоциальных групп и от их имени в сложных ценностнонормативно организованных социальных структурах, 7) характер обменов зависит от ценности перераспределяемого в них ресурса и регулирующих их нормвзаимности: обоюдные (прямые) обмены и односторонние (косвенные) обмены, в которых баланс интересовдостигается лишь в конечном итоге через целую цепочку обменов и в только определенной социальнойцелостности.Парадигма обмена: направление социальной мысли, соединяющей социологию и психологию. Функционирование общества – обмен широко понимаемыми различными социальными благами и формами деятельности. Благодаря такому обмену существует престиж, статус, порядок. Стремление чел-ка к обмену – фундаментальное начало его деятельности и поведения. Т.о. в общ-ве сущ-ют различные структурные образования (соц. институты и организации), действуют многие механизмы отношений – признание. Уважение, одобрение, успех, дружба, любовь. Интерпритируемые процессы должны рассматриваться в тесной связи с социальным взаимодействием и поведением индивидов(не абстрактные). Предмет социологии – поведение и его субъект –индивид.

Корни – бихевиоризм (в основе поведение – совокупность реакций.Схема поведения=стимул-реакция). Стимулирующий фактор – форма обмена.

Взаимодействие между людьми – обмен выгодами, приносящий пользу обеим сторонам. Обменные акты –соц.действия, основа общ. и индивид. жизни. Это отношения между людьми связанные с социальным присвоением качеств, характеристик, свойств личности другими

Хоманс. «Социальное поведение: элементарные нормы» Первым попытался разработать свой вариант теории обмена.

Эта теория обмена опирается на бихевиористскую психологию (в том варианте как ее разработал Б.Скиннер).

Человек – автономный индивид, ориентированный на получение выгоды от своего поведения и выстраивающий свое поведение так, чтобы выгода была максимальной, а издержки минимальными.

Относительно парсоновской теории происходит некий откат назад – рамки сужаются до утилитаризма.

Теория очень академична (предельно точная определения, формулировки, логические переходы, доказательства).

Микросоциологическая теория (в противовес парсоновской макро-)

Теория позитивистская и объективистская. Хоманса не интересует, что люди думают по поводу их поведения.

Теория ищет такие вещ, которые не зависят от понимания и сознания.

1 этап связан с работой «Человеческая группа» (1950)

2 этап – «Социальное поведение и его элементарные формы» (1961)

1й этап.

Хоманс использует индуктивную стратегию. Начинает с того, что вся предшествующая социология строилась неправильно – не соответствовала критериям научности – строилась на понятиях, которые он называет абстракциями второго порядка.

Абстракции 1 порядка – соотносятся с эмпирической реальностью.

Абстракции 2 порядка – не соотносятся с эмпирической реальностью. Следовательно, утверждения где есть эти понятия нельзя проверить, доказать или опровергнуть.

Примеры понятий: статус, роль, структура, среда, функции.

Для науки нужно более прочное основание. Нужно исходить из действительно наблюдаемой социальной жизни.

Реальная социальная жизнь – поведение людей.

Реальное поведение людей всегда протекает в малых группах. В малых группах развертывается реальный социальный процесс.

Предмет изучения – не малые группы, а в поведение в них.

Три исходные абстракции первого порядка – взаимодействие, деятельность, чувства.

Все они количественно измеримы!

Чувства – вид деятельность, имеющий внешнее проявление.

Утверждения, - говорит Хоманс, - должны строится так: Х меняется только вместе с Y.

Однако это только начальные формы утверждений, из которых должна состоять социологическая теория. Более точна формулировка: Х меняется вместе с Y при условиях С1, С2, С3…

Хоманс в своей книге берет 5 разных исследований малых групп, от рабочего коллектива до уличной шайки. Анализируя материалы этих исследований Хоманс формулирует эмпирические закономерности.

2й этап.

Хоманс использует дедуктивную стратегию.

Эмпирические закономерности, - пишет Хоманс, - ничего не объясняют, а наука должна объяснять.

Объяснение – подведение эмпирических утверждений под общие положения или постулаты, из которых их можно было бы логически вывести.

С одной стороны эмпирические закономерности мы можем вывести из наблюдений (через пропозиции). С другой – они могут быть выведены из неких постулатов. (собственно, это и есть индукция и дедукция).

Получив из постулатов новые закономерности, мы проверяем их наблюдениями и, если они не получают подтверждения, значит корректировки требуют постулаты.

Постулаты тоже должны строиться на абстракциях первого порядка.

Где их взять? Хоманс говорит, что их можно и позаимствовать. И заимствует – из элементарной экономики и бихевиоризма.

Понятия. Дискпритивные термины – основные наблюдаемые единицы – деятельность, взаимодействия, чувства. Остальные термины – переменные – количество, ценности, вознаграждение, нормы, издержки, вложения, выгоды, распределительная справедливость.

Объяснительные постулаты: постулат стимула, постулат успеха, постулат ценности, постулат депривации пресыщения, постулат распределительной справедливости.

Ключевые понятия теории обмена: действие, поведение, вознаграждение, успех, наказание, ценность, стимул, лишение, расходы, рез-т действия, доходы. Одобрения, агрессия, рациональность.

Постулаты обмена:

1.Аксиома успеха: чем чаще соответствующие действия людей получают вознаграждения, тем вероятнее, что эти действия будут осуществляться ими с определенной частотой и дальше.

2.Аксиома стимула: если в прошлом тот или иной стимул (набор) был связан с вознаграждением действия индивида, то чем более похожи на него стимулы в настоящем, тем вероятнее, что человек совершит такое же похожее действие.

3.Аксиома ценности: чем большую ценность представляет для индивида результат его действия, тем более вероятно совершение им данного действия и в последующем.

4.Аксиома депривации – пресыщения: чем чаще в недавнем прошлом индивид получал определенную награду, тем менее ценными становятся для него любое последующее получение этой награды.

5. Аксиома агрессии – одобрения:

а)если действие индивида не вызывает ожидаемого вознаграждения или неожиданного наказания, он испытывает состояние гнева, и возрастает вероятность того, что более ценным для человека станет агрессивное поведение;

б)если действие индивида получит ожидаемое (либо большее) одобрение или не приведет к ожидаемому наказанию, то он испытывает чувство удовлетворения. И тогда возрастает вероятность того, что он воспроизведет одобряемое поведение, поскольку оно будет для него более ценным.

6.Аксиома рациональности: при выборе между альтернативными действиями индивид изберет то, для которого ценность результата, помноженная на вероятность его получения, наибольшая.

Его волнуют действия людей и их поступки. Но сводя многообразие общ.отншений только к межличностному взаимодействию. Он недооценивает макроструктуры общ-ва и его институты.

Редукционизм:

1.Оказавшись под влиянием Скиннера – бихевиоризм (поведение, основанное на взаимовыгодном отношении индивидов друг к другу в процессе общения) Хоманс сводит анализ чел.взаимодействия к обмену наградами и наказаниями.

2.Расматривает обмен прежде всего на уровне сознания, редуцируя социальное к психологическому. Считает психологич.принципы человеческого поведения универсальными, удачно объясняющими его механизмы.

3.редуцирует макросоциологич.к микросоциологич.

В изучении межличностного взаимодействия, сосредоточены возможности социологии как науки.

Интегративная теория обмена. Блау «Обмен и власть в соц.жизни»

Интересовали не психологические, а социологические аспекты обмена – действия, зависящие от получаемых одними людьми от других вознаграждений и прекращающиеся с окончанием этих вознаграждений.

Перевод трактовки обмена с микроуровня на мезоуровень – фирмы, орг-ции, соц. структуры, институты.

Интеграция теории обмена и соц. структуры.

Соц.анализ:

1.использование теории обмена для анализа микропроцессов, связанных с межличностнм взаимодействием.

2.применение теории соц.структуры, структ-функц. Для характеристики макропроцессов общ-ва.

Соц.конфликты и соц.обмены продолжат пронизывать поведневную, обыденную жизнь людей и деятельность многих общ.структур (институтов, орг-ций)

2 главные задачи, которые попытался решить Блау:

· Концептуализировать некоторые простые и непосредственные процессы обмена, происходящие в относительно узких рамках взаимодействия лицом к лицу.

· Применить эти концептуальные конструкции к объяснению сложностей, заключенных в процессах обмена, опосредованных более крупными системами.

7 принципов: появляются новые, концептуализируются старые.

Из межличностных обменов вырастают более крупные макроструктуры:

· Межличностный обмен

· Дифференциация статуса и власти

· Легитимация и организация

· Организация и изменение

Люди, которые на микроуровне обмениваются, обладают неравными ресурсами, значит их обмены не могут быть абсолютно равноценными, что ведет к дифференциации.

Чем больше услуг люди предоставляют в обмен на особо ценные услуги, тем меньше уступок может получить тот, кто предоставляет особо ценные услуги.

Нормы регулируют обмен между индивидом и коллективом, ценности регулируют обмен между коллективами.

Блау выделяет 4 типа ценностей:

· Партикуляристские. Солидарность и интеграции, регулирует обмен внутри системы.

· Универсалистские. Расширение сферы обменов.

· Легитимирущие господство.

· Оппозиционные или революционные. Позволяют по-новому организовать действия системы.

 

 

15. Феноменологическое направление в социологических исследованиях. Этнометодология

 

Изучением повседневности, обыденной реальности начали заниматься этнометодологи. Начало активного развития этого направления - 60ые годы, когда впервые проводились исследования в сфере обыденного знания во главе с Гарольдом Гарфинкелем (США). Сам он говорил о том, что стал продолжателем идей Альфреда Щюца (фенеменология, Герм/США). Ученик Эдмунда Гуссерля (феноменология, Германия), самый известный продолжатель его идей в рамках социологии.

Метод исследования, который он разработал, носит характер «экстремальности», нарушения привычных ситуаций. Центральные понятия - «рефлексивность», «фоновые ожидания»; этнометодологи изучают процедуры обыденных действий людей, правила повседневной жизни, изучение структур собственного сознания. Основная задача: выявить, какие правила используют люди при осмыслении поведения других, при взаимодействии, чтобы другим его сделать понятнее. Гарфинкель говорил, что этнометодология призвана изучать повседневную жизнь, смысл, цели, значения и действия которой составляют сценарий, лежащий в основе современного общества.

Этнометодологи выясняли, при каких обстоятельствах и почему люди считают вещи Реальными. Главной проблемой они считали нашу реальность, которую нужно «расколдовать» (термин М. Вебера), раскрыть способы, с помощью которых мы взаимодействуем в этой реальности.

В 1967 Г. написал книгу «Исследования по этнометодологии»; он попытался перенести в современное общество те процедуры, которые использовались в антропологии. Он говорил о том, что чтобы изучить социальную реальность, нужно от нее «отделиться», обособить людей, поставив их в тупик, и тем самым увидеть Настоящую реальность. Он ставил различные эксперименты, в которых респы находились в тупике, подвергаясь дурацким вопросам (множество уточняющих вопросов, которые не принято задавать). Такое поведение позволяет выявить фон, который обычно незаметен. Пример. Говорить, только отвечая на вопросы, просить разрешения пойти в туалет, многословно хвалить обед и спрашивать рецепты и т.п. Студенты – участники эксперимента в своих отчетах отмечали, что их родители приходили в полное замешательство от такого поведения студентов дома.

Поэтому он отказывался от изучений чего-либо с помощью привычных методов, т.к. считал, что люди отвечают не так, как на самом деле считают, а отвечают шаблонами и стереотипами. На сегодняшний день его методика постоянно критикуется, потому что результаты исследований могут получиться слишком «случайными», т.е. – всё дело в ситуации, которая была изучена, так как сам метод состоит в анализе отдельных конкретных случаевкоммуникативного взаимодействия конкретных индивидов в их обыденной повседневной жизни. Люди часто выводятся из равновесия, теряют контроль или просто злятся, что не может дать определенных результатов, отвечающих на вопрос: как формируются изучаемые нами нормы и правила; также есть трудность в том, что полученные результаты сложно систематизировать.

А. ШЮЦА (Шютца) (1899—1959) Создатель понимающей социологии (феноменология), основные положения которой развились из положений Эдмунда Гуссерля (Герм.). Автрийский философ + социолог, но в основном работал в США (бежал от нацистов в 1930-е).

Шюц считал, что проблема «понимания» была поставлена М. Вебером хотя в принципе и правильно, однако нечетко, в общих чертах. К правильному и более конкретному решению поставленной Вебером проблемы более близко подошел Гуссерль, учитель Шюца, и именно в учении о «жизненном мире», постигаемом не столько научными методами, сколько субъективным конструированием, непременными элементами которого, т.е, самого «жизненного мира», является «переживание субъектом действительности».

Свою «понимающую социологию» Шюц противопоставляет «традиционной социологии». Последняя исходит из предположения, что общество — это реальность, доступная рефлексии (познанию). «Традиционная» социология не ставит вопроса: как возможно общество? «Понимающая социология» делает этот вопрос центральным в своем исследовании социальной жизни.

Обозначенный Гуссерлем «жизненный мир» есть на самом деле переживаемый субъектом поток явлений. Не все переживаемые субъектом явления имеют для него «значение», не все они осмыслены, отрефлексированы. Осмысляются в гуссерлианской интерпретации, т.е, понимаются, главным образом прошлые явления, вошедшие уже в субъективный опыт, но не настоящие, не актуальные. Кроме того, само «осмысление» («понимание») проходит две ступени: низшую и высшую. На низшем уровне происходит возникновение значимых элементов опыта, на более высоком уровне образуются устойчивые конфигурации значений, основой которых выступают интенциональные акты(намеренные поступки).

Другим существенным моментом выступает учение об интерсубъективности жизненного мира. Суть этого учения состоит в том, что объективность социальной действительности — особого рода, отличная от объективности природы, а именно — рождающаяся в отношении «Я» к другому «Я». Причем само это отношение определено опять-таки сознанием («переживанием») «Я».

То есть другое «Я» — не что иное, как «переживание», «осознание» «Я» другого «Я».


Учение об «интенциональности» понимающего действия. Ученый пишет, в частности: всякое понимание направлено на то, что имеет значение. Такая направленность «понимания», в более широком плане и действий субъекта, и означает интенциональность. Само «понимающее действие» Шюц подразделяет на два вида: один — не имеющий своей целью коммуникацию и другой — совершаемый с целью коммуникации. Примером первого может служить «рубка дерева». Скажем, я наблюдаю за другим субъектом, занятым заготовкой дров. Примером второго является «беседа» между двумя субъектами: «Я» и «другим Я». Истинное понимание смысла действий субъекта, по Шюцу, заключается в осознании субъективных значений действий для этого «другого Я».

Наряду с этим типом понимания, — «истинным пониманием», существуют еще два других типа: понимание как самоинтерпретация и понимание типизирующее. Одно (понимание как самоинтерпретация) означает интерпретацию собственных переживаний в терминах собственного контекста значений. Иными словами, субъект переносит как бы собственный опыт на поведение и действия другого субъекта, отождествляет последнего со своим «Я». Другое понимание — осуществляется либо в форме «обыденной типизации», либо в форме «научной типизации». Схема здесь, однако, одна: подведение «понимания» под системы либо принятых в массе, в обыденной жизни, категорий, либо — под системы научных понятий.

Итак, в основе социального действия лежит понимание. Более того, по Шюцу, действие и понимание — одно и то же. Понимание — форма субъективной (человеческой) активности. То же относится и к объяснению. " Жизненный мир" — это мир смыслов, а смыслы создаются людьми. Соответственно, социальный порядок есть не что иное как система смыслов. Люди живут и действуют на основе " естественной установки", что мир каждого есть вместе с тем мир другого (принцип интерсубъективности жизненного мира). На этом принципе и зиждется типизация — создание общих для всех смысловых связей, а также идеализация — подразумеваемые " и-так-далее" и " я-могу-это-снова" (формулы Гуссерля).

Различая социальное действие и поступок (социальное действие есть процесс, в котором нечто осуществляется, а поступок является результатом этого процесса), Шюц описывает темпоральную и смысловую структуру социального действия, основываясь на двух видах субъективной мотивировки. Так, есть два наиболее общих мотива: " для-того-чтобы" и" потому-что". Первый направлен в будущее, второй — в прошлое. Таким образом создается социальная целостность, " непрерывность".

Возвращаясь к центральной идее понимающей социологии об интерсубъективности жизненного мира, мы должны теперь обратить внимание на то, что Шюц сформулировал два важных условия названной интерсубъективности – идеализации. (он получил их, используя метод Э.Гуссерля для установления сущностей «эпохе» - вынесение за скобки- когда содержание сознание берется как оно есть, а «за скобки» выносится суждение о его истинности или ложности, т.к. вещи не явл универсалиями, они конкретны)

Принципы (коммуникации), сформулированные Щюцем:

1) имеет место совершенно необходимая «идеализация взаимозаменяемости точек зрения» (каждый воспринимает вещи так же, как другой)

2) " идеализация совпадения систем релевантностей".(люди судят о вещах на основе одинаковых критериев)

Находясь под влиянием идей Шюца, Бергер и Лукман выделяли среди множества реальностей одну как наиболее значимую — реальность повседневной жизни. Она представляется как интерсубъективный мир, т.е. мир, который человек разделяет с другими людьми. В этом мире господствует повседневное знание, т.е. знание, которое человек разделяет с другими людьми в привычной самоочевидной обыденности повседневной жизни. Ее реальность, считают социологи, конструируется интерсубъективным человеческим сознанием. Поэтому вопрос о качественном различии между объективной и субъективной реальностью повседневной жизни, но существу, снимается. В реальности обыденного бытия и ее знании одной из центральных является проблема пространственной и (особенно! ) временной структуры мира повседневной жизни. Последняя необычайно сложна, считают Бергер и Лукман, поскольку сталкиваются различные уровни эмпирической темпореальности. Прежде всего они говорят о том, что человек воспринимает время как непрерывное и конечное. Но на время жизни человека и его восприятие накладывает печать временная структура жизни общества с его революциями, кризисами, достижениями и т.д. Все это в большой с


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.086 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь