Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философское понимание товарно-денежного фетишизма



Для понимания природы денег, их власти над человеком важно вспомнить особенности социально-психологического механизма такого явления, как фетишизация (превращение чего-либо в фетиш). Фетишизм (от португ. feitio — магическая вещь) представляет собой веру в наличие у реальных предметов свойств, в действительности им не присущих, и соответствующий культ этих предметов. Фетишистами становились самые разнообразные природные вещи — ка­мень, металл, клык зверя и т.д. Элементы фетишизма можно обнаружить практически во всех религиях, он широко распространен и в сфере бытовых суеверий и предрассудков.

Очевидно, что деньги — это предмет фетишизации, им приписываются свойства, превосходящие по своим возможностям, своей I загадочной силе все другие социально-вещные объекты. Поэтому I люди испытывают известное преклонение перед деньгами, усматривая в них сверхъестественные свойства.

В свое время Маркс в экономических трудах раскрыл природу товарно-денежного фетишизма [28, с. 80—89]. Он показал, что в деньгах представлено нечто другое, нежели они сами. В них закреп­лены общественно значимые, следовательно, «мыслительные фор-мь1», символы, появившиеся в результате общественного развития. К.Маркс анализирует сущность денег с помощью понятия «превра­щенная форма». Последняя обозначает содержание чего-то другого, отличного от нее самой, представляя собой общественные отноше­ния, скрытые от непосредственного наблюдения. Мистический ха­рактер денег, загадочность денежной формы заключается в том, что определенные отношения самих людей принимают в них фантасти­ческую форму отношений между вещами.

Многие ученые считают, что деньги таят в себе не только чисто экономическую силу, но и глубокую нравственно-психологическую, а в какой-то степени магически-мифологическую силу. Еще в древ­неиндийской философии деньги трактовались как явление священ­ное, излучающее космическую энергию, которая порабощает чело­века, становится предметом его поклонения. Деньги определяют количественные границы возможностей в действиях людей и одно­временно они выражают качественную безграничность в человече­ском поведении. Недаром по этому поводу знаменитый голланд­ский философ Б. Спиноза остроумно заметил: «Самое лучшее каче­ство денег — это их количество».

Совершенно очевидно, что деньги обращают мир «в огромную арифметическую проблему, а качественное различие вещей - в систе­му цифр». История изучения денег свидетельствует о множестве их модификаций. Это связано с обилием их натуральных и физических форм и разной покупательной способностью. И самое главное — деньги приобрели чисто национальные черты. Любое государство име­ет свои денежные единицы: в России — рубль; во Франции — франк; в Белоруссии — белорусский рубль; на Украине — гривна и т.д. Но помимо обычных бумажных ассигнаций появились государственные казначейские обязательства, акции, векселя. Все это, конечно, весьма Усложняет управление и учет движения совокупной денежной массы.

Покупательная способность денежных единиц определяется пра­вовыми и экономическими параметрами, а также социально-культурными условиями. Поэтому не все предметы, вещи могут быть объектами денежных платежей (например, исторические памятники культуры). Экономическая социология выделяет вид так называе­мых «связанных денег», предназначенных на строго определенные Цели (например, гранты на научные исследования, строительный кредит). Целевые деньги — это средства, направляемые на капи­тальное строительство, заработную плату и т.д.

Существует классификация видов денег в зависимости от спо­собов их получения и использования. Для каждой категории «легких» и «трудных» денег есть свои наиболее вероятные способы трат В семейном бюджете, как известно, денежные накопления имею? характер «целевых денег»: на текущие хозяйственные нужды или на дорогостоящие покупки, на образование детей или на собственные похороны. Конечно, особенности структуры использования денег в значительной мере зависят от культурно-профессиональных пред­почтений людей: некоторые могут расходовать львиную долю своих доходов на покупку книг, произведений искусства, а другие исходят из принципа выгодно вложить сбережения в дело или в банк.

Общеизвестно, что существуют деньги, именуемые «грязными». Это средства, полученные незаконным путем: например, от прода­жи наркотиков, спекуляций, продажи оружия и т.д. Чаще всего эти немалые деньги скрываются от налогов. Они как правило, «отмы­ваются» владельцами в законных формах хозяйства или увозятся за границу, в центры (офшоры), где иностранным капиталам предос­тавляются специальные налоговые и другие льготы. Для нашей со­временной экономики — это одна из самых «больных» проблем.

Будучи всеобщим эквивалентом товаров и услуг, деньги высту­пают безусловным стимулом и побудительным мотивом многих ви­дов деятельности, в том числе и антигуманных, они делают привле­кательной любую работу, превращают в предмет купли-продажи то, что таковым быть не должно. Как искушение и соблазн, деньги становятся суровым испытанием нравственности. Деньги, по сло­вам Маркса, превращают верность в измену, любовь в ненависть, добродетель в порок, глупость в ум, а ум в глупость.

Посредством денег люди, ничем не заслужившие доверия обще­ства и часто демонстрирующие наихудшие моральные качества, по­лучают возможность торжествовать над наилучшими — совестли­выми, чуткими, бескорыстными, просто честными.

Деньги одинаково добросовестно обслуживают и созидательные и разрушительные действия людей. Они — средство реализации во­ли и разума человека. Но в этой роли деньги не пассивны. Они ак­тивно влияют на формирование его индивидуальной системы ценностей, на расстановку личных приоритетов и целей. Согласно со­циальной психологии, деньги способствуют возникновению многих отрицательных, низменных страстей. Скажем, зависть, жадность, корыстолюбие лежат в основе мотивов большинства преступных замыслов, интриг, разврата, коррупции. Об этом свидетельствуют многочисленные факты из современной жизни.

Недавно были опубликованы результаты исследования совре­менной коррупции в нашей стране. Эта работа проводилась по за­казу Всемирного банка сотрудниками фонда «Информатика ДЛЯ демократии» («Индем»). Впервые в истории изучения коррупции выявлены ее основные характеристики и установлены неизвестные ранее закономерности. Главная закономерность экономической жиз­ни России, которую великий историк Карамзин еще полтораста лет назад обозначил словом «воруют», такова: на взятки в нашей стране угодно тратят 37 млрд долларов. Почти столько же составляет доходная часть годового бюджета страны. Коррупция объявлена органичной частью сознания россиян. То есть мы продолжаем жить по ДВУМ заповедям: дающие — «не подмажешь — не поедешь», бе­рущие — «дают — бери, бьют — беги».

Особенность этого социологического исследования состоит в том, чт0 выводы и заключения сделаны на основе глубинных ин­тервью с экспертами из числа бывших высокопоставленных работ­ников госаппарата и мнений обыкновенных граждан. В массовом, да и элитарном сознании сегодня кажется вполне справедливой го­товность давать взятки. Из числа опрошенных 54, 1% респондентов считают, что ни одна проблема не решается без взятки.

По данным Главного информационного центра МВД, число взяток и сумма ущерба от них растут из года в год. Причем считает­ся, что большая часть преступлений в этой сфере не выявляется. Патентная преступность составляет 70%. Как утверждают специали­сты, в последние годы нет никаких объективных признаков сниже­ния уровня взяточничества. И больше всего берут, естественно, в тех сферах, в которых крутятся деньги.

И бизнес и сфера распределения природных ресурсов, и право­охранительные органы. Бюрократический аппарат раздутый в госу­дарстве, особенно падок до разных видов коррупции. Как победить это вселенное зло и возможно ли это вообще? Легкого, быстрого и однозначного способа преодолеть его нет. Тут нужен комплекс мер экономического, социального и юридического характера. И дело это очень долгое, ибо связано с глубинами массового менталитета.

Следует подчеркнуть, что зло кроется не в самих деньгах, как таковых, а в отношении людей к ним. Деньги, используемые во зло, как мотив антисоциальной деятельности, преступного поведе­ния, становятся страшной разрушительной силой. Конечно, это касается не только денег — во зло, например, могут быть использо­ваны язык, слово. Эта истина весьма суровая и древняя. Неуемное стремление к обогащению, патологическая страсть к деньгам не-Редко деформируют личность, превращают ее в нарицательный тип. Из мировой художественной литературы известны такие малосим­патичные персонажи, как Плюшкин, Гобсек и другие. Писатели во Все времена клеймили власть денег и порочность богатых. Н. Го­голь считал тягу к обогащению источником зла. В народе и в литературе стремление к бессовестной выгоде, как правило, осуж­дается. Л. Толстой в пьесах показывает нравственное преимущество бедности перед богатством.

Во многих произведениях отечественной литературы средствами анализа подчеркивается, что деньги и нравственность сожительствовать не могут. Деньги — такая же стихия, как любовь, ненависть. Это духовно-материальная сила огромного мас­штаба, оказывающая гигантское влияние на существование общест­ва и человека.

Утверждается, что жизнь на земле движется не смирением, а гордыней людской, алчущим духом, завистью, агрессивными ин­стинктами и жаждой накопительства. Апостол Павел говорил, что, желающие обогащаться впадают в искушение и погружают людей в бедствие и пагубу, ибо корень всех зол — сребролюбие, подвер­гающее многим скорбям и печалям...

В отличие от западной цивилизации, где материальный успех, де­нежный расчет воспринимаются как традиционные ценности, в рос­сийском обществе подозрительное отношение к деньгам сохраняется долгие годы. Существует множество русских пословиц и поговорок относительно денег, материального благополучия, богатства. Основной смысл сводится к тому, что невозможно быть богатым и честным од­новременно. Известная мудрая поговорка гласит: от трудов праведных не наживешь палат каменных. Для менталитета русского человека ха­рактерна принципиальная важность проблемы источника получения денег. Здесь большое значение придается тому, что материальное бла­гополучие должно обеспечиваться честным, упорным трудом.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь