Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общий вывод о литературном развитии Сони К.
Уровень самостоятельного восприятия Соней литературного произведения – аналитический («уровень персонажа»), представления о жанрах фольклора и литературы у нее сформированы на практическом уровне (умет отличать произведения разных жанров друг от друга и соотносить произведение с жанром), потребность в чтении высокая; речевое развитие тоже соответствует возрастной норме, хотя Соня и переносит опыт, полученный в читательской деятельности, в деятельность литературно-творческую, но происходит это бессистемно. Совместив все полученные данные, можно говорить о том, что уровень литературного развития Сони К. средний, что соответствует возрастной норме. Глава 2. Цели и задачи литературного образования на первом этапе Проблема целей ЛО ЛО рассматривается в науке как процесс и как результат процесса. Любой образовательный процесс состоит их нескольких компонентов: познавательный (когнитивный), коммуникативный, ценностный, деятельностный и творческий. Итог процесса – приобретение личностью не только новых знаний и умений, а мировоззрения и мироотношения, т.е. изменения личности, ее развитие. Накопление человечеством информации в разных областях науки привело к специализации, т.е. разделению единого образовательного процесса на отдельные направления (естественно-научное, гуманитарное, математическое) и дисциплины. В школе ребенок знакомится с основами всех направлений, хотя образовательный процесс протекает дифференцированно, а порой и изолированно, когда каждая дисциплина изучается сама по себе, без связей с другими. Таки образом, мы выделяем из общеобразовательного процесса процесс ЛО, не забывая о том, что у него есть общее со всеми другими образовательными процессами начало – названные нами компоненты образования. Из этого вывода следует, что в процессе ЛО ребенок получает систему научных знаний о литературе как виде искусства и литературоведении как науке, вырабатывает систему ценностей в области литературы как искусства, овладевает умениями, необходимыми для общения с литературой как видом искусства, и умениями, необходимыми для осмысления литературных явлений, а также развивает свои творческие литературные способности. В процессе ЛО выделены этапы, в основе деления возрастные психические и психологические особенности школьников, а также периоды их читательского (литературного) развития. Первым этапом ЛО является начальная школа. На вопрос о том, каковы же цели литературного образования на первом этапе, в современной методической науке нет однозначного ответа. Позиция ученого обычно отражается в программе по литературе или литературному чтению, составленной под его руководством или им единолично. Поэтому в поиске ответа обратимся к действующим вариативным программам. Авторы всех современных программ по литературе для начальной школы отказались от идеологического воспитания как главной цели. Практически во всех программах звучит мысль о необходимости воспитания читателя и введения его в мир художественного слова, в мир литературы как искусства. Но при этом цели, поставленные авторами-методистами, совпадают не во всем. 1. В.Г.Горецкий (и его авторский коллектив) считает, что целью курса литературного чтения является введение ребенка в мир художественной литературы и помощь ему в осмыслении образности словесного искусства, в пробуждении у детей интереса к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. В этой формулировке отражены когнитивный и ценностный компоненты ЛО. 2. Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева полагают, что цель уроков чтения – научить детей читать художественную литературу, подготовить к систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель, в понимании авторов, это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания, это человек, владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Эта формулировка говорит о пропедевтической направленности программы. 3. З.И.Романовская –автор одной из первых программ по литературе, входящих в систему развивающего обучения академика Л.В.Занкова, – пишет, что система чтения направлена на достижение общего развития младших школьников, понимаемого как развитие их ума, воли, чувств, духовных потребностей. Очевидно, что эти развивающие цели можно поставить перед любым специальным образовательным процессом, в ней не отражается специфика предмета. 4. Г.Н.Кудина и З.Н.Новлянская пишут, что основная задача курса литературы – воспитание эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нем отраженных, выдвигая на первый план эстетическую направленность курса литературы. В формулировке присутстуют ценностный, комуникативный, деятельностный и творческий компоненты. 5. Л.Е.Стрельцова и Н.Д.Тамарченко под общей задачей литературного образования в начальной школе понимают организацию и стимулирование процесса становления читательской позиции младшего школьника. Эта цель отражает специфику литературы как объекта специального научного анализа. 6. М.П.Воюшина считает, что «основная цель литературы как учебного предмета – способствовать развитию личности ребенка средствами искусства слова, воспитывать потребность в общении с искусством, ввести школьника в мир художественной литературы, приобщая его у духовному опыту человечества». В этой формулировке мы обнаруживаем эстетически и, когнитивный компоненты образования. 7. В «Учебных стандартах школ России» (авторский коллектив под рук. Г.И.Беленького ) общая цель ЛО представлена следующим тезисом: «через подготовку квалифицированного читателя – к формированию духовно богатой личности». Квалифицированный читатель, в толковании авторов, это духовно богатая личность. На первый план авторы выдвигают ценностный компонент и обще развитие личности. Отметим, что авторы программ для начальной школы ставят на первом этапе такие цели ЛО, как бы они их ни формулировали, которые сохраняются, не изменяясь, до завершения школьного образовательного процесса. Нам же необходимо поставить цели более конкретные, которых можно достичь на начальном этапе ЛО. Если принять положение о том, что главная цель школьного ЛО – литературное и общекультурное развитие личности ребенка, то можно сформулировать частные цели именно для первого этапа этого процесса, достигнув которых, мы сможем продолжать литературно-образовательные процесс на новом этапе. 2.2. Цели первого этапа литературного образования 1. Совершенствование навыков чтения (правильное, сознательное, беглое и выразительное) – деятельностный компонент. 2. Расширение круга чтения, формирование осознанной мотивации чтения (возможность узнать новое и получить эстетические переживания) – когнитивный и эстетический компоненты. 3. Формирование системы читательских умений, необходимой для полноценного общения с художественным произведением – деятельностный и коммуникативный компонент. 4. Формирование основ теоретико-литературных знаний и умений ими пользоваться на практике – когнитивный и деятельностный компоненты. 5. Развитие воображения и мышления в процессе читательской и литературно-творческой деятельности – деятельностный и творческий компоненты. 6. Формирование основ оценочной деятельности, умения вести беседу о прочитанном – деятельностный, ценностный и коммуникативный компоненты. 7. Расширение культурного поля ребенка при изучении литературы – когнитивный и ценностный компоненты. 8. Развитие устной и письменной речи – деятельностный, коммуникативный и творческий компоненты. 9. Формирование основ системы нравственных и эстетических ценностей – ценностный компонент. Достижение этих целей будет залогом потребности детей в чтении, сформированности у них основных умений, необходимых для чтения произведений разных жанров и мотивированного высказывания собственных оценок, а также литературно-творческой деятельности, и готовности выпускников начальной школы к восприятию более сложных по художественной форме и содержанию литературных произведений. Глава 3. Содержание литературного образования на первом этапе Мы подробно остановились на проблеме целей ЛО, потому что от цели зависит и содержание образования (СО). Следует помнить о том, что в каждой программе предлагаются не только разные цели, но и разное содержание литературного образования (СЛО). На сегодняшний день нет единства в подходе к этому вопросу, поэтому остановимся только на основных аспектах этой проблемы. 3.1. Содержание литературного образования (СЛО) В современной дидактике (В.Давыдов, И.Лернер, М.Скаткин) понятие «содержание образования» раскрывается во взаимосвязи с основными элементами социальной культуры, которая должна быть передана подрастающему поколению совокупностью знаний, опытом осуществления известных способов деятельности, опытом творческой деятельности, опытом эмоционально-ценностного отношения к миру. Учителя обычно вкладывают в этот термин очень узкое содержание –произведения, которые включаются в программу. Очевидно, что содержание образования не сводится только к кругу чтения. Ведь, как мы уже отмечали, нашей целью является воспитание духовного читателя, а для этого необходимо развивать литературные способности, формировать культурное поле ребенка и определенные читательские умения. Это невозможно сделать, не передав юным читателям теоретико-литературные знания, без которых восприятие литературного произведения останется на бытовом уровне, тогда как хотелось бы, чтобы читатель относился к литературе именно как к искусству. Занимаясь вопросами ЛР младших школьников, М.П.Воюшина предложила свой подход к рассматриваемой нами проблеме. Формирование читателя-школьника, способного к творческой деятельности, требует, по мнению М.П.Воюшиной, выделения в качестве ведущего элементаСЛОна начальном этапе системы читательских и речевых умений, призванной обеспечить полноценное общение с текстом, продуктивную речевую деятельность, создать возможность для общения, обучения, дать ребенку опыт творчества. Термин «читательские умения» употребляется в методической литературе в широком и узком значении. В широком значении читательские умения охватывают всю литературно-учебную деятельность школьников (умения анализировать и оценивать произведение, речевые умения, библиографические умения); в узком – трактуются как умения, необходимые для полноценного восприятия литературного произведения. Следует заметить, что единого определения понятия «умения» в педагогике пока нет. Ряд ученых (Н.Д.Молдавская, А.М.Сафонова и др.) понимают умениекак действие или систему действий. Применительно к читательским умениям это означает, что говорить о том, что школьник овладел тем или иным умением можно тогда, когда он самостоятельно выполняет действия – операции, приемы работы: составляет план, устно рисует картины, характеризует персонажей и т.д. Л.Я.Гришина, Н.Я.Мещерякова, Ю.И.Мизин понимают умения как готовности, способности человека выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. М.П.Воюшина высказывает свою точку зрения, склоняясь к подходу Л.Я.Гришиной, потому что при таком понимании, по ее словам, подчеркивается творческий характер умений, необходимость опоры на литературоведческие знания при выборе и применении приемов анализа текста в соответствии с целесообразностью их использования в каждом конкретном случае. При подходе Н.Д.Молдавской, считает М.П.Воюшмна, цель обучения данным приемам – осознание причинно-следственных связей, воссоздание образа – теряется, хотя не поясняет, почему она так считает (СНОСКА: Воюшина М.П. Ук. соч.). Для выработки собственной позиции задумайтесь: если ребенок умеет устно рисовать картины, то, значит, он воссоздает зрительные образы, если он дает точную характеристику персонажу – значит, понимает причинно-следственные связи, если правильно составляет разные виды планов произведения, то умеет выделять главное и обнаруживать причинно-следственные связи. Другое дело, что часто работа по овладению приемом проводится в школе механически, без осознания ребенком ее необходимости, ее смысла. На наш взгляд, понимание понятия «умение», высказанное Н.Д.Молдавской, очень точное, а главное, практически проверяемое. Объективно проверить готовность ученика к деятельности представляется затруднительным. Напомним и о том, что выдающийся отечественный психолог Б.М.Теплов считал, что способности нельзя сводить к умениям, что способность и позволяет человеку быстро овладевать умениями и знаниями в той или иной области. В рассматриваемой проблеме представляется важным то, что в основе термина «читательское умение» лежит представление о том, может ли читатель выполнить ряд операций в соответствии с поставленной перед ним целью. На начальном этапе мы обучаем ребенка и операционной стороне приема, т.е. действию, и тому, как с помощью приема можно глубже понять текст, что является деятельностью, т.е. сумме целенаправленных действий. Когда операционная сторона приема освоена учеником, мы можем сосредоточиться на содержательной стороне процесса. Рассмотрим подробнее умение анализировать литературное произведение. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1024; Нарушение авторского права страницы